Развитие туристического рынка Беларуси

 

Республика Беларусь обладает необходимыми предпосылками для развития туризма. Но несмотря на их наличие, в настоящее время Беларусь существенно уступает странам Европы по параметрам въездного туризма.

К числу факторов для развития туризма в республике Беларусь следующие: рекреационно-географическое положение, природное и историко-культурное наследие, отношение к иностранным туристам со стороны местного населения, уровень развития туристической инфраструктуры и предложение дополнительных услуг, доступность инвестиционных ресурсов, степень разработанности нормативно-правовой базы туристической деятельности, обеспеченность туристическими кадрами и уровень их квалификации, наличие исследовательских учреждений в области туризма, туристический имидж и пограничные формальности.

Рекреационно-георгафическое положение Беларуси в целом можно охарактеризовать как выгодное, что определяется соседством с европейским рынком, на который приходится 58% мирового спроса на услуги международного туризма; расположением на пересечении оживленных транзитных путей; отсутствием ярко выраженных социально-политических конфликтов и природных бедствий внутри страны и на сопредельных территориях. Только по трансъевропейскому коридору Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва территорию Беларуси ежегодно пересекают около 10 млн. человек, в том числе 5.5 млн. - на автотранспорте и 4.5 млн. - по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале трансграничного въездного туризма связаны с возможностью туристско-экскурсионного обслуживания жителей соседних стран и посещающих их иностранных туристов. Негативным элементом рекреационно-географического положения являются отсутствие прямого выхода к морю, а также усиление барьерной функции западных границ в связи с интеграцией Польши, Литвы и Латвии в военно-политический блок НАТО и Европейский Союз на фоне доминирующего восточного вектора во внешней политике Беларуси.

Туристические ресурсы, включающие элементы природного и историко-культурного наследия, являются одним из важнейших факторов производства туристических услуг. Природные комплексы и историко-культурное наследие Беларуси по своей ценности, запасам и другим характеристикам позволяют разработать диверсифицированный конкурентоспособный национальных туристический продукт, включающий различные виды туров для иностранных посетителей: экологические, сельские, охотничьи, этнические, фольклорно-этнографические, программы кратковременного обслуживания транзитных и трансграничных потоков, специализированные туры.

В силу особенностей своего геополитического положения Беларусь часто становилась ареной военных действий, что предопределило невысокую степень сохранности историко-архитектурного наследия. Тем не менее, страна обладает значительным культурно-историческим потенциалом. На территории Беларуси учтено свыше 17.5 тыс. памятников истории и культуры. Сохранившийся потенциал традиционной материальной и духовной культуры является предпосылкой создания фольклорно-этнографических туров для иностранных посетителей. Специалисты выделяют на территории Беларуси около 100 центров традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного искусства.

В отношении природной среды следует отметить относительно высокую степень сохранности естественных ландшафтов Беларуси (представлены на 55% площади территории) по сравнению со среднеевропейским уровнем, что свидетельствует о наличии конкретных преимуществ в ресурсном потенциале развития экологического туризма.

Отдельные природные комплексы страны уникальны и имеют международное значение: крупнейший в Европе древний лесной массив беловежской пущи, естественные поименно-болотные ландшафты Полесья, Березинский биосферный заповедник.

Использование туристического потенциала осложняется в связи с радиоактивным загрязнением пятой части территории республики. Одним из главных препятствий, ограничивающих поток иностранных посетителей в Беларусь, является также крайне низкая известность национальных достопримечательностей за рубежом.

Не сформирована целостная система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения. Отсутствует механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов.

Отсутствие единой эффективной системы статистического учета и анализа приводит к тому, что реальный вклад туризма в создание валового внутреннего продукта занижается.

В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке как самостоятельное государство, имеющее древнюю историю, богатую культуру, разнообразную природу. Слабо развита система маркетинга национального туристского продукта и его продвижения на мировом и внутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями.

По большинству компонентов и характеристик системы туристского обслуживания (уровень качества услуг, соотношение цена - качество, количество предприятий размещения и питания, состояние производства и торговли товарами для туристов, инфраструктура, кадровый потенциал, нормативная правовая база, характер и объемы финансирования туризма и т.д.) Республика Беларусь не достигла сколько-нибудь приемлемого уровня в соответствии с международной практикой.

Материально-техническая база туризма на 70-80% нуждается в реконструкции.

Не сформирована целостная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы туризма. Не определены потребности в специалистах различных уровней. Не разработан перечень туристских профессий и квалификационных требований к ним.

Научные исследования проблем развития туризма не носят инициативный и систематический характер.

