Межгосударственный, государственный, неправительственный уровни обмена
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Преодолению противоречий между ценностными системами различных народов в значительной степени способствуют конкретные программы культурных обменов между странами. Примером тому могут служить Программы культурных обменов между Россией и Соединенными Штатами Америки, среди которых широкой известностью пользуются следующие[17][:

· Программа Фулбрайт по обмену учеными

· Магистерская/аспирантская программа Фулбрайт

· Стажировка для преподавателей вузов

· Программа «Актуальные вопросы современности» в рамках «Акта в поддержку свободы»

· Программа Фулбрайт - Кеннан для ученых в области гуманитарных и общественных наук

· Программа стипендий имени Галины Старовойтовой по правам человека и разрешению конфликтов

· «Молодые лидеры» - российско-американская программа для будущих руководителей государственных и общественных организаций

· Программа «Акт в поддержку свободы» для студентов вузов

· «Акт в поддержку свободы» - программа обменов для школьников (Программа «Флекс»).

· Программа партнерства между университетами в рамках «Акта в поддержку свободы»

· Российско-американский конкурс преподавателей английского языка и страноведения США

· Программа стипендий Эдмунда С. Маски и программа аспирантских стипендий «Акт в поддержку свободы»

· Программа Хьюберта Хамфри

· Программа «Сотрудничество профессиональных объединений»

· Программа эффективного производства

· Программа «Открытый мир»

· САБИТ - Специальная американская программа стажировок по бизнесу

· Программа стипендий Кокрана

· Программы по искусству

· Летние институты и семинары и др.

Например, Программа Фулбрайт открыта для российских специалистов, которые хотят поехать в США читать лекции или проводить научные исследования. Соискатели должны иметь ученую степень кандидата или доктора наук, научные публикации, а также хорошо владеть английским языком. Гранты предоставляются на срок от трех до восьми месяцев.

Отбор участников на программу проводится на основе открытого конкурса и включает в себя рассмотрение анкеты, оценку научного проекта рецензентами, собеседование на английском языке и заключительный отборочный этап, который проводится комиссией, состоящей из российских и американских ученых и специалистов.

«Молодые лидеры» - российско-американская программа для будущих руководителей государственных и общественных организаций предоставляет стипендии российским выпускникам вузов, которые обладают незаурядными лидерскими качествами и намерены работать в государственном или общественном секторе. Непосредственное проведение программы осуществляется Советом по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС).

Программа предоставляет молодым лидерам России и США возможность пройти обучение и профессиональную стажировку в областях, значимых для развития демократии в российском обществе, а также в сфере российско-американских исторических, политических и правительственных связей. Российские стипендиаты будут изучать систему управления в общественном, государственном или корпоративном секторе. Программа включает в себя год учебы в университете или колледже на магистерском уровне без получения ученой степени. Кроме того, участникам программы предстоит заниматься общественной работой, а также пройти профессиональную стажировку сроком от четырех до двенадцати недель.

Программа «Акт в поддержку свободы» для студентов вузов предназначена для студентов первого, второго и третьего курсов российских вузов. Программа предоставляет стипендии для прохождения годичной стажировки в американском колледже или университете без получения ученой степени. Непосредственным проведением программы занимается Совет по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС).

Широкое распространение получили также проекты в области культурного обмена, предлагаемые рядом европейских фондов. Во-первых, это проекты интернационального масштаба на уровне правительств. К этому уровню можно отнести регулярные конференции министров культуры стран Европейского Сообщества, на которых определяются главные приоритеты и культурные программы, финансируемые государственными органами, и такие межгосударственные организации как ЮНЕСКО и Европейский Совет[18][25]. Во-вторых, это независимые частные фонды, которые в последнее время оказывают финансовую поддержку организациям культуры и искусства, а также отдельным художникам.

Если государственные органы преследуют, как правило, политические цели в поддержке того или иного проекта, то частные фонды свободны от  политики. Так фонды, учредителем которых является крупная компания, ставят перед собой цель чисто экономического содержания — завоевание новых рынков. Более объективны фонды, учреждённые группой предпринимателей и творцов европейского масштаба. Фонды, таким образом, выступают как нечто среднее между государственной поддержкой и отдельными спонсорами в области культуры. При этом можно отметить ряд преимуществ таких фондов:

I. Фонды, как правило, могут работать более гибко, чем государство. Они могут осуществлять работу в качестве первооткрывателей и в случае успеха показать дорогу государственной поддержке. Они могут в прямом смысле «поддерживать» культурные начинания. Так, к примеру, в июле 1990 года «Juergen-Ponto фонд» (ещё до объединения Германии) вместе с Банком Дрездена разработал и начал осуществлять проект по сотрудничеству между 20 архитекторами и градостроителями и 40 студентами из восточной и западной части Германии.

