Особенности, структура и основные теории межкультурных коммуникаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

“МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСЫ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА”

Студент V курса

группы _________

Поликарпов Вадим

Санкт-Петербург 2005

 

 

Содержание

Введение                                                                                  

Глава I      Межкультурные коммуникации    1.1 Взаимодействие культур в эпоху глобализации               7                                                 1.2 Особенности, структура и основные теории                     14        межкультурных коммуникаций                                        1.3 ЮНЕСКО как ведущая международная организация              в гуманитарном обмене                                                21   Глава II     Международные культурные форумы

2.1 Межгосударственный, государственный,

    неправительственный уровни обмена                              27

2.2 Значение международных премий в укреплении

     культурных связей между народами                              32

2.3 Премии в области литературы                                         33

2.3.1 Нобелевская премия

2.3.2 Премия Вольфа

2.3.3 Букеровская премия

2.3.4 Гонкуровская премия

2.3.5 Премия имени Аркадия и Бориса Стругацких

2.4 Премии в области искусства и культуры                                       39

2.4.1 Музыкальные конкурсы

2.4.1.1   Премия имени П. И. Чайковского

2.4.2 Кинематографические конкурсы  

2.4.2.1   Премия «Оскар»

2.4.2.2   Венецианский кинофестиваль

2.4.2.3   Каннский кинофестиваль

2.4.3 Архитектурные конкурсы

2.4.3.1   Прицкеровская премия

2.4.3.2   Премия принца Астурийского

2.4.3.3   Премия «Хенкель Арт Авард»

2.4.3.4   Премия Андрея Первозванного

III Русская культура на рубеже веков

3.1 Национальная самобытность русской культуры и процессы глобализации                                                                                50

3.2 Формирование культурной политики России в 21 веке         58

3.3 Роль международных форумов в развитии русской культуры  63

Список использованной литературы                                             67

                                                                          

Введение

Важнейшей особенностью развития современного общества, является процесс взаимного проникновения культур, который в конце XX – начале ХХI в., приобрел всеобщий характер. Проникновение культур происходит в результате общения ее представителей, то есть в результате контактов (коммуникаций). Понятие межкультурной коммуникации обычно рассматривается как общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже - опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Считается, что это понятие введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов. Такое определение культуры соответствует скорее характеристике национальной или этнической культура. В настоящее время всё чаще доминирует динамическое пониманиекультурыкак образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.[1][4].

Правительственные и общественные организации абсолютного большинства государств едины во мнении, что развитие межкультурного обмена способствует развитию взаимопонимания между народами, построению новой глобальной культурной формации. Одной из форм стимулирования процесса межкультурной коммуникации является присуждение премий за достижения в области культуры и искусства, имеющих международное, общечеловеческое значение. С этой целью в XX веке в практику международных отношений стало входить создание различных фондов в поддержку культуры и искусства, проведение конкурсов в этих областях деятельности с присуждением премий за наиболее выдающиеся достижения.

Целью настоящей дипломной работы является изучение значения международных премий в области культуры и искусства для процесса взаимопонимания между народами.

    Объектом дипломной работы является межкультурный обмен в области культуры и искусства.

 Предметом дипломной работы являются межкультурные коммуникации в эпоху глобализации мировой культуры.

В дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:

· охарактеризован процесс взаимодействия культур в эпоху глобализации;

· показана роль и значение ЮНЕСКО в деле развития межкультурных коммуникаций;

· проанализировано значение международных премий для укрепления межкультурного обмена и налаживания дружественных отношений между народами;

· дана оценка современных достижений России в области литературы и искусства

В главе 1 приведен теоретический обзор теоретических концепций, касающихся понятия культуры и межкультурных коммуникаций на рубеже XX – XXI веков. Показана роль и значение ЮНЕСКО в укреплении межкультурного обмена между народами, основные аспекты деятельности международных организаций и фондов.

Во 2-й главе приведены примеры международных конкурсов в области искусства и культуры. Показаны их цели и задачи, а также значение международных премий в укреплении культурных связей между народами

       В главе 3 показана возрастающая роль межкультурного обмена на рубеже веков. Дана характеристика достижений русской культуры и искусства за последние 10-15 лет.

 

 

Глава I       Межкультурные коммуникации 1.1  Взаимодействие культур в эпоху глобализации       Любой процесс межкультурной коммуникации может быть охарактеризован по уровню или глубине проникновения коммуникантов в контактирующие культуры.[2][1] С этой точки зрения могут быть выделены следующие уровни:

1) культурное взаимоприятие;

2) культурное взаимопонимание;

3) культурное единение.

Целью первого уровня является гарантирование взаимной культурной толерантности[3], целью второго — обеспечение взаимной культурной адаптации, а целью третьего — достижение взаимного культурного ассоциирования (единения). При этом в процессе межкультурной коммуникации человек выступает, прежде всего, как существо творческое. Поэтому реальное межкультурное общение на более высоких уровнях, чем первый, начнет тяготеть не к категории общего, типичного («мы», «они», «обычно» или «всегда»), а к категории межличностного, конкретного («я», «ты», «здесь», «сейчас»). Высший уровень общения может быть достигнут только при условии выхода, во-первых, за пределы культурного «быта» в сферу культурного события, и, во-вторых, за пределы знания факта культуры как такового в область личностной интерпретации этого факта как культурного события.

Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур».

В рамках динамического понимания культуры Кребером и Клакхоном было сформулировано следующее ее определение: «культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являю­щихся специфическим, обособляющим достижением человечес­ ких общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению. Сюда необходимо включить также и те достижения, которые проявляются в созданных культурным об­ ществом материальных благах. Ядром любой культуры являются идеи и особенно ценности, передающиеся при помощи тради­ ций. Культурные системы могут рассматриваться, с одной сторо­ ны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действия в будущем».[4] Согласно этому определению культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности.

Культурная диффузия как процесс стихийного и никем не контролируемого заимствования культурных ценностей имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение позволяют говорить о процессе глобализации современной культуры.

Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру благодаря развитию транспортных средств, экономических связей, средств коммуникации. В межкультурной коммуникации глобализация выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую.

В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Развитие глобальных финансовых рынков, средств информации и миграционных потоков привели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образов жизни. Благодаря широкой доступности определенных товаров и идей локальные культуры изменяются и вступают между собой в необычные комбинации. Границы между своими и чужими стираются. Эта смесь культур наблюдается не только в жизни отдельных индивидов — она все 6oлее становится характерной чертой для целых обществ. Отмечая столь заметную тенденцию современности, Организацией Объединенных Наций 2001 год даже был провозглашен годом диалога между культурами.

Культурные различия между людьми обычно обусловлены их самобытными историческими корнями. Однако, современный технический прогресс и глобальные политические, экономические и культурные изменения привели к тому, что наша планета оказалась пронизанной густой сетью коммуникаций, позволяющих осуществлять невиданные ранее масштабы общения. Государства и народы, их составляющие, несмотря на противоречия и корен­ные различия между ними, успешно находят способы и средства взаимопонимания, все более тяготеют к утверждению на планете единой глобальной культуры. Внутри этой формирующейся сис­темы уже устанавливаются различия, выявляется сходство, осоз­нается разнообразие мира, и поэтому становится чрезвычайно важ­ным уметь определять культурные особенности составляющих ее элементов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного призна­ния. Глобальными становятся структуры и идеи, например идеа­лы красоты, права человека или организационные принципы. Однако их практическое оформление или претворение в жизнь могут существенно различаться в каждом конкретном случае.

