Структура и функции Центра мониторинга последствий эмиграции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Последствия эмиграции действительно многоплановые, сложно предсказуемые, влияющие на все сферы общества. Состояние эмиграционной ситуации является определяющим фактором не только для сохранения национальной безопасности, но и в целом для развития территории. Исходя из значимости определения и анализа последствия эмиграции, можно рекомендовать создание системы мониторинга состояния эмиграционной ситуации с целью своевременного реагирования на развитие этих процессов, прежде всего, закрепления благоприятных тенденций.

Представляется рациональным и эффективным создание особого учреждения – Центра мониторинга последствий эмиграции (ЦМПЭ). Основным содержанием его работы должно стать проведение научных исследований в области последствий эмиграции для страны - донора, с возможностью последующего применения их результатов на практике. Для оформления базы Центра потребуется концентрация мощного научного потенциала. Составными звеньями такого Центра могут быть отдел постановки проблем и разработки мониторинга проведения исследований, отдел аналитической обработки собранного материала и отдел, способствующий реализации обоснованных выводов на практике, особенно в эмиграционной политике государства (Приложение 18, Рисунок 7).

Попробуем дать ряд конкретных предложений, направленный на обеспечение эффективности работы ЦМПЭ. Созданное сильное аналитическое подразделения может определить основным содержанием своей деятельности изучение последствий эмиграции. Результаты таких исследований помогут научно, т.е. адекватно обосновать эмиграционную политику. ЦМПЭ должен быть создан как региональная структура. Рационально размещенный, он обеспечит контроль общества за деятельностью эмиграционных служб и будет способствовать созданию механизмов делегирования выполнения отдельных функций другими структурами.

Основной стратегической задачей государственной эмиграционной политики является превращение эмиграционных процессов из стихийных в регулируемые. Основными инструментами этого направления будут являться:

- государственное регулирование трудовой миграции с целью приглашения специалистов, которые по своему профессиональному уровню отвечают спросу рынка труда страны и не усугубляют проблемы безработицы в тех или иных регионах;

- укрепление региональной политики, прозрачность неформальных рынков труда и процессов миграции;

- упреждение стихийных и неупорядоченных миграционных процессов, базирующихся на прогнозе потенциальной миграции и направлений миграционных потоков в связи с изменениями социально - экономической и общественно - политической ситуации;

- комплексный анализ эмиграционных процессов и причин, вызывающих неоправданно высокий уровень выезда из страны;

- а также, на этой основе, прогнозирование эмиграционных процессов, их последствий и влияния на ситуацию в стране - доноре;

- совершенствование системы статистического учета и отчетности по эмиграции, повышение достоверности ее информации;

- создание системы регулирования внешней трудовой эмиграции на основе формирования соответствующей нормативно - правовой базы;

- организация межведомственного взаимодействия государственных и негосударственных структур и органов исполнительной власти;

- создание условий для реализации профессионализма высококвалифицированных рабочих и специалистов;

- привлечение зарубежных инвесторов для оказания помощи и поддержки в этнокультурном и социальном развитии соотечественников, обустройстве их по месту нового проживания;

- ежегодное определение эмиграционного настроения в субъектах и в целом по стране (проведение социологических обследований и выявление основных причин эмиграции по национальностям, возрастам и полу);

- сотрудничество с другими странами, особенно принимающими эмигрантов, в области снижения нелегальной миграции;

- содействие в социально - экономической, языковой и культурной адаптации эмигрантов на территории страны прибытия;

- развитие временной, а не безвозвратной, трудовой эмиграции как средство повышения качества трудового потенциала, стабилизации внутреннего рынка труда и улучшения валютного баланса страны;

- постоянный анализ состояния региональных рынков труда и зарубежных рынков труда в целях выявления сбалансированности вакансий, предложения рабочей силы и прогнозирования трудовой эмиграции;

- сотрудничество с неправительственными организациями (НПО) по изучению и анализу эмиграционных процессов;

- разработка механизма экономического регулирования внешней трудовой эмиграции;

- достижение стабильных гарантированных связей между оставшимися родственниками и эмигрантом, на основе повышения эффективности деятельности транспортных, почтовых, информационных служб обеспечения своевременного перевода денежных средств, пенсий, пособий, периодических изданий, корреспонденции в целях сокращения цепной эмиграции населения из-за разрыва родственных связей;

- проведение организационно - информационной компании по эмиграционной политике в стране (через телерадиовещание).

Основной деятельностью в долгосрочной перспективе (2010 - 2015 годы) в области эмиграции будут являться дальнейшее совершенствование и приведение всех законодательных норм и правил существующим мировым стандартам.

Сейчас, когда государство в среднесрочной перспективе (2006-2010 гг.) поставило своей целью сокращение выезда граждан страны за ее пределы [11], особенно необходимо ускорить создание особого центра, который результатами своих исследований позволил бы определить правильность такого подхода. Структура и функции Центра обязательно должны определяться с учётом многих положений миграционной теории, прежде всего, положения о неоднозначности эмиграции.