II. Фонды в основном не связаны с отдельными или групповыми интересами. Перед ними стоят свои уставные цели, не связанные с предвыборными кампаниями или зависимостью от своих акционеров. Это даёт возможность фондам, задача которых — поддерживать творческие личности, сконцентрироваться в первую очередь на художественных критериях. Конечно, руководство фонда может определить для себя приоритеты в различных областях, но всё равно художественные цели остаются первостепенными, чего не может себе позволить бизнес. Поскольку коммерческие организации при выборе объектов спонсорской поддержки ожидают, прежде всего, эффективной маркетинговой отдачи, не обращая особого внимания на истинную художественную ценность проекта.

III. Фонды могут осуществлять долгосрочные проекты и преследовать долгосрочные цели. Они не ориентируются, как коммерческие предприниматели, на краткосрочные периоды. Они не ставят перед собой цели, как политики, успеть провести программы до новых выборов. Им не нужно следовать веяниям моды. Таким образом, фонды могут инвестировать средства, результат которых проявится в следующих десятилетиях или даже в следующих поколениях.

IV. Фонд отличается от бизнеса своими целями. Предприниматель может поменять свою стратегию в зависимости от внешних условий, а, следовательно, и стратегию спонсорской поддержки. Для бизнеса важен не продукт, как результат труда, сам по себе, а доход от предприятия. Другими словами, бизнес может поддерживать, а фонд должен поддерживать культуру.

Фонды являются важным звеном в системе поддержки культурной деятельности. Фонды, вне зависимости от политических и коммерческих интересов, ставят перед обществом важные вопросы. Они стараются привлечь внимание людей к проблемам общечеловеческого масштаба, заставляя задумываться над этим. Постановкой вопросов они привлекают внимание деятелей политики, экономики и культуры. И, наконец, они инвестируют необходимые средства для осуществления и развития проектов.

Таким образом, поддержка культурных начинаний осуществляется с двух сторон: межгосударственной и частной. В качестве примера таких фондов можно назвать:

· «Интернациональный Фонд святого Кирилла и святого Мефодия», который  был организован в 1982 году под эгидой «Интернационального фонда Людмилы Шивковой» и с 1990 года работает под этим названием. Фонд был организован по инициативе 160 выдающихся деятелей культуры, искусства и предпринимателей из 40 стран мира. Фонд существует на средства от пожертвований фирм, организаций, учреждений и физических лиц. Цели фонда - приобщение людей к европейскому культурному наследию и мировому опыту, связанных с интеграцией Болгарии в новую Европу посредством обмена в области образования между студентами и академиками. Поддержка инновационных проектов, исследований в области культуры. Освоение культурного наследия святого Кирилла и святого Мефодия.

· «Фонд Франции», в который входит более чем 368 отдельных фондов. Основная задача фонда — посредничество между художниками, которые предлагают на рынок оригинальные произведения и организациями, которые в них нуждаются. Средства всего фонда состоят из средств отдельных фондов, которые, в основном, ищут области требующие поддержки и определяют вид поддержки (премии, стипендии, пособия). Цели - предоставление денежных средств для удовлетворения общественных потребностей в многочисленных областях: борьба с бедностью и социальным расслоением, помощь детям и престарелым, инвалидам, научные и медицинские исследования, поддержка культуры и искусства, помощь странам «третьего мира», центральной и восточной Европы. Содействие отдельным лицам или организациям, ведущим благотворительную деятельность и намеревающимся создать собственный благотворительный фонд. Консультационные советы для предпринимателей, жертвующих свои средства на развитие культуры

