Анализ опытно-экспериментальной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Разрабатывая программу формирования культуры делового общения студентов, мы исходили из закономерностей развития и функционирования модели формирования культуры делового общения; собственная работа особенностей коммуникативной деятельности студентов; анализа существующей практики профессиональной подготовки будущих специалистов, а так же представления о том, что формирование культуры делового общения – процесс управляемый.

Так как большинство использованных нами в качестве операционных методик (стандартизированные и разработанные самостоятельно) - на уровне самооценивания тех или иных качеств и характеристик, для большей достоверности полученных данных мы сочли необходимым коррелировать их с данными самооценки личности.

Самооценка является структурным важнейшим компонентом самосознания личности, сущность которого состоит в осознании себя и в определенном отношении к самому себе. Самооценка - одна из наиболее изученных сторон самосознания, её можно рассматривать как «ядро» самосознания, фундаментальное свойство личности, играющее ведущую роль в структуре ее мотивационной сферы, в регуляции человеком своего поведения и деятельности, в формировании качеств личности, самокритичности, уверенности в себе, уровне притязаний.

Нами была изучена самооценка уровня выраженности качеств и умений, характеризующих культуру делового общения методом анкетного опроса по 10-бальной шкале до и после экспериментальной работы. В результате обработки анкет мы получили следующие данные.

Самооценка выраженности качеств и умений,

характеризующих культуру делового общения

Таблица 9

Качества и

Умения

1 курс, в %

2 курс, в%

зани-жена адек-ватна завы-шена зани-жена Адекватна завы-шена Стремление к саморазвитию культуры делового общения 11,43 48,57 40 12,76 61,7 25,54 Умение выразительно, грамотно говорить 12,00 47,42 40,58 7,09 69,5 23,41 Умение слушать собеседника 13,14 41,14 45,72 9,21 69,52 21,27 Умение управлять своей мимикой, пантомимикой, интонацией, голосом 17,14 38,85 44,01 6,38 63,8 29,82 Умение создавать оптимальный эмоциональный настрой 15,42 34,85 49,73 9,2 53,9 36,9 Умение устанавливать первичный контакт 9,73 43,42 46,85 10,63 56,75 32,62 Умение аргументированно высказывать своё мнение 16,0 35,42 48,58 9,92 58,86 31,22 Умение планировать своё время 16,0 40,0 44,0 8,52 ,60,99 30,49 Умение быть терпимым, доброжелательным к мнению собеседника 8,0 42,28 49,72 9,93 45,39 44,68 Умение разрешать конфликтные ситуации 9,14 44,58 ,46,28 7,09 72,35 20,56 Умение выявить психологический тип собеседника, особенности его характера, темперамента 12,0 39,42 48,58 7,00 61,7 31,3 Владение приемами стимулирования интереса слушателей 20,0 41,14 38,86 12,05 58,86 29,09 Умение использовать основные логические категории и законы 9,72 44,0 46,28 9,92 73,75 16,33 Умение создать имидж, адекватный ситуациям делового общения внешний вид 16,0 31,42 52,58 8,52 57,44 34,04 Владение современными информационными технологиями 20, 42,28 37,72 11,36 58,15 30,49 Умение вести деловую переписку в соответствии с нормативными требованиями 13,72 40,28 46,0 10,36 49,6 40,04 Умение вести себя в соответствии с правилами делового этикета 24,0 30,28 45,72 14,18 56,04 29,78

 

Как видим, по всем 17 качествам, характеризующим коммуникативный процесс, самооценка студентов 1-го курса очень завышена (от 37,72% до 52,58%), тогда как у студентов 2-го курса завышение колеблется от 16,33% до 44,68% . Объясняется это тем, что студенты второго курса имели возможность углубить познания по вопросам культуры делового общения в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и элективного курса, позволяющих формировать адекватную самооценку.