В штате Центра должны быть специалисты разного профиля: демографы, науковеды, экономисты, политологи, социологи, статисты, поэтому важно проводить различные мероприятия - организация «круглого стола», научные встречи, конференции, на которых бы обсуждались первоочередные проблемы, новые тенденции эмиграционных процессов, современные подходы к решению негативных последствий и увеличению доли положительного влияния. Другими словами, путь широкого взаимного сотрудничества – это, видимо, тот самый путь, на котором можно добиться наилучших результатов в решении проблем, создаваемых эмиграцией (Приложение 18, Рисунок 8).

Отслеживать тенденции ежегодной эмиграции, пытаться оценить последствия, строить прогнозные оценки невозможно без статистического учета эмиграции из страны. В целях формирования полноценной статистической базы данных о миграционных потоках по различным категориям мигрантов необходимо развитие всеохватывающей системы учета и регистрации категорий граждан. Функции регистрации эмигрантов должны быть закреплены за органами исполнительной власти, имеющими разветвленную систему региональных отделений, а все полученные ими данные будут стекаться в Агентство аналитической обработки данных по эмиграционным процессам (ААО по ЭП). Под эгидой данного агентства должны тесно сотрудничать Паспортно-визовые службы и Государственный комитет статистики.

В структуре ЦМПЭ могут быть такие подразделения, как служба обобщения опыта защиты прав эмигрировавших граждан за рубежом, отдел изучения адаптации и интеграции эмигрантов и отдел аналитики реэмиграционного движения. Они должны тесно сотрудничать с иммиграционными службами стран прибытия наших соотечественников. Для этого им необходимо нормативно-правовая основа и наличие особых кадров, владеющих, как минимум английским языком.

Данные отделы ЦМПЭ займутся анализом миграционной политики других стран, т.к. она оказывает сильное влияние и формирует последствия эмиграции. Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней миграции, признано, целесообразным и необходимым условием, придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны, с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для эмигрантов, чьи права за рубежом существенно изменяются и нуждаются в защите [3].

Важная особенность международной эмиграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование эмигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов эмигрантов за рубежом (Приложение 18, Рисунок 9).

Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с эмиграцией населения и трудовых ресурсов [6]. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). Конвенция МОТ (Международная организация труда), принятая в 1962 г. [5], гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

Согласно Конвенции МОТ 1975 г. [10], государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты. Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, - возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами. Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания.

Уделив внимание в своих исследованиях иммиграционной политике, ЦМПЭ может обеспечить информацию о том, как эмиграция трудовых ресурсов способствует сокращению безработицы в стране исхода. Можно будет проанализировать каков жизненный уровень эмигрантам за рубежом, можно ли его определить как соответствующий, достойный. Такая аналитика необходима, чтобы разработать предложения, – а не требования! – для возвращения эмигрантов на родину.

Для сотрудников ЦМПЭ доступным и возможным будет анализ методов и средств других государств, используемых ими для достижения целей эмиграции, а именно:

- методов и средств защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение, но некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации. Такой анализ позволит выявить преимущества и недостатки любого опыта;

- методов использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную, долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;

- методов и средств по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

Как правило, претворением международных положений в области соблюдения прав эмигрантов в жизнь занимаются специальные уполномоченные. Назначаются уполномоченные при посольствах и представительствах стран за рубежом. Они призваны обеспечивать защиту прав эмигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении или ведение переговоров с работодателями [3]. Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых, помимо контроля за соблюдением прав эмигрантов и членов их семей, входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину эмигрантов.

Довольно сложно конкретизировать функции структур, которые будут действовать под контролем иностранного правительства. Поэтому, самым оптимальным решением данной проблемы является подконтрольность международным организациям. Представляется, что в составе службы обобщения опыта защиты прав эмигрировавших граждан за рубежом, отдела изучения адаптации и интеграции эмигрантов и отдела аналитики реэмиграционного движения будут успешно реализовывать их функции квалифицированные кадры, получившие соответствующую подготовку в области международного права, иностранных языков, а также в области психологии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Эмиграция порождает противоречие между глобальным и местным. Часто то, что является разумным и рациональным на глобальном уровне, имеет разрушительные последствия для местных общин. Если основной целью интеграции и экономического роста является повышение благосостояния людей, было бы логично предоставить местным общинам право, способное влиять на принимаемые решения, непосредственно затрагивающие их интересы.

Эмиграция является и результатом интеграции, и предпосылкой для дальнейших серьезных конфликтных изменений в обществе. Ее непосредственное влияние сказывается на состоянии народного хозяйства, на социальных отношениях, культуре, национальной политике и международных отношениях. Эмиграция неизбежно ведет к культурно-этнической диверсификации населения внутри отдельных государств и размыванию традиционных границ.

Однако ее влияние далеко не однозначно. И для самих эмиграционных процессов характерно огромное число противоречий. Здесь можно выделить наиболее типичное, а именно - противоречие дифференциации. Во всем мире четко прослеживается тенденция к объединению не только географических территорий, но и групп людей; хотя в, то же время растет дифференциация внутри самих объединений. Это связано в первую очередь с тем, что некоторые, адаптировавшись, становятся полноправными членами нового общества, в то время как другие остаются маргиналами. Т.е. проблема включения одних и исключения других становится центральным пунктом всех социальных противоречий, связанных с миграцией.