2.2 Значение международных премий в укреплении культурных связей между народами        Процесс культурного взаимодействия в различных сферах человеческой деятельности, несмотря на время от времени возникающие международные конфликты, происходил и происходит постоянно. Характерно, что межэтнические и межкультурные различия в случае международных конфликтов не выступают в качестве доминирующих причин, а могут лишь быть инструментом идеологического и эмоционального усиления противостояния. В то же время, в основе многих человеческих опасений, и как следствие агрессивности, лежит  незнание или неприятие, живущих за границей сообществ людей, их культурных традиций.  По этой причине в культурной коммуникации огромное значение имеет грамотное освещение и популяризация тех или иных национальных культурных традиций и ценностей в общечеловеческом масштабе. Что интересно, а что не представляет особого интереса в той или иной национальной культуре для представителей других национальностей? В чем причина популярности того или иного литературного, музыкального или архитектурного произведения в международном масштабе? И почему то или иное произведение становится достоянием широкого и пристального внимания, в то время как другие остаются малоизвестными? Этот ряд вопросов можно продолжать бесконечно. Поскольку авторами тех или иных национальных культурных ценностей являются конкретные личности, как правило, достигшие определенных высот в избранном ими виде творчества и обладающие неординарной креативностью и талантом, то закономерно возникает вопрос о надлежащей оценке результатов их творчества, имеющего общечеловеческое значение. Вопросами определения лучших авторов в том или иной сфере культуры, как уже указывалось, занимаются национальные, международные, а также частные организации и фонды. Общепринятыми формами оценки лучших авторов произведений стали конкурсы, фестивали и т.п. По итогам проведения таких форумов авторитетными комиссиями определяются лучшие его авторы, которым в качестве поощрения за достижения присуждаются премии. 2.3  Премии в области литературы        Исторически литературное творчество получило свое развитие задолго до возникновения письменности, существуя в виде устно-поэтического творчества, например, сказаний, легенд, передававшихся от сказителя к слушателю в качестве информации, имеющей определенную эмоциональную и идеологическую окраску. С возникновением письменности, а позднее с широким распространением грамотности литературное творчество и, прежде всего художественная литература, стали в один ряд с произведениями искусств. Литература, как искусство, призвана не только эстетически выражать общественное сознание, но в свою очередь и формировать его. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские и социальные ценности. Будучи средством постижения действительности, литература выражает мировоззрение, идеалы определенных социальных групп людей. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий сложнейшую динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка, приемов композиции. За историю существования литературы было создано огромное количество подлинных шедевров мировой классики. Влияние литературы на сознание людей долгое время оставалось и остается одним из наиболее значительных. Не случайно, достижения в области литературы высоко ценились и ставились в один ряд с достижениями в области науки и техники, даже в наше технократическое время. Наиболее известные международные премиальные фонды, как правило, имеют номинацию в области литературы.

Нобелевская премия

Самой престижной из существовавших до настоящего времени премий считается Нобелевская премия. Альфред Бернхард Нобель родился 21 октября 1833 года в семье преуспевающего шведского промышленника.
В 1895 году Нобель обнародовал в Париже свое ставшее знаменитым «Завещание», согласно которому весь его капитал, достигший к тому времени 30 миллионов крон (около 10 миллионов долларов по тогдашнему курсу), обращался в особый фонд. Проценты с него должны были ежегодно присуждаться в виде именных премий за научные открытия предыдущего года, наиболее способствовавшие прогрессу и процветанию человечества.
Поначалу Нобель учредил четыре премии: в области математики, физики, химии, медицины и физиологии. Позже добавил также литературную премию - за создание произведений, наиболее полно отражающих "стремление к идеалу". Нобель не был чужд литературе: сам писал и оставил потомкам несколько неопубликованных поэм и романов.
Сама церемония вручения этих премий весьма торжественна и представляет событие общечеловеческого масштаба. Премии Нобеля вручаются в Концертном зале столицы Швеции - Стокгольме. Здание было построено в 1923 году. Первые премии вручал король Оскар II. Король Карл XVI Густав внес в торжественную церемонию существенные изменения. Теперь король с королевой Сильвией находятся с лауреатами на сцене. Памятный диплом в папке из тисненой кожи и золотая медаль в футляре красного дерева вручаются в центре белого круга, вытканного на синем ковре. На медалях с одной стороны отчеканены профиль Нобеля с датами его рождения и смерти, а на другой - аллегорические фигуры, символизирующие различные области знания. На медали, вручаемой лауреатам по литературе, например, изображена муза поэзии - Эрато, перед ней - фигура поэта, под ними надпись по-латыни: "Шведская академия". Именно Шведская академия выносит каждый год решение о награждении того или иного лауреата. Академия была основана 5 апреля 1786 года королем Густавом III.




