Культурную политику можно определить как комплекс мер, предпринимаемых различными социальными институтами, и направленных на формирование субъекта творческой деятельности, определение условий, границ и приоритетов в сфере творчества, организацию процессов отбора и трансляции создаваемых культурных ценностей и благ и их освоение обществом.[28][27]
К субъектам культурной политики относятся: государственные органы, негосударственные экономические и деловые структуры и деятели самой культуры (причем последние играют двоякую роль в культурной политике, являясь одновременно и ее субъектами и объектами). Кроме деятелей культуры к объектам культурной политики относится сама сфера культуры и общество, рассматриваемое как совокупность потребителей создаваемых и распространяемых культурных ценностей.
В области формирования внешней культурной политики России следует отметить, что в последнее десятилетие Россия получила возможность по-новому определять свою внутреннюю и внешнюю культурную политику, разрабатывать нормативно-правовые основы международного культурного взаимодействия, заключать соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формировать механизм их реализации. В стране начался процесс трансформации прежней системы международного культурного сотрудничества, сложившейся в условиях административно-командной системы, в новую демократическую систему, опирающуюся на общечеловеческие ценности и национальные интересы. Демократизация международных связей способствовала устранению жесткого партийно-государственного контроля за формами и содержанием международных культурных обменов. Был разрушен «железный занавес», на протяжении десятилетий тормозивший развитие контактов нашего общества с европейской и мировой цивилизацией. Возможность самостоятельно налаживать зарубежные контакты получили профессиональные и самодеятельные художественные коллективы, учреждения культуры. Право на существование обрели различные стили и направления литературы и искусства, в том числе те, которые раньше не вписывались в рамки официальной идеологии. Заметно увеличилось количество государственных и общественных организаций, принимавших участие в культурных обменах. Выросла доля негосударственного финансирования мероприятий, проводимых за пределами страны (коммерческие проекты, средства спонсоров и т. д.). Развитие зарубежных связей творческих коллективов и отдельных мастеров искусства на коммерческой основе не только содействовало повышению международного престижа страны, но и позволяло зарабатывать значительные валютные средства, необходимые для укрепления материальной базы культуры. Сократились политические и бюрократические препоны в оформлении поездок белорусских граждан за рубеж.
Руководствуясь Концепцией внешней политики Российской Федерации[29][28] и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» большую работу по формированию культурного сотрудничества России с зарубежными странами осуществляет Министерство иностранных дел России.
Стержневая задача внешней культурной политики России состоит в формировании и укреплении отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, развитии равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними, наращивании участия страны в системе международного культурного сотрудничества. Российское культурное присутствие в зарубежье, как и зарубежное культурное присутствие в России способствует утверждению за нашей страной достойного, сообразного ее истории, геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам места на мировой сцене.
Культурные обмены призваны устанавливать и поддерживать устойчивые и долговременные связи между государствами, общественными организациями и людьми, вносить вклад в налаживание межгосударственного взаимодействия в других областях, в том числе в сфере экономики.
Международное культурное сотрудничество включает связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, а также по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан.
Основу связей в области культуры составляют артистические и художественные обмены в их традиционных формах гастрольно-концертной деятельности. Высокий авторитет и уникальность отечественной исполнительской школы, продвижение на мировые подмостки новых национальных талантов обеспечивают стабильный международный спрос на выступления российских мастеров.
Среди нормативных актов, направленных на регулирование культурного обмена между Россией и зарубежными странами, важную роль играет также Постановление Правительства РФ от 12 января 1995 г. N 22 «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами», где в частности говорится, что культурное сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами является неотъемлемой частью государственной политики России на международной арене.
В качестве примера, свидетельствующего о серьезном внимании государства к вопросам культурного обмена можно привести деятельность Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при правительстве Российской Федерации (РОСЗАРУБЕЖЦЕНТР). Основной задачей Росзарубежцентра является осуществление содействия установлению и развитию информационных, научно-технических, деловых, гуманитарных, культурных связей России с зарубежными странами через систему своих представительств и центров науки и культуры (РЦНК) в 52 странах мира.