С культурологической точки зрения, глобализация представ­ляет собой диалектический процесс. Интеграция и дифференциа­ция, конфликты и сотрудничество, универсализация и партикуля­ризация не исключают друг друга, а являются взаимно предпола­гающими тенденциями развития. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распростра­няются по всему миру. В то же время культурные особенности от­дельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как тако­вые. Глобализация — не автоматический процесс, который завер­ шится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть более значимыми, чем во все предыдущие эпохи. Процесс глобализации имеет ярко выраженную тенденцию к унификации культур, что вызывает у некоторых наций потребность в культурном самоутверждении и желание сохранить собственные культурные и индивидуальные ценности. Целый ряд государств и культур демон­стрирует свое активное, нередко агрессивное и взрывное по форме самоопределение, освобождение от патерналистского[4] влияния со стороны традиционно доминировавших государств и культур, категорическое непринятие глобальных культурных изменений. Всеоб­щему процессу открытия различных границ они противопоставляют растущую непроницаемость своих собственных и гипертрофированное[5] чувство гордости своей культурной самобытностью. Все это усугубляется наличием нерешенных исторических проблем, главным образом геополитических, ведущих к изменению границ политэкономических пространств, появлению «горячих точек», превращению границ между культурами в военные рубежи.

Историческая практика свидетельствует, что в самом процессе культурной глобализации изначально заложен определенный конфликтный потенциал, поскольку зачастую приходится пересматривать или отказываться от некоторых традиционных принципов, ценностей собственной культуры. Различные общества реагируют на чуждые изменения по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк — от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. В результате возникают многочисленные этнорелигиозные конфликты, националистические настроения в политике, региональные фундаменталистские движения. Это в большой степени относится, например, к традиционным культурам Кавказа, к исламской культуре, архаичным культурам Африки, некоторых стран Латинской Америки и Азии.

Внутри глобальной культуры формируются и сосуществуют различные позиции и точки зрения, и это не делает всех людей одинаковыми. Глобализация не устраняет разнообразие способов жизни людей, она лишь создает новые формы, которые частично интегрируют предшествующие. Процесс глобализации культуры реализуется в настоящее время в разных формах во всех областях человеческой деятельности: экономике, политике, науке, искусстве, спорте, туризме, личных контактах и т.д. Ни одна культура, социальная группа или этническая общность не остаются в стороне от этого процесса. При этом наиболее значимые изменения происходят в трех самых важных сферах человеческой жизнедеятельности:

· в сфере новых технологий и информационных систем (системе коммуникаций);

· в области этнических отношений на планете;

· в процессе развития мировой экономической системы.

   Современные технические достижения существенно расширили межкультурные контакты благодаря созданию новых транспортных средств и новых форм коммуникации. Резко возросла подвижность людей: сверхзвуковые самолеты могут доставить сегодня человека в любую точку планеты за считанные часы. Результатом этого стала доступность непосредственных контактов с культурами, которые ранее казались загадочными и странными. При прямом контакте с ними различия осознаются не только в одеж­де, пищевом рационе, кухонной утвари, но и в восприятии време­ни и пространства, в отношении к женщинам и старикам, в спо­собах и средствах ведения дел и т.д.

Однако особенно важную роль в развитии культурного взаи­модействия сыграли новые средства массовой коммуникации. Космические спутники позволили людям получать информацию из всех регионов мира. О значении этой формы коммуникации убедительно свидетельствуют такие данные: в наши дни в мире насчитывается свыше 1,2 млрд. телевизоров и 180 млн. персональных ком­пьютеров. Сегодня интенсивно создается мировая телевизионная система с круглосуточным вещанием, передачи которой бу­дут первоначально принимать телезрители в 90 странах мира.

В свою очередь развитие спутниковой связи привело к созда­нию системы Интернет, которая в настоящее время является са­мой быстроразвивающейся системой коммуникации.

Кроме того, необходимым и жизненно важным детерминантом[6] глобальных изменений культуры стал этнический фактор, который нашел свое выражение в быстром росте численности населения планеты. Динамика этого процесса имела следующую статистику: в 1965 г. в мире насчитывалось 3,3 млрд. человек, к 1995 г. население увеличилось до 5,7 млрд. человек, а в октябре 1999 г. общая числен­ность народонаселения нашей планеты превысила 6 млрд. чело­век, а в последние годы прирост населе­ния даже превышал 100 млн. человек в год. В свою очередь, в масштабе всей планеты это также означает, что ее население уве­личивается на 3 человека в секунду, на 10 600 человек в час и на 154 000 в день. Современные темпы роста народонаселения влекут за собой обострение целого ряда глобальных проблем существования всего человечества. Сегодня около 1 млрд. человек в мире не получают полноценного питания, а недостаток пищи со­ответственно настраивает одну нацию против другой. Появляю­щиеся ежегодно 100 млн. человек в соответствующей пропорции обостряют нехватку ресурсов и могут стать причиной борьбы за ресурсы для сохранения своей жизни. Для многих стран и народов все острее становится проблема чистой питьевой воды, которая через пятьдесят лет станет самым ценным природные ресурсом. Уже сегодня начинает ощущаться нехватка рыбы в мировом океане и т.д. Все усиливающееся обострение этих проблем требует предотвратить надвигающиеся конфликты и вынуждает все народы к взаимопониманию и сотрудничеству.

Многочисленные определения термина «культура», существующие в науке, позволяют отметить основное. Культура — это сущ ностная характеристика человека, связанная с чисто человечески способностью целенаправленного преобразования окружающего ми ра, в ходе которого создается искусственный мир вещей, сим­ волов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сдела­ ло человеком или имеет к нему отношение, является частью куль­туры.Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к обще­ нию (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация — это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное по­ведение человека, базирующееся на них и проявляющееся, прежде всего, в общении с другими людьми.[7][5]

Стремление понять чужие культуры или их представителей, ра­зобраться в культурных различиях и сходствах существует столько времени, сколько существует культурное и этническое разнообра­зие человечества. Столь же древним, как и желание постичь другие культуры, является стремление не принимать во внимание другие культуры или же рассматривать их как недостойные, оценивая при этом носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, у которых нет ни культуры, ни личностных качеств и вообще каких бы то ни было человеческих достоинств. Такого рода полярное отношение к другим культурам существовало на всем протяжении человеческой истории. Большинство специалистов считают, что говорить о межкуль­турной коммуникации (интеракции) можно лишь в том случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не при­надлежащее к их культуре, как чужое. Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения.

Нобелевская премия

Самой престижной из существовавших до настоящего времени премий считается Нобелевская премия. Альфред Бернхард Нобель родился 21 октября 1833 года в семье преуспевающего шведского промышленника.
В 1895 году Нобель обнародовал в Париже свое ставшее знаменитым «Завещание», согласно которому весь его капитал, достигший к тому времени 30 миллионов крон (около 10 миллионов долларов по тогдашнему курсу), обращался в особый фонд. Проценты с него должны были ежегодно присуждаться в виде именных премий за научные открытия предыдущего года, наиболее способствовавшие прогрессу и процветанию человечества.
Поначалу Нобель учредил четыре премии: в области математики, физики, химии, медицины и физиологии. Позже добавил также литературную премию - за создание произведений, наиболее полно отражающих "стремление к идеалу". Нобель не был чужд литературе: сам писал и оставил потомкам несколько неопубликованных поэм и романов.
Сама церемония вручения этих премий весьма торжественна и представляет событие общечеловеческого масштаба. Премии Нобеля вручаются в Концертном зале столицы Швеции - Стокгольме. Здание было построено в 1923 году. Первые премии вручал король Оскар II. Король Карл XVI Густав внес в торжественную церемонию существенные изменения. Теперь король с королевой Сильвией находятся с лауреатами на сцене. Памятный диплом в папке из тисненой кожи и золотая медаль в футляре красного дерева вручаются в центре белого круга, вытканного на синем ковре. На медалях с одной стороны отчеканены профиль Нобеля с датами его рождения и смерти, а на другой - аллегорические фигуры, символизирующие различные области знания. На медали, вручаемой лауреатам по литературе, например, изображена муза поэзии - Эрато, перед ней - фигура поэта, под ними надпись по-латыни: "Шведская академия". Именно Шведская академия выносит каждый год решение о награждении того или иного лауреата. Академия была основана 5 апреля 1786 года королем Густавом III.