Группы или отдельные личности, которые обладают необходимыми характеристиками, удовлетворяющими условиям "нового" рынка, включаются в глобальную систему в качестве граждан, обладающих всеми политическими и социальными правами. В то же время группы и отдельные личности, которые не отвечают необходимым требованиям, "исключаются" и иногда лишаются некоторых основных гражданских прав, например, права на труд. Безусловно, это далеко не полный список противоречий таких масштабных явлений, как глобализация и эмиграция, и, скорее всего, в ближайшем будущем их количество еще возрастет.

Итак, эмиграция представляет собой многоплановое явление, влияние которого в мире, в связи с расширением интеграционных процессов, постоянно увеличивается. Она тем или иным способом неизбежно сказывается на состоянии народного хозяйства, социальных отношениях, культуре, национальной политике и международных отношениях. И именно поэтому все рассмотренные проблемы и противоречия: между "включением" и "исключением" различных групп населения из социальных и экономических процессов в обществе, между рынком и государством, между обогащением и обнищанием населения, между обществом и личностью, между развитием экономики и состоянием окружающей среды, а также проблема "мирового гражданства" - требуют скорейшего разрешения.

При встречающихся негативных оценках эмиграции не следует отвергать того, что в перспективе она сокращает дистанцию между народами, что она призвана воспитывать взаимную терпимость у всех соприкасающихся этносов.

Эмиграция из Ставропольского края будет сохраняться, не меняя уровня, ещё в течение 2-3 лет. Скорее всего, уменьшение количества выезжающих за пределы региона в связи со стабилизацией социально-экономического положения начнется после 2007 года. Наиболее динамично в крае развивается трудовая эмиграция в страны дальнего зарубежья, и практически не осталось желающих работать в странах СНГ и Балтии.

Формирование потока эмигрантов в страны дальнего зарубежья из Ставропольского края имеет явно выраженную географическую и национальную направленность, и приходиться, как и прежде, на государства традиционной эмиграции - Германию, Израиль, США. Социальную структуру эмиграции в основном составляют представители интеллигенции, высококвалифицированные специалисты, студенчество; национальную - евреи, этнические немцы, некоторые другие национальности. Эмиграционные потоки в различной степени влияют на демографическое, социальное и экономическое положение в крае и отдельные элементы его социальной инфраструктуры.

Реализация активного подхода к разработке проблемы управления миграционным процессом в Ставропольском крае, должна заключаться в анализе содержания самого процесса, его структуры и характера взаимодействия основных элементов механизма управления миграцией, а также в формировании и обосновании методов иммиграции и эмиграции в международных отношениях. Необходимую корректность такого анализа можно обеспечить, сосредоточив исследовательский потенциал в рамках Центра мониторинга последствий эмиграции.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека.

2. Всероссийская научная конференция. Москва, 2002. Демографическая и миграционная ситуация в России: сравнительный анализ.

3. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают.

4. Закон Ставропольского края № 27-кз от 24 июня 2002"О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольском крае".

5. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1779 - 1794.

6. Конвенция № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся - мигрантам равенства возможностей и обращения.

7. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

8. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. С. 193 - 201.

9. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 "О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы".

10. Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества.

11. Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р О Концепции регулирования миграционных процессов в РФ.

12. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 127-р О Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года.

13. Рекомендация № 165 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями.

14. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996.

15. Ахиезер А. Эмиграция из России: культурно-исторический аспект // Свободная мысль, № 7. 1999.

16. Белозеров B. C. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.

17. Бойко С. Возможности ограничения интеллектуальной миграции // Экономист, № 2. 2003.

18. Брук С.И., Кабузан В.М. Миграция населения России в XVIII – начале XX века: численность, структура, география // История СССР, № 4. 1984.

19. Вишневский А. Демографическое будущее России // Отечественные записки, № 4 (19) С.8–22. 2004.

20. Воблый К. К вопросу об эмиграции в России //Вестник финансов, промышленности и торговли, № 34. 1906.

21. Горные страны: расселение, этнодемографические и геополитические процессы, геоинформационный мониторинг: Материалы Международной конференции, Ставрополь-Домбай, 25-30 сентября.- Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005.- 333с.

22. Зайончковская Ж. А. Миграционная связи России: реакция на новую политическую и экономическую ситуацию // Бывший СССР: внутреняя миграция и эмиграция. Вып.I. - М., 1999.

23. Зайончковская Ж. А. Развитие внешних миграционных связей России // Социологический журнал, № 1 С.29-44. 2003.

24. Иконников О.А. Эмиграция научных кадров из России: сегодня и завтра. - М.,1999.

25. Иконников О.А. Эмиграция ученых из России: анализ национальной статистики и проблемы государственного регулирования // Проблемы прогнозирования, № 5. 1999.

26. Ионцев В.А. Международная миграция населения: Россия и современный мир // Социологические исследования, № 6 С.38-47. 1998.

27. Кабузан В.М. Русские в мире. Динамика численности и расселения (1719-1989). Формирование этнических границ русского народа. - СПб., 1997.

28. Кильдишев Г.С. Статистика населения с основами демографии. - М., 1999.

29. Леденева Л., А. де Тинги. Эмиграция: возможности профессиональной адаптации // Проблемы прогнозирования, N 4. 1997.

30. Леденева Л. Эмиграционные настроения среди студенчества // Высшее образование в России, № 4. 2003.

31. Марианский А. Современная миграция населения. - М., 2000г

32. Морозова Г.Ф. Современные миграционные явления: беженцы и эмигранты // Социологические исследования, № 3. 2002.

33. Морозова Г.Ф. Эмиграция — реальная угроза будущему страны // Общественные науки и современность, № 3. 2000.

34. Седьмой ежегодный демографический доклад. - М., 2000.

35. Некипелова Н., Гохберг Л., Миндели Л.. Эмиграция ученых: проблемы и реальные оценки // Миграция специалистов России: причины, последствия, оценки. Под ред. Азраэля А., Зайончковской Ж. - М., 1994.

36. Оболенский-Осинский В.В. Международные и межконтинентальные миграции в предвоенной России и в СССР. - М., 1928.

37. Орлова И.Б. Современная эмиграционная ситуация в России // Социально-политический журнал, 2003.

38. Российская эмиграция: вчера, сегодня, завтра. «Круглый стол» // Кентавр, №5. 1998.

39. Рыбаковский Л.Л. Миграционный обмен населением между Центральной Азией и Россией // Социологические исследования, №9 С.89-95. 1995.

40. Рязанцев С. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

41. Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2001. - 542 с.

42. Рязанцев С.В. Демографическая ситуация на Северном Кавказе // Социологические исследования, № 1 С.77-86. 2002.

43. Сообщение комитета государственной статистики Ставропольского края от 26 октября 1999 года.

44. Ставропольский край и его регионы. Официальное издание. (Статистический сборник). - Ставрополь: Кн. изд-во, 2000.

45. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. - М., 2003.

46. Тарле Г.Я. История российского зарубежья: термины; принципы периодизации // Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. Кн.1. - М., 2002.

47. Ушкалов И.Г. Внешняя миграция населения как количественный и качественный фактор демографической динамики // Депопуляция в России: причины, тенденции, последствия и пути выхода. Всероссийская научная конференция. Ч.1. Раздел 2. Москва, 6 декабря 1999 года. - М., 2002.

48. Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: история и психология. - СПб., 2000.

49. Яновский С.Я. Русское законодательство и эмиграция // Журнал Министерства юстиции, 1909.

50. Яновский С.Я. Эмиграция с точки зрения права. // Журнал Министерства Юстиции, 1908.

51. Douglas S. Massey. The new Immigration and Ethnicity in the United States // Population and Development Review, V.21. № 3. 1995.

52. E.Dolgikh. Determinants of migration potentials among Russian physicists // Skilled Migrations International Seminar. Centro Studi Emigrazione. - Rome, 1995.

53. G.Vernez. Increased Soviet Emigration & U.S. Immigration Policy.- RAND, 1993.

54. Heitman S. The third Soviet emigration: Jewish, German and Armenian emigration from the USSR since World War II, 1987.

55. J.DaVanzo. Microeconomic approaches to studying migration decision. - RAND, 1980.

56. Zvi Gitelman. Jewish Emigration from Russia and Ukraine: Comparisons & Conundrums. - Ann Arbor, 1995.

57. http://b.metod.ru/

58. http://www.arhipelag.ru

59. http://www.demoscope.ru

60. http://www.document.de/wrvv.html.

61. http://www.gks.ru

62. http://www.goverment.ru

63. http://www.irex.ru

64. http://www.migrocenter.ru

65. http://www.stavjust.ru

66. http://www.stavstat.ru

67. http://www.strana.ru


Приложение 1

 

Таблица 1. Факторы эмиграции населения (по Л. Л. Рыбоковскому)

 

    ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМИГРАЦИИ

 

    НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ (ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ)     «ВРЕМЕННЫЕ» (КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ)     ТЕКУЩЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

¨ Географическое положение местности ¨ Природно-климатические условия ¨ Природные катаклизмы и стихийные бедствия ¨ Техногенные катастрофы и бедствия ¨ Освоение территории ¨ Производственная и социальная инфраструктура ¨ Половой состав населения ¨ Возрастной состав населения ¨ Приживаемость мигрантов ¨ Этнический состав населения ¨ Занятость и наличие рабочих мест ¨ Уровень доходов ¨ Миграционная политика ¨ Кадровая политика ¨ Национальная политика

 

    СУБЪЕКТИВНЫЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ) ФАКТОРЫ ЭМИГРАЦИИ

 

Источник: Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2001. - с. 19
Приложение 1

Таблица 2. Факторы эмиграции

ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМИГРАЦИИ

ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ¨ Географическое положение местности ¨ Природно-климатические условия ¨ Природные катаклизмы и стихийные бедствия ¨ Техногенные катастрофы и бедствия
ЭТНИЧЕСКИЕ ¨ Этнический состав населения ¨ Межнациональные отношения и этнические конфликты ¨ Этническая депортация ¨ Этническое разделение труда ¨ Культурное доминирование ¨ Языковая ситуация ¨ Религиозная ситуация
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ¨ Военные действия ¨ Изменение государственных границ ¨ Необходимость эвакуации
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ¨ Освоение территории ¨ Производственная и социальная инфраструктура ¨ Социально-профессиональная мобильность ¨ Участие в приватизации и доступ к ресурсам ¨ Занятость и наличие рабочих мест ¨ Уровень доходов ¨ Реализация предпринимательской инициативы
СОЦИАЛЬНЫЕ ¨ Уровень преступности ¨ Приживаемость мигранта ¨ Социальная защищенность ¨ Права человека и коллективные права ¨ Миграционная политика ¨ Доступ к образованию ¨ Жилищные условия ¨ Изменение социального статуса
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ¨ Возрастной состав населения ¨ Половой состав населения ¨ Семейный состав

 


Приложение 1

СУБЪЕКТИВНЫЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ) ФАКТОРЫ ЭМИГРАЦИИ

ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ¨ Удовлетворенность природно-географическими характеристиками территории (климатом, почвенными, водными ресурсами и пр.) ¨ Здоровье и самочувствие человека
ЭТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ¨ Этническое самосознание ¨ Этнические стереотипы мигранта (толерантность и этническая неприязнь) ¨ Прошлые травмы, связанные с депортацией ¨ Желание исповедовать этническую религию ¨ Стремление на этническую родину ¨ Желание общения с родственниками и знакомыми ¨ Желание говорить на родном языке
ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ¨ Чувство самосохранения ¨ Желание жить в другом государстве
ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ¨ Удовлетворенность работой ¨ Удовлетворенность уровнем доходов
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ¨ Возможность получения образования ¨ Чувство безопасности ¨ Характер и успешность приживаемости мигрантов ¨ Чувство социальной защищенности ¨ Доступ к ресурсам и благам ¨ Возможность реализации предпринимательского потенциала ¨ Удовлетворенность жилищными условиями ¨ Возможность получения гражданства ¨ Возможность получения регистрации (прописки) ¨ Реализация избирательских прав ¨ Реализация имущественных прав ¨ Желание изменения социального статуса
ДЕМОГРАФО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ¨ Особенности половозрастной подвижности ¨ Семейные миграционные установки

 

Источник: Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2001. - с. 21-22

 

 

Источник: http://www.stavstat.ru

Рисунок 1. Население, сменившее место жительство по РФ и в Ставропольском крае, в %


Приложение 3

 

Источник: http://www.stavstat.ru

 

Рисунок 2. Изменение численности населения Ставропольского края за период между переписями 1989 и 2002 г.г. (тыс. человек)

 

 

Приложение 4

 

Таблица 3. Продолжительность проживания населения Ставропольского края в месте постоянного жительства, по полу и возрастным группам

Городское и сельское население

в том числе

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

человек в % к общей численности ч е ло в е к в % к общей численности ч е ло в е к в % к общей численности человек в % к общей численности человек в % к общей численности ч е л о в е к в % к общей численности
Население проживающие непрерывно в месте постоянного жительства 264126 21,3 252163 17,4 788026 63,5 813313 56,1 188316 15,2 3 8 3 6 6 6 26,5
с рождения 213128 32,7 202643 29,3 371149 57,0 354735 51,3 66562 10,2 1 3 4 6 9 8 19,5
не с рождения 50990 8,6 49516 6,5 416871 70,7 458577 60,6 121750 20,6 2 4 8 9 6 3 32,9

в том числе:

с 1992-2002г. 41198 18,9 39850 15,2 154090 70,6 172512 65,8 22906 10,5 4 9 7 9 2 19,0
с 1989-1991г. 6780 11,9 6752 10,4 43743 76,7 46343 71,2 6485 11,4 1 1 9 8 8 18,4
Приложение 4
 

 

 

                       
    Приложение 1
с 1988г. и ранее

2964 0,9 2836 0,7 218972 69,7 239641 55,8 92347 29,4 187149 43,6
год не указан 48 38,1 78 40,4 66 52,4 81 42,0 12 9,5 34 17,6
не указавшие непрерывность проживания в месте постоянного жительства 8 44,4 4 40,0 6 33,3 1 10,0 4 22,2 5 50,0

Источник: http://www.stavstat.ru

 


Приложение 5

 

Таблица 4. Миграционные потоки Ставропольского края

 

 

2002

 

 

2005

число прибывших число выбывших миграционный прирост (+), снижение(-) число прибывших число выбывших миграционный прирост (+), снижение(-)
  А 1 2 3 4 5 6
  Миграция 8545 9782 -1237 8779 10961 -2182
  из нее: в пределах России 8235 9509 -1274 8558 10654 -2096
в том числе:            
  внутрирегиональная 5238 5238 - 5631 5631 -
  межрегиональная 2997 4271 -1274 2927 5023 -2096
  международная миграция 310 273 37 221 307 -86
в том числе:            
  со странами СНГ и Балтии 284 84 200 207 88 119
  с другими зарубежными странами 26 189 -163 14 219 -205

Источник: http://www.stavstat.ru


Приложение 6

 

Таблица 5. Основные страны эмиграции для Российской Федерации, 1997-2004 гг.

