Последствия эмиграции действительно многоплановые, сложно предсказуемые, влияющие на все сферы общества. Состояние эмиграционной ситуации является определяющим фактором не только для сохранения национальной безопасности, но и в целом для развития территории. Исходя из значимости определения и анализа последствия эмиграции, можно рекомендовать создание системы мониторинга состояния эмиграционной ситуации с целью своевременного реагирования на развитие этих процессов, прежде всего, закрепления благоприятных тенденций.
Представляется рациональным и эффективным создание особого учреждения – Центра мониторинга последствий эмиграции (ЦМПЭ). Основным содержанием его работы должно стать проведение научных исследований в области последствий эмиграции для страны - донора, с возможностью последующего применения их результатов на практике. Для оформления базы Центра потребуется концентрация мощного научного потенциала. Составными звеньями такого Центра могут быть отдел постановки проблем и разработки мониторинга проведения исследований, отдел аналитической обработки собранного материала и отдел, способствующий реализации обоснованных выводов на практике, особенно в эмиграционной политике государства (Приложение 18, Рисунок 7).
Попробуем дать ряд конкретных предложений, направленный на обеспечение эффективности работы ЦМПЭ. Созданное сильное аналитическое подразделения может определить основным содержанием своей деятельности изучение последствий эмиграции. Результаты таких исследований помогут научно, т.е. адекватно обосновать эмиграционную политику. ЦМПЭ должен быть создан как региональная структура. Рационально размещенный, он обеспечит контроль общества за деятельностью эмиграционных служб и будет способствовать созданию механизмов делегирования выполнения отдельных функций другими структурами.
Основной стратегической задачей государственной эмиграционной политики является превращение эмиграционных процессов из стихийных в регулируемые. Основными инструментами этого направления будут являться:
- государственное регулирование трудовой миграции с целью приглашения специалистов, которые по своему профессиональному уровню отвечают спросу рынка труда страны и не усугубляют проблемы безработицы в тех или иных регионах;
- укрепление региональной политики, прозрачность неформальных рынков труда и процессов миграции;
- упреждение стихийных и неупорядоченных миграционных процессов, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции и направлений миграционных потоков в связи с изменениями социально - экономической и общественно - политической ситуации;
- комплексный анализ эмиграционных процессов и причин, вызывающих неоправданно высокий уровень выезда из страны;
- а также, на этой основе, прогнозирование эмиграционных процессов, их последствий и влияния на ситуацию в стране - доноре;
- совершенствование системы статистического учета и отчетности по эмиграции, повышение достоверности ее информации;
- создание системы регулирования внешней трудовой эмиграции на основе формирования соответствующей нормативно - правовой базы;
- организация межведомственного взаимодействия государственных и негосударственных структур и органов исполнительной власти;
- создание условий для реализации профессионализма высококвалифицированных рабочих и специалистов;
- привлечение зарубежных инвесторов для оказания помощи и поддержки в этнокультурном и социальном развитии соотечественников, обустройстве их по месту нового проживания;
- ежегодное определение эмиграционного настроения в субъектах и в целом по стране (проведение социологических обследований и выявление основных причин эмиграции по национальностям, возрастам и полу);
- сотрудничество с другими странами, особенно принимающими эмигрантов, в области снижения нелегальной миграции;
- содействие в социально - экономической, языковой и культурной адаптации эмигрантов на территории страны прибытия;
- развитие временной, а не безвозвратной, трудовой эмиграции как средство повышения качества трудового потенциала, стабилизации внутреннего рынка труда и улучшения валютного баланса страны;
- постоянный анализ состояния региональных рынков труда и зарубежных рынков труда в целях выявления сбалансированности вакансий, предложения рабочей силы и прогнозирования трудовой эмиграции;
- сотрудничество с неправительственными организациями (НПО) по изучению и анализу эмиграционных процессов;
- разработка механизма экономического регулирования внешней трудовой эмиграции;
- достижение стабильных гарантированных связей между оставшимися родственниками и эмигрантом, на основе повышения эффективности деятельности транспортных, почтовых, информационных служб обеспечения своевременного перевода денежных средств, пенсий, пособий, периодических изданий, корреспонденции в целях сокращения цепной эмиграции населения из-за разрыва родственных связей;
- проведение организационно - информационной компании по эмиграционной политике в стране (через телерадиовещание).
Основной деятельностью в долгосрочной перспективе (2010 - 2015 годы) в области эмиграции будут являться дальнейшее совершенствование и приведение всех законодательных норм и правил существующим мировым стандартам.
Сейчас, когда государство в среднесрочной перспективе (2006-2010 гг.) поставило своей целью сокращение выезда граждан страны за ее пределы [11], особенно необходимо ускорить создание особого центра, который результатами своих исследований позволил бы определить правильность такого подхода. Структура и функции Центра обязательно должны определяться с учётом многих положений миграционной теории, прежде всего, положения о неоднозначности эмиграции.
В штате Центра должны быть специалисты разного профиля: демографы, науковеды, экономисты, политологи, социологи, статисты, поэтому важно проводить различные мероприятия - организация «круглого стола», научные встречи, конференции, на которых бы обсуждались первоочередные проблемы, новые тенденции эмиграционных процессов, современные подходы к решению негативных последствий и увеличению доли положительного влияния. Другими словами, путь широкого взаимного сотрудничества – это, видимо, тот самый путь, на котором можно добиться наилучших результатов в решении проблем, создаваемых эмиграцией (Приложение 18, Рисунок 8).
Отслеживать тенденции ежегодной эмиграции, пытаться оценить последствия, строить прогнозные оценки невозможно без статистического учета эмиграции из страны. В целях формирования полноценной статистической базы данных о миграционных потоках по различным категориям мигрантов необходимо развитие всеохватывающей системы учета и регистрации категорий граждан. Функции регистрации эмигрантов должны быть закреплены за органами исполнительной власти, имеющими разветвленную систему региональных отделений, а все полученные ими данные будут стекаться в Агентство аналитической обработки данных по эмиграционным процессам (ААО по ЭП). Под эгидой данного агентства должны тесно сотрудничать Паспортно-визовые службы и Государственный комитет статистики.
В структуре ЦМПЭ могут быть такие подразделения, как служба обобщения опыта защиты прав эмигрировавших граждан за рубежом, отдел изучения адаптации и интеграции эмигрантов и отдел аналитики реэмиграционного движения. Они должны тесно сотрудничать с иммиграционными службами стран прибытия наших соотечественников. Для этого им необходимо нормативно-правовая основа и наличие особых кадров, владеющих, как минимум английским языком.
Данные отделы ЦМПЭ займутся анализом миграционной политики других стран, т.к. она оказывает сильное влияние и формирует последствия эмиграции. Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней миграции, признано, целесообразным и необходимым условием, придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны, с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для эмигрантов, чьи права за рубежом существенно изменяются и нуждаются в защите [3].
Важная особенность международной эмиграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование эмигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов эмигрантов за рубежом (Приложение 18, Рисунок 9).
Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с эмиграцией населения и трудовых ресурсов [6]. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). Конвенция МОТ (Международная организация труда), принятая в 1962 г. [5], гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.
Согласно Конвенции МОТ 1975 г. [10], государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты. Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, - возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами. Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания.
Уделив внимание в своих исследованиях иммиграционной политике, ЦМПЭ может обеспечить информацию о том, как эмиграция трудовых ресурсов способствует сокращению безработицы в стране исхода. Можно будет проанализировать каков жизненный уровень эмигрантам за рубежом, можно ли его определить как соответствующий, достойный. Такая аналитика необходима, чтобы разработать предложения, – а не требования! – для возвращения эмигрантов на родину.
Для сотрудников ЦМПЭ доступным и возможным будет анализ методов и средств других государств, используемых ими для достижения целей эмиграции, а именно:
- методов и средств защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение, но некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации. Такой анализ позволит выявить преимущества и недостатки любого опыта;
- методов использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную, долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;
- методов и средств по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.
Как правило, претворением международных положений в области соблюдения прав эмигрантов в жизнь занимаются специальные уполномоченные. Назначаются уполномоченные при посольствах и представительствах стран за рубежом. Они призваны обеспечивать защиту прав эмигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении или ведение переговоров с работодателями [3]. Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых, помимо контроля за соблюдением прав эмигрантов и членов их семей, входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину эмигрантов.
Довольно сложно конкретизировать функции структур, которые будут действовать под контролем иностранного правительства. Поэтому, самым оптимальным решением данной проблемы является подконтрольность международным организациям. Представляется, что в составе службы обобщения опыта защиты прав эмигрировавших граждан за рубежом, отдела изучения адаптации и интеграции эмигрантов и отдела аналитики реэмиграционного движения будут успешно реализовывать их функции квалифицированные кадры, получившие соответствующую подготовку в области международного права, иностранных языков, а также в области психологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Эмиграция порождает противоречие между глобальным и местным. Часто то, что является разумным и рациональным на глобальном уровне, имеет разрушительные последствия для местных общин. Если основной целью интеграции и экономического роста является повышение благосостояния людей, было бы логично предоставить местным общинам право, способное влиять на принимаемые решения, непосредственно затрагивающие их интересы.
Эмиграция является и результатом интеграции, и предпосылкой для дальнейших серьезных конфликтных изменений в обществе. Ее непосредственное влияние сказывается на состоянии народного хозяйства, на социальных отношениях, культуре, национальной политике и международных отношениях. Эмиграция неизбежно ведет к культурно-этнической диверсификации населения внутри отдельных государств и размыванию традиционных границ.
Однако ее влияние далеко не однозначно. И для самих эмиграционных процессов характерно огромное число противоречий. Здесь можно выделить наиболее типичное, а именно - противоречие дифференциации. Во всем мире четко прослеживается тенденция к объединению не только географических территорий, но и групп людей; хотя в, то же время растет дифференциация внутри самих объединений. Это связано в первую очередь с тем, что некоторые, адаптировавшись, становятся полноправными членами нового общества, в то время как другие остаются маргиналами. Т.е. проблема включения одних и исключения других становится центральным пунктом всех социальных противоречий, связанных с миграцией.
Группы или отдельные личности, которые обладают необходимыми характеристиками, удовлетворяющими условиям "нового" рынка, включаются в глобальную систему в качестве граждан, обладающих всеми политическими и социальными правами. В то же время группы и отдельные личности, которые не отвечают необходимым требованиям, "исключаются" и иногда лишаются некоторых основных гражданских прав, например, права на труд. Безусловно, это далеко не полный список противоречий таких масштабных явлений, как глобализация и эмиграция, и, скорее всего, в ближайшем будущем их количество еще возрастет.
Итак, эмиграция представляет собой многоплановое явление, влияние которого в мире, в связи с расширением интеграционных процессов, постоянно увеличивается. Она тем или иным способом неизбежно сказывается на состоянии народного хозяйства, социальных отношениях, культуре, национальной политике и международных отношениях. И именно поэтому все рассмотренные проблемы и противоречия: между "включением" и "исключением" различных групп населения из социальных и экономических процессов в обществе, между рынком и государством, между обогащением и обнищанием населения, между обществом и личностью, между развитием экономики и состоянием окружающей среды, а также проблема "мирового гражданства" - требуют скорейшего разрешения.
При встречающихся негативных оценках эмиграции не следует отвергать того, что в перспективе она сокращает дистанцию между народами, что она призвана воспитывать взаимную терпимость у всех соприкасающихся этносов.
Эмиграция из Ставропольского края будет сохраняться, не меняя уровня, ещё в течение 2-3 лет. Скорее всего, уменьшение количества выезжающих за пределы региона в связи со стабилизацией социально-экономического положения начнется после 2007 года. Наиболее динамично в крае развивается трудовая эмиграция в страны дальнего зарубежья, и практически не осталось желающих работать в странах СНГ и Балтии.
Формирование потока эмигрантов в страны дальнего зарубежья из Ставропольского края имеет явно выраженную географическую и национальную направленность, и приходиться, как и прежде, на государства традиционной эмиграции - Германию, Израиль, США. Социальную структуру эмиграции в основном составляют представители интеллигенции, высококвалифицированные специалисты, студенчество; национальную - евреи, этнические немцы, некоторые другие национальности. Эмиграционные потоки в различной степени влияют на демографическое, социальное и экономическое положение в крае и отдельные элементы его социальной инфраструктуры.
Реализация активного подхода к разработке проблемы управления миграционным процессом в Ставропольском крае, должна заключаться в анализе содержания самого процесса, его структуры и характера взаимодействия основных элементов механизма управления миграцией, а также в формировании и обосновании методов иммиграции и эмиграции в международных отношениях. Необходимую корректность такого анализа можно обеспечить, сосредоточив исследовательский потенциал в рамках Центра мониторинга последствий эмиграции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека.
2. Всероссийская научная конференция. Москва, 2002. Демографическая и миграционная ситуация в России: сравнительный анализ.
3. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают.
4. Закон Ставропольского края № 27-кз от 24 июня 2002"О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольском крае".
5. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1779 - 1794.
6. Конвенция № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся - мигрантам равенства возможностей и обращения.
7. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
8. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. С. 193 - 201.
9. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 "О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы".
10. Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества.
11. Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р О Концепции регулирования миграционных процессов в РФ.
12. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 127-р О Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года.
13. Рекомендация № 165 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями.
14. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996.
15. Ахиезер А. Эмиграция из России: культурно-исторический аспект // Свободная мысль, № 7. 1999.
16. Белозеров B. C. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.
17. Бойко С. Возможности ограничения интеллектуальной миграции // Экономист, № 2. 2003.
18. Брук С.И., Кабузан В.М. Миграция населения России в XVIII – начале XX века: численность, структура, география // История СССР, № 4. 1984.
19. Вишневский А. Демографическое будущее России // Отечественные записки, № 4 (19) С.8–22. 2004.
20. Воблый К. К вопросу об эмиграции в России //Вестник финансов, промышленности и торговли, № 34. 1906.
21. Горные страны: расселение, этнодемографические и геополитические процессы, геоинформационный мониторинг: Материалы Международной конференции, Ставрополь-Домбай, 25-30 сентября.- Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005.- 333с.
22. Зайончковская Ж. А. Миграционная связи России: реакция на новую политическую и экономическую ситуацию // Бывший СССР: внутреняя миграция и эмиграция. Вып.I. - М., 1999.
23. Зайончковская Ж. А. Развитие внешних миграционных связей России // Социологический журнал, № 1 С.29-44. 2003.
24. Иконников О.А. Эмиграция научных кадров из России: сегодня и завтра. - М.,1999.
25. Иконников О.А. Эмиграция ученых из России: анализ национальной статистики и проблемы государственного регулирования // Проблемы прогнозирования, № 5. 1999.
26. Ионцев В.А. Международная миграция населения: Россия и современный мир // Социологические исследования, № 6 С.38-47. 1998.
27. Кабузан В.М. Русские в мире. Динамика численности и расселения (1719-1989). Формирование этнических границ русского народа. - СПб., 1997.
28. Кильдишев Г.С. Статистика населения с основами демографии. - М., 1999.
29. Леденева Л., А. де Тинги. Эмиграция: возможности профессиональной адаптации // Проблемы прогнозирования, N 4. 1997.
30. Леденева Л. Эмиграционные настроения среди студенчества // Высшее образование в России, № 4. 2003.
31. Марианский А. Современная миграция населения. - М., 2000г
32. Морозова Г.Ф. Современные миграционные явления: беженцы и эмигранты // Социологические исследования, № 3. 2002.
33. Морозова Г.Ф. Эмиграция — реальная угроза будущему страны // Общественные науки и современность, № 3. 2000.
34. Седьмой ежегодный демографический доклад. - М., 2000.
35. Некипелова Н., Гохберг Л., Миндели Л.. Эмиграция ученых: проблемы и реальные оценки // Миграция специалистов России: причины, последствия, оценки. Под ред. Азраэля А., Зайончковской Ж. - М., 1994.
36. Оболенский-Осинский В.В. Международные и межконтинентальные миграции в предвоенной России и в СССР. - М., 1928.
37. Орлова И.Б. Современная эмиграционная ситуация в России // Социально-политический журнал, 2003.
38. Российская эмиграция: вчера, сегодня, завтра. «Круглый стол» // Кентавр, №5. 1998.
39. Рыбаковский Л.Л. Миграционный обмен населением между Центральной Азией и Россией // Социологические исследования, №9 С.89-95. 1995.
40. Рязанцев С. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
41. Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2001. - 542 с.
42. Рязанцев С.В. Демографическая ситуация на Северном Кавказе // Социологические исследования, № 1 С.77-86. 2002.
43. Сообщение комитета государственной статистики Ставропольского края от 26 октября 1999 года.
44. Ставропольский край и его регионы. Официальное издание. (Статистический сборник). - Ставрополь: Кн. изд-во, 2000.
45. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. - М., 2003.
46. Тарле Г.Я. История российского зарубежья: термины; принципы периодизации // Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. Кн.1. - М., 2002.
47. Ушкалов И.Г. Внешняя миграция населения как количественный и качественный фактор демографической динамики // Депопуляция в России: причины, тенденции, последствия и пути выхода. Всероссийская научная конференция. Ч.1. Раздел 2. Москва, 6 декабря 1999 года. - М., 2002.
48. Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: история и психология. - СПб., 2000.
49. Яновский С.Я. Русское законодательство и эмиграция // Журнал Министерства юстиции, 1909.
50. Яновский С.Я. Эмиграция с точки зрения права. // Журнал Министерства Юстиции, 1908.
51. Douglas S. Massey. The new Immigration and Ethnicity in the United States // Population and Development Review, V.21. № 3. 1995.
52. E.Dolgikh. Determinants of migration potentials among Russian physicists // Skilled Migrations International Seminar. Centro Studi Emigrazione. - Rome, 1995.
53. G.Vernez. Increased Soviet Emigration & U.S. Immigration Policy.- RAND, 1993.
54. Heitman S. The third Soviet emigration: Jewish, German and Armenian emigration from the USSR since World War II, 1987.
55. J.DaVanzo. Microeconomic approaches to studying migration decision. - RAND, 1980.
56. Zvi Gitelman. Jewish Emigration from Russia and Ukraine: Comparisons & Conundrums. - Ann Arbor, 1995.
57. http://b.metod.ru/
58. http://www.arhipelag.ru
59. http://www.demoscope.ru
60. http://www.document.de/wrvv.html.
61. http://www.gks.ru
62. http://www.goverment.ru
63. http://www.irex.ru
64. http://www.migrocenter.ru
65. http://www.stavjust.ru
66. http://www.stavstat.ru
67. http://www.strana.ru
Приложение 1
Таблица 1. Факторы эмиграции населения (по Л. Л. Рыбоковскому)
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМИГРАЦИИ |
НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ (ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ) | «ВРЕМЕННЫЕ» (КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ) | ТЕКУЩЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ |
¨ Географическое положение местности ¨ Природно-климатические условия ¨ Природные катаклизмы и стихийные бедствия ¨ Техногенные катастрофы и бедствия | ¨ Освоение территории ¨ Производственная и социальная инфраструктура ¨ Половой состав населения ¨ Возрастной состав населения ¨ Приживаемость мигрантов ¨ Этнический состав населения | ¨ Занятость и наличие рабочих мест ¨ Уровень доходов ¨ Миграционная политика ¨ Кадровая политика ¨ Национальная политика |
СУБЪЕКТИВНЫЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ) ФАКТОРЫ ЭМИГРАЦИИ |
Источник: Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2001. - с. 19
Приложение 1
Таблица 2. Факторы эмиграции
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМИГРАЦИИ | |
ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ | ¨ Географическое положение местности ¨ Природно-климатические условия ¨ Природные катаклизмы и стихийные бедствия ¨ Техногенные катастрофы и бедствия |
ЭТНИЧЕСКИЕ | ¨ Этнический состав населения ¨ Межнациональные отношения и этнические конфликты ¨ Этническая депортация ¨ Этническое разделение труда ¨ Культурное доминирование ¨ Языковая ситуация ¨ Религиозная ситуация |
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ | ¨ Военные действия ¨ Изменение государственных границ ¨ Необходимость эвакуации |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ | ¨ Освоение территории ¨ Производственная и социальная инфраструктура ¨ Социально-профессиональная мобильность ¨ Участие в приватизации и доступ к ресурсам ¨ Занятость и наличие рабочих мест ¨ Уровень доходов ¨ Реализация предпринимательской инициативы |
СОЦИАЛЬНЫЕ | ¨ Уровень преступности ¨ Приживаемость мигранта ¨ Социальная защищенность ¨ Права человека и коллективные права ¨ Миграционная политика ¨ Доступ к образованию ¨ Жилищные условия ¨ Изменение социального статуса |
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ | ¨ Возрастной состав населения ¨ Половой состав населения ¨ Семейный состав |
Приложение 1
СУБЪЕКТИВНЫЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ) ФАКТОРЫ ЭМИГРАЦИИ | |
ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ | ¨ Удовлетворенность природно-географическими характеристиками территории (климатом, почвенными, водными ресурсами и пр.) ¨ Здоровье и самочувствие человека |
ЭТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ | ¨ Этническое самосознание ¨ Этнические стереотипы мигранта (толерантность и этническая неприязнь) ¨ Прошлые травмы, связанные с депортацией ¨ Желание исповедовать этническую религию ¨ Стремление на этническую родину ¨ Желание общения с родственниками и знакомыми ¨ Желание говорить на родном языке |
ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ | ¨ Чувство самосохранения ¨ Желание жить в другом государстве |
ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ | ¨ Удовлетворенность работой ¨ Удовлетворенность уровнем доходов |
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ | ¨ Возможность получения образования ¨ Чувство безопасности ¨ Характер и успешность приживаемости мигрантов ¨ Чувство социальной защищенности ¨ Доступ к ресурсам и благам ¨ Возможность реализации предпринимательского потенциала ¨ Удовлетворенность жилищными условиями ¨ Возможность получения гражданства ¨ Возможность получения регистрации (прописки) ¨ Реализация избирательских прав ¨ Реализация имущественных прав ¨ Желание изменения социального статуса |
ДЕМОГРАФО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ | ¨ Особенности половозрастной подвижности ¨ Семейные миграционные установки |
Источник: Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2001. - с. 21-22
Источник: http://www.stavstat.ru
Рисунок 1. Население, сменившее место жительство по РФ и в Ставропольском крае, в %
Приложение 3
Источник: http://www.stavstat.ru
Рисунок 2. Изменение численности населения Ставропольского края за период между переписями 1989 и 2002 г.г. (тыс. человек)
Приложение 4
Таблица 3. Продолжительность проживания населения Ставропольского края в месте постоянного жительства, по полу и возрастным группам
Городское и сельское население | в том числе | |||||||||||||||
моложе трудоспособного | трудоспособном | старше трудоспособного | ||||||||||||||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | мужчины | женщины | |||||||||||
человек | в % к общей численности | ч е ло в е к | в % к общей численности | ч е ло в е к | в % к общей численности | человек | в % к общей численности | человек | в % к общей численности | ч е л о в е к | в % к общей численности | |||||
Население проживающие непрерывно в месте постоянного жительства | 264126 | 21,3 | 252163 | 17,4 | 788026 | 63,5 | 813313 | 56,1 | 188316 | 15,2 | 3 8 3 6 6 6 | 26,5 | ||||
с рождения | 213128 | 32,7 | 202643 | 29,3 | 371149 | 57,0 | 354735 | 51,3 | 66562 | 10,2 | 1 3 4 6 9 8 | 19,5 | ||||
не с рождения | 50990 | 8,6 | 49516 | 6,5 | 416871 | 70,7 | 458577 | 60,6 | 121750 | 20,6 | 2 4 8 9 6 3 | 32,9 | ||||
в том числе: | ||||||||||||||||
с 1992-2002г. | 41198 | 18,9 | 39850 | 15,2 | 154090 | 70,6 | 172512 | 65,8 | 22906 | 10,5 | 4 9 7 9 2 | 19,0 | ||||
с 1989-1991г. | 6780 | 11,9 | 6752 | 10,4 | 43743 | 76,7 | 46343 | 71,2 | 6485 | 11,4 | 1 1 9 8 8 | 18,4 | ||||
| ||||||||||||||||
| 2964 | 0,9 | 2836 | 0,7 | 218972 | 69,7 | 239641 | 55,8 | 92347 | 29,4 | 187149 | 43,6 | ||||
год не указан | 48 | 38,1 | 78 | 40,4 | 66 | 52,4 | 81 | 42,0 | 12 | 9,5 | 34 | 17,6 | ||||
не указавшие непрерывность проживания в месте постоянного жительства | 8 | 44,4 | 4 | 40,0 | 6 | 33,3 | 1 | 10,0 | 4 | 22,2 | 5 | 50,0 |
Источник: http://www.stavstat.ru
Приложение 5
Таблица 4. Миграционные потоки Ставропольского края
|
2002
|
2005 | ||||
число прибывших | число выбывших | миграционный прирост (+), снижение(-) | число прибывших | число выбывших | миграционный прирост (+), снижение(-) | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Миграция | 8545 | 9782 | -1237 | 8779 | 10961 | -2182 |
из нее: в пределах России | 8235 | 9509 | -1274 | 8558 | 10654 | -2096 |
в том числе: | ||||||
внутрирегиональная | 5238 | 5238 | - | 5631 | 5631 | - |
межрегиональная | 2997 | 4271 | -1274 | 2927 | 5023 | -2096 |
международная миграция | 310 | 273 | 37 | 221 | 307 | -86 |
в том числе: | ||||||
со странами СНГ и Балтии | 284 | 84 | 200 | 207 | 88 | 119 |
с другими зарубежными странами | 26 | 189 | -163 | 14 | 219 | -205 |
Источник: http://www.stavstat.ru
Приложение 6
Таблица 5. Основные страны эмиграции для Российской Федерации, 1997-2004 гг.
1997 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Выбывшие из Российской Федерации - всего | 232987 | 145720 | 121166 | 106685 | 94018 | 79795 |
в том числе: | ||||||
в страны СНГ | 149461 | 83438 | 62545 | 52969 | 46081 | 37017 |
Азербайджан | 4302 | 3187 | 2170 | 1704 | 1771 | 1336 |
Армения | 2578 | 1519 | 1362 | 1114 | 1098 | 654 |
Белоруссия | 18928 | 13276 | 11175 | 8829 | 7016 | 5671 |
Грузия | 3286 | 1802 | 1339 | 964 | 939 | 740 |
Казахстан | 25364 | 17913 | 15186 | 13939 | 14017 | 12504 |
Киргизия | 6296 | 1857 | 1333 | 1080 | 959 | 656 |
Молдавия | 5715 | 2237 | 1660 | 1385 | 1234 | 907 |
Таджикистан | 2474 | 1158 | 993 | 827 | 922 | 549 |
Туркмения | 1532 | 676 | 352 | 272 | 251 | 168 |
Узбекистан | 7370 | 3086 | 1974 | 1400 | 1130 | 717 |
Украина | 69116 | 35601 | 24026 | 20585 | 16744 | 13115 |
в страны вне СНГ | 83526 | 62282 | 58621 | 53716 | 47937 | 42778 |
Австралия | 297 | 176 | 184 | 144 | 146 | 167 |
Афганистан | 146 | 25 | 18 | 7 | 17 | 2 |
Болгария | 668 | 180 | 163 | 133 | 156 | 160 |
Германия | 48363 | 40443 | 43682 | 42231 | 36928 | 31876 |
Греция | 886 | 314 | 204 | 190 | 186 | 157 |
Израиль | 12873 | 9407 | 4835 | 2764 | 2048 | 1733 |
Канада | 1333 | 841 | 812 | 725 | 701 | 783 |
Китай | 1222 | 658 | 156 | 151 | 86 | 154 |
Куба | 89 | 27 | 15 | 6 | 8 | 8 |
Латвия | 636 | 365 | 311 | 256 | 259 | 226 |
Литва | 1162 | 376 | 262 | 293 | 268 | 282 |
Польша | 376 | 135 | 84 | 80 | 72 | 57 |
Сирия | 256 | 54 | 60 | 66 | 58 | 55 |
США | 9087 | 4793 | 4527 | 3134 | 3199 | 2919 |
Турция | 356 | 104 | 96 | 80 | 88 | 60 |
Финляндия | 923 | 1142 | 980 | 1110 | 737 | 910 |
Швеция | 151 | 195 | 148 | 162 | 151 | 158 |
Эстония | 702 | 385 | 402 | 321 | 351 | 265 |
другие страны | 6500 | 3788 | 2657 | 2733 | 2478 | 2806 |
Источник: http://www.gks.ru
Приложение 7
Таблица 6. Итоги миграции населения Ставропольского края со странами СНГ и Балтии
| 2002 | 2005 | |||||
число прибывших | число выбывших | миграционный прирост | число прибывших | число выбывших | миграционный прирост | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Миграция со странами СНГ и Балтии | 284 | 84 | 200 | 207 | 88 | 119 | |
в том числе по странам: |
| ||||||
Белоруссия | 2 | 14 | -12 | 6 | 17 | -11 | |
Казахстан | 14 | 28 | -14 | 30 | 21 | 9 | |
Молдавия | 4 | 3 | 1 | 1 | - | 1 | |
Украина | 42 | 27 | 15 | 45 | 39 | 6 | |
Государства Закавказья | 165 | 3 | 162 | 79 | 6 | 73 | |
Азербайджан | 16 | 1 | 15 | 23 | 1 | 22 | |
Армения | 108 | - | 108 | 34 | 1 | 33 | |
Грузия | 41 | 2 | 39 | 22 | 4 | 18 | |
Государства Средней Азии | 55 | 9 | 46 | 46 | 4 | 42 | |
Киргизия | 9 | 1 | 8 | 7 | - | 7 | |
Таджикистан | 3 | - | 3 | 5 | - | 5 | |
Туркмения | 4 | - | 4 | 1 | 1 | - | |
Узбекистан | 39 | 8 | 31 | 33 | 3 | 30 | |
Государства Балтии | 2 | - | 2 | - | 1 | -1 | |
Латвия | 2 | - | 2 | - | - | - | |
Литва | - | - | - | - | 1 | -1 | |
Эстония | - | - | - | - | - | - | |
Источник: http://www.stavstat.ru
Приложение 8
Источник: http://www.demoscope.ru
1-Западные страны СНГ; 2-Казахстан; 3-Средняя Азия; 4-Закавказье; 5-Балтия.
Рисунок 3. Миграционные потоки между РФ и Западными странами СНГ, Казахстаном, Средней Азией, Закавказьем и государствами Балтии
Источник: http://www.demoscope.ru
Рисунок 4. Эмиграционные потоки по странам в период 1998-2000гг., в %
Приложение 10
Таблица 7. Общие итоги миграции в РФ, 2005г.
| 2005г. | Справочно2004г. | ||
человек | на 10 тыс.человек населения | человек | на 10 тыс.человек населения | |
Миграция - всего | ||||
прибывшие | 2088638 | 146,0 | 2117434 | 147,2 |
выбывшие | 1981207 | 138,4 | 2078072 | 144,5 |
миграционный прирост (+), снижение (-) | +107431 | +7,5 | +39362 | +2,7 |
в том числе: | ||||
в пределах России | ||||
прибывшие | 1911409 | 133,6 | 1998277 | 138,9 |
выбывшие | 1911409 | 133,6 | 1998277 | 138,9 |
миграционный прирост (+), снижение (-) | - | - | - | - |
международная миграция | ||||
прибывшие | 177229 | 12,4 | 119157 | 8,3 |
выбывшие | 69798 | 4,9 | 79795 | 5,6 |
миграционный прирост (+), снижение (-) | +107431 | +7,5 | +39362 | +2,7 |
в том числе: | ||||
с государствами-участниками СНГ | ||||
прибывшие | 168598 | 11,8 | 110374 | 7,7 |
выбывшие | 36106 | 2,5 | 37017 | 2,6 |
миграционный прирост (+), снижение (-) | +132492 | +9,3 | +73357 | +5,1 |
со странами вне СНГ | ||||
прибывшие | 8631 | 0,6 | 8783 | 0,6 |
выбывшие | 33692 | 2,4 | 42778 | 3,0 |
миграционный прирост (+), снижение (-) | -25061 | -1,8 | -33995 | -2,4 |
Источник: http://www.gks.ru
Приложение 11
Таблица 8. Численность населения Ставропольского края, оба пола (тыс. человек, с учётом итогов ВПН-2005г.)