Премия Вольфа

Премия Вольфа[19][22] присуждается в Израиле с 1978 года Фондом Вольфа. Фонд был учрежден в 1976 Рикардо Вольфом (1887—1981), изобретателем, дипломатом и филантропом, и его женой Франсиской Субирана-Вольф (1900—1981), в целях продвижения науки и искусства на пользу человечества. Рикардо Вольф родился в Ганновере (Германия), незадолго до начала Первой мировой войны он эмигрировал на Кубу. Будучи послом Кубы в Израиле с 1971, после разрыва дипломатических отношений в 1973 остался в Израиле до конца жизни. Премия Вольфа вручается ежегодно (с возможными перерывами) в пяти номинациях: сельское хозяйство, химия, математика, медицина, физика и искусства. Премия в области искусств присуждается по правилу ротации отдельных искусств. Чередование осуществляется в следующем порядке: живопись, музыка, архитектура, скульптура. Премия включает диплом и денежную сумму в размере 100000$. Отбор победителей в каждой области осуществляется международными комитетами из трёх экспертов. Новые составы комитетов формируются ежегодно. Фонд имеет статус частной некоммерческой организации. Опекуны, члены Совета и Комитетов, выполняют свои обязанности на добровольных основаниях. В 1975 году Кнессет[20] утвердил специальный «Закон о фонде Вольфа». Премия Вольфа одна из немногих негосударственных премий, имеющих комплексный характер, то есть охватывающих сразу несколько сфер человеческой деятельности. Премия Вольфа имеет высокий авторитет, и часто рассматривается второй по престижу (среди комплексных премий) после Нобелевской премии. В отдельных дисциплинах Премия Вольфа следует за Филдсовской премией (математика) или Ласкеровской премией (медицина).


2.3.3 Букеровская премия

Наиболее престижная литературная премия в Европе - Букеровская (официальное название премии - The Man Booker Prize), основана в 1969 году и ежегодно вручается в Великобритании за достижения в области литературы авторам, которые живут в странах Британского Содружества или в Ирландии. Букеровская премия замышлялась как статусная, в которой главной наградой становится не денежный приз, а сама постановка в один ряд с победителями прошлых лет. Изначально премия существовала на средства группы компаний "Букер", производящей продукты питания. В 1969 г. лауреат получал 5 000 фунтов стерлингов, позже эта сумма возросла до 10 000, а затем до 15 000 и 20 000 фунтов. В 2002 году премия увеличилась в размере в результате появления нового спонсора - компании "Мэн групп", работающей на рынке финансовых услуг. В результате размер премии, переименованной в Мэн-Букер, возрос с 20 до 50 000 фунтов (73 тыс. долларов). Административным органом, курирующим премию, является комитет, куда входят писатель, издатель, книготорговец, специалист по библиотечному делу, председатель Совета директоров "Booker" и еще одно должностное лицо, представляющее компанию, администратор премии. Количество ежегодно представляемых на соискание премии книг колеблется где-то между 85 и 105: одно их прочтение требует от членов жюри весьма значительных затрат времени. Победителя определяют следующим образом: сначала ежегодно обновляемый консультативный комитет в составе издателей и представителей писательского мира, литературных агентов, книготорговцев, библиотек и Фонда Букеровской премии формирует список из примерно ста книг. Комитет же утверждает жюри из пяти человек. - это известные литературные критики, писатели, учёные, общественные деятели. Так, например, четыре лауреата Букеровской премии - Уильям Голдинг, Надин Гордимер, В. С. Найпол и Дж. М. Кутзее стали впоследствии лауреатами Нобелевской премии по литературе. Писатели Дж. М. Кутзее и Питер Кэри завоевали Букера дважды (в 1983 и 1999 гг.; в 1988 и 2001 гг., соответственно). Никем не превзойдён рекорд Айрис Мёрдок (лауреата Букера в 1978 г.) по числу попаданий в "короткий" список - 6 раз.


Гонкуровская премия

Гонкуровская премия считается самой главной премией Франции в области литературы. Она была официально учреждена в 1896 году, но присуждать ее начали только с 1902 года. Братья Гонкуры оставили огромное состояние, которое по завещанию Эдмона переходило в Академию Гонкуров, официально учрежденную в 1896 году. Несмотря на то, что номинально размер Гонкуровской премии символичен - всего 10 евро, - писателю гарантированы крупные доходы, так как продажи его книг после присуждения премии стремительно взлетают. В Гонкуровскую академию входят десять самых известных литераторов Франции, которые получают символическую плату - 60 франков в год. Каждый член Академии имеет только один голос и может отдать его только за одну книгу. Президент Академии имеет два голоса. Членами Гонкуровской академии в разное время были писатели А. Доде, Ж. Ренар, Рони - старший, Ф. Эриа, Э. Базен, Луи Арагон и другие. Первым лауреатом Гонкуровской премии в 1903 году стал Джон - Антуан Но, получивший эту самую почетную и авторитетную литературную награду Франции за роман "Враждебная сила".

Музыкальные конкурсы

    Международные связи в области музыки имеют давнюю историю. Первые упоминания о культурном обмене в области музыки можно найти еще в античные времена [21] [23]. Известно, что при дворах царствующих особ и высшей знати состояли группы музыкантов. Существовали первые музыкальные школы, где молодежь постигала тонкости игры на различных музыкальных инструментах. Интерес к музыке проявлялся вне классовой принадлежности в различных слоях общества во все времена. В средние века распространенным явлением было, когда бродячие актеры, среди которых были и музыканты, в поисках заработка колесили по странам Европы, устраивая своеобразные гастроли. Поскольку музыка была вне языковых ограничений, она воспроизводилась исполнителем в первоисточнике и не требовала перевода. Такое свойство общедоступности в плане восприятия слушателем способствовало популяризации музыкальных произведений в международном масштабе. Талантливых исполнителей ценили и приглашали за рубеж. Интерес к иностранным новинкам музыкального творчества, как у образованной знати, так и у представителей низших сословий был достаточно велик во всех странах, несмотря на религиозные и идеологические различия. Кроме того, благодаря техническому прогрессу, возникала возможность в создании новых музыкальных инструментов, позволявших разнообразить их звучание, придавать особую окраску и колорит музыкальной палитре произведения, что в результате оказывало более сильное эмоциональной воздействие на слушателей. Развитие музыкальных форм изложения произведений, равно как появление широкой гаммы исполнительских инструментов, получило заметное развитие в 17-18 веках в странах Западной Европы, что было связано с бурным экономическим ростом и культурным развитием в этих странах. Так упоминание о первых международных музыкальных конкурсах появились уже в 18 веке. В последствии международные музыкальные конкурсы стали основной формой международных музыкальных связей. Общепризнанными ведущими международными организациями в области музыки являются: Всемирная ассоциация международных музыкальных фестивалей, Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО и ряд других[22][26].

