Факты свидетельствуют о том, что в минувшем десятилетии между Беларусью и Чехией складывались весьма обнадеживающие торгово-экономические отношения. Сейчас две страны вошли в фазу определенного политического охлаждения, что совершенно не отменяет развития деловых связей. А в нынешних условиях, возможно, именно этот сегмент двустороннего белорусско-чешского сотрудничества и должен развиваться особенно интенсивно с учетом уже сложившихся традиций и накопленного опыта.
Углубляется и прямое сотрудничество чешских экспортеров с отдельными министерствами, торговыми палатами и союзами предпринимателей, экспортными и инвестиционными агентствами "Czech Trade" и "Czech Iuvest". Например, в минувшем году наше министерство промышленности и торговли создало новую интегрированную систему информирования предпринимателей и экспортеров - http://www.businessinfo. cz.
Чешские предприниматели, государственные учреждения и экспортные организации работают на белорусском рынке во взаимодействии и не избегают серьезных и профессиональных предложений белорусских предприятий, связанных с продвижением их продукции на чешский рынок. Рыночная экономика в Чехии, как и в остальном мире, регулируется размером прибыли, качеством, соответствующим международным стандартам, экологическим нормам. У нас с успехом продвигаются белорусские изделия с более низкой добавленной стоимостью - удобрения, древесина, металл. Стимулировать же взаимный товарооборот могут договоры о транспортном сообщении, об избежании двойного налогообложения, о взаимной поддержке и защите инвестиций, а также соглашения между внешнеполитическими ведомствами, о сотрудничестве в области здравоохранения и медицины, о воздушном сообщении.
Стоимость основной туристической визы в Чехию со сроком пребывания в стране до 90 дней составляет 800 крон, или 35 долларов. Для белорусских граждан стоимость туристической визы снижена наполовину и составляет соответственно 400 крон, или 17 долларов. Заметим, что и все остальные типы виз граждане Беларуси оплачивают в половинном размере. А те из них, кому еще нет 15 лет или они являются членами семей граждан государств - членов Евросоюза, визы и вовсе получают бесплатно. Кроме того, при определенных условиях и в исключительных случаях чешский закон разрешает освобождать въезжающих в Чехию от консульского сбора за прием заявления на чешскую визу. Словом, визовые отношения с Беларусью сегодня лишены каких-либо сложностей. И мы в ближайшее время не ожидаем здесь упрощения визового режима.
С удовлетворением можем отметить, что чешское правительство без колебаний присоединилось к международной чернобыльской программе "Сотрудничество для реабилитации". И белорусские дети сейчас, например, регулярно ездят на бесплатный летний оздоровительный отдых в чешские высокогорные области, где их ждет не только медицинское обслуживание, но и культурно-спортивные программы. Визы для детей и сопровождающих их взрослых предоставляются бесплатно. Надеемся, что стремление будет положительно воспринято белорусскими властями и в последующие годы. В минувшем году, например, предложено несколько "малых" проектов. В частности, швейные машинки для мастерских народного творчества. Эту инициативу оценили партнеры - Комитет по вопросам Чернобыля Беларуси и Комитет по предложениям программы "Сотрудничество для реабилитации".
Чешские предприниматели встречаются в Беларуси с бюрократическими препонами, искусственно поддерживаемым уровнем занятости, непрозрачным налоговым законодательством, минимумом преимуществ в свободных экономических зонах, зачастую конфискационным подходом таможенных органов. Эти и другие трудности не просто отталкивают чешских предпринимателей от основания совместных предприятий и вложения инвестиций в белорусскую экономику, но часто ведут к прекращению новых многообещающих торговых контактов.
Нет сомнений, что в области энергетики и машиностроения есть чешские фирмы, способные продвинуться на белорусском рынке. Но совершенно различные принципы чешской и белорусской экономик (например, доля частного капитала) реально затрудняют вхождение чешских предприятий на белорусский рынок. Несмотря на это сотрудничество в виде торгового обмена в этих областях существует, хотя и ограничивается пока лишь отдельными поставками.