Перед Росзарубежцентром поставлены следующие основные задачи: развитие через российские центры науки и культуры (РЦНК) и свои представительства за рубежом в 68 городах Европы, Америки, Азии и Африки, широкого спектра международных связей Российской Федерации, а также содействие деятельности российских и зарубежных неправительственных организаций в развитии этих связей; содействие формированию за рубежом всестороннего и объективного представления о Российской Федерации как о новом демократическом государстве, активном партнере зарубежных стран по взаимодействию в культурных, научных, гуманитарных, информационных сферах деятельности и развитию мирохозяйственных связей.
Важной областью деятельности Росзарубежцентра является участие в реализации государственной политики развития международного научного и культурного сотрудничества, ознакомление зарубежной общественности с историей и культурой народов Российской Федерации, ее внутренней и внешней политикой, научным, культурным, интеллектуальным и экономическим потенциалом.
В своей деятельности Росзарубежцентр содействуют развитию контактов по линии международных, региональных и национальных правительственных и неправительственных организаций, в том числе со специализированными организациями и институтами ООН, Европейского Союза, ЮНЕСКО и другими международными организациями.
Зарубежной общественности предоставляется возможность ознакомления с достижениями России в области литературы, культуры, искусства, образования, науки и техники. Этим же целям служит проведение комплексных мероприятий, посвященных субъектам Российской Федерации, отдельных регионов, городов и организаций России, развитию партнерских отношений между городами и регионами Российской Федерации и других стран.
Несмотря на внимание государства к вопросам культурного обмена, в последние годы сфера культуры находится в жестких рамках рыночных отношений, что существенно сказывается на ее состоянии. Резко снизились (и в процентном, и в абсолютном значении) бюджетные вложения в культуру, большинство принятых органами власти нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере не выполняются. Резко ухудшилось материальное положение как отрасли культуры в целом, так и творческих работников в частности. Все чаще учреждения культуры вынуждены заменять бесплатные формы работы на платные. В процессе потребления предоставляемых обществу культурных благ начинают преобладать домашние формы; как следствие, происходит снижение посещаемости публичных культурных мероприятий.[30][29]
Реализация объявленного государством курса на формирование многоканальной системы финансирования культуры на практике осуществляется слабо в силу недостаточной правовой проработанности, несущественности предоставляемых налоговых льгот для спонсоров, неокончательного формирования самого слоя потенциальных спонсоров - частных предпринимателей. Гарантируемые налоговым законодательством льготы зачастую являются односторонними, так как касаются в основном только государственных организаций культуры.
Очень важным признаком, свойственным сегодняшней культуре страны, является насаждение в обществе ценностей западной (прежде всего американской) цивилизации, что находит свое отражение в резком увеличении доли продуктов западной массовой культуры. Это происходит в ущерб внедрению в общественное сознание традиционных для российской ментальности норм и ценностей, к снижению нравственного уровня общества, особенно молодежи.