Премия «Оскар»

Премия Американской Академии Киноискусства в виде символа – золотой статуэтки мужчины. Вручается за выдающиеся достижения в кинематографе каждый календарный год с 1929. В том виде, в каком она существует в настоящее время, золотая статуэтка была вручена на первой же церемонии, но название «Оскар» появилось только в 1939. По самой распространенной версии, своим названием награда (работа дизайнера Седрика Гиббонса) обязана исполнительному директору Академии Маргарет Херрик, воскликнувшей при ее виде: «Да он же похож на моего дядю Оскара!». Так или иначе, но с 1939 приз Академии известен именно под этим именем и считается самой престижной кинонаградой планеты. Чтобы попасть в число кинокартин, имеющих право претендовать на «Оскар», фильм должен идти хотя бы в одном кинотеатре Лос-Анджелеса в течение 7 дней, но не позднее 31 декабря каждого года. Продолжительность кинокартин (исключая номинации для короткометражных фильмов) должна быть не менее 40 минут, а сам фильм должен быть снят на пленке форматом от 35 до 70 мм и не должен быть показан перед театральным прокатом по телевизионным каналам. 10 января списки фильмов, получивших право вступить в борьбу за «Оскар» и разбитых по номинациям, на которые они могут претендовать, рассылаются членам Академии (всего около 6000 человек, возглавляемых избираемым президентом Академии). Они должны указать не более пяти фильмов в каждой номинации и отослать обратно не позднее 29 января. В середине февраля, исходя из этих списков, объявляются номинации на «Оскар» и создаются т.н. «финальные списки». В этих списках члены Академии отмечают по одному фильму в каждой номинации. И, по результатам списков, в конце марта на торжественной церемонии вручения «Оскаров», объявляются победители. Правила отбора кинокартин на соискание премии Американской Академии Киноискусства в номинации «лучший фильм на иностранном языке» следующие. Не позднее ноября страна, желающая участвовать в соискании «Оскара», должна представить не более одного фильма организационному комитету Академии Киноискусства. Из общего числа представленных фильмов члены Академии выберут сначала пять номинантов, а затем – победителя. Первой кинокартиной, удостоенной «Оскара» в этой номинации, была лента «Похитители велосипедов» режиссера Витторио Де Сики в 1950 (Италия). В настоящее время «Оскары» вручаются по 24 номинациям: Лучший фильм года. Лучшая режиссура. Лучшая мужская роль. Лучшая женская роль. Лучшая мужская роль второго плана. Лучшая женская роль второго плана. Лучший оригинальный сценарий. Лучший сценарий-адаптация. Лучшая операторская работа. Лучший монтаж. Лучшая работа художника-постановщика/декоратора. Лучшая музыка. Лучшая песня. Лучший дизайн костюмов. Лучший звук. Лучший звуковой монтаж. Лучшие визуальные эффекты. Лучший грим (вручается с 1981). Лучший фильм на иностранном языке (вручается с 1947). Лучший анимационный полнометражный фильм (вручается с 2001). Лучший анимационный короткометражный фильм. Лучший художественный короткометражный фильм. Лучший документальный полнометражный фильм. Лучший документальный короткометражный фильм.

Существуют также следующие специальные «Оскары»:

· Мемориальная награда имени Ирвинга Тальберга вручается за выдающийся продюсерский вклад в развитие кинопроизводства;

· Гуманитарная награда имени Джин Хершолт вручается персоне, так или иначе связанной с кинематографом, за выдающиеся гуманистические достижения;

· Почетный «Оскар» вручается за выдающийся вклад в развитие киноискусства и за заслуги перед Академией;

· «Оскар» за научные и технические достижения и за художественные фильмы, которым награждают фильмы, поставленные студентами киновузов США. Эти награды определяются без номинаций специально созданным комитетом Академии и вручаются вне основной церемонии.

Венецианский кинофестиваль

Венецианский кинофестиваль – старейший в мире, впервые он состоялся в 1932 году по инициативе тогдашнего фашистского диктатора Бенито Муссолини. За первые годы своего существования кинофестиваль («мостра», как называют его итальянцы) присуждал премии имени Муссолини («Кубок Муссолини») и золотые медали Фашистской ассоциации культуры. Кинофестиваль носил явно политический характер и главные призы раздавались в основном исходя из художественных пристрастий Гитлера. Так, например, известно, что ему нравился фильм «Родина» президента немецкой Имперской кинопалаты Карла Фрелиха. В 1938 году этот фильм завоевал главный приз. В те годы  экран для элитной публики был устроен на террасе гостиницы "Эксельсиор", на фоне красивейшей архитектуры Венеции, а после просмотра фильмов следовал бал в салоне гостиницы. С самого начала своего основания и до сих пор венецианский кинофестиваль остается одним из самых значимых и престижных в мире. Нынешняя главная награда Венецианского фестиваля «Золотой Лев Золотого Марка» была введена только после войны в 1949-м году. С венецианским «Золотым Львом Золотого Марка» - могут соперничать лишь каннская «Золотая пальмовая ветвь», «Золотой медведь» Берлина и голливудские «Оскары». На протяжении своей 70-летней истории Венецианский кинофестиваль сделал внушительный вклад в популяризацию кино. Отсюда впервые получил известность итальянский неореализм Висконти и Росселини, потом фильмы Антониони, Феллини, Бертолуччи, французские режиссеры новой волны - Луи Малль, Ален Рене и Жан-Люк Годар. Благодаря Венецианскому фестивалю западной публике стали известны шедевры Акиро Куросавы, Андрея Тарковского или Анджея Вайды. По сравнению с кинофестивалями в Канне и Берлине Венецианский фестиваль может похвастаться не только своими традициями, но и своей взвешенной политикой между коммерческим кино и чистым искусством. Директор фестиваля Мориц де Хадельн, который раньше руководил фестивалем в Локарно и Берлинским кинофестивалем, на протяжении более 20 лет настаивает на том, что награды в Венеции должны получать фильмы, которые могут потом рассчитывать на успех и среди широкой публики, не только среди элиты. Однако Венеция, хоть и не страдает от недостатка внимания со стороны звезд и их продюсеров, но продюсеры все же по большей части предпочитают Канны – возможности кинорынка здесь практически неограниченны.