В разработке содержания элективного курса «Культура делового общении» были использованы материалы работ известных педагогов и психологов, ролевые игры и психологические тренинги. Но, учитывая техническую направленность слушателей, мы решили расширить возможности формирования культуры делового общения посредством использования информационных технологий. Это оказалось весьма эффективным. В процессе работы в Интернет студенты совершенствовали навыки организации опосредованного коммуникативного процесса; овладевали умениями грамотного ведения деловой переписки, организацией дискуссии на профессиональные темы.

В завершении элективного курса был проведен срез по основным характеристикам культуры делового общения в соответствии с разработанными критериями, в ходе которого было выявлено, что уровень развития способностей к деловой коммуникации повысился у 12% студентов. Но главным итогом этой работы явилось осознание необходимости и стремление к саморазвитию культуры делового общения у большей части слушателей.

Выбор студентов, скорее всего, можно объяснить серьёзным отношением к предмету, пониманием его роли в формировании культуры делового общения как составляющей профессиональной культуры будущего специалиста

В результате проведенной работы практически все студенты осознали важность культуры делового общения в будущей профессиональной деятельности, у многих отмечена тенденция к саморазвитию компонентов культуры делового общения.

Это стало возможным в результате того, что студенты научились оценивать свой стиль и особенности общения, свой уровень развития культуры делового общения, его соответствие принятым стандартам.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и показали, что реализация предложенных дидактических условий позволяет повысить у будущих специалистов уровень культуры делового общения как составного компонента профессиональной культуры личности.



Заключение

 

Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что понятия «общение» и «коммуникация», по общему признанию учёных, являются ключевыми для многих наук.

Общение рассматривается как процесс охватывающий и организующий все стороны жизнедеятельности человека. Обеспечивая тот или иной процесс, общение приобретает специфические черты. В связи с этим выделяют различные виды общения, в том числе и деловое. Целью его является достижение результатов совместной деятельности. Именно подчинение интересов коммуникантов достижению общей цели отличает деловое общение от любого другого.

На основе анализа теоретических подходов к исследованию общения-коммуникации в научной литературе, выделения специфики делового общения, а также на основе ряда культурологических изысканий мы определили культуру делового общения как систему знаний, ценностей, образцов поведения, характерных для ситуаций делового взаимодействия, и умение органично реализовывать их на практике с целью достижения результатов совместной деятельности.

Нами выделены следующие компоненты культуры делового общения: аксиологический, нормативно-поведенческий, речевой, риторический, логический, полемический, невербальный, письменный, информационный; рассмотрены их основные характеристики, органическая взаимосвязь.

Анализ научной литературы показал, что культура делового общения органично вплетается в структуру профессиональной культуры личности, является её неотъемлемым компонентом. Это послужило отправной точкой в разработке модели процесса формирования культуры делового общения будущих специалистов, которая является необходимым условием, организующим и координирующим деятельность участников педагогического процесса. Использование модели позволяет ослабить многие организационные, психолого-педагогические, методические проблемы, связанные прежде всего с эффективным внедрением данного инновационного направления.

    Педагогическими условиями эффективного формирования культуры делового общения, нашедшими свое отражение в динамической модели процесса формирования культуры делового общения, являются: практическая направленность преподавания дисциплин гуманитарного цикла; элективный курс «Культура делового общения; организация Интернет-коммуникации.

Разработанный и реализованный элективный курс «Культура делового общения» значительно расширил диапазон понятийного аппарата по проблеме. Если среднее значение, характеризующее владение понятийным аппаратом по проблеме до начала эксперимента у студентов составляло 25%, то в конце – 46%.

Теоретический анализ и экспериментальная проверка подтвердили целесообразность использования Интернет-коммуникации в процессе формирования культуры делового общения. Общение посредством Интернет повышает уровень знаний учащихся, интерес к изучаемому предмету и процессу учения в целом; усиливает мотивы учения; создает благоприятный эмоциональный фон; позволяет преодолевать некоторые негативные моменты учения; усиливает самостоятельный, творческий характер учебной деятельности; способствует совершенствованию технологии организации совместной и индивидуальной учебной деятельности, а так же способствует формированию отдельных компонентов культуры делового общения.

