Глава 3. Социальная работа по преодолению бедности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Бедность в России

Экономические и политические реформы 1990-х гг. затронули все слои общества и привнесли кардинальные изменения в систему формирования доходов и потребления российских семей. Начало экономических реформ было связано с масштабным ростом цен, обесценением и потерей сбережений, возникновением безработицы в открытой и скрытой формах. Широкое распространение получили задолженности по выплате заработной платы, пенсий, пособий по безработице и детских пособий. Огромная потенциальная безработица, которая могла бы охватить треть населения в трудоспособном возрасте, была замещена сравнительно умеренной официальной безработицей в сочетании с падением реального уровня заработной платы. Поэтому падение реальных доходов населения и рост их дифференциации - две основные тенденции в изменении уровня жизни в России. Эти тенденции развиваются на фоне сокращения благ и услуг, в прошлом предоставлявшихся бесплатно или почти бесплатно. Это относится к здравоохранению, образованию, жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту.

Несмотря на экономические успехи и стабильное повышение реальных денежных доходов населения, масштабы бедности остаются высокими, что негативно отражается как на развитии конкретного человека, конкретной семьи, так и общества в целом. Бедность ведет к ухудшению качественных характеристик населения, росту социально-экономического неравенства, является тормозом успешного общественного развития и экономического развития, может быть причиной социальных катаклизмов.

Несмотря на то, что бедность является общемировым явлением и свойственна любой экономической системе, уровень бедности в России значительно превосходит уровень бедности промышленных развитых стран. Это не может не вызывать серьезной обеспокоенности российских государственных и общественных институтов по поводу “социального самочувствия” и уровня материального благополучия своих сограждан. Бедность является одной из основных проблем российского государства, от преодоления которой будет зависеть снижение социальной напряженности в России. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г. определил задачу преодоления бедности как стратегическую на ближайшее десятилетие наряду с удвоением производства валового внутреннего продукта в стране.

Количественные оценки различных страт населения сильно различаются у чиновников и социологов. Так, согласно последним данным Росстата, в России за чертой бедности живет 14% населения. Однако эксперты скептически оценивают эту цифру и отмечают, что в действительности эта цифра составляет не менее 30%. Согласно последним данным Росстата, соотношение валовых доходов 10% самых бедных к 10% сверхбогатых достиг в 2007 году показателя 16,8%. Расслоение населения достигло чрезвычайно высокого уровня и продолжает увеличиваться, и в ближайшие годы этот тренд вряд ли изменится.

В России сегодня нельзя эффективно решить проблему бедности вне совершенствования политики оплаты труда. Признавая безусловную необходимость разработки программ адресной социальной помощи населению, следует сказать, что они в современных условиях в значительной мере являются борьбой не с причиной, а со следствием – высоким уровнем бедности значительной части трудоспособного населения. Это обуславливает необходимость:

- детального исследования тех механизмов оплаты труда, которые «способствуют» возникновению бедности и риска для трудоспособного населения попасть в категорию бедных;

- создания условий для экономически активной части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью.

Официальный показатель уровня бедности в России - это доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Данные Госкомстата России по бедности представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Численность населения РФ с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

  1992 1995 1997 1998 2000 2001 2002 2005 2007
В млн. человек 49,7 36,3 30,3 34,0 41,9 39,4 34,6 29,6 25,5
В % от общей численности населения 33,5 24,7 20,7 23,3 28,9 27,3 24,2 20,6 17,8

 

Исследование социально-демографических особенностей опровергает расхожие суждения о том, кто является бедным в России. Несмотря на распространенное мнение о повышенном риске бедности для пенсионеров, по данным бюджетной статистики, наблюдается обратная связь между степенью распространения бедности и возрастом. Самый высокий уровень бедности наблюдается у младших трудоспособных возрастов, он практически в два раза выше, чем у лиц пенсионного возраста. В наибольшей степени подвержены бедности полные семьи с 3 и более детьми и неполные семьи. Очевиден также факт наличия тесной связи между бедностью и числом иждивенцев.

Несмотря на то, что в целом для пенсионеров риск бедности не является критическим, для одиноко проживающих пенсионеров в возрасте старше 65 лет существует повышенная вероятность попадания в число бедных. Особенно ярко это проявляется в крупных городах, где межсемейная солидарность несколько ослаблена. Однако в условиях переходного периода сформировался значительный слой "новых бедных" - домохозяйств с низким уровнем дохода, которые не принадлежат ни к какой традиционной социально уязвимой категории, в частности, работающие бедные с низким уровнем заработной платы.

Различия в масштабах распространения бедности в городе и на селе очень значительны. В целом жители городов в меньшей степени подвержены бедности. Несмотря на то, что переход от доходного измерителя материальных возможностей домохозяйств к располагаемым ресурсам несколько сглаживает имеющиеся различия, более высокая степень концентрации бедных продолжает сохраняться в сельской местности. При этом в городе выше вероятность мобильности, т.е. перехода из состояния бедности в состояние небедности, и ниже вероятность длительной, застойной бедности.

