Схема факторной системы объема продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 


 


                     
         

 


 

 

Так как на предприятии выручка определяется после оплаты отгружено продукции, то товарный баланс можно записать так:

ГП н + ТП = РП + ГП к., отсюда

РП = ГП н + ТП + ОТ н - ОТ к - ГП

Где ГП н, ГП к - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетных период;

ОТ н, ОТ к - остатки отгруженной продукции на начало и конец месяца.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.






Анализ факторов изменения объема реализации продукции

За 2003 г.

 

Показатель

Сумма в плановых ценах в руб.

План (02г.) Факт (01г.) +, -, %
1. Остаток ГП на н.г. 4800 4800 -  
2. Выпуск товарной продукции 314 500 328100 + 13600 + 4,3
3. Остаток ГП на к.г. 10600 9300 -1300 - 12,2
4. Отгрузка продукции 308700 323600 + 14900 + 4,8
5.Остаток товаров, отгруженных покупателям: на н.г на к.г.     3000 2000     3500 2300     +500 +300     +16,7 +15
6. Реализация продукции 309700 324800 +15100 + 4,9

 

РП = 4800 + 328100 + 3500 - 2300 - 9300 = 324800

 

Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года, уменьшение остатков готовой продукции на конец года. Отрицательное влияние на объем продаж оказал рост остатков отгруженной продукции на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетных счет предприятия. Поэтому необходимо выяснять причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разрабатывать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Также особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Это:

· обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

ВП = ЧР * ГВ

РП = ЧР * ГВ * Дв

· обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования;

ВП = ОПФ * ФО

РП = ОПФ * ФО * Дв

· обеспеченность производства сырьем и основными материалами и эффективность их использования.

ВП = МЗ * МО

РП = МЗ * МО * Дв

ЧР - численность рабочих;

ГВ - среднегодовая выработка;

ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

ФО - фондоотдача;

МЗ - потребленные материальные ресурсы;

МО - материалоодача;

Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

 

 

Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

 

           
 
Резервы роста производства продукции
 
Резервы сокращения нереализованной продукции

 

 


Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

 

Р ВП кр = Р КР * ГВ ф,

Р ВП фрв = Р ФРВ * ЧВ ф,

Р ВП чв = Р ЧВ * ФРВ в,

где Р ВП кр, Р ВП фрв, Р ВП чв - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и в связи с сокращением его потерь и повышение среднечасовой выработки;

Р КР - резерв увеличения количества рабочих мест;

Р ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия

Р ЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

ФРВ в - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

 

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования ( Р К), времени его работы ( Р Т) и выпуска продукции за один машинно-час (Р ЧВ) рассчитывается по формуле:

Р ВП к = Р К * ГВ ф,

Р ВП т = Р Т * ЧВ ф,

Р ВП чв = Р ЧВ * Тв.

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

· дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

· сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего суммируются:

· планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается сумма резерва валовой продукции:

 

 

Резервы увеличения выпуска продукции.

 

Источники резервов

Резервы увеличения выпуска за счет

трудовых ресурсов средств труда предметов труда
Увеличение количества ресурсов - - 11800
Более полное использование рабочего времени 14150 25300 -
Повышение производительности труда 5850 - -
Снижение норм расходов сырья - - 6580
ИТОГО 20000 25300 18380

 

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере по другим группам ресурсов.

На данном предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 18380 руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резерв на сумму 5300 руб. (25300 - 20000) и по материальным ресурсам - на сумму 6920 руб. (25300 - 18380).

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.




Заключение.

По данным проведенного анализа производства и реализации на предприятии можно сделать следующие выводы: в целом производственная и сбытовая деятельность предприятия в норме.

Динамику производства и реализации невозможно представить однозначно, т.к. большую роль в деятельности предприятия имеет сезонный фактор.

В целом за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %, а по реализации - на 4,9 %. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции.

Договорные обязательства выполнены на 95 %..

План по ассортименту продукции выполнен на 97,3 %.

При анализе структуры продукции, выяснилось, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.

Выполнение плана по качеству - 101,5 %.

План реализации продукции перевыполнен на 4, 9 % за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года, уменьшение остатков готовой продукции на конец года. Отрицательное влияние на объем продаж оказал рост остатков отгруженной продукции на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетных счет предприятия.



Список литературы.

1 Аукционек С.П Российские предприятия в рыночной экономике: ожидания и действенность. М.,2001.

2 Денисов А. Ю. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.,2002.

3 .Производственный менеджмент/под редакцией Ильинковой С.Д. М.,2000.

4 Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М., 2002.

5 Омельченко Е.В. Производственное предпринимательство в России: оценка эффективности. М., 2002.

6 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М., 2003.

7 Экономика предприятия/под редакцией Н.А. Сафронова. М.,2003.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.