Каннский кинофестиваль

Каннский кинофестиваль является наиболее престижным и широко освещаемым событием в кинематографическом мире. В свое время Каннский фестиваль был задуман в противовес тогда еще профашистскому Венецианскому. Одной из главных каннских наград долгое время был «Приз мира». Ежегодно на знаменитой набережной Круазетт в курортном городе Канны (Франция) собираются звезды, профессионалы кино и любители широкого экрана со всего мира. Открытие первого международного кинофестиваля в Каннах планировалось на осень 1939 года. По идее организаторов фестиваля он должен был представлять альтернативу кинофестивалю Венецианскому, попавшему под влияние официальных нацистских властей. Программа была готова, почетным Председателем жюри назначен Луи Люмьер (изобретатель кинематографа). В программу были включены американский фильм "Волшебник страны Оз" и советский фильм "Ленин в 1918 году". Открытие должно было состояться 1 сентября, однако именно в этот день началась Вторая мировая война. Открытие было отложено, и первый Каннский кинофестиваль состоялся лишь в сентябре 1946 года и с тех пор он стал проводиться ежегодно. На конкурс было представлено 46 фильмов.. 11 из них получили главную награду - Гран-При кинофестиваля. По традиции, заведенной первым фестивалем, главная премия: сначала Гран-При, затем "Золотая пальмовая ветвь" присуждается лучшему полнометражному и лучшему короткометражному фильмам. На фестивале вручаются и другие призы полнометражным фильмам: Большой специальный приз жюри, Приз за лучшее исполнение мужской и женской ролей, Приз за лучший сценарий, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу. Жюри может также присудить еще одну премию полнометражному фильму и две короткометражным фильмам. В 1951 году организаторы фестиваля изменили время (сезон) его проведения - Каннский фестиваль стали проводиться весной - в апреле, мае. В 1955 году главная награда - Большой приз Каннского кинофестиваля – был переименован в "Золотую пальмовую ветвь". Первой "Золотой пальмовой ветви", действительно выполняемой из золота, был удостоен американский фильм Дэлберта Манна "Марти". С 1959 года на фестивалях журналистам стали показывать фильмы днем, еще до официального показа, чтобы они могли составить свое мнение о фильмах заранее. В 1948 и 1950 годах Каннский кинофестиваль не состоялся из-за нехватки денег на его проведение. В 1968 году в связи со студенческими волнениями, которые к моменту проведения 21-го Каннского фестиваля охватили всю Францию, особой декларацией Жюри от 19 мая Фестиваль был закрыт. Награды не присуждались. К концу шестидесятых Каннский кинофестиваль приобрел статус респектабельного фестиваля - с развитой инфраструктурой, отработанными механизмами. Кинофестиваль 1969 года привнес новшество в структуру фестиваля - программа была дополнена проведением "Двухнедельника режиссеров" - параллельного показа фильмов, организованного созданным в 1968 году Обществом кинорежиссеров. Так Каннские фестивали приобрели устойчивую двуполярную структуру, ставшую залогом развития и успеха следующих смотров. В 1978 году Жиль Жакоб, только что назначенный главным отборщиком фильмов, создал внеконкурсную секцию "Особый взгляд". С тех пор в Каннах проходят три фестивальных показа: основной конкурс, "Двухнедельник режиссеров" и "Особый взгляд".

Архитектурные конкурсы

Возведение архитектурных сооружений имеет многовековую историю. Развиваясь, прежде всего на базе реализации культовых идей, как, например, строительство храмов, монастырей, оборонительных сооружений, в архитектуре долгое время присутствовали элементы и символика, связанные с духовным миром человека. Призванные на эмоциональном уровне возвышать или подавлять (в зависимости от социального заказа) духовное в человеке, эти элементы архитектурных конструкций со временем стали частью искусства. Но не только отдельные элементы можно причислять к архитектурному творчеству. Безусловно, важно гармоничное сочетание с ними рациональных инженерных решений, позволяющих иметь высокую функциональность сооружения, отвечающую как утилитарному, так и духовному замыслу автора идеи. Как и всякие выдающиеся произведения искусства, архитектурные шедевры вне зависимости от места своего создания имеют общечеловеческое значение и потому, как об этом уже указывалось выше, имеют право быть популяризированы, а их авторы отмечены премиями. Премии в области архитектуры учреждены целым рядом различных международных фондов, а лауреаты этих премий достаточно высоко ценятся, особенно в среде специалистов.

Прицкеровская премия

Прицкеровская премия - аналог Нобелевской - ежегодно присуждается архитектору, внесшему значительный вклад в развитие современной архитектуры. Цель Притцкеровской архитектурной премии - привлечь общественное внимание к этой области человеческой деятельности, по которой будут судить о нашей цивилизации потомки", - так сказал о Прицкеровской премии известный историк искусств, автор книги "Цивилизация"лорд Кларк Солтвудский. По традиции, каждый год страна и место вручения Прицкеровской премии разные.

Премия принца Астурийского

    Эти премии называют Иберийскими Нобелевскими. Они вручаются по 8 номинациям: "За гуманизм и развитие взаимопонимания между народами", лауреатами стали национальные организации, распространяющие в мире язык и культуру родины, "Культура", эту премию разделили Майя Плисецкая и Тамара Рохо, "Социальные науки", лауреатом стал итальянский философ и социолог Джованни Сартори, а также "Международное сотрудничество", "Наука и техника", "Литература", "Милосердие" и "Спорт". За прошедшие годы премии были удостоены многие политические и общественные деятели, ученые, писатели, кинематографисты и спортсмены Премия носит имя наследника испанского престола принца Астурийского Фелипе де Борбона. Она присуждается раз в год в октябре, в столице Астурии в городе Овьедо. Вручает ее сам принц, который является почетным председателем специального фонда. Размер премии - 50 тысяч евро. В разные годы ее лауреатами были, к примеру, такие политики как Гельмут Коль, Ясир Арафат, Кофи Аннан, Михаил Горбачев, кинодеятель Вуди Ален, писатель Артур Миллер и космонавт Валерий Поляков.

Премия «Хенкель Арт Авард»

Премия Henkel Art Award была впервые объявлена в 2002 г. Целью премии является лучшее взаимопонимание и культурный обмен между европейскими странами. В течение трёх лет, конкурс проводится в трёх областях современного искусства – живопись, фотография и дизайн. В конкурсе могут участвовать представители из 28 стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию. Лучшие работы из представленных на конкурс выбирает жюри из международных экспертов в соответствующей области искусства. Заседание жюри проходит в Вене ежегодно осенью. Церемония награждения финалистов и победителей Henkel Art Award происходит также в Вене в начале ноября. Победитель получит денежный приз в размере 5 000 Евро, помощь в пропаганде своих работ в Вене и в стране проживания.

Премия Андрея Первозванного

Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность» учреждена в 1992 году фондом святого всехвального апостола Андрея Первозванного и вручается общественным и государственным деятелям России и других стран, внесшим значительный вклад в укрепление российской государственности, межславянского единства, возрождение духовности в искусстве, литературе и др.

 

III Русская культура на рубеже веков

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

“МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСЫ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА”

Студент V курса

группы _________

Поликарпов Вадим

Санкт-Петербург 2005

 

 

Содержание

Введение                                                                                  

Глава I      Межкультурные коммуникации    1.1 Взаимодействие культур в эпоху глобализации               7                                                 1.2 Особенности, структура и основные теории                     14        межкультурных коммуникаций                                        1.3 ЮНЕСКО как ведущая международная организация              в гуманитарном обмене                                                21   Глава II     Международные культурные форумы

2.1 Межгосударственный, государственный,

    неправительственный уровни обмена                              27

2.2 Значение международных премий в укреплении

     культурных связей между народами                              32

2.3 Премии в области литературы                                         33

2.3.1 Нобелевская премия

2.3.2 Премия Вольфа

2.3.3 Букеровская премия

2.3.4 Гонкуровская премия

2.3.5 Премия имени Аркадия и Бориса Стругацких

2.4 Премии в области искусства и культуры                                       39

2.4.1 Музыкальные конкурсы

2.4.1.1   Премия имени П. И. Чайковского

2.4.2 Кинематографические конкурсы  

2.4.2.1   Премия «Оскар»

2.4.2.2   Венецианский кинофестиваль

2.4.2.3   Каннский кинофестиваль

2.4.3 Архитектурные конкурсы

2.4.3.1   Прицкеровская премия

2.4.3.2   Премия принца Астурийского

2.4.3.3   Премия «Хенкель Арт Авард»

2.4.3.4   Премия Андрея Первозванного

III Русская культура на рубеже веков

3.1 Национальная самобытность русской культуры и процессы глобализации                                                                                50

3.2 Формирование культурной политики России в 21 веке         58

3.3 Роль международных форумов в развитии русской культуры  63

Список использованной литературы                                             67

                                                                          

Введение

Важнейшей особенностью развития современного общества, является процесс взаимного проникновения культур, который в конце XX – начале ХХI в., приобрел всеобщий характер. Проникновение культур происходит в результате общения ее представителей, то есть в результате контактов (коммуникаций). Понятие межкультурной коммуникации обычно рассматривается как общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже - опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Считается, что это понятие введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов. Такое определение культуры соответствует скорее характеристике национальной или этнической культура. В настоящее время всё чаще доминирует динамическое пониманиекультурыкак образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.[1][4].

