Модель процесса формирования культуры делового общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Моделирование как метод работы в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения (10, с.25). Наличие отношения частичного подобия позволяют использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Создание упрощённых моделей системы - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в различных отраслях знания.

Существует мнение, что «содержанием педагогики как науки является изучение методов построения оптимальных педагогических систем» (10, с.19). Одним из основных этапов этого процесса можно назвать моделирование. Термин «моделирование» в педагогику вошел из технического знания. Там он означал создание опережающей модели того, что затем будет сделано в натуре. Развитие педагогического знания, рост числа методов, средств, форм воспитания и обучения, выявление всё большего числа факторов, влияющих на эти процессы, делает педагогическую деятельность избыточно сложной. Поэтому педагогическая наука вынуждена прибегнуть к рекомендациям технократической ориентации. Благодаря моделированию педагогический процесс становится технологичным. Педагогическую технологию можно рассматривать как последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов педагогического процесса, действий и состояний его участников. В процессе и посредством моделирования создается педагогическая технология, обеспечивающая развитие участников педагогического процесса.

Обобщив опыт технического моделирования, преломив его через педагогическую науку, В. С. Безрукова выделяет общие принципы и порядок моделирования любых педагогических актов (10, с.21-25).

Принципы педагогического моделирования.

- Принцип человеческих приоритетов - центральным звеном модели является человек, ориентация на его личностные особенности, перспективы его развития. Это принцип гуманизации и природосообразности.

- Принцип саморазвития моделируемых систем означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. В педагогике практически невозможно создать очень точную статическую модель, потому как педагогическая деятельность - творческая, предполагает взаимодействие между людьми, каждый из которых - индивидуальность, требующая особенных подходов и методов воздействия.

Эти основные принципы определяют педагогическое моделирование, на их основе разрабатывается порядок создания модели.

Таблица 2

Порядок действия по моделированию педагогического объекта

Подготовительная работа Разработка модели Проверка качества модели
1.Анализ объекта моделирования 2.Выбор формы модели 3.Теоретическое обоснование моделирования 4. Методическое обеспечение 5.Пространственно-временное обеспечение 6.Материально-техническое обеспечение 7. Правовое обеспечение моделирования 8. Выбор системообразующего фактора 9. Установление связей и зависимостей компонентов 10.Написание документа 11.Теоретическое экспериментирование модели 12.Экспертная оценка 13. Корректировка 14. Принятие решения об использовании

 

Педагогическое моделирование является связующим звеном педагогической теории и практики. Педагогическая теория рассматривается как инструмент моделирования (М.И. Махмутов, С.Ф. Занько, Ю.С. Тютюнников). Она может быть взята непосредственно как модель, т.е. целевая идея, а может быть только источником её формирования.

Первичной качественно-описательной моделью специалиста является его профессиограмма, которая определяется как всестороннее описание профессии, включающее в себя социально-экономические, производственно-технические, санитарно- гигиенические, физиологические и психологические характеристики трудовой деятельности человека. Ядром профессиограммы является психограмма профессии – описание тех требований, которые конкретная профессиональная деятельность предъявляет к психологической сфере личности.

Большое внимание в профессиографии уделяется рассмотрению профессионально важных качеств. Исследователи ПВК по-разному подходят к их классификации. Так, Ильина Т.А. выделяет абсолютно обязательные, очень важные и желательные. Качества, связанные с состоянием здоровья, исследователь относит к абсолютно обязательным. Ко второй группе можно отнести идейную убежденность, интерес к профессии, принципиальность, дисциплинированность, владение эмоциями, творчество, находчивость, терпение и т. д.(54).

По мнению Е. А. Климова, «наиболее значимой является содержательная сторона личности: отношение к людям, обществу, труду, степень ответственности, инициативность, трудолюбие. Она может компенсировать недостаток специальных способностей, стимулировать развитие ряда профессионально важных черт» (10, с.63).

Для современного конкурентоспособного специалиста, на наш взгляд, недостаточно лишь знаний по своей специальности. Сегодня актуальной является проблема интеграции фундаментального образования и профессионального обучения. Подобная интеграция имеет целью подготовку всесторонне образованного специалиста, способного гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований рынка. Д. В. Чернилевский и О. К. Филатов так определяют свойства конкурентноспособного специалиста.

В.И. Андреев (3, с.169) добавляет к вышеперечисленным характеристикам коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству.

Разновидностью текстовой модели, активно разрабатываемой в настоящее время отечественными учеными, является квалификационная характеристика специалиста. Квалификационная характеристика - это документ, определяющий обобщенные требования к совокупности основных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту. Этот документ является основой разработки учебных планов, программ организации учебного процесса. Как показал анализ квалификационных характеристик, в большинстве своём они составлены эмпирическим путем. Чтобы сформировать работника, соответствующего тенденциям развития общества на современном этапе, следует на основе глубокого анализа определить, какими качествами, знаниями, умениями, навыками сегодня и в перспективе одолжен обладать, на выполнение каких функций должен быть ориентирован. Так возникает проблема моделирования профессиональной деятельности специалиста.