 

  1997 2000 2001 2002 2003 2004
Выбывшие из Российской Федерации - всего 232987 145720 121166 106685 94018 79795
в том числе:            
в страны СНГ 149461 83438 62545 52969 46081 37017
Азербайджан 4302 3187 2170 1704 1771 1336
Армения 2578 1519 1362 1114 1098 654
Белоруссия 18928 13276 11175 8829 7016 5671
Грузия 3286 1802 1339 964 939 740
Казахстан 25364 17913 15186 13939 14017 12504
Киргизия 6296 1857 1333 1080 959 656
Молдавия 5715 2237 1660 1385 1234 907
Таджикистан 2474 1158 993 827 922 549
Туркмения 1532 676 352 272 251 168
Узбекистан 7370 3086 1974 1400 1130 717
Украина 69116 35601 24026 20585 16744 13115
в страны вне СНГ 83526 62282 58621 53716 47937 42778
Австралия 297 176 184 144 146 167
Афганистан 146 25 18 7 17 2
Болгария 668 180 163 133 156 160
Германия 48363 40443 43682 42231 36928 31876
Греция 886 314 204 190 186 157
Израиль 12873 9407 4835 2764 2048 1733
Канада 1333 841 812 725 701 783
Китай 1222 658 156 151 86 154
Куба 89 27 15 6 8 8
Латвия 636 365 311 256 259 226
Литва 1162 376 262 293 268 282
Польша 376 135 84 80 72 57
Сирия 256 54 60 66 58 55
США 9087 4793 4527 3134 3199 2919
Турция 356 104 96 80 88 60
Финляндия 923 1142 980 1110 737 910
Швеция 151 195 148 162 151 158
Эстония 702 385 402 321 351 265
другие страны 6500 3788 2657 2733 2478 2806

Источник: http://www.gks.ru

 


Приложение 7

 

Таблица 6. Итоги миграции населения Ставропольского края со странами СНГ и Балтии

 

 

2002

2005

число прибывших число выбывших

миграционный прирост

число прибывших число выбывших миграционный прирост
А 1 2

3

4 5 6
Миграция со странами СНГ и Балтии 284 84

200

207 88 119
в том числе по странам:    

 

     
Белоруссия 2 14

-12

6 17 -11
Казахстан 14 28

-14

30 21 9
Молдавия 4 3

1

1 - 1
Украина 42 27

15

45 39 6
Государства Закавказья 165 3

162

79 6 73
Азербайджан 16 1

15

23 1 22
Армения 108 -

108

34 1 33
Грузия 41 2

39

22 4 18
Государства Средней Азии 55 9

46

46 4 42
Киргизия 9 1

8

7 - 7
Таджикистан 3 -

3

5 - 5
Туркмения 4 -

4

1 1 -
Узбекистан 39 8

31

33 3 30
Государства Балтии 2 -

2

- 1 -1
Латвия 2 -

2

- - -
Литва - -

-

- 1 -1
Эстония - -

-

- - -
               

Источник: http://www.stavstat.ru


Приложение 8

     
 

 

Источник: http://www.demoscope.ru

 

1-Западные страны СНГ; 2-Казахстан; 3-Средняя Азия; 4-Закавказье; 5-Балтия.

 

Рисунок 3. Миграционные потоки между РФ и Западными странами СНГ, Казахстаном, Средней Азией, Закавказьем и государствами Балтии


 

Приложение 9

 

Источник: http://www.demoscope.ru

Рисунок 4. Эмиграционные потоки по странам в период 1998-2000гг., в %


Приложение 10

 

Таблица 7. Общие итоги миграции в РФ, 2005г.

 

 

2005г.

Справочно2004г.

человек на 10 тыс.человек населения человек на 10 тыс.человек населения
Миграция - всего        
прибывшие 2088638 146,0 2117434 147,2
выбывшие 1981207 138,4 2078072 144,5
миграционный прирост (+), снижение (-) +107431 +7,5 +39362 +2,7
в том числе:        
в пределах России        
прибывшие 1911409 133,6 1998277 138,9
выбывшие 1911409 133,6 1998277 138,9
миграционный прирост (+), снижение (-) - - - -
международная миграция        
прибывшие 177229 12,4 119157 8,3
выбывшие 69798 4,9 79795 5,6
миграционный прирост (+), снижение (-) +107431 +7,5 +39362 +2,7
в том числе:        
с государствами-участниками СНГ        
прибывшие 168598 11,8 110374 7,7
выбывшие 36106 2,5 37017 2,6
миграционный прирост (+), снижение (-) +132492 +9,3 +73357 +5,1
со странами вне СНГ        
прибывшие 8631 0,6 8783 0,6
выбывшие 33692 2,4 42778 3,0
миграционный прирост (+), снижение (-) -25061 -1,8 -33995 -2,4

Источник: http://www.gks.ru


Приложение 11

 

Таблица 8. Численность населения Ставропольского края, оба пола (тыс. человек, с учётом итогов ВПН-2005г.)