Год | Численность Населения на начало года, | Изменения за год, предшествующий указанному | Численность | ||||
родилось | умерло | прибыло | выбыло | миграционный прирост (убыль, -) | |||
1991 | 2435834 | 36374 | 28601 | 141592 | 107469 | 34123 | 2477730 |
1992 | 2477730 | 34446 | 29127 | 115985 | 76331 | 39654 | 2522703 |
1993 | 2522703 | 33181 | 30418 | 123184 | 73210 | 49974 | 2575440 |
1994 | 2575440 | 28628 | 34539 | 113946 | 63858 | 50088 | 2619617 |
1995 | 2619617 | 29699 | 35998 | 111871 | 61372 | 50499 | 2663817 |
1996 | 2663817 | 28404 | 36022 | 101252 | 66643 | 34609 | 2690808 |
1997 | 2690808 | 26085 | 35265 | 91976 | 67576 | 24400 | 2706028 |
1998 | 2706028 | 25622 | 35121 | 87370 | 62045 | 25325 | 2721854 |
1999 | 2721854 | 25681 | 34257 | 82435 | 60244 | 22191 | 2735469 |
2000 | 2735469 | 24005 | 36055 | 76756 | 59248 | 17508 | 2740927 |
2001 | 2740927 | 24799 | 37304 | 67738 | 55261 | 12477 | 2740899 |
2002 | 2740899 | 24934 | 37599 | 64095 | 56156 | 7939 | 2736173 |
2003 | 2736173 | 26384 | 40011 | 56442 | 46486 | 9956 | 2732502 |
2004 | 2732502 | 27759 | 40768 | 57262 | 50392 | 6870 | 2726363 |
2005 | 2726363 | 27970 | 38876 | 48019 | 45521 | 2498 | 2717955 |
Источник: http://www.stavstat.ru
Приложение 11
Таблица 9. Численность населения Ставропольского края, оба пола, городское и сельское население (тыс. человек, с учётом итогов ВПН-2005г.)
Год | ВСЕГО | в том числе | из общего итога по краю | ||||||
мужчины | женщины | городская местность | сельская местность | ||||||
всё население | мужчины | женщины | всё население | мужчины | женщины | ||||
1990 | 2436 | 1136 | 1300 | 1316 | 603 | 713 | 1120 | 533 | 587 |
1991 | 2478 | 1157 | 1320 | 1338 | 614 | 724 | 1139 | 543 | 597 |
1992 | 2523 | 1180 | 1343 | 1360 | 625 | 734 | 1163 | 554 | 609 |
1993 | 2575 | 1205 | 1370 | 1379 | 635 | 744 | 1196 | 570 | 627 |
1994 | 2620 | 1227 | 1393 | 1400 | 646 | 754 | 1220 | 581 | 639 |
1995 | 2664 | 1250 | 1414 | 1425 | 659 | 766 | 1238 | 591 | 648 |
1996 | 2691 | 1262 | 1429 | 1454 | 672 | 782 | 1237 | 590 | 647 |
1997 | 2706 | 1269 | 1437 | 1466 | 677 | 789 | 1240 | 592 | 649 |
1998 | 2722 | 1276 | 1446 | 1474 | 681 | 793 | 1248 | 595 | 653 |
1999 | 2735 | 1282 | 1454 | 1531 | 707 | 824 | 1204 | 574 | 630 |
2000 | 2741 | 1284 | 1457 | 1532 | 708 | 825 | 1209 | 576 | 632 |
2001 | 2741 | 1284 | 1457 | 1531 | 707 | 824 | 1210 | 577 | 633 |
2002 | 2736 | 1281 | 1455 | 1530 | 706 | 824 | 1206 | 575 | 631 |
2003 | 2733 | 1278 | 1454 | 1530 | 705 | 825 | 1203 | 574 | 629 |
2004 | 2726 | 1274 | 1452 | 1529 | 704 | 825 | 1197 | 570 | 627 |
2005 | 2718 | 1269 | 1449 | 1527 | 702 | 825 | 1191 | 568 | 623 |
Источник: http://www.stavstat.ru
Источник: http://www.stavstat.ru
Рисунок 5. Естественное и механическое движение населения в Ставропольском крае по национальностям, 2005г.
Приложение 13
Таблица 10. Национальный состав г. Ставрополя (по официальным данным)
Национальность | Всего | ||
Все население | 354867 | ||
в том числе: | |||
русские | 314862 | ||
абазины | 365 | ||
абхазы | 38 | ||
аварцы | 298 | ||
австрийцы | 2 | ||
агульцы | 12 | ||
агулы | 54 | ||
адыгейцы | 44 | ||
адыгэ (с родным языком адыгейским) | 2 | ||
азербайджанцы | 1359 | ||
албанцы | 1 | ||
алтайцы | 1 | ||
англичане | 2 | ||
арабы | 78 | ||
армяне | 15144 | ||
ассирийцы | 57 | ||
афганцы | 80 | ||
ашхарцы | 1 | ||
балкарцы | 44 | ||
башкиры | 97 | ||
беларусы | 11 | ||
белорусы | 1416 | ||
болгары | 148 | ||
буряты | 18 | ||
венгры | 6 | ||
гагаузы | 4 | ||
горные марийцы | 1 | ||
греки | 2253 | ||
грузины | 943 | ||
дагестанские евреи | 11 | ||
даг-чуфут | 1 | ||
даргинцы | 734 | ||
дунгане | 1 | ||
дэрбеты | 1 | ||
евреи | 346 | ||
евреи горские | 1 | ||
| 27 | ||
ингуши | 245 | ||
индийцы хиндиязычные | 58 | ||
иорданцы | 3 | ||
иранцы | 8 | ||
испанцы | 2 | ||
итальянцы | 4 | ||
ительмены | 2 | ||
кабардинцы | 238 | ||
казахи | 99 | ||
калмыки | 178 | ||
караимы | 1 | ||
каракалпаки | 3 | ||
карачаевцы | 1590 | ||
карелы | 12 | ||
киргизы | 9 | ||
китайцы | 6 | ||
коми (с родным языком коми) | 29 | ||
коми (с родным языком коми-пермяцким) | 9 | ||
коми-пермяки | 5 | ||
корейцы | 277 | ||
кумыки | 164 | ||
курд | 3 | ||
курды | 18 | ||
лак | 16 | ||
лаки | 12 | ||
лакцы | 185 | ||
латгальцы | 2 | ||
латыши | 38 | ||
лезгины | 842 | ||
литовцы | 40 | ||
лугово-восточные марийцы | 2 | ||
манси | 2 | ||
мари | 30 | ||
марий | 1 | ||
марийцы | 33 | ||
марокканцы | 1 | ||
