ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ВЕЛОСИПЕДИСТОК РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ КИСЛОРОДООБЕСПЕЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ВЕЛОСИПЕДИСТОК РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ КИСЛОРОДООБЕСПЕЧЕНИЯ

Исполнитель: Клушина Ольга Васильевна

студентка 5 курса заочного отделения

института физической культуры и спорта

Руководитель: Кузнецов С.А.

к.п.н., ст. преподаватель кафедры ТиМСД

 

 

Тамбов, 2009

 



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Общая характеристика выносливости как физического качества

1.2 Методы и средства воспитания выносливости у юных велосипедистов-шоссейников

1.3 Медицинские аспекты в проблеме развития выносливости юных спортсменов

1.3.1 Обоснование целесообразности применения лабораторных моделей нагрузок для изучения работоспособности и показателей адаптации организма к упражнениям на выносливость

1.3.2 Спирографические исследования выносливости велосипедистов, различных по возрасту

1.3.3 Возраст и показатели аэробной работоспособности организма при нагрузках на выносливость

1.3.4 Газообмен у юных велосипедистов при определении выносливости в естественных условиях спортивной деятельности

1.4 Некоторые особенности врачебного контроля за юными велосипедистами

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель исследования

2.2 Задачи исследования

2.3 Методы исследования

2.4 Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

Понятие «выносливость» употребляется в обыденной речи в очень широком смысле для того, чтобы охарактеризовать способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической (мышечной) деятельности. Характеристика выносливости как двигательного физического качества (способности) человека относительна: она относится только к определенному виду деятельности. Иначе говоря, выносливость специфична – она проявляется у каждого человека при выполнении определенного, специфического вида деятельности [2,4,10].

В зависимости от типа и характера выполняемой физической (мышечной) работы различают:

1) статическую и динамическую выносливость, т.е. способность длительно выполнять соответственно статическую или динамическую работу;

2) локальную и глобальную выносливость, т.е. способность длительно осуществлять соответственно локальную работу (с участием небольшого числа мышц) или глобальную работу (при участии больших мышечных групп – более половины мышечной массы);

3) силовую выносливость, т.е. способность многократно повторять упражнения, требующие проявления большой мышечной силы;

4) анаэробную и аэробную выносливость, т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения.

В спортивной физиологии выносливость обычно связывают [5, 9, 21] с выполнением таких спортивных упражнений, которые требуют участия большой мышечной массы (около половины и более всей мышечной массы тела) и продолжаются непрерывно в течение 2-3 мин и более благодаря постоянному потреблению организмом кислорода, обеспечивающего энергопродукцию в работающих мышцах преимущественно или полностью аэробным путем. Иначе говоря, в спортивной физиологии выносливость определяют как способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно или исключительно аэробного характера.

При выполнении упражнений преимущественно аэробного характера скорость потребления кислорода (О2 л/мин) тем выше, чем больше мощность выполняемой нагрузки (скорость перемещения). Поэтому в видах спорта, требующих проявления большой выносливости, спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями: 1) высокой максимальной скоростью потребления кислорода, т.е. большой аэробной «мощностью», и 2) способностью длительно поддерживать высокую скорость потребления кислорода (большой аэробной «емкостью») [5,11,12,17,26].

Выбор темы дипломной работы был обусловлен тем, что в велосипедном спорте основными критериями выносливости являются показатели кислорообеспечивающих систем. Так как, после окончания института физической культуры и спорта планирую работать тренером-преподавателем по велосипедному спорту, знание общих физиологических и педагогических закономерностей в тренировочном процессе является особенно важным.



ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Цель исследования

Определить уровень подготовленности велосипедисток различной квалификации по показателям кислородообеспечивающих систем.

 

Задачи исследования

1.Определить значимость общей и специальной физической подготовки спортсмена в развитии выносливости.

2.Определить зоны мощности работы при стандартных нагрузках велосипедисток различного уровня подготовленности.

3.Выявить показатели энерготрат кислородообеспечивающих систем в работоспособности велосипедисток различной квалификации.

 

Методы исследования

– Анализ и обобщение литературных источников.

– Наблюдение.

– Тестирование показателей кислорообеспечивающих систем.

– Методы математической статистики.

Анализ литературы позволил обосновать актуальность темы исследования, выдвинуть рабочую гипотезу и послужить теоретической предпосылкой к проведению экспериментальной части исследования [8]. Литературный анализ проводился по следующим направлениям:

– изучались лабораторные модели нагрузки в определении работоспособности и адаптации спортсменов к упражнениям на выносливость;

– изучались показатели спирографических исследований спортсменов работающих на выносливость;

– выявить показатели газообмена юных велосипедистов при нагрузках различной интенсивности по данным литературных источников.