В психолого-педагогических работах зарубежных учёных большое место отводится разработке путей и методов, а также конкретных методик по формированию профессионально компетентного работника в той или иной области современного производства (Ш. Дерри, Д. Керби и др.).

Ряд работы, проведенных под руководством Президента Международного центра прогнозирования М. Сетрона, дают основания полагать, что успех компетентному работнику в будущем обеспечат умения и качества, характеризующие самостоятельность личности, сочетающуюся с активным взаимодействием личности в группе; навыки межличностного общения и коммуникативность, позволяющие налаживать деловые контакты и обсуждать результаты решения различных проблем.

Вопросы профессиональной компетентности в отечественной психолого-педагогической науке рассматривались различными авторами. Профессиональная компетентность понимается как:

- совокупность профессиональных умений человека как субъекта деятельности, его способность практического использования этих умений в профессиональной деятельности;

- форма исполнения профессиональной деятельности, обусловленная глубоким знанием свойств преобразуемых предметов, свободным владением содержанием своего труда, а также соответствием этого труда профессионально важным качествам личности, её самооценке, отношению к труду;

- уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального становления.

Обобщив эти подходы, мы сделали вывод о том, что говорить о профессиональной компетентности можно лишь при наличии соответствующих знаний, умений, навыков, сформированности внутреннего мира личности - потребностей, установок, профессиональных ориентаций и мотивов деятельности, представлений о самом себе, своих профессиональных качествах, результатах собственной деятельности.

Названные характеристики, независимо от методологической основы, можно назвать общими, т.е. характерными для профессиональной компетентности в целом, применительно в большей или меньшей степени к любой профессиональной деятельности.

Статическая модель характеризует объект лишь в определенный момент времени и выступает в процессе познания как его «снимок», как «сечение», а любой процесс рассматривается как его «обрывки», поскольку остаются неизвестными ни его исходное состояние, ни конечный результат. Сущность динамической модели состоит в установлении взаимосвязей между целями формирования каждого из компонентов модели в конкретный момент времени; фиксации определенной последовательности новообразований в них; последовательности изменений за то или иное время. В русле этого процесса выстраиваются содержание, формы, методы, результаты деятельности воспитателей и воспитанников. Такая модель призвана ориентировать процесс обучения, определять его конкретные цели и пути их достижения (10, с.45).

Педагогический смысл модели заключается в том, что она позволяет выделить актуальные и перспективные задачи учебно-воспитательного процесса, выявить, изучить и научно обосновать условия возможного сближения между вероятными, ожидаемыми и желаемыми изменениями в формировании культуры делового общения.

Формирование культуры делового общения зависит как от самих студентов, их убежденности в необходимости такой работы, так и от преподавательского состава университета, который организует и направляет эту деятельность в процессе обучения и воспитания. Поэтому зона формирования нами очерчена процессами саморазвития (самовоспитания) и обучения и воспитания (в учебном процессе университета). В качестве важнейшего компонента этого процесса выделено осознание проблемы и возникновение потребности в овладении культурой делового общения.

Это предполагает теоретическую разработку проблемы: определение структурных компонентов культуры делового общения, планирование работы по её формированию: обоснование наиболее эффективных (доступных и современных) форм, методов, средств, что позволит сделать процесс формирования более результативным.

На основе предложенных форм, методов и средств разработано содержание процесса формирования культуры делового общения. Результаты этой деятельности находят своё выражение в системе сформированных знаний, умений, навыков, характеризующих культуру делового общения.


Таблица 5

Уровни сформированности культуры делового общения

Уровни Критерии
Высокий Осмысление культуры делового общения как средства реализации своих идеалов, решения профессиональных планов. Осознанность, реальность и четкость представлений о культуре делового общения. Характеризуется глубокими знаниями в области психологии общения и культуры поведения. Заинтересованное отношение к коммуникативной деятельности, глубокая убеждённость в необходимости развития коммуникативных умений. Форма участия в деловой коммуникации активно-творческая. Низкая конфликтность и адекватное реагирование в конфликтных ситуациях. Эмпатия и рефлексия по отношению к партнёру по общению, устойчивая аттракция.
Средний Недостаточное осмысление культуры делового общения как средства реализации профессиональных планов. Самооценка, самоконтроль коммуникативных умений осуществляется редко. Характеризуется знанием основных положений культуры общения, поведения и коммуникативных умений. Согласен, что коммуникативные умения нужно формировать. Не всегда использует свои знания в этой области общения и поведения. Не всегда адекватно реагирует на создавшиеся проблемные ситуации делового общения.
Низкий Отсутствует осознанность в постановке целей формирования культуры делового общения, неадекватная самооценка своих коммуникативных способностей. Владеет поверхностными, бессистемными, ограниченными знаниями в области культуры общения и поведения. Не проявляет интереса к коммуникативной деятельности. Избегает участия в деловой коммуникации

Дата: 2019-05-28, просмотров: 165.