Анализ проведенной работы свидетельствует о перспективности подхода к формированию и развитию культуры делового общения на основе тех положений, которые были включены в гипотезу.

Настоящая работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многосторонней проблемы формирования культуры делового общения. Требуют дальнейшего изучения вопросы структуры делового общения, необходима более подробная характеристика уровней её сформированности, в углублении работе нуждаются вопросы влияния различных факторов на успешность процесса формирования, а так же самовоспитания культуры делового общения.



Библиография

 

1.Андреев В.И. Деловая риторика. Казань, 1993. - 251 с.

2.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Изд-во Казанского университета, 1998. - 318 с.

3.Арестова О.Н., Бабанин Л.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия //Вестник МГУ, Психология, Серия 14, 1996, №4, - С.14-20.

4. Аристотель. Риторика. ( в кн. Логика и риторика. Хрестоматия. /Сост. В. Ф. Белков Я.С. Яскевич/ Минск «ТетраСистемс», 1997. –624 с.).

5. Безрукова В.С. Введение в профессиональную педагогику. - Екатеринбург, 1996. – 315 с.

6. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика.–Екатеринбург, 1996.–344с

7. Белянина М.В. Формирование коммуникативных умений у студентов факультетов начальных классов педвузов средствами иностранного языка.- Москва, 1996. - 189 с.

8 .Битянова М.Р. Социальная психология. – Москва, 1994. – 106 с.

9. Бойко А.П. Занимательная логика. – Москва: «Спектр», 1994. – 142 с.

10. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения.- Москва, 1998. - 184 с.

11. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. Москва: Мысль, 1978.

12. Васильева И.И. О значении идеи М. М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения. ( из сб. Психологи-ческие исследования общения под ред. Ломова Б. Ф. ). – Москва: «Наука», 1985. – стр.81-94.

13. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - Москва: «Высшая школа», 1991. - 207с.

14. Веснин В.В. Основы менеджмента. – Москва, 1996. - 472 с.

15. Волков И.П. Учиться деловому общению.//Труд, контакт, эмоции//. – Ленинград, 1980 –123 с.

16. Гадамер Ханс-Георг. Герменевтическое первенство вопроса. // в кн. Логика и риторика. Хрестоматия. /Сост. В. Ф. Белков Я. С. Яскевич/ Минск «Тетра Системс», 1997. –624 с.

17. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - Москва: «Школа-Пресс»,1995. - 448 с.

18. Головаха Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989. -189 с.

19. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. /Учебное пособие для вузов/. – Москва: «Высшая школа», 1986. – 336 с.

20. Горностаев Ю.М. Международная компьютерная сеть Интернет ( технологии электронных коммуникаций ). - Москва, 1993. – 88 с.

21. Городецкая Н.И. Искусство делового взаимодействия. / Методические рекомендации по проведению информационно-обучающего курса /.–Москва, 1993. – 60 с.

22. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты. //Вопросы психологии, 1993, №3. - с.5-16.

23. Даниленко О.И. Методологические проблемы изучения культуры общения. // Методология и методы исследования культуры. - Ленинград, 1984. – с. 79-84.

24. Даниленко О.И. О понятиях и критериях высокой культуры общения. // Роль духовной культуры в развитии личности. – Л: ЛГИК, 1979. – 160 с.

25. Денинг В., Эссиг Г., Маас С. Диалоговые системы «Человек – ЭВМ». Адаптация к требованиям пользователя: Пер. с англ. – Москва: Мир, 1984. – 112с.

26. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – Москва: «Просвещение», 1987. – 206 с.

27. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - Москва: Знание 1980. - 160 с.

28. Дрокина С.В. Развитие навыков межличностного общения в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов. Дисс. канд. пед. наук. – Тольятти, 1996. – 194 с..

29. Жёлтые страницы Internet. Международные ресурсы. /под ред. Харли Хана/. –СПб: Питер, 1998. – 838 с.

30. Жёлтые страницы Internet. Русские ресурсы. / под ред. Ю. Поляка и А. Сигалова/.- СПб: Питер, 1998. – 596 с.

31. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 1991. – 203 с.

32. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - Москва: Знание, 1988. –64 с.

33. Забродина И.В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста (на примере гуманитарных дисциплин ). Москва 1996. - 243 с..

34. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. – Москва: «Финпресс», 1997. - 352 с.

35. Зарецкая И.И., Чернер С. Л.. Деловой этикет (этика делового общения ). - Москва, 1997. - 89 с.

36. Ивин А.А. Логика. – Москва: «Знание», 1997. - 240 с.

37. Ильенков Ж.В. Диалектика и дидактика. Вопросы философии 1974/5.-с76-80.

38. Ильина Т.А. Формирование культуры делового общения старшеклассников. – .

39. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. – Москва: Политиздат, 1988. - 319 с.

40. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. – Грозный, 1979.

41. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. Москва: Просвещение,1987. – 190 с.

42. Кент П. Internet.( Компьютерный мир ХХI Века ) – Москва: ЮНИТИ, 1996. – 368 с.

43. Киселёва О.О. Подготовка студентов педагогического института к формированию коммуникативной культуры у школьников. Дисс. канд. пед. наук. - Москва, 1994. – 227 с.

44. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. / под ред. Е.С. Кузьмина и в. Е. Семёнова/. – Лениздат, 1987. - 144 с.

45. Кольцова В.А. Общение и познавательные процессы ( из сб. Познание и общение под ред. Ломова Б. Ф.). - Москва: «Наука», 1988. – стр. 10-23.

46. Криулина А.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов индустриально-педагогического факультета. – Курск, 1992. - 128 с.

47. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. Москва: «Высшая школа», 1990. – 142 с.

48. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – Москва, 1997. -240

49. Левин Я.М. Ответы на актуальные вопросы по Internet. - Киев: НИПФ «Диасофт ЛТД», 1996. – 384 с.

50. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии. – Вопросы философии, 1979, № 8. - с. 37-38, 45.

51. Межуев В.М. О понятии “культура”. - Москва, 1982. - 270 с.

52. Мировая сеть Интернет: применение в науке и бизнесе./ Горностаев Ю. М. , Гурин В.Н. и др./ - Москва, 1994. – 136 с.

53. Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора. – Москва, 1984.

54. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. – Москва, 1994. – 272 с.

55. Нольден М. Ваш первый выход в Internet. – СПб: Икс, 1996. – 240 с.

56. Общение и формирование личности школьника. /под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского/. – Москва: «Педагогика», 1987.-152 с.

57. Основы профессиональной культуры (под редакцией Симоненко В. Д.) Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. -Брянск , 1997. - 307 с.

58. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. – Москва: издательство МГУ, 1989.- 216с.

59. Пидкасистый П.И. , Хайдаров Ж. С. Игра как средство активизации учебного процесса. Советская педагогика, 1985/3. - с23-25.

60. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - Москва : ИПО Профиздат 1991.- 191с.

61. Позднякова А.А. Подготовка студентов педагогического вуза к использованию вербальных и невербальных средств общения в профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук.- Москва, 1994. – 188 с.

62. Предрак. П. Мицич Как проводить деловые беседы: сокращённый перевод с сербо-хорватского. – Москва: Экономика, 1987. – 208 с.

63. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебной документации. – Москва: Высшая школа, 1988.–238 с.

64. Ретивых М.В., Симоненко В.Д., Шлык В В. Основы профессионально- педагогической культуры. Учебное пособие для старшеклассников.- Брянск.-62с

65. Ростунов А.Т. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. - Л.: ЛГУ, 1977. – 136 с.

66. Рыбаков Ф. И. Системы эффективного взаимодействия человека и ЭВМ. – Москва: Радио и связь, 1985. – 200 с.

