Почему возникает необходимость миграции? Одним из критериев классификации, как мы отметили, выступают причины миграции. Обстоятельства, обусловившие переселение, могут иметь как объективный характер (военные действия, экологическая катастрофа), так и субъективный (неудовлетворенность индивидом своим положением в обществе).
С другой стороны, факторы миграции (совокупность движущих сил, воздействующих на миграционные процессы) и ее причины (то, что непосредственно объясняет процесс переселения) подразделяются на позитивные (притягивающие) и негативные (отталкивающие), однако выявить их главенство в конкретном случае довольно сложно. Авторы считают, что если в принятии решения о переселении преобладает влияние второй группы факторов («уеду куда угодно, лишь бы не оставаться здесь»), то превалируют выталкивающие факторы. Если же преобладает потребность переселиться именно в конкретный регион, то решающимися оказываются факторы притяжения [Волгин, с.244].
С.К. Бондырева выделяет целый ряд групп потребностных мотивов миграции – стремление к «лучшей доле», миграция из зависти к жителям более благополучных мест, миграция из-за комплекса неполноценности и т. д. [с.48-50]. Она же отмечает, что главным мотивом миграции является поиск благополучной жизни, а благополучие имеет два базовых аспекта – материальное благополучие и безопасность.
В связи с этим можно выделить несколько основных причин миграции:
- из соображений безопасности – миграции в связи с распадом СССР из бывших союзных республик русского населения – реэмиграция, народов других национальностей в связи с обострением межэтнических отношений, военных конфликтов и столкновений, преследований, ущемления в правах; также по причине экологических бедствий и техногенных катастроф, затронувших густонаселенные районы страны и угрожающих здоровью населения;
- из социально-экономических соображений – стремление к более полной реализации своего творческого потенциала («утечка умов», переезд молодежи в города из сельской местности), поиск работы в новых регионах в связи с негативными последствиями становления рыночной экономики – спада производства и закрытия ряда отраслей промышленности, сокращение численности вооруженных сил и т. д.
Движущие силы миграции, по мнению В. Н. Воробьева, объективно предопределены диспропорциями между частями страны, между поселениями, разбалансированностью отдельных сфер внутри городов и регионов. В современных условиях наиболее важными движущими силами-факторами миграции считаются территориальная дифференциация уровня и качества жизни, занятости населения, демографических структур, социально-политической обстановки, безопасности человеческой жизни, в некоторых случаях экологической ситуации [Воробьев, с.11-12].
В жизни общества миграции выполняют определенные функции, роли, описанные и детально рассмотренные в работах Т.И. Заславской, Л.Л. Рыбаковского. Прежде всего, Л.Л. Рыбаковский указывает, что функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других - определяется социально-экономическими условиями конкретных стран. Первые - общие функции миграции, вторые - специфические функции той или иной цивилизации []. К общим функциям миграции по предложенной Т.И. Заславской классификации относятся:
- ускорительная – обеспечивающая через рост подвижности населения его личностное развитие, изменение социально-психологических характеристик, а также способствующая интеграции национальных культур;
- перераспределительная – отражающая изменение численности населения территорий, охваченных миграционными потоками, опосредованное влияние на демографические процессы;
- селективная, суть которой заключается в том, что неравномерное участие в миграции различных групп населения ведет к изменению качественного состава населения взаимодействующих территорий.
Л.Л. Рыбаковский акцентирует внимание также на экономической и социальной функциях миграции, что особенно важно в современных условиях. Социальная функция миграции населения всецело определяется уровнем экономического развития страны и проводимой ею политики. В этих рамках мигранты решают свои жизненные задачи: путем переселения стремятся улучшить свою жизнь. Миграция вследствие реализации ее социальной функции, представляет собой процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения.
Вероятно, можно отметить также некую «сигнальную» функцию миграции – именно благодаря постоянным миграционным потокам становятся объектом внимания не только явные, открытые, но и латентные проблемы, кризисы, способствующие их возникновению. Например, многие внутригосударственные миграции – «сигнал бедствия» вымирающих деревень и малых городов, призыв к действию в вопросах реформирования агропромышленного сектора, политики по оказанию поддержки жителям сельской местности, повышению престижности профессий работников сельского хозяйства. Т. Н. Юдиной, помимо широко употребляемого сегодня термина «утечка умов», использованы также понятия «утечка мышц», «утечка мускулов», «утечка невест». Появление новой терминологии также показывает области возникновения новых проблем – в спортивной среде, семейно-брачных отношениях и т. д.