Тестирование показателей энерготрат в исследуемых группах велосипедисток различной подготовленности в лабораторных условиях методом велоэргометрии.

Методы математической статистики определялись в следующем:

1. Средняя арифметическая простая:

 

М = ,

 

где: М – средняя арифметическая простая,

х – варианты статистического ряда,

n – количество наблюдений.

2. Ошибка средней арифметической:

 

m M = ,

 

где: m M – ошибка средней арифметической,

σ – среднее квадратическое отклонение,

n – количество наблюдений.

3. Среднее квадратическое отклонение:

 

σ = ,

 

где: σ – среднее квадратическое отклонение,

d – отклонение варианты от средней,

p – частота варианты,

n – количество наблюдений.

4. Критерий достоверности различий Стьюдента:

 

t = ,

 

Организация исследования

В исследовании участвовали 12 велосипедисток различной квалификации от II разряда до мастеров спорта.

По результатам наблюдения и предварительного тестирования спортсмены были разделены на 3 группы и определены условно: 1-сильная; 2-средняя; 3-слабая. Испытуемые выполняли нагрузки на велоэргометре с интенсивностью 60-65% и 80-85% то максимальной скорости. В результате выполнения вышеуказанных нагрузок у велосипедисток определялись показатели энерготат кислорообеспечивающих систем и зоны мощности работы в зависимости от работоспособности спортсменок.

Исследование проводилось с сентября 2008 г. по май 2009 г. и включало в себя 3 этапа:

Первый этап был направлен на изучение и анализ литературных источников, определение гипотезы и задач исследования, подбор испытуемых и базы исследования;

Второй этап заключался в проведении исследовательской части дипломной работы; анализе полученных данных и их описании;

На третьем была осуществлена подготовка дипломной работы в окончательном варианте, предварительная и основная защита в государственной аттестационной комиссии.



ВЫВОДЫ

1)Правильная методика развития выносливости в оптимальном сочетании средств общего и специального воздействия на организм велосипедисток, способствует росту показателей кислорообеспечивающих систем.

2) Основываясь на показателях работоспособности и физиологическим ее обеспечением, было установлено, что работа интенсивностью 60% от максимальной скорости педалирования у наиболее выносливых спортсменок лежит в зоне умеренной мощности, у менее подготовленных – в зоне большой мощности, а у наименее выносливых – в зоне субмаксимальной мощности.

3)Использование велоэргометрической нагрузки повышающейся мощности до 80-85% или «до отказа» не во всех случаях дает возможность выявить МПК, поскольку работоспособность часто лимитируется не состоянием дыхательно-циркуляторной системы, а местным утомлением. Модель нагрузки субмаксимальной и переменной мощности позволяет точней определять у женщин уровень МПК.

Исследования аэробной работоспособности спортсменок позволяют констатировать, что показатели общей работоспособности при нагрузках, выявляющих выносливость, тесно связаны с аэробной производительностью организма и закономерно нарастают с возрастом.

4)Показатели энерготрат кислорообеспечивающих систем исследуемых велосипедисток оценивались по-разному, в зависимости от степени подготовленности спортсменов:

– 1группа (сильная) – все показатели при нагрузках 60% и 80% не являлись критическими и соответствовали общепринятым физиологическим нормам по литературным данным других авторов.

– 2 группа (средняя) – показатель максимальной аэробной емкости соответствовал 90-95% и приближался к критическому порогу, что вызывало накопление кислородного долга в небольших величинах. Следовательно, ЧСС определялась на уровне ПАНО.

– 3 группа (слабая) – показатели кислорообеспечивающих систем при нагрузках 60% от максимальной находятся в пределах функциональных возможностей спортсменок, однако при интенсивности 80% калорическая затрата близка к критической и составляла, в среднем, 22±0,52 ккал/мин; значительная кислородная задолженность вызвала в дальнейшем «отказ» от работы.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Предложенные модели нагрузок на скоростную и силовую выносливость могут быть эффективно использованы при определении выносливости юных спортсменок на различных этапах подготовки.

2. Выявленные различия в показателях работоспособности и адаптации к мышечной работе могут быть использованы в педагогической практике при построении рационального режима тренировки с учетом допустимых объемов и интенсивности нагрузок, адекватных методам тренировки, а также во врачебно-спортивной практике при подборе средств определения работоспособности спортсменок.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. – Олимпия Пресс, 2007. – 272 с.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

3. Волков Н.И., Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н., 2000. Биохимия мышечной деятельности. – Киев, изд. Олимпийская литература, 2000.

4. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев, изд. Олимпийская литература, 2002.

5. Дж. Дункан Мак-Дугалл, Говард Э. Уенгер, Говард Дж. Гринн Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса – Киев, изд. Олимпийская литература, 1998.

6. Зