Развитие туристического рынка Чехии

 

Существуют страны, которые в силу особенностей климата, живописности ландшафтов или исторического прошлого просто не могут не быть туристическим центрами - любое иное использование ресурсов было бы расточительством. Чехия относится именно к этой категории.

Новое государство - Чешская Республика, образованное в результате распада Чехословакии 1 января 1993 г., относится к странам, где туризм всегда играл значительную роль в экономике. Чешская Республика имеет выгодное экономико-географическое положение в сердце Европы, богатый природный потенциал и хорошо известна на туристическом рынке, благодаря историческим и культурным памятникам, прежде всего Праги как главного центра.

Несмотря на что Чехия не имеет выхода к морю, климат этой страны без колебаний можно назвать мягким. Чешские зимы, как правило, снежны, но не морозны: температура ниже - 5 градусов по Цельсию является редкостью. Лето в Чехии умеренно теплое: двадцатипятиградусная жара считается чуть ли не погодной аномалией, а средняя температура воздуха в июле составляет около 20 градусов. Такая погода является идеальной для отдыха с детьми: кроме того, климат Чехии в совокупности с чистым воздухом очень благоприятно сказывается на здоровье людей, страдающих или склонных к астме и сердечно-сосудистым заболеваниям. Состояние окружающей среды Так или примерно так можно назвать совокупность факторов, называемых в народе "экологией".

С этой точки зрения Чехия также является весьма привлекательным регионом: промышленные предприятия, как правило, удалены от курортов, а "экологические" требования предъявляемые к ним, по-европейски жестки. Чехи вообще очень ревностно относятся к своей земле, причем это проявляется, как на бытовом, так и на государственном уровне. Итог очевиден: уровень загрязненности воздуха, воды и почвы в Чехии ниже среднеевропейского, а сами европейцы охотно приобретают недвижимость во всех регионах этой страны. Рельеф и природные ландшафты Рельеф Чехии достаточно разнообразен. Большая часть территории страны расположена на Чешско-Моравской возвышенности, разделяющей бассейны Дуная и Эльбы.

Для этих регионов характерны равнины, покрытые смешанными лесами. Леса в Чехии являются национальным достоянием, и их сохранению в первозданном виде уделяется большое внимание. На севере и северо-западе Чехии расположены невысокие горные массивы - Рудные Горы и часть Судет. Горные хребты, покрытые хвойными лесами, исключительно живописны, хотя и уступают в этом плане Швейцарским Альпам. Чехия исключительно богата реками и озерами, отдых на которых пользуется большой популярностью, как у чехов, так и иностранных туристов. Особенно привлекательны здешние озера для рыболовов-любителей, многие из которых едут сюда исключительно ради знаменитых чешских карпов. Историческое и культурное наследие Чехия имеет очень богатую историю - достаточно сказать лишь, что первое упоминание о Праге датируется 9 веком нашей эры.

В разное время территория современной Чехии находилась под юрисдикцией разных государств, большинство из которых давно исчезло с политической карты Европы. Богатое историческое прошлое Чехии оставило после себя не менее богатое культурное наследие. На территории Чехии расположены сотни памятников архитектуры, среди которых имеется около полутора десятков прекрасно сохранившихся средневековых замков, а также множество дворцов и соборов, возведенных в разное время. Разумеется, большая часть архитектурных памятников находится в Праге и Каровых Варах, однако практически любой Чешский город может гордиться своими уникальными зданиями, скульптурами и парками. Население Чехии. Чешский менталитет В настоящий момент в Чехии проживает порядка 10,2 миллионов человек. Чехи составляют абсолютное этническое большинство - их численность превышает 9 млн. С точки зрения национального характера чехи являются типичными европейцами - доброжелательными, неторопливыми, рассудительными и довольно скромными. Внешняя атрибутика успеха никогда не числилась в списке приоритетных ценностей жителей Чехии - поэтому подавляющее большинство дорогих торговых центров, бутиков и увеселительных заведений ориентировано исключительно на иностранных туристов. Туристическая инфраструктура На территории Чехии расположен один из старейших курортов в Европе - Карловы Вары (в прошлом Карлсбад).

Этот факт свидетельствует не только о самоценности курортного лечения в Чехии, но и о том, что эта страна имеет многолетний опыт обслуживания туристов, что наряду государственной программой развития туризма является важнейшие предпосылкой для создания современной туристической инфраструктуры. Следует отметить, что туристическая инфраструктура действительно является современной - подавляющее большинство отелей и баз отдыха построено в последние двадцать лет. Разумеется, в Чехии, особенно в Праге, имеются гостиницы, история которых насчитывает несколько столетий, однако такие места отнюдь не рассчитаны на массового потребителя.

Магазины и увеселительные заведения в Чехии также представлены во всем многообразие, но только в туристических городах. Это следует принять во внимание в том случае, если вы планируете приобрести так называемый экотур: в небольших чешских городках и поселках единственным местом "светского" отдыха являются "хосподни", то есть пивные. Цены Отдых в Чехии нельзя назвать слишком дорогим. Стоимость десятидневного тура в Чехию составляет от … до … в зависимости от типа тура (развлекательный, экскурсионный, оздоровительный и т.п.) класса гостиницы, и уровня обслуживания. Что же касается цен на потребительские товары и услуги, то они в среднем ниже московских, причем в провинции разница бывает весьма и весьма ощутимой.

По богатству природных источников минеральных и термальных вод, а также лечебных грязей, используемых почти на 40 курортах страны, Чехия считается одной из ведущих "санаторных держав" мира. Наиболее известны и популярны у гостей страны Карлови-Вари, Марианске-Лазне и Франтишкови-Лазне, образующие так называемый "курортный треугольник". Около 90% туристов, отправляющихся в Чехию, выбирают Прагу или отдых в "курортном треугольнике".

Среди других популярных чешских курортов - первый в мире радоновый курорт Яхимов, старейший чешский курорт Теплице, Дарков, Белоград, Тршебонь и Бехине в Южной Чехии, Лугачовице и Есенник в Моравии и др. В стране появились санатории, специализирующиеся на spa-программах.

Чешские земли полны уникальными культурно-историческими памятниками мирового значения. Двенадцать из них внесены в Список мирового культурного и природного наследия человечества ЮНЕСКО. Туристов ждет знакомство с историческим центром Праги, средневековыми замками и старинными городами Телч, Чески Крумлов, Кутна Гора, Голашовице и другими жемчужинами архитектурного зодчества.

Без преувеличения условия созданы в Чехии для развития конгрессного и делового туризма: удобное географическое расположение в центре Европы, развитая инфраструктура, качественно оборудованные конференц-центры, высокий стандарт гостиничного и ресторанного сервиса.

Крупнейшими в стране являются Конгрессный центр Праги, Выставочный центр в Брно, Конгрессный центр в Градец-Кралове. Проведение конгрессных мероприятий возможно в подавляющем большинстве чешских гостиниц категории 5 звезд, некоторых замках и дворцах.

Чехия - привлекательное направление и для инсентив-поездок. Здесь предлагаются специальные активные программы, проложены трассы для походов и велопрогулок, есть немало возможностей для активного отдыха после деловых встреч и презентаций: горные лыжи, альпинизм, рафтинг, виндсерфинг, водные лыжи или просто катание на лодке по озеру.

Объем прибытий иностранных посетителей хотя и уменьшился, но остается на уровне 100 млн., что позволяет Чехии удерживаться в числе 15 наиболее посещаемых стран мира. Однако подавляющая часть посещений приходится на однодневные визиты и транзитные переезды.

К услугам туристов в Чешской Республике - разнообразные средства размещения. Среди них повышенным спросом пользуются предложения отелей категории три звезды и отелей категории "люкс". Многие туристы останавливаются у родственников и знакомых, другие - в лагерях отдыха, которых насчитывается 600, или хостелях. Суммарная вместимость составляет свыше 500 тыс. койко-мест в более чем 9000 коллективных средствах размещения стране.

Степень удовлетворенности туристов пребыванием в Чехии высока. Однако есть недовольные недостаточным уровнем развития коммуникационной системы, например, скоростных автомагистралей или объездной дороги вокруг Праги. Оставляет желать лучшего и знание иностранного языка среди местного населения и подготовка обслуживающего персонала. Так же уровень преступности весьма велик: карманные кражи, завышенные тарифы перевозки на такси, проституция, расизм, и ксенофобия, некорректное поведение обслуживающего персонала.

Объем выездного туризма оценивается на уровне 35 млн. поездок. Подавляющая часть их осуществляется наземным транспортом (91%), но отмечается рост доли воздушного транспорта.

Из всего вышесказанного можно сделать простой и вполне очевидный вывод о том, что Чехия является практически идеальным для отдыха местом. Подобный вывод в полной мере подтверждается как постоянно растущим спросом на путевки в Чехию, так и множеством восторженных отзывов об отдыхе в этой стране.

Одной из главных проблем регионального развития в Чехии является чрезмерная концентрация иностранных туристов в Праге. Второе место по посещаемости занимает район г. Градец-Кралове и другие области. Обширные области, например, Височина пока не столь популярны у иностранных туристов, но имеют богатый природный потенциал. Здесь так же, как в большинстве приграничных холмистых районов, успешно развивается внутренний туризм.

Красоты природы привлекают многих туристов, поэтому природные комплексы нуждаются в охране. Охраняемые территории в Чешской Республике представлены 24 охраняемыми ландшафтами и четырьмя национальными парками. Вместе с национальными резерватами дикой природы и национальными памятниками природы они занимают более 15% площади страны. Особо ценные ландшафты были включены во Всемирную сеть охраняемых биосферных резерватов. Для дальнейшего развития туризма и сохранения этих объектов для туристов необходимо разработать новую программу для охраны данных зон.

В Чехии все больше и активнее развивается медицинский туризм, что способствует появлению все большего количества специализированных "медицинских" туроператоров. Большинство туристических агентств по традиции концентрирует свое внимание на отраслях эстетической хирургии и экстракорпорального оплодотворения, однако некоторые компании начинают экспериментировать с другим перечнем услуг и предложений.

В свете замедления мировой экономики только в одном из секторов туризма наблюдается значительный рост: по данным британского сервера Responsibletravel.com продажи так называемых нетрадиционных экологических путевок выросли в течение первых шести месяцев текущего года на 37%. Речь идет о экологическом и познавательном индивидуальном туризме, при помощи которого туристы знакомятся с новой культурой и ее истоками, не нарушая при этом традиционного течения жизни в местах посещения и не нанося вреда окружающей среде. Согласно топ-листу наиболее продаваемых путевок самая популярная по экологическому отдыху страна - Великобритания, что скорее всего вызвано решением британцев проводить отпуск дома из-за слабого курса английского фунта. Далее по списку популярности следуют Тайвань, Египет, Италия, Перу, Малайзия, Марокко и Танзания.

Государственное агентство CzechTourism считает, что Чехии тоже есть что предложить для осуществления подобного туризма. На сегодняшний день в республике существует ряд предложений по агро - и экотуризму, а также небольшая сеть экологических отелей, исполняющих все требования Министерства окружающей среды ЧР. Таких отелей в Чехии насчитывается 9, правда, только один из них - замок Мцели - имеет не только чешский, но и европейский сертификат экологической гостиницы. Согласно исследования, проведенного агентством CzechTourism, большинству (69%) туристов в Чехии вообще не известно о существовании экологического туризма в стране. Только 3% опрошенных сообщили, что искали возможности для проживания в экологических гостиницах. 20% респондентов заявили, что при наличии предложения обязательно бы воспользовались экологическими услугами на проживание. И только 11% туристов никогда не интересовались проблемой сохранения окружающей среды.

Сейчас Чехия отошла от территориальной и событийной тематики привлечения туристов и обратилась к более общим турпродуктам. Таким, как, например, Богатство истории (грады, замки, технические и религиозные памятники), Чешское курортное лечение, Активный отдых (гольф, велоспорт, экстремальные виды спорта и развлечений, рыболовство, пеший туризм), Конгрессoвый, корпоративный и инсентивный туризм и Отдых по интересам (гастрономия, музыка, фестивали). В рамках Активного отдыха Чехия целенаправленно сосредоточилась на продвижении гольфового туризма. Большим успехом чешского гольфа стало получение титула "Лучшее гольф-направление 2007 года" на Международной выставке International Golf Travel Market в Испании (ноябрь, 2006 г), который Чешской Республике был присвоен Международной Ассоциацией гольфового туризма (International Association of Golf Tour Operators) (IAGTO). Об успешном развитии гольфового туризма свидетельствует и новый слоган Чешская Республика - Гольфовая Республика (Czech Republic - The Golf Republic).

Деятельность зарубежных представителей, которые сотрудничают с профессионалами турбизнеса и престижными зарубежными средствами массовой информации, направлены на продвижение и создание имиджа Чешской Республики как привлекательного туристического направления. Десятки мероприятий для общественности являются доказательством того, что важное значение придается и индивидуальному туризму. Из стран, где агентство CzechTourism уже имеет свои представительства, в Чешскую Республику приезжает более 80% туристов.

Важной стороной развития туризма Чехии и создания благоприятного имиджа этой страны является и информационно-медиальная деятельность, такая как:

Ценный источник информации для журналистов и широкой общественности - сайт в Интернете: www.CzechTourism.com, где можно найти достоверную информацию о Чешской Республике на на 18 иностранных языках. Чешская Республика имеет свои веб-страницы: www.visiteurope.com.

Агентство по туризму Чехии выпускает пресс-релизы, информирующие об актуальных событиях в туризме, культуре и спорте. Пресс-релизы рассылаются для прессы по электронной почте на английском, немецком, французском, испанском и русском языках, а также доступны на веб-страницах: www.CzechTourism.com.

Кроме пресс-релизов CzechTourism, о событиях в туристической области, культуре, спорте и транспорте информирует Интернет-журнал iNFO-bulletin (http://bulletin. czechtourism. cz/). iNFO-bulletin выходит на английском, немецком и русском языках. Для доступа к нему желающие могут зарегистрироваться на вышеуказанном сайте в Интернете.

Доступны бесплатно также видеоматериалы в "Медиа-галерее" CzechTourism (http://photo. czechtourism.com). Это фотографии, видеосюжеты, электронные открытки и кадры из фильмов для телевизионных и киносъемочных групп и т.д.

С помощью электронного каталога www.kudyznudy. cz (на чешском и английском языках) можно найти множество вариантов для проведения досуга в различных регионах Чешской Республики.

Для журналистов, киносъемочных групп и туроператоров CzechTourism проводит индивидуальные и групповые пресс-туры и ознакомительные поездки. В 2008 году агентство провело два крупных международных воркшопа под девизом "Наслаждайтесь Чешской Республикой!" (Enjoy the Czech Republic), которые включали в себя несколько тематических туров по регионам Чешской Республики с целью представить гостям наши национальные туристические продукты.

Агентство также оказывает помощь журналистам в получении разрешения на кино или фотосъемки.

Высокий уровень популяризации Чешской Республики обеспечивает и официальное участие агентства CzechTourism в международных специализированных туристических выставках, которое осуществляется в сотрудничестве с другими чешскими субъектами, работающими в туризме. Перечень выставок опубликован на чешских сайтах: www.czechtourism. cz (ссылка "veletrhy"). Aгентство также организует рабочие встречи и презентации в странах, где у него нет зарубежных представительств. Цель этих представительств состоит в том, чтобы информировать частных лиц и средства массовой информации oб актуальных туристических предложениях Чешской Республики, и в особенности в том, чтобы дать возможность чешским поставщикам услуг самим представлять свои продукты и устанавливать новые контакты с местными туроператорами.

Чешская Республика располагает большим потенциалом в конгрессовом туризме, так как предлагает услуги мирового уровня и одновременно относится к наиболее безопасным странам мира. Это также - одна из причин того, что CzechTourism сосредоточивает значительные усилия на презентации Чешской Республики как страны с идеальными условиями для проведения конгрессов и инсентивного туризма. Maркетинговая деятельность oтдела кoнгрессов и инсентивного туризма (KIT) включает в себя тематическиe презентации и рабочие встречи в выбранных дестинациях, а также участие в специализированных туристических ярмарках, которые направлены именно на деловой туризм (MICE-business). Отдел KIT планирует ознакомительные поездки и пресс-трипы, ориентируясь, в частности, на результаты проведенных зарубежных презентаций. Успехи Чешской Республики в области конгрессового и инсентивного туризма подтверждает тот факт, что в 2000 году Прага была местом проведения юбилейного заседания Международного валютного фонда и Всемирного банка, а в 2006 году - конгресса Американской ассоциации туристических канцелярий (American Society of Travel Agents - ASTA). Конгрессовый потенциал регионов ЧР подтвердло председательство ЧР в Европейском союзе в 2009 году.

K важным сторонам деятельности агентства CzechTourism относится выпуск печатных информационно-пропагандистских материалов на 17 языках. Они рассылаются в зарубежные страны с целью мотивировать их общественность к посещению Чешской Республики.

Созданию медиального имиджа страны помогла исторически первая телевизионная рекламная кампания Чешской Республики в 2004 году. Кампания под названием "Come to slow down" не осталась единственной. За ней последовали целенаправленные рекламные акции в некоторых соседних странах (например, в Польше, Австрии, Германии, Словакии).

В 2006 году уже приглашали туристов в Чешскую Республику на телеканалах CNN, CNBC и Eurosport новые рекламные споты "Чешская Республика - симфония впечатлений". В 2007 году агентство направило свои усилия на привлечение в ЧР туристов из Венгрии, а затем состоялась презентация новых веб-страниц www.czechtourism.com, рекламная кампания в 16 европейских странах. В 2008 году прошел roadshow в нескольких российских городах.

Агентство CzechTourism готовит и проводит много других мероприятий.

Среди них старейший в мире фестиваль кино и мультимедийных печатных изданий по туристической тематике TOURFILM, (www.tourfilm. cz), участвует в совместных проектах по продвижению стран Вышеградской четверки (Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Польша) на международных рынках (www.european-quartet.com), проводит конкурсы на лучшее знание Чешской Республики среди зарубежных туристических канцелярий, предлагающих туры в ЧР, организует общегосударственный проект для учащихся начальных и средних школ "Приветствуем туристов" и многое другое.

CzechTourism прикладывает все возможные усилия к созданию туристического имиджа Чешской Республики.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 126.