Правительственные и общественные организации абсолютного большинства государств едины во мнении, что развитие межкультурного обмена способствует развитию взаимопонимания между народами, построению новой глобальной культурной формации. Одной из форм стимулирования процесса межкультурной коммуникации является присуждение премий за достижения в области культуры и искусства, имеющих международное, общечеловеческое значение. С этой целью в XX веке в практику международных отношений стало входить создание различных фондов в поддержку культуры и искусства, проведение конкурсов в этих областях деятельности с присуждением премий за наиболее выдающиеся достижения.

Целью настоящей дипломной работы является изучение значения международных премий в области культуры и искусства для процесса взаимопонимания между народами.

    Объектом дипломной работы является межкультурный обмен в области культуры и искусства.

 Предметом дипломной работы являются межкультурные коммуникации в эпоху глобализации мировой культуры.

В дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:

· охарактеризован процесс взаимодействия культур в эпоху глобализации;

· показана роль и значение ЮНЕСКО в деле развития межкультурных коммуникаций;

· проанализировано значение международных премий для укрепления межкультурного обмена и налаживания дружественных отношений между народами;

· дана оценка современных достижений России в области литературы и искусства

В главе 1 приведен теоретический обзор теоретических концепций, касающихся понятия культуры и межкультурных коммуникаций на рубеже XX – XXI веков. Показана роль и значение ЮНЕСКО в укреплении межкультурного обмена между народами, основные аспекты деятельности международных организаций и фондов.

Во 2-й главе приведены примеры международных конкурсов в области искусства и культуры. Показаны их цели и задачи, а также значение международных премий в укреплении культурных связей между народами

       В главе 3 показана возрастающая роль межкультурного обмена на рубеже веков. Дана характеристика достижений русской культуры и искусства за последние 10-15 лет.

 

 

Глава I       Межкультурные коммуникации 1.1  Взаимодействие культур в эпоху глобализации       Любой процесс межкультурной коммуникации может быть охарактеризован по уровню или глубине проникновения коммуникантов в контактирующие культуры.[2][1] С этой точки зрения могут быть выделены следующие уровни:

1) культурное взаимоприятие;

2) культурное взаимопонимание;

3) культурное единение.

Целью первого уровня является гарантирование взаимной культурной толерантности[3], целью второго — обеспечение взаимной культурной адаптации, а целью третьего — достижение взаимного культурного ассоциирования (единения). При этом в процессе межкультурной коммуникации человек выступает, прежде всего, как существо творческое. Поэтому реальное межкультурное общение на более высоких уровнях, чем первый, начнет тяготеть не к категории общего, типичного («мы», «они», «обычно» или «всегда»), а к категории межличностного, конкретного («я», «ты», «здесь», «сейчас»). Высший уровень общения может быть достигнут только при условии выхода, во-первых, за пределы культурного «быта» в сферу культурного события, и, во-вторых, за пределы знания факта культуры как такового в область личностной интерпретации этого факта как культурного события.

Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур».

В рамках динамического понимания культуры Кребером и Клакхоном было сформулировано следующее ее определение: «культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являю­щихся специфическим, обособляющим достижением человечес­ ких общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению. Сюда необходимо включить также и те достижения, которые проявляются в созданных культурным об­ ществом материальных благах. Ядром любой культуры являются идеи и особенно ценности, передающиеся при помощи тради­ ций. Культурные системы могут рассматриваться, с одной сторо­ ны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действия в будущем».[4] Согласно этому определению культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности.

Культурная диффузия как процесс стихийного и никем не контролируемого заимствования культурных ценностей имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение позволяют говорить о процессе глобализации современной культуры.

Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру благодаря развитию транспортных средств, экономических связей, средств коммуникации. В межкультурной коммуникации глобализация выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую.

В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Развитие глобальных финансовых рынков, средств информации и миграционных потоков привели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образов жизни. Благодаря широкой доступности определенных товаров и идей локальные культуры изменяются и вступают между собой в необычные комбинации. Границы между своими и чужими стираются. Эта смесь культур наблюдается не только в жизни отдельных индивидов — она все 6oлее становится характерной чертой для целых обществ. Отмечая столь заметную тенденцию современности, Организацией Объединенных Наций 2001 год даже был провозглашен годом диалога между культурами.

Культурные различия между людьми обычно обусловлены их самобытными историческими корнями. Однако, современный технический прогресс и глобальные политические, экономические и культурные изменения привели к тому, что наша планета оказалась пронизанной густой сетью коммуникаций, позволяющих осуществлять невиданные ранее масштабы общения. Государства и народы, их составляющие, несмотря на противоречия и корен­ные различия между ними, успешно находят способы и средства взаимопонимания, все более тяготеют к утверждению на планете единой глобальной культуры. Внутри этой формирующейся сис­темы уже устанавливаются различия, выявляется сходство, осоз­нается разнообразие мира, и поэтому становится чрезвычайно важ­ным уметь определять культурные особенности составляющих ее элементов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного призна­ния. Глобальными становятся структуры и идеи, например идеа­лы красоты, права человека или организационные принципы. Однако их практическое оформление или претворение в жизнь могут существенно различаться в каждом конкретном случае.

С культурологической точки зрения, глобализация представ­ляет собой диалектический процесс. Интеграция и дифференциа­ция, конфликты и сотрудничество, универсализация и партикуля­ризация не исключают друг друга, а являются взаимно предпола­гающими тенденциями развития. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распростра­няются по всему миру. В то же время культурные особенности от­дельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как тако­вые. Глобализация — не автоматический процесс, который завер­ шится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть более значимыми, чем во все предыдущие эпохи. Процесс глобализации имеет ярко выраженную тенденцию к унификации культур, что вызывает у некоторых наций потребность в культурном самоутверждении и желание сохранить собственные культурные и индивидуальные ценности. Целый ряд государств и культур демон­стрирует свое активное, нередко агрессивное и взрывное по форме самоопределение, освобождение от патерналистского[4] влияния со стороны традиционно доминировавших государств и культур, категорическое непринятие глобальных культурных изменений. Всеоб­щему процессу открытия различных границ они противопоставляют растущую непроницаемость своих собственных и гипертрофированное[5] чувство гордости своей культурной самобытностью. Все это усугубляется наличием нерешенных исторических проблем, главным образом геополитических, ведущих к изменению границ политэкономических пространств, появлению «горячих точек», превращению границ между культурами в военные рубежи.