Преодоление негативных тенденций в развитии туризма предполагает активизацию государственной политики в этой сфере, придание туризму статуса приоритетного направления экономики, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Республике Беларусь современного конкурентоспособного туристского комплекса, который при активной поддержке и непосредственной помощи государства:

выполняет важнейшие социальные функции, обеспечивая возможность восстановления и пополнения физических, духовных и эмоциональных сил человека, приобретения знаний и повышения культурного уровня населения;

обеспечивает сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия;

оказывает стимулирующие воздействия на отрасли, обслуживающие сферу туризма;

повышает привлекательность страны как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества;

создает стимулы для притока в национальную экономику иностранного капитала;

является источником валютных поступлений в страну и средством обеспечения занятости населения.

Развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться преимущественно на тех видах и формах туризма, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал.

В существенном упадке находится внутренний туризм. Отсутствует четкий механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций в развитие туризма, система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках услуг. Низкая покупательная способность населения, рост стоимости транспортных услуг оказывают негативное воздействие на развитие детского, молодежного, самодеятельного, спортивного и экологического туризма. Недостаток бюджетных средств на дотации в социальный туризм приводит к недоступности участия в путешествиях основной массы населения, особенно социально незащищенных слоев.

Туристский бизнес - высокорентабельная сфера. Однако в условиях значительной бюджетной нагрузки на турфирмы (обязательная продажа валюты, косвенные налоги) и сложности, зарегулированности процесса организации туров у турфирм нет стимулов для легализации части совершаемых сделок. По экспертным оценкам, около 30% сделок совершается "в тени", и соответственно, не учитывается в официальной статистике. Из-за сложности выделения самостоятельного, неорганизованного туризма из общего потока пассажиров и несовершенства существующей системы статистического учета туризма трудно оценить его реальный вклад в формирование бюджета и создание валового внутреннего продукта. Развитие туризма не обеспечено достаточно эффективной правовой базой, крайне медленно осуществляется переход на мировые стандарты качества туристских услуг.

Состояние материально-технической базы (от гостиничного до транспортного хозяйства) - одна из самых существенных проблем в современном туризме. Например, расходы на аренду транспорта для турфирм составляют до 50% себестоимости. Государство не может осуществлять значительных инвестиций в отрасль, частный капитал не рискует вкладывать средства, что отрицательно сказывается на развитости инфраструктуры туризма в крупных городах, резко снижает там качество туристских услуг.

Имеет место завышенный уровень цен для иностранных посетителей на предоставленный туристический продукт (получение визы, гостиницы, транспортное обслуживание, экскурсионные услуги и др.).

Актуальной стала проблема доминирования выездного туризма, усугубляющаяся утечкой денежных средств. В связи с этим одной из приоритетных задач должно стать развитие въездного туризма, в том числе и с целью активизации платежного баланса страны.

Решение части проблем развития туризма связано с кадровым обеспечением отрасли. Уже начинает сказываться недостаток "узких"специалистов с хорошими знаниями в области финансов, страноведения, компьютерной технологии, работы с персоналом, культурологии и других направлениях.

Важным фактором, который необходимо учитывать при создании туристского продукта, является отношение к иностранным туристам со стороны местных жителей. Гостеприимство, дружелюбие, отзывчивость белорусов - общепризнанные черты национального характера. Однако в условиях социально-экономического кризиса иностранные туристы часто сталкиваются с проявлениями криминализации общества, частотой межличностных конфликтов, что ухудшает впечатление от пребывания в стране.

В настоящее время инфраструктура Беларуси имеет низкую оценку. Гостиничное хозяйство, транспортная система, предприятия общественного питания, индустрия развлечений не соответствуют запросам зарубежных туристов и требуют значительных капиталовложений. Также в больших капиталовложениях нуждаются туристические объекты и проекты, например стоимость реконструкции гостиницы "Минск" составляет 20 млн. дол., а реставрация и музеефикации Мирского замка определяется в размере около 25-30 млн. дол. Однако в условиях кризиса возможности бюджетного финансирования относительно крупных туристских проектов жестко лимитированы, а то и отсутствуют вовсе.

Нормативно-правовая база тоже требуется совершенствования. Нужно отметить неразработанность правовых основ функционирования отдельных элементов туристского комплекса, развития социального туризма, предоставления государственной поддержки производителей туристического продукта.

Положительным фактором следует считать появление рынка образовательных услуг в сфере туризма, на котором функционирует свыше 15 высших учебных заведений, однако количество вузов, участвующих в подготовке туристических кадров, невелико с учетом опыта соседних стран. И качество подготовки кадров невысокое.

Национальная программа развития туризма Республики Беларусь предусматривает создание высокоэффективного конкурентоспособного туристического комплекса рыночного типа, что делает актуальным анализ факторов и тенденций его формирования. В качестве инструмента исследования выступает модель "национального ромба" М. Портера, адаптированная в целях анализа туристического рынка. Модель "национального ромба" позволяет учесть основные детерминанты конкурентных преимуществ страны в сфере туризма: обеспеченность важнейшими факторами производства туристического продукта, параметры внутреннего туристического спроса, конкурентоспособность на международном уровне дополнительных и сопутствующих отраслей, а также характер конкурентной среды на внутреннем туристическом рынке.