67. Соколов Э.В. Смысл и культура человеческого общения. // Духовное становление человека: сборник статей //. –Ленинград: Знание, 1972. –с 100-124.

68. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – Москва: Просвещение, 1995, - 192 с.

69. Сопер Пол. Основы искусства речи. Пер с англ. – Москва, 1996.

70. Чернышова М.А. Культура общения. – Ленинград, 1983.

71. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – Москва: «Владос», 1995.- 544 с.



Приложение

 

Культура делового общения. Анкета для преподавателей

Уважаемые коллеги! В вопросах с указанными вариантами ответов можно либо подчеркнуть один из вариантов, либо дать свой ответ. Спасибо за участие в анкетном опросе.

Ваш педагогический стаж__________

1.Как Вы можете определить понятие «Культура делового общения?» Из каких компонентов складывается это понятие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Значима ли , на Ваш взгляд, в будущей профессиональной деятельности культура делового общения? Безусловно возможно не очень...нет не задумывался об этом

3.Обоснуйте предыдущий ответ.( например: Безусловно, потому что ) __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

-_____________________________________________________________

4.Знакомите ли Вы студентов с элементами культуры делового общения? Постоянно. Изредка на это нет времени.нет

5.Если знакомите, то с какими элементами?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

6.Какие трудности, недостатки в общении отмечаете Вы у студентов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Целесообразно ли, на Ваш взгляд, внедрение в учебную программу по гуманитарному циклу подготовки технических специалистов спецкурса «Культура делового общения?»….. безусловно……нет…….как факультатив……не задумывался об этом

Анкета

 

для студентов

Уважаемые слушатели! В вопросах с указанными вариантами ответов можно либо подчеркнуть один из вариантов, либо дать свой ответ. Спасибо за участие в анкетном опросе.

1. На каком курсе Вы учитесь?________________

2.Как Вы определяете понятие «культура делового общения»? Из каких компонентов складывается это понятие? ______________________________ __________________________________________________________________

3. Значима ли , на Ваш взгляд, в будущей профессиональной деятельности культура делового общения? Безусловно возможно…не очень….не задумывался об этом нет

4.Обоснуйте предыдущий ответ.( например: Безусловно, потому что ) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

5.Знакомят ли Вас в учебном процессе с элементами культуры делового общения? Постоянно .изредка никогда

6. Если знакомят, то на каких предметах? _____________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

7.Какие трудности в общении испытываете Вы?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Нужно ли, на Ваш взгляд, внедрение в учебную программу вашего факультета элективного курса «Культура делового общения?» ?»….. безусловно……нет…….как факультатив……не задумывался об этом

9. Какие возможности для самовоспитания, саморазвития культуры делового общения видите Вы?_______________________________________________

_____________________________________________________________

 

Культура делового общения. Анкета для будущего учителя технологии

Уважаемые студенты! В вопросах с указанными вариантами ответов можно либо подчеркнуть один из вариантов, либо дать свой ответ. Спасибо за участие в анкетном опросе.

Ваш работы на производстве?_______________________________________

2. Как, на Ваш взгляд, можно определить понятие «культура делового общения»? Из каких компонентов складывается это понятие?____________-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Значима ли , на Ваш взгляд, в профессиональной деятельности будущего учителя технологии культура делового общения? Безусловно .возможно….не очень….не задумывался об этом нет

4.Обоснуйте предыдущий ответ.( например: Безусловно, потому что ) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

5.Знакомили ли Вас в процессе вузовской подготовки с элементами культуры делового общения? Да………нет…….не помню……лишь немного ………………………………………………………………………………………

6..Какие трудности в деловом общении испытываете Вы? __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Нужно ли, на Ваш взгляд, внедрение в программу подготовки будущего учителя Технологии элективного курса «Культура делового общения?» ?»….. безусловно…нет как факультатив не задумывался об этом

8. Какие возможности для самовоспитания, саморазвития культуры делового общения видите Вы?_______________________________________________________

_____________________________________________________________



Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.