Историческая практика свидетельствует, что в самом процессе культурной глобализации изначально заложен определенный конфликтный потенциал, поскольку зачастую приходится пересматривать или отказываться от некоторых традиционных принципов, ценностей собственной культуры. Различные общества реагируют на чуждые изменения по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк — от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. В результате возникают многочисленные этнорелигиозные конфликты, националистические настроения в политике, региональные фундаменталистские движения. Это в большой степени относится, например, к традиционным культурам Кавказа, к исламской культуре, архаичным культурам Африки, некоторых стран Латинской Америки и Азии.

Внутри глобальной культуры формируются и сосуществуют различные позиции и точки зрения, и это не делает всех людей одинаковыми. Глобализация не устраняет разнообразие способов жизни людей, она лишь создает новые формы, которые частично интегрируют предшествующие. Процесс глобализации культуры реализуется в настоящее время в разных формах во всех областях человеческой деятельности: экономике, политике, науке, искусстве, спорте, туризме, личных контактах и т.д. Ни одна культура, социальная группа или этническая общность не остаются в стороне от этого процесса. При этом наиболее значимые изменения происходят в трех самых важных сферах человеческой жизнедеятельности:

· в сфере новых технологий и информационных систем (системе коммуникаций);

· в области этнических отношений на планете;

· в процессе развития мировой экономической системы.

   Современные технические достижения существенно расширили межкультурные контакты благодаря созданию новых транспортных средств и новых форм коммуникации. Резко возросла подвижность людей: сверхзвуковые самолеты могут доставить сегодня человека в любую точку планеты за считанные часы. Результатом этого стала доступность непосредственных контактов с культурами, которые ранее казались загадочными и странными. При прямом контакте с ними различия осознаются не только в одеж­де, пищевом рационе, кухонной утвари, но и в восприятии време­ни и пространства, в отношении к женщинам и старикам, в спо­собах и средствах ведения дел и т.д.

Однако особенно важную роль в развитии культурного взаи­модействия сыграли новые средства массовой коммуникации. Космические спутники позволили людям получать информацию из всех регионов мира. О значении этой формы коммуникации убедительно свидетельствуют такие данные: в наши дни в мире насчитывается свыше 1,2 млрд. телевизоров и 180 млн. персональных ком­пьютеров. Сегодня интенсивно создается мировая телевизионная система с круглосуточным вещанием, передачи которой бу­дут первоначально принимать телезрители в 90 странах мира.

В свою очередь развитие спутниковой связи привело к созда­нию системы Интернет, которая в настоящее время является са­мой быстроразвивающейся системой коммуникации.

Кроме того, необходимым и жизненно важным детерминантом[6] глобальных изменений культуры стал этнический фактор, который нашел свое выражение в быстром росте численности населения планеты. Динамика этого процесса имела следующую статистику: в 1965 г. в мире насчитывалось 3,3 млрд. человек, к 1995 г. население увеличилось до 5,7 млрд. человек, а в октябре 1999 г. общая числен­ность народонаселения нашей планеты превысила 6 млрд. чело­век, а в последние годы прирост населе­ния даже превышал 100 млн. человек в год. В свою очередь, в масштабе всей планеты это также означает, что ее население уве­личивается на 3 человека в секунду, на 10 600 человек в час и на 154 000 в день. Современные темпы роста народонаселения влекут за собой обострение целого ряда глобальных проблем существования всего человечества. Сегодня около 1 млрд. человек в мире не получают полноценного питания, а недостаток пищи со­ответственно настраивает одну нацию против другой. Появляю­щиеся ежегодно 100 млн. человек в соответствующей пропорции обостряют нехватку ресурсов и могут стать причиной борьбы за ресурсы для сохранения своей жизни. Для многих стран и народов все острее становится проблема чистой питьевой воды, которая через пятьдесят лет станет самым ценным природные ресурсом. Уже сегодня начинает ощущаться нехватка рыбы в мировом океане и т.д. Все усиливающееся обострение этих проблем требует предотвратить надвигающиеся конфликты и вынуждает все народы к взаимопониманию и сотрудничеству.

Многочисленные определения термина «культура», существующие в науке, позволяют отметить основное. Культура — это сущ ностная характеристика человека, связанная с чисто человечески способностью целенаправленного преобразования окружающего ми ра, в ходе которого создается искусственный мир вещей, сим­ волов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сдела­ ло человеком или имеет к нему отношение, является частью куль­туры.Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к обще­ нию (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация — это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное по­ведение человека, базирующееся на них и проявляющееся, прежде всего, в общении с другими людьми.[7][5]

Стремление понять чужие культуры или их представителей, ра­зобраться в культурных различиях и сходствах существует столько времени, сколько существует культурное и этническое разнообра­зие человечества. Столь же древним, как и желание постичь другие культуры, является стремление не принимать во внимание другие культуры или же рассматривать их как недостойные, оценивая при этом носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, у которых нет ни культуры, ни личностных качеств и вообще каких бы то ни было человеческих достоинств. Такого рода полярное отношение к другим культурам существовало на всем протяжении человеческой истории. Большинство специалистов считают, что говорить о межкуль­турной коммуникации (интеракции) можно лишь в том случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не при­надлежащее к их культуре, как чужое. Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения.

Особенности, структура и основные теории межкультурных коммуникаций

Понятие «межкультурная коммуника ция» впервые было сформулировано в 1954 году в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа».[8][6] В этой работе под межкультурной коммуникацией понималась иде­альная цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружаю­щему миру. С тех пор исследователи продвинулись достаточно далеко в теоретической разработке этого феномена. В результате многочисленных исследований были определены наиболее харак­терные черты межкультурной коммуникации. Так, было отмече­но, что для межкультурной коммуникации необходима принад­лежность отправителя и получателя сообщения к разным культурам. Для нее также необходимо осознание участниками коммуни­кации культурных отличий друг друга. По своей сущности меж­культурная коммуникация — это всегда межперсональная комму­никация в специальном контексте, когда один участник обнару­живает культурное отличие другого.

Коммуникация бу­дет межкультурной, если она происходит между носителями раз­ных культур, а различия между этими культурами приводят к каким-либо трудностям в общении. Эти трудности связаны с разни­цей в ожиданиях и предубеждениях, свойственных каждому чело­веку, и, естественно, отличающихся в разных культурах. У пред­ставителей разных культур по-разному идет дешифровка получен­ных сообщений. Все это становится значимым только в акте ком­муникации и приводит к непониманию и напряженности, труд­ности и невозможности общения. И, наконец, межкультурная коммуникация основывается на процессе символического взаимодействия между индивидуумами и группами, культурные различия которых можно распознать. Восприятие и отношение к этим различиям влияют на вид, форму и результат контакта. Каждый участник культурного контакта располагает своей собственной системой правил, функционирующих таким образом, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и декодированы. Признаки межкультурных различий могут быть интерпретированы как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникации. На процесс интерпретации, помимо культурных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта. Поэтому степень межкультурности каждого конкретного акта коммуникации зависит от толерантности, предприимчивости, лич­ного опыта его участников.

На основании сказанного межкультурную коммуникацию сле­ дует рассматривать как совокупность разнообразных форм отноше­ний и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.[9][2]

Как и в культурной антропологии, в межкультурной коммуни­кации выделяют сферы макрокультуры и микрокультуры.