3.3 Роль международных форумов в развитии русской культуры Рассматривая значение межкультурного обмена для укрепления взаимопонимания между народами, следует отметить с одной стороны важность самого факта участия страны в том или ином культурном форуме, с другой стороны не маловажно быть отмеченным (а значит и замеченным) на таком форуме. Последнее обстоятельство означает интерес у мировой культурной общественности, маститых международных экспертов к определенным достижениям в конкретных национальных культурах. Значение таких оценок на международных культурных форумах – это, прежде всего, вопрос престижа для государства-участника, его культурной общественности. Для конкретного автора произведения материальная сторона, скорее всего, также важна, но гораздо важнее для него тот капитал известности, популярности, который он приобретает в результате соревнования с достойными «соперниками» - представителями других культур. Не случайно ряд премий, как например вышеупомянутая Гонкуровская премия в 10 Евро, чисто символичны. Известность, внимание со стороны издателей, продюсеров, представителей различных отраслей бизнеса и т.д. стоят значительно дороже, а именно это получает победитель в результате. Известность, доброе имя в профессиональных кругах позволяют обладателю премии зарабатывать в последующем значительные средства. На автора начинает работать созданный в результате победы на конкурсе имидж. Государство и общество, из которых вышел автор, безусловно, также получают определенные «политические дивиденды» от того, что их гражданин прославил свою культуру. Таким образом, премии, учреждаемые и вручаемые на международных культурных форумах прямо и/или косвенно стимулируют создание культурных произведений, развитие и популяризацию самих национальных культур. Общественно-политический строй государства-участника форума, безусловно, также накладывает отпечаток на характер культурного произведения. Россия в разные времена своей истории рождала выдающихся авторов произведений в области литературы и искусства, чье мировое признание в эпоху развитых коммуникаций не зависело от существующего политического строя. Так, например, согласно официальному списку, Нобелевскими премиями в разные годы были награждены 17 россиян. Литературной премией Нобеля отмечены пять граждан России: И. А. Бунин (1933), Б. Л. Пастернак (1958), М. А. Шолохов (1965), А. И. Солженицын (1970), И. А. Бродский (1987). А с падением «железного занавеса» и потеплением международного политического климата с 1992 года, например, Букеровской премией "Русский Букер" стали награждать за лучший роман на русском языке. Ее получили в 1992 году Марк Харитонов за роман "Линии судьбы или сундучок Милашевича", в 1993 - Владимир Маканин за "Стол, покрытый сукном, и с графином посередине", в 1994 - Булат Окуджава за роман "Упраздненный театр", в 1995 - Георгий Владимов за роман "Генерал и его армия". в 1996 - Андрей Сергеев за "Альбом для марок", в 1997 - Анатолий Азольский за роман "Клетка". Советские и российские фильмы получали «Оскар» четыре раза: «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), Дерсу Узала Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994). Еще на первом же фестивале были показаны фильмы, вошедшие потом в историю кино, как, например, картина "Земля" Александра Довженко. Первым лауреатом Венецианского фестиваля, по оценке зрителей, стал советский режиссер Николай Экк с фильмом "Путевка в жизнь", хотя тогда еще не существовал приз "Золотой лев". Россия лишь однажды оказывалась главным призером Канн: в 1958 году "Золотую пальмовую ветвь" получил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». В разные годы работы советских и российских кинематографистов удостаивались Гран-при фестиваля и призов Международной ассоциации кинокритики (ФИПРЕССИ): фильм "Великий перелом" Ф. Эрмлера (1946), "Человек N 217" М. Ромма (1946), "Солярис" А. Тарковского (1972), "Сибириада" А. Кончаловского (1979), "Ностальгия" А. Тарковского (1983), "Жертвоприношение" А. Тарковского (1986), "Покаяние" Т. Абуладзе; главный приз жюри - "Утомленные солнцем" Н. Михалкова (1994). Успешным для российского кино стал Каннский кинофестиваль 1990 года: лучший режиссер - Павел Лунгин с фильмом "Такси-блюз"; приз за выдающиеся художественные достижения получает фильм "Мать" Глеба Панфилова; "Золотая камера" присуждена Виталию Каневскому за дебютную картину "Замри, умри, воскресни".