 

Год

Численность

Населения

на начало года,
предшествующего
указанному

Изменения за год, предшествующий указанному

Численность
населения
на начало
указанного
года

родилось умерло прибыло выбыло миграционный прирост (убыль, -)
1991 2435834 36374 28601 141592 107469 34123 2477730
1992 2477730 34446 29127 115985 76331 39654 2522703
1993 2522703 33181 30418 123184 73210 49974 2575440
1994 2575440 28628 34539 113946 63858 50088 2619617
1995 2619617 29699 35998 111871 61372 50499 2663817
1996 2663817 28404 36022 101252 66643 34609 2690808
1997 2690808 26085 35265 91976 67576 24400 2706028
1998 2706028 25622 35121 87370 62045 25325 2721854
1999 2721854 25681 34257 82435 60244 22191 2735469
2000 2735469 24005 36055 76756 59248 17508 2740927
2001 2740927 24799 37304 67738 55261 12477 2740899
2002 2740899 24934 37599 64095 56156 7939 2736173
2003 2736173 26384 40011 56442 46486 9956 2732502
2004 2732502 27759 40768 57262 50392 6870 2726363
2005 2726363 27970 38876 48019 45521 2498 2717955

Источник: http://www.stavstat.ru


Приложение 11

 

Таблица 9. Численность населения Ставропольского края, оба пола, городское и сельское население (тыс. человек, с учётом итогов ВПН-2005г.)

 

Год

ВСЕГО
по краю

в том числе

из общего итога по краю

мужчины

женщины

городская местность

сельская местность

всё население мужчины женщины всё население мужчины женщины
1990 2436 1136 1300 1316 603 713 1120 533 587
1991 2478 1157 1320 1338 614 724 1139 543 597
1992 2523 1180 1343 1360 625 734 1163 554 609
1993 2575 1205 1370 1379 635 744 1196 570 627
1994 2620 1227 1393 1400 646 754 1220 581 639
1995 2664 1250 1414 1425 659 766 1238 591 648
1996 2691 1262 1429 1454 672 782 1237 590 647
1997 2706 1269 1437 1466 677 789 1240 592 649
1998 2722 1276 1446 1474 681 793 1248 595 653
1999 2735 1282 1454 1531 707 824 1204 574 630
2000 2741 1284 1457 1532 708 825 1209 576 632
2001 2741 1284 1457 1531 707 824 1210 577 633
2002 2736 1281 1455 1530 706 824 1206 575 631
2003 2733 1278 1454 1530 705 825 1203 574 629
2004 2726 1274 1452 1529 704 825 1197 570 627
2005 2718 1269 1449 1527 702 825 1191 568 623

Источник: http://www.stavstat.ru


 

Приложение 12

Источник: http://www.stavstat.ru

Рисунок 5. Естественное и механическое движение населения в Ставропольском крае по национальностям, 2005г.


Приложение 13

 

Таблица 10. Национальный состав г. Ставрополя (по официальным данным)

Национальность Всего
Все население 354867

в том числе:

русские 314862
абазины 365
абхазы 38
аварцы 298
австрийцы 2
агульцы 12
агулы 54
адыгейцы 44
адыгэ (с родным языком адыгейским) 2
азербайджанцы 1359
албанцы 1
алтайцы 1
англичане 2
арабы 78
армяне 15144
ассирийцы 57
афганцы 80
ашхарцы 1
балкарцы 44
башкиры 97
беларусы 11
белорусы 1416
болгары 148
буряты 18
венгры 6
гагаузы 4
горные марийцы 1
греки 2253
грузины 943
дагестанские евреи 11
даг-чуфут 1
даргинцы 734
дунгане 1
дэрбеты 1
евреи 346
евреи горские 1
Приложение 13
езиды

27
ингуши 245
индийцы хиндиязычные 58
иорданцы 3
иранцы 8
испанцы 2
итальянцы 4
ительмены 2
кабардинцы 238
казахи 99
калмыки 178
караимы 1
каракалпаки 3
карачаевцы 1590
карелы 12
киргизы 9
китайцы 6
коми (с родным языком коми) 29
коми (с родным языком коми-пермяцким) 9
коми-пермяки 5
корейцы 277
кумыки 164
курд 3
курды 18
лак 16
лаки 12
лакцы 185
латгальцы 2
латыши 38
лезгины 842
литовцы 40
лугово-восточные марийцы 2
манси 2
мари 30
марий 1
марийцы 33
марокканцы 1
мезенцы 2
мингрелы 5
молдаване 161
монголы 3
мордва 89
мордва-мокша 1
Приложение 13
мордвины