Так, например, можно говорить об аме­риканской культуре, латиноамериканской культуре, африканской культуре, европейской культуре, азиатской культуре и т.д. Чаще всего эти типы культуры выделяются по континентальному признаку и из-за своей масштабности получили название макрокультур. Впол­не естественно, что внутри этих макрокультур обнаруживается зна­чительное число субкультурных различий, но обнаруживаются так­же и черты сходства, которые и позволяют говорить о наличии та­кого рода макрокультур, а население соответствующих регионов считать представителями одной культуры. Между макрокультура­ми существуют глобальные различия, которые отражаются на их коммуникации друг с другом. В этом случае межкультурная комму­никация проходит вне зависимости от статуса ее участников, в го­ризонтальной плоскости. В то же время, добровольно или нет, но многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Со структурной точки зрения — это микрокультуры (субкультуры) в составе макрокультуры. Каждая микрокультура имеет одновременно сходство и различие со своей материнской культурой, что обеспечивает их представителям оди­наковость восприятия мира. Материнская культура отличается от микрокультуры разной этнической, религиозной принадлежнос­тью, географическим расположением, экономическим состояни­ем, половозрастными характеристиками, семейным положением и социальным статусом их членов. Иными словами, субкультурами называются культуры разных социальных групп и слоев внутри одного общества. Поэтому связь между субкультурами протекает внутри этого общества и является вертикальной.

Внутри каждой сферы межкультурная коммуникация проис­ходит на разных уровнях. Можно выделить несколько типов меж­культурной коммуникации на микроуровне.

Межэтническая коммуникацияэто общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы). Чаще всего общество состоит из различных по численности этнических групп, которые создают и развивают свои субкультуры. Свое куль­турное наследство этнические группы передают от поколения к поколению и благодаря этому они сохраняют свою идентичность среди доминирующей культуры. Совместное существование в рам­ках одного общества естественно приводит к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями.

Контркультурная коммуникация — происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и
выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и
идеалами материнской. Характерной особенностью этого уровня
коммуникации является отказ субкультурных групп от ценностей
доминирующей культуры и выдвижение своих собственных норм
и правил, противопоставляющих их ценностям большинства.

К оммуникация среди социальных классов и групп — основыва­ется на различиях между социальными группами и классами того
или иного общества. В мире нет ни одного социально однородно­
го общества. Все различия между людьми возникают в результате
их происхождения, образования, профессии, социального статуса
и т.д. Во всех странах мира расстояние между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными довольно велико.
Оно выражается в противоположных взглядах, обычаях, традици­ях и др. Несмотря на то, что все эти люди принадлежат к одной
культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отража­ется на коммуникации между ними.

Коммуникация между представителями различных демографи ческих групп: религиозных (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений). Общение между людьми в данном случае определяется их принадлежностью к той или иной группе и, следовательно, особенно­стями культуры этой группы.

Коммуникация между городскими и сельскими жителямиосновывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», которые прямым образом сказываются на процессе коммуникации между этими группами населения.

Региональная коммуникация — возникает между жителями
различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться. Так, например, жи­тели одного американского штата испытывают значительные затруднения при общении с представителями другого штата. Жители Новой Англии отталкивает приторно-сладкий стиль общения жителей южных штатов, который они считают неискренним. А жи­тель южных штатов воспринимает сухой стиль общения своего северного друга как грубость.[10][8]

Коммуникация в деловой культуре — возникает из-за того,
что каждая организация (фирма) располагает рядом специфичес­ких обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и
при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.

Общей характерной чертой всех уровней и видов межкультур­ной коммуникации является неосознанность культурных разли­чий ее участниками. Дело в том, что большинство людей в своем восприятии мира придерживаются наивного реализма. Им кажет­ся, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкива­ясь с представителями других культур, обнаруживая, что привыч­ные модели поведения перестают работать, обычный человек на­чинает задумываться о причинах своей неудачи.

Когда в коммуникацию вступают представители разных куль­тур, тогда сталкиваются различные культурно-специфические взгля­ды на мир. Возникает представление о «чу­жом», которое и становится ключевым понятием к пониманию межкультурной коммуникации. «Чужое» понимается как нездешнее, иностранное, еще незнакомое и необычное. И действитель­но, сталкиваясь с чужой культурой, мы видим в ней много нео­бычного и странного. Только поняв это, мы постепенно сможем прийти к пониманию причин нашей неадекватности в ситуации коммуникации.

Особый научный подход к межкультурной коммуникации пред­ставлен в теории адаптации, разработанной в трудах американской исследовательницы Я. Ким. Эта теория рассматривает динамику адаптации человека к чужой культуре как прибывшего за грани­цу на короткий срок, так и проживающего там долгое время. Исходным положением ее теории является утверждение, что адап­тация — это сложный процесс со многими составляющими. В ходе этого процесса человек постепенно, по нарастающей, привыкает к новой об­становке и новому общению. Динамика подобного взаимодействия называется динамикой стрессово-адаптационного роста.[11][3] Она про­исходит по принципу «два шага вперед и шаг назад». Периодичес­кие отступления, затягивающие процесс адаптации, связаны с меж­культурными кризисами. Для успешной адаптации необходимо не­сколько условий. Они включают общение с новым окружением (ча­стота контактов, положительный настрой), знание иностранного языка, положительную мотивацию, участие во всевозможных ме­роприятиях, доступ к средствам массовой информации.

Сто­ронники теории координированного управления значением или теория правил утверждают, что человеческая коммуникация по своей сути очень несовершенна, поэтому идеальное и полное вза­имопонимание — это некий недостижимый идеал. Поскольку не все акты коммуникации имеют определенную цель, достижение взаи­мопонимания становится совсем не обязательным. Целью становит­ся достижение координации, что возможно при взаимодействии, понятном для его участников. При этом в конкретном контексте происходит управление значениями и идет их индивидуальная ин­терпретация. Важно не то, насколько принятые в данном общении правила являются социальными, а то, насколько эти правила согласованы между собой в сознании каждого участника коммуникаций

Существует также риторическая теория межкультурной коммуникации. Она позволяет анализировать не только индивиду­альные различия, но и свойства больших групп. Частью этой тео­рии также является анализ подсознательной адаптации сообще­ний применительно к конкретным ситуациям коммуникации.

Сторонники конструктивистской теории межкультурной ком­муникации полагают, что у всех людей есть особая когнитивная система, с помощью которой они могут интерпретировать слова и действия других довольно точно и аккуратно. Но поскольку куль­тура влияет на индивидуальную схему развития человека, у пред­ставителей разных культур формируются разные взгляды и воз­можности восприятия. В ходе инкультурации[12] человек приобрета­ет взгляд на мир, отличный от того, который существует у пред­ставителя другой культуры.

Теория социальных категорий и обстоятельств акцентирована на вопрос важности ролей, стереотипов и схем для процесса ком­муникации, то есть тех элементов механизма восприятия, которые составляют основу взаимопонимания и социального сознания. При этом очень важна самооценка человека, которая складывается под влиянием групп, к которым он принадлежит. При встрече с представителями других групп происходит так называемая «коммуникативная аккомодация»[13], встройка на общение с другим человеком.

И, наконец, сравнительно недавно была разработана теория конфликтов, описывающая барьеры общения. Данная теория считает конфликты нормальным поведением, формой социальных действий, регулируемых нормами каждой культуры. Таким образом, в каждой культуре существуют свои модели конфликтов. Существуют культуры, представители которых уделяют большое внимание причинам конфликтов, чувствительны к нарушениям правил, часто полагаются на интуицию при урегулировании конфликта. Это — коллективистские культуры. Индивидуалистские культуры предпочитают прямой метод сглаживания конфликтов.

 















Дата: 2019-05-28, просмотров: 208.