В 2003 году премия Международной ассоциации кинокритиков присуждена режиссеру Александру Сокурову за представленный на официальный конкурс Каннского фестиваля фильм "Отец и сын". От СССР приз получил "Великий перелом" Фридриха Эрмлера. Награду за цветовое решение получил "Каменный цветок" Александра Птушко, премию Ассоциации авторов фильмов за режиссуру - Михаил Ромм, за фильм "Человек N 217". Следует отметить, что наряду с чисто культурной стороной в мире литературы и искусства интерес проявлялся и к общественно-политическим процессам, происходившим в разные периоды в российской истории, а также к роли и месту человека в условиях происходящего в стране. Это было особенно заметно в советский период и в последующем в период перестройки. Так все четыре нобелевских лауреата в области литературы, о которых говорилось выше, кроме Шолохова, были преследуемы советскими властями. Они попросту не могли быть официально выдвинуты на нобелевскую премию от Союза писателей СССР, но, тем не менее, их произведения, вскрывающие проблемы советского общества и политического строя того периода, были в свое время отмечены наиболее престижной международной премией. И таких примеров можно привести достаточно большое количество в кинематографии, живописи, архитектуре и других областях искусства. Важно отметить, что во все времена в России на достаточно высоком уровне находилась межэтническая коммуникация. Это, как уже отмечалось выше, во многом можно отнести к особенностям «русского характера». Для такого многонационального государства бесконфликтное существование культур было крайне важно. Даже в советский период, когда в СССР Российская Федерация выступала в качестве «старшего брата», в каждой из союзных республик были условия для развития самобытных национальных культур. Правда следует отметить, что в советский период возможно не достаточно внимания уделялось популяризации национальных языков, и русский язык как язык межнационального общения был доминирующим. Но, тем не менее, межэтническая коммуникация служила и продолжает служить сглаживающим фактором при взаимодействии на территории России двух макрокультур: европейской и азиатской. Как следствие этого на территории России продолжает развиваться довольно значительное количество микрокультур (субкультур), о которых говорилось в первой главе. Представители этих микрокультур на протяжении всей истории существования России успешно находили точки соприкосновения, происходило взаимное проникновение и обогащение культур при сохранении их самобытных корней. В настоящий исторический период Россия, как федеративное государство, включает в своем составе большое количество национальностей и малочисленных народностей, сохранение и достойное представление культуры которых является одной из важнейших задач государства.
Список использованной литературы
1 Пассов Е. И. Диалог культур: социальный и образовательный аспекты. — Мир русского слова, 2001. № 2
2 Быстрова А.Н., Киселев В.А. Мир культуры и культура мира. — Новосибирск, 1997
3 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М.; 1988
4 Илаихон К., Нелли В. Понятие культуры//Человек и социокультурная среда. - М., 1992
5 Культура: теории и проблемы. — М., 1995
6 Культурология. XX век: Словарь-справочник. — СПб.: Университетская книга, 1997
7 Нинолаичев Б.О. Будь лицом: ценности гражданского общества. — М.,
1995
8 Структура культуры и человек в современном обществе. — М., 1987
9 Чучин-Русов А.Е. Конвергенция культуры. — М., 1997
10 Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.: Международные отношения, 1999
11 Международное право: Учебник/Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Международные отношения, 2001
12 Международные нормативные акты ЮНЕСКО, М., 1999. 4. Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост.И.Д.Никулин. – М.: Изд. фирма «Логос», 1999
13 Рекомендация ЮНЕСКО «Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь». Принята в г. Найроби 26.11.1976 г. На 19-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.