34
мордовцы 11
найман (с родным языком алтайским) 1
немцы 595
ненцы 1
ногай (с родным языком ногайским) 7
ногайцы 496
обские старожилы 1
осетины 663
палестинцы (с родным языком арабским) 3
пермяки 1
персы 5
поляки 171
пуштуны 23
румыны 11
рутульцы 23
саха (с родным языком якутским) 1
сваны 1
сербы 7
сирийцы 4
словаки 3
суданцы 2
табасаран 5
табасаранцы 86
табасараны 174
таджики 76
талыши 5
тат (с родным языком крымскотатарским) 1
тат (с родным языком татским) 8
татары 1137
татары крымские 1
тувинцы 4
турки 50
турки-месхетинцы 4
туркмены 413
удины 15
удмурты 69
узбеки 100
уйгуры 1
украинцы 5794
финны 12
французы 2
хакасы 6
Приложение 13
ханты

3
хорваты 2
цыгане 88
черкесы 650
черногорцы 3
чехи 6
чеченцы 898
чуваши 168
чудь 1
эвенки 1
эстонцы 46
якуты (саха) 11
ямские 1
другие национальности 70
не указавшие национальность 1

Источник: http://www.stavstat.ru


Приложение 14

 

Источник: http://www.demoscope.ru

Рисунок 6. Распределение по секторам основных стран эмиграции для граждан Российской Федерации в 2004 г., %


 

Приложение 15

1998-2000 гг.                     2002-2004 гг.
Источник: http://www.demoscope.ru

1998-2000гг.                       2003-2005гг.
Диаграмма 1. Оценка респондентами перспектив свободной национальной жизни еврейского населения в России


 

Приложение 15

 1998-2000 гг.                        2002-2004 гг.  
Источник: http://www.demoscope.ru

 1998-2000гг.                        2003-2005гг.
Диаграмма 2. Указанная позитивная динамика способствовала снижению ориентации на отъезд из России


Приложение 15


Источник: http://www.demoscope.ru

 

Диаграмма 3. Ответы на вопрос: "Есть ли у Вас намерение уехать на постоянное жительство в другую страну и если да, то когда Вы собираетесь это сделать?", в зависимости от возраста


Приложение 15


Источник: http://www.demoscope.ru

1 - "Мы живем от зарплаты до зарплаты, часто приходится занимать деньги на самое необходимое, а о сбережениях не может быть и речи".

2 - "На ежедневные расходы нам хватает денег, но уже покупка одежды представляет трудности: для этого мы должны специально откладывать или брать в долг".

3 - "Нам в основном хватает денег, мы можем даже кое-что откладывать, но при покупке вещей длительного пользования наших сбережений не хватает, и мы должны пользоваться кредитом или брать в долг".

4 - Более высокий уровень обеспеченности (от: "Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает у нас трудностей" до: "Мы можем ни в чем себе не отказывать").

 

Диаграмма 4. Зависимость эмиграционных планов от уровня материальной обеспеченности



Приложение 15

1998-2000 гг.                                     2002-2004 гг.  
Источник: http://www.demoscope.ru

1998-2000гг.                                    2003-2005гг.              
Диаграмма 5. Ответы на вопрос: "Какое из принимаемых многими евреями решений Вам наиболее симпатично: остаться в России или выехать в другую страну?"



Приложение 15

1998-2000 гг.                 2002-2004 гг.  
Источник: http://www.demoscope.ru

Диаграмма 6. Распределение ответов на вопрос: "По Вашему мнению, какая причина, побуждающая евреев уезжать из России, является главной?"

 


Приложение 16

 

Таблица 11. Миграционный настрой переселенцев на новом месте, %

  Сроки предполагаемой адаптации

 

Категории населения

1998-2000гг.   2003-2005гг.     

после переезда

  «уезжающие»   «остающиеся»
1-2 года 49,6 24,7
3-5 лет 30,4 16,1
6-10 лет 3,2 18,3
  Я никогда не привыкну к жизни на новом месте     3,2   18,3

Источник: http://www.gks.ru


Приложение 17

 

Таблица 12. Направления трудовой эмиграции, %

Москва Смоленск Ставрополь Барнаул
Германия 15 13 21 18
Израиль 8 19 9 22
США 28 5 18 13
Восточная Европа 18 35 17 15
Турция 20 21 9 21
Другие страны 11 7 26 11
Итого 100 100 100 100

 Источник: http://www.gks.ru


Приложение 18

 

 


Рисунок 7. Структура Центра мониторинга последствий эмиграции


Приложение 18

 

 


Рисунок 8. Сфера взаимодействия Центра мониторинга последствий эмиграции

 


Приложение 18

 

 

     

 

 


Рисунок 9. Сфера взаимодействия Управления мониторинга последствий интеллектуальной эмиграции в Российской Федерации


Приложение 18

     
 


Иерархичность                                                    Взаимодействие

ЦМПЭ в РФ – Центр мониторинга последствий эмиграции в Российской Федерации

УМПИЭ в РФ – Управление мониторинга последствий интеллектуальной эмиграции в Российской Федерации

Госкомстат РФ – Государственный комитет статистики Российской Федерации

МВД РФ – Министерство внутренних дел Российской Федерации

Миннауки РФ – Министерство науки Российской Федерации

Минтруда РФ – Министерство труда Российской Федерации

МО – международные организации

МО – международные организации

НПО – неправительственные организации

СМИ – средства массовой информации

ФМС – Федеральная миграционная служба Российской Федерации
















































Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.