Есть много предпосылок для развития туризма Беларуси.

Ресурсную основу развития экологического туризма, определяющую его территориальную организацию, составляет сеть особо охраняемых природных территорий. Природно-заповедный фонд Беларуси насчитывает 1.58 млн. га (7.6% территории страны) и включает Березинский биосферный заповедник; национальные парки (Беловежская пуща, Припятский, Браславские озера, Нарочанский); заказники республиканского (97 объектов) и местного (456) значения; 909 памятников природы республиканского и местного значения. Планируется создание ряда новых национальных парков: "Логойский", "Суражский", "Свислочско-Березинский", "Налибокский".

Также имеются предпосылки развития агротуризма в живописных экологически чистых сельских районах. Помимо природной основы (возможности отдыха в сельской местности с сохранившейся естественной природной средой, сбор грибов, ягод, лекарственных трав, рыбалка, охота и др.), ресурсную базу агротуризма составляет возможность знакомства с традиционным укладом жизни сельских жителей, народными ремеслами и промыслами, региональным фольклором. Однако, имея естественно-ресурсные предпосылки развития сельского и экологического туризма, Беларусь заметно уступает Польше, Литве и другим странам Европы в плане их освоения.

Ресурсные предпосылки развития имеет и международный охотничий туризм. К охотничье-промысловым относят 22 вида млекопитающих (лось, кабан, косуля, олень, волк и др.), 31 вид птиц (глухарь, тетерев, рябчик, кряква, чирок и др.). В Беларуси насчитывается свыше 200 охотничьих хозяйств, однако с учетом достигнутого уровня развития инфраструктуры принимать иностранных охотников могут лишь около 20 объектов. Помимо неразвитости материально-технической базы охотничьего туризма, следует отметить наличие негативных факторов организационно-правового характера - усложненные таможенные формальности при оформлении оружия и трофеев и др., - ограничивающих конкурентоспособность Беларуси на данном туристическом субрынке на фоне соседних государств.

Курортно-лечебные рекреационные ресурсы Беларуси, представленные климатическими факторами, месторождениями минеральных вод и лечебных грязей, имеют в основном внутреннее значение, содержание золота в вологодской области Коечный фонд курортно-рекреационного хозяйства Беларуси позволяет обеспечить ежегодный отдых и оздоровление лишь около 10% взрослого населения и 20% детей. На данном этапе повышение эффективности использования имеющегося курортно-лечебного потенциала, учитывая последствия катастрофы на ЧАЭС, следует связывать, прежде всего, не с иностранным туризмом, а с удовлетворением внутреннего спроса.

Внутреннее значение имеют и ресурсы спортивного туризма. Природные условия страны не позволяют разрабатывать маршруты походов высоких категорий сложности, привлекающие специализированные группы иностранных туристов. В то же время активные путешествия по Беларуси (пешие, водные, конные, велосипедные, лыжные) доступны для широкого круга туристов и могут являться привлекательным дополнительным элементом программ обслуживания иностранных посетителей.

Необходимо особо подчеркнуть, что основной причиной отставания Беларуси в области международного туризма является не низкое качество туристических ресурсов, а их неэффективное использование и отсутствие рекламно-информационного обеспечения. Достопримечательности Беларуси, включенные в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (Беловежская пуща, Мирский замок), несмотря на свой высокий статус, в настоящее время не являются объектами массового посещения иностранными туристами.

Белорусские объекты туристско-экскурсионного показа имеют значительную познавательную ценность, однако не используют широко распространенные за рубежом современные анимационные технологии создания туристического продукта. Таким образом, в целом естественный рекреационно-ресурсный потенциал как фактор конкурентоспособности туристического комплекса Беларуси заслуживает довольно высокой оценки, а главной задачей остается повышение эффективности его использования.

Формирование благоприятного туристского имиджа страны - приоритетное направление деятельности Национального агентства по туризму, учрежденного в 2001 г. Министерством порта и туризма. За первый год деятельности Агентства были созданы печатные и видеоматериалы, посвященные отдельным достопримечательностям Беларуси. Однако крайне ограниченный бюджет организации не позволяет осуществить полномасштабное рекламно-информационное обеспечение национального туристского продукта на уровне стран с развитием рекреационным хозяйством и соседних государств, конкурирующих с республикой за привлечение туристских потоков.

Так же необходимо провести упрощение пограничных формальностей, снижение стоимости туристических виз и упрощение процедуры их получения, ускорение прохождения таможенного контроля для организованных туристских групп.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 121.