14 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2001
15 Организация Объединенных Наций: основные факты. Издательство "Весь Мир", М., 2000
16 Интернет ресурс - http://pravo2002.by.ru/intern/09/med01309.html
17 Сайт Посольства США в Москве http://www.usembassy.ru/bilateral/bilateralr.php?record_id=pa_exchanges
18 Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Культурный обмен в системе международных отношений. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургский гос. университет. – 2003. – 192
19 Дряхлое Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян//
Социс. - 1997. - № 7
20 Wallerstein I. Capitalist civilization. - Binghampton (N.Y.), 1992
21 Alonso J.A. Globalisation, civil society, and the multilateral system // Development in practice. - Oxford, 2000. - Vol. 10, N 3-4. - P. 357-358
22 Советский энциклопедический словарь / Гл. Ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил
23 Международные музыкальные конкурсы. Под ред. В.А. Миронова. М., 1988
24 Полякова Н. Зарубежные кинофестивали. Справочник. ВНИИ киноискусства. М., 1991
25 О меценатстве и благотворительной деятельности//Международное взаимодействие и Содружество Независимых государств в документах и материалах. Хрестоматия. Сост. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В., Пшенко К.А. СПб., 2005 (б-ка ФМО)
26 Хартия международного ПЕН-клуба// Международный культурный обмен в документах и материалах. Хрестоматия. Авторы - сост. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В., СПб., 2004 (б-ка ФМО)
27 Наточий В.В. Культурная политика России: проблемы и перспективы // Автореферат дисс. канд. полит. наук.-Уфа, 2001
28 Концепция внешней политики Российской Федерации // Независимое военное обозрение. 2000. №25 ( 14-20 июля)
29 Наточий В.В. Культурная политика в условиях рыночных отношений // Евразийское ожерелье. - Оренбург, 2001. С. 132-138.
[1] Илаихон К., Нелли В. Понятие культуры//Человек и социокультурная среда. - М., 1992
[2] Пассов Е. И. Диалог культур: социальный и образовательный аспекты. — Мир русского слова, 2001. № 2.
[3] Толерантный – терпимый ((лат.)
[4] Патернализм – (лат. paternus – отцовский, отеческий)
[5] Гипертрофированный - преувеличенный
[6] Детерминизм – (лат. вeterminare – определять) учение о причинной обусловленности всех поступков и явлений
[7] Культура: теории и проблемы. — М., 1995
[8] Культурология. XX век: Словарь-справочник. — Спб.: Университетская книга, 1997
[9] Быстрова А.Н., Киселев В.А. Мир культуры и культура мира. — Новосибирск, 1997
[10] Структура культуры и человек в современном обществе. — М., 1987.
[11] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М.; 1988
[12] Инкультурация – «погружение» в мир культуры
[13] Аккомодация – (лат. accomodatio) процесс специфического приспособления к чему-либо.
[14] Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Культурный обмен в системе международных отношений. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургский гос. университет. – 2003. – 192 с.
[15] http://pravo2002.by.ru/intern/09/med01309.html
[16] Почепцов Г.Г. Теория коммуникации - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2001
[17] Сайт Посольства США в Москве http://www.usembassy.ru/bilateral/bilateralr.php?record_id=pa_exchanges.
[18] О меценатстве и благотворительной деятельности//Международное взаимодействие и Содружество Независимых государств в документах и материалах. Хрестоматия. Сост. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В., Пшенко К.А. СПб., 2005 (б-ка ФМО)
[19] Советский энциклопедический словарь / Гл. Ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил
[20] Кнессет – парламент Израиля
[21] Международные музыкальные конкурсы. Под ред. В.А. Миронова. М., 1988.
[22] Хартия международного ПЕН-клуба// Международный культурный обмен в документах и материалах. Хрестоматия. Авторы - сост. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В., СПб., 2004 (б-ка ФМО)
[23] Полякова Н. Зарубежные кинофестивали. Справочник. ВНИИ киноискусства. М., 1991.
[24] Структура культуры и человек в современном обществе. — М., 1987
[25] Дряхлое Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян // Социс. - 1997. - № 7.
[26] Wallerstein I. Capitalist civilization. - Binghampton (N.Y.), 1992.
[27] Alonso J.A. Globalisation, civil society, and the multilateral system // Development in practice. - Oxford, 2000. - Vol. 10, N 3-4. - P. 357-358.
[28] Наточий В.В. Культурная политика России: проблемы и перспективы // Автореферат дисс. канд. полит.
наук.-Уфа, 2001.
[29] Концепция внешней политики Российской Федерации // Независимое военное обозрение. 2000. №25 (14-20 июля).
[30] Наточий В.В. Культурная политика в условиях рыночных отношений // Евразийское ожерелье. - Оренбург, 2001. С. 132-138.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 205.