В прошлом году не без участия Чешского посольства была организована встреча чешских и белорусских предпринимателей. И в этом году, если удастся найти достаточное количество заинтересованных чешских фирм, мы планируем продолжить такие встречи, которые являются одним из путей в установлении новых бизнес-контактов. Неотделимой составляющей ежедневной работы посольства является прямая информационная поддержка чешских и белорусских предпринимателей. Цель - создание качественного информационного поля, которое сделало бы возможным для хозяйствующих субъектов обеих стран прямой доступ к базам данных спроса и предложений друг друга, а также другой информационный сервис, а также и дальнейшее развитие туристического обмена между странами.
Заключение
В Республике Беларусь необходимо сформировать и развивать высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс, обеспечивающий, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны (налоговые поступления в бюджет, приток валютных средств, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия и природного потенциала).
Необходимо уделить внимание следующим направлениям:
формирование имиджа Беларуси как привлекательного туристского объекта;
формирование национального туристического продукта и обеспечение его качества в соответствии с мировым уровнем;
комплексное развитие туризма на основе поддержки и выбора оптимальных методов государственного регулирования отрасли.
В соответствии с данными направлениями следует сосредоточить внимание на первоочередных задачах:
обеспечение системы новых подходов государственного регулирования в туризме, отвечающих изменившимся социально-экономическим условиям, целям, принципам и задачам осуществления туристской деятельности;
усиление роли государства в управлении туристской отраслью, через уполномоченный республиканский орган государственного управления;
совершенствование нормативной правовой базы развития туризма, механизма государственного регулирования в этой сфере;
принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли;
развитие инфраструктуры туризма, разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов;
продвижение белорусского продукта на мировой рынок туристских услуг;
обеспечение развития малого предпринимательства, развитие объектов потребительского рынка и услуг, стимулирование занятости населения в области туризма и обслуживающей сфере;
создание условий для инвестирования и других форм финансирования, кредитования субъектов отрасли.
Выполнение данной программы внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Главный социальный эффект - в создании благоприятных условий для обеспечения иностранных граждан и граждан Республики Беларусь туристскими услугами. Это будет достигнуто за счет увеличения поступлений в доходную часть бюджета, укрепления материальной базы туризма, потока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов для работы в индустрии туризма.
Реализация данных мероприятий также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, производство сувенирной продукции, а также подготовка и переподготовка кадров, что поможет решить проблему занятости населения, в первую очередь молодежи.
Предполагается, что выручка за организацию туризма к 2010 году возрастет до 870141,2 млн. рублей, прибыль от туризма к 2010 году составит 18706,9 млн. рублей.
Разработанные мероприятия будут способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа, приведут к значительному повышению привлекательности национального турпродукта сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.
Список литературы
1. Закон Республики Беларусь "О туризме" № 206-3 от 9 сентября 2007 г.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации".
3. Указы Президента и постановления правительства
4. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №371 "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь".
5. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь".
6. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001-2005 годы.
7. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.
Научная и учебная литература:
8. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. М., Аспект Пресс, 2002.
9. Биржаков М.Б. Экономическая безопасность туристической отрасли. - Спб.: Издательский дом "Герда", 2007. - 464с.
10. География международного туризма: страны СНГ и Балтии / авт. - сост.Л.М. Гайдукевич [и др.]. - Мн., 2004.
11. Герчикова И.Н. "Международное коммерческое дело": М., 2001. С.415.
12. Горбилева З.М. Экономика туризма: Учеб. пособ. - Мн.: БГУ, 2004. - 478с.
13. Прогноз изменения окружающей природной среды Беларуси на 2010-2020 гг. / под ред. В.Ф. Логинова. – Мн., 2004.
Периодические издания:
14. Антоненко Е. Современное состояние мирового туризма. http/www.inostranets.ru
15. Журнал "Директор", октябрь, 2006 г.
16. Журнал "Международное право и международные отношения", № 4, 2007.
17. Журнал "Все о туризме", Маринин М.М. "Туристические формальности и безопасность в туризме", № 1, 2010 г.
18. Интернет-газета "Эксперт-центр", http://www.exspert.org.ua
19. Газета "Чехия сегодня", 24.09.2009.
20. Российская газета от 17 июля 2002 г.
21. Tourism: 2020 vision. Madrid, 1997. // http://www.world-tourism.org
[1] Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Российская газета от 26 ноября 1996 г.
[2] Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М. 2001 . с.415
[3] Интернет-газета «Эксперт-центр» - http://www.expert.org.ua
[4] Маринин М.М. «Туристические формальности и безопасность в туризме», журнал «Все о туризме», № 1, 2010 г.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.