Уровень дифференциации в городе выше, чем на селе. В то же время уровень жизни дифференцирован и внутри городских поселений, в зависимости от типа городов. Лучше всего обстоят дела в крупнейших городах (с населением более 1 млн. человек). В малых городах уровень дифференциации ниже, однако, бедность имеет не только значительные масштабы распространения, но и характеризуется самыми низкими параметрами текущего потребления наиболее насущных материальных благ, прежде всего, продуктов питания. В отличие от крупных региональных центров жители малых городов имеют крайне ограниченные возможности найти не только приработок, но и основное рабочее место, обеспеченное реальной, выплачиваемой зарплатой. В то же время они не имеют достаточно больших приусадебных хозяйств, которые могли бы обеспечивать их семьи продуктами питания, а многие живут достаточно далеко от своих земельных участков.

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность является одним из направлений деятельности государ­ства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средства­ми) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокраще­ние численности бедняков – одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

 

Борьба с бедностью

Как известно, Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию в 2004 году выдвинул в числе важнейших задач преодоление бедности, которая является уже хронической для многих миллионов людей во всей России.

Бедность - многоаспектное социальное явление. Действительно, люди не могут быть ограничены только удовлетворением своих потребностей в питании, одежде и жилье. Они должны иметь доступ к базовым услугам здравоохранения, образования и культуры, участию в общественной жизни. Поэтому меры по преодолению бедности должны носить комплексный характер и быть направлены на развитие человеческого потенциала.

Безусловно, стратегия снижения бедности включает в себя экономический рост. А, кроме того - формирование эффективного рынка труда и высокой цены рабочей силы, регулирование демографических и миграционных процессов, повышение качества образования и укрепление здоровья населения, развитие системы социальной защиты уязвимых слоев, учет особенностей бедности в городской и сельской местностях, гендерных и экологических аспектов этой деятельности.

Приоритетной целью государственной политики должно стать улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, особенно преждевременной смертности населения. Увеличение государственных расходов на здравоохранение до 5-6 процентов национального ВВП будет соответствовать уровню развитых стран.

Обеспечение доступа населения к качественному образованию всех уровней и степеней может стать основой выравнивания экономических возможностей людей. Гарантом достижения этой задачи является расширение охвата детей постоянными дошкольными организациями, снижение доли детей в возрасте от 15 до 17 лет, которые не имеют среднего общего образования и нигде не учатся. Важно развивать сеть школ и пришкольных интернатов для детей, особенно в сельской местности. Известно, что не все нынче могут получить образование, поэтому необходимо облегчить получение бюджетного финансирования для выходцев из бедных семей, детей-сирот и детей с ослабленным здоровьем. Кроме того, надо развивать систему образовательных субсидий и кредитов - новое дело для нашей страны.

Государство будет создавать условия для эффективной занятости населения. Потому что невозможность найти работу, на которую рассчитывают люди, невозможность трудоустроиться по месту жительства, случайные заработки у заметной части населения и являются основными причинами бедности. Одно из направлений решения этой проблемы - на основе среднесрочного и долгосрочного прогнозов развития экономики готовить кадры квалифицированных работников в сети профессиональных школ и лицеев. Следует повышать также мотивацию работодателей в расширении обучения работников непосредственно на рабочих местах, в финансировании учреждений начального и среднего профессионального образования.

Сейчас существует диспропорция в структуре высшего и среднего профессионального образования: специалистов с высшим образованием порой в избытке, а кадров среднего звена, рабочих - дефицит. Необходимо устранить такую диспропорцию.

Одной из причин бедности является также низкая оплата труда, особенно в сельском и лесном хозяйстве, в секторах образования, здравоохранения, социальных услуг населению, культуре.

Преодоление более высокой бедности в селах и малых городах связывается с восстановлением здесь утраченных социальных и экономических позиций, с улучшением условий жизни сельского населения. Государственная поддержка развития сельской местности должна быть направлена на повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей. Более активной должна быть государственная политика в увеличении занятости в малом и среднем бизнесе на селе и в малых городах. Здесь необходимо использовать кредитование населения. Актуальной является разработка целевых программ развития семейной экономики на селе. В перспективе это приведет к изменению образа жизни на селе. Повысятся доходы, занятость людей.

Необходима выработка государственной семейной политики, которая бы способствовала более полной реализации экономического потенциала семьи и развитию, говоря научным языком, репродуктивных функций, что в равной мере зависит от здоровья, экономических возможностей и желания супругов.

В этой связи немаловажным явится укрепление и развитие системы учреждений социального обслуживания, особенно для семьи и детей, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг.

Вместе с тем надо прекращать социальное иждивенчество, культивировать у людей новую психологию, которая предполагает в первую очередь использовать возможности для самостоятельного преодоления тяжелых жизненных ситуаций. Это позволит сократить численность получателей адресной социальной помощи и направить ее тем, кто действительно не в состоянии обеспечить себя сам.

Вообще, на мой взгляд, роль личности в преодолении бедности играет очень большую роль. Каждый, прежде всего, должен захотеть побороть свою бедность, а государство, власти на местах должны помочь в этом, создав целостную систему различных мер, позволяющих людям работать с полной отдачей сил, жить достойно, быть счастливыми.

 Сейчас предстоит на уровне области разработать целостную программу борьбы с бедностью. Надо сказать, нам это будет сделать проще, потому что более двух десятков социальных программ в области уже действуют. Во многих сферах образования, культуры, здравоохранения мы не допустили в годы реформ разрушительных процессов, как в других регионах. Например, не закрывали без особой нужды сельских школ и клубов. Сохранили во многом профессиональное образование. А самое главное - у нас есть рост в экономике. Это прочная база для выполнения намеченных программ и преодоления бедности.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 170.