мезенцы | 2 | ||
мингрелы | 5 | ||
молдаване | 161 | ||
монголы | 3 | ||
мордва | 89 | ||
мордва-мокша | 1 | ||
| 34 | ||
мордовцы | 11 | ||
найман (с родным языком алтайским) | 1 | ||
немцы | 595 | ||
ненцы | 1 | ||
ногай (с родным языком ногайским) | 7 | ||
ногайцы | 496 | ||
обские старожилы | 1 | ||
осетины | 663 | ||
палестинцы (с родным языком арабским) | 3 | ||
пермяки | 1 | ||
персы | 5 | ||
поляки | 171 | ||
пуштуны | 23 | ||
румыны | 11 | ||
рутульцы | 23 | ||
саха (с родным языком якутским) | 1 | ||
сваны | 1 | ||
сербы | 7 | ||
сирийцы | 4 | ||
словаки | 3 | ||
суданцы | 2 | ||
табасаран | 5 | ||
табасаранцы | 86 | ||
табасараны | 174 | ||
таджики | 76 | ||
талыши | 5 | ||
тат (с родным языком крымскотатарским) | 1 | ||
тат (с родным языком татским) | 8 | ||
татары | 1137 | ||
татары крымские | 1 | ||
тувинцы | 4 | ||
турки | 50 | ||
турки-месхетинцы | 4 | ||
туркмены | 413 | ||
удины | 15 | ||
удмурты | 69 | ||
узбеки | 100 | ||
уйгуры | 1 | ||
украинцы | 5794 | ||
финны | 12 | ||
французы | 2 | ||
хакасы | 6 | ||
| 3 | ||
хорваты | 2 | ||
цыгане | 88 | ||
черкесы | 650 | ||
черногорцы | 3 | ||
чехи | 6 | ||
чеченцы | 898 | ||
чуваши | 168 | ||
чудь | 1 | ||
эвенки | 1 | ||
эстонцы | 46 | ||
якуты (саха) | 11 | ||
ямские | 1 | ||
другие национальности | 70 | ||
не указавшие национальность | 1 |
Источник: http://www.stavstat.ru
Приложение 14
Рисунок 6. Распределение по секторам основных стран эмиграции для граждан Российской Федерации в 2004 г., %
|
|
|
|
Приложение 15
Источник: http://www.demoscope.ru
Диаграмма 3. Ответы на вопрос: "Есть ли у Вас намерение уехать на постоянное жительство в другую страну и если да, то когда Вы собираетесь это сделать?", в зависимости от возраста
Приложение 15
Источник: http://www.demoscope.ru
1 - "Мы живем от зарплаты до зарплаты, часто приходится занимать деньги на самое необходимое, а о сбережениях не может быть и речи".
2 - "На ежедневные расходы нам хватает денег, но уже покупка одежды представляет трудности: для этого мы должны специально откладывать или брать в долг".
3 - "Нам в основном хватает денег, мы можем даже кое-что откладывать, но при покупке вещей длительного пользования наших сбережений не хватает, и мы должны пользоваться кредитом или брать в долг".
4 - Более высокий уровень обеспеченности (от: "Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает у нас трудностей" до: "Мы можем ни в чем себе не отказывать").
Диаграмма 4. Зависимость эмиграционных планов от уровня материальной обеспеченности
Приложение 15
|
|
Приложение 15
|
Диаграмма 6. Распределение ответов на вопрос: "По Вашему мнению, какая причина, побуждающая евреев уезжать из России, является главной?"
Приложение 16
Таблица 11. Миграционный настрой переселенцев на новом месте, %
Сроки предполагаемой адаптации |
Категории населения | |||
после переезда | «уезжающие» | «остающиеся» | ||
1-2 года | 49,6 | 24,7 | ||
3-5 лет | 30,4 | 16,1 | ||
6-10 лет | 3,2 | 18,3 | ||
Я никогда не привыкну к жизни на новом месте | 3,2 | 18,3 |
Источник: http://www.gks.ru
Приложение 17
Таблица 12. Направления трудовой эмиграции, %
Москва | Смоленск | Ставрополь | Барнаул | |
Германия | 15 | 13 | 21 | 18 |
Израиль | 8 | 19 | 9 | 22 |
США | 28 | 5 | 18 | 13 |
Восточная Европа | 18 | 35 | 17 | 15 |
Турция | 20 | 21 | 9 | 21 |
Другие страны | 11 | 7 | 26 | 11 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 |
Источник: http://www.gks.ru
Приложение 18
Рисунок 7. Структура Центра мониторинга последствий эмиграции
Приложение 18
Рисунок 8. Сфера взаимодействия Центра мониторинга последствий эмиграции
Приложение 18
Рисунок 9. Сфера взаимодействия Управления мониторинга последствий интеллектуальной эмиграции в Российской Федерации
Приложение 18
Иерархичность Взаимодействие
ЦМПЭ в РФ – Центр мониторинга последствий эмиграции в Российской Федерации
УМПИЭ в РФ – Управление мониторинга последствий интеллектуальной эмиграции в Российской Федерации
Госкомстат РФ – Государственный комитет статистики Российской Федерации
МВД РФ – Министерство внутренних дел Российской Федерации
Миннауки РФ – Министерство науки Российской Федерации
Минтруда РФ – Министерство труда Российской Федерации
МО – международные организации
МО – международные организации
НПО – неправительственные организации
СМИ – средства массовой информации
ФМС – Федеральная миграционная служба Российской Федерации
Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.