В 80-е гг. XX века Л.Л. Рыбаковским, Т.И. Заславской и другими авторами была разработана концепция трехстадийности миграционного процесса, где исходная стадия - процесс формирования территориальной подвижности населения; основная - собственно перемещение; завершающая - приживаемость мигрантов на новом месте. А.И. Кузьмин отмечает, что на основе этой концепции можно формулировать специфические задачи для каждой из стадий миграционного процесса, в той или иной мере конкретизирующие проблему совершенствования территориального перераспределения населения. Действительно, разграничивая рамки данных стадий формальными актами – регистрацией выбытия из одного и прибытия в другое территориальное образование, мы можем и четко акцентировать проблемы каждой из них, обозначить меры, необходимые для оказания поддержки на том или ином этапе или, напротив, меры, направленные на пресечение нежелательных последствий.
Основными последствиями миграции на уровне общества и государства являются:
- изменение численности населения и его возрастной структуры;
- изменения в составе населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности;
- увеличение этнической мозаичности населения, возможное обострение конфликтов на религиозной, этнической основе;
- снижение спроса на рабочие места в районах выбытия и повышение его в районах вселения – изменения на локальных и региональных рынках труда, усиление конкуренции в сфере занятости;
- массовые миграции, организованные или регулируемые государством (беженцы, эвакуированные жители) требуют больших материальных затрат и наличия спецслужб;
- в идеале же, являясь экономически рациональным поведением, миграция населения должна вести к выравниванию уровней развития регионов.
Сегодня широко распространен подход рассмотрения всех возможных последствий миграции с позиции национальной безопасности стран, охваченных миграционными потоками. Мы коснемся подробнее этой темы в следующем разделе, подчеркнув сейчас необходимость следования заявленному нами изначально положению – соблюдению балансов интересов государства, общества и самих мигрантов при анализе миграционных процессов. Таким образом, обозначив общие итоги миграции, необходимо учесть последствия ее, прежде всего, для самих переселенцев. Они связаны с трудностями не только организационного, правового характера (необходимость получения регистрации, гражданства), но и с трудностями психологической адаптации (принятие нового социального окружения, ценностей), нахождения своего места в жизни другого государства или его территории, нестабильным, а подчас и кризисным материальным положением (невозможность трудоустройства, работа не по специальности). Согласно определению П.Д. Павленка, «при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека – из одной природной и социокультурной среды он попадает в другую, разрывая прежние свои связи и традиции и пытаясь установить новые. В этом сущность объекта и предмета социальной работы с мигрантами как маргиналами», т. е. людьми, утратившими свой прежний социальный статус, находящимися в процессе поиска и обретения иного, лучшего [Павленок, с. 264].
По мнению С.К. Бондыревой, миграция всегда вынуждена, только нужда это бывает разной [с.43]. Пусть не каждый переселенец вправе претендовать на получение статуса, например, беженца, по законам государства, не каждый претендующий может его получить, но для любого человека существовала некая причина, побудившая, вынудившая его поменять место жительства. И хотя те люди, кто действительно бежал от реальных преследований и столкнулся с угрозой жизни, здоровью в месте своего прежнего обитания, ярче, острее переживают сам факт и последствия своего переезда, но и люди, добровольно и без внешних драматических причин решившиеся на переселение, неизбежно столкнуться с необходимостью адаптации и решения других перечисленных выше проблем.
Поэтому в работе с мигрантами особенно важным является оказание конкретной помощи, что возможно только при разработанной стратегии государства по регулированию миграционных процессов, существовании отлаженного взаимодействия органов исполнительной власти в данной сфере, их взаимодействии с общественными организациями, функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности, с одной стороны, но с другой – и использующих накопленный опыт и применяющих специфические технологии работы. Таким образом, от рассмотрения теоретических положений о миграции мы переходим к анализу более специфических вопросов современной миграционной политики российского государства.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.