Премия Вольфа

Премия Вольфа[19][22] присуждается в Израиле с 1978 года Фондом Вольфа. Фонд был учрежден в 1976 Рикардо Вольфом (1887—1981), изобретателем, дипломатом и филантропом, и его женой Франсиской Субирана-Вольф (1900—1981), в целях продвижения науки и искусства на пользу человечества. Рикардо Вольф родился в Ганновере (Германия), незадолго до начала Первой мировой войны он эмигрировал на Кубу. Будучи послом Кубы в Израиле с 1971, после разрыва дипломатических отношений в 1973 остался в Израиле до конца жизни. Премия Вольфа вручается ежегодно (с возможными перерывами) в пяти номинациях: сельское хозяйство, химия, математика, медицина, физика и искусства. Премия в области искусств присуждается по правилу ротации отдельных искусств. Чередование осуществляется в следующем порядке: живопись, музыка, архитектура, скульптура. Премия включает диплом и денежную сумму в размере 100000$. Отбор победителей в каждой области осуществляется международными комитетами из трёх экспертов. Новые составы комитетов формируются ежегодно. Фонд имеет статус частной некоммерческой организации. Опекуны, члены Совета и Комитетов, выполняют свои обязанности на добровольных основаниях. В 1975 году Кнессет[20] утвердил специальный «Закон о фонде Вольфа». Премия Вольфа одна из немногих негосударственных премий, имеющих комплексный характер, то есть охватывающих сразу несколько сфер человеческой деятельности. Премия Вольфа имеет высокий авторитет, и часто рассматривается второй по престижу (среди комплексных премий) после Нобелевской премии. В отдельных дисциплинах Премия Вольфа следует за Филдсовской премией (математика) или Ласкеровской премией (медицина).


2.3.3 Букеровская премия

Наиболее престижная литературная премия в Европе - Букеровская (официальное название премии - The Man Booker Prize), основана в 1969 году и ежегодно вручается в Великобритании за достижения в области литературы авторам, которые живут в странах Британского Содружества или в Ирландии. Букеровская премия замышлялась как статусная, в которой главной наградой становится не денежный приз, а сама постановка в один ряд с победителями прошлых лет. Изначально премия существовала на средства группы компаний "Букер", производящей продукты питания. В 1969 г. лауреат получал 5 000 фунтов стерлингов, позже эта сумма возросла до 10 000, а затем до 15 000 и 20 000 фунтов. В 2002 году премия увеличилась в размере в результате появления нового спонсора - компании "Мэн групп", работающей на рынке финансовых услуг. В результате размер премии, переименованной в Мэн-Букер, возрос с 20 до 50 000 фунтов (73 тыс. долларов). Административным органом, курирующим премию, является комитет, куда входят писатель, издатель, книготорговец, специалист по библиотечному делу, председатель Совета директоров "Booker" и еще одно должностное лицо, представляющее компанию, администратор премии. Количество ежегодно представляемых на соискание премии книг колеблется где-то между 85 и 105: одно их прочтение требует от членов жюри весьма значительных затрат времени. Победителя определяют следующим образом: сначала ежегодно обновляемый консультативный комитет в составе издателей и представителей писательского мира, литературных агентов, книготорговцев, библиотек и Фонда Букеровской премии формирует список из примерно ста книг. Комитет же утверждает жюри из пяти человек. - это известные литературные критики, писатели, учёные, общественные деятели. Так, например, четыре лауреата Букеровской премии - Уильям Голдинг, Надин Гордимер, В. С. Найпол и Дж. М. Кутзее стали впоследствии лауреатами Нобелевской премии по литературе. Писатели Дж. М. Кутзее и Питер Кэри завоевали Букера дважды (в 1983 и 1999 гг.; в 1988 и 2001 гг., соответственно). Никем не превзойдён рекорд Айрис Мёрдок (лауреата Букера в 1978 г.) по числу попаданий в "короткий" список - 6 раз.


Гонкуровская премия

Гонкуровская премия считается самой главной премией Франции в области литературы. Она была официально учреждена в 1896 году, но присуждать ее начали только с 1902 года. Братья Гонкуры оставили огромное состояние, которое по завещанию Эдмона переходило в Академию Гонкуров, официально учрежденную в 1896 году. Несмотря на то, что номинально размер Гонкуровской премии символичен - всего 10 евро, - писателю гарантированы крупные доходы, так как продажи его книг после присуждения премии стремительно взлетают. В Гонкуровскую академию входят десять самых известных литераторов Франции, которые получают символическую плату - 60 франков в год. Каждый член Академии имеет только один голос и может отдать его только за одну книгу. Президент Академии имеет два голоса. Членами Гонкуровской академии в разное время были писатели А. Доде, Ж. Ренар, Рони - старший, Ф. Эриа, Э. Базен, Луи Арагон и другие. Первым лауреатом Гонкуровской премии в 1903 году стал Джон - Антуан Но, получивший эту самую почетную и авторитетную литературную награду Франции за роман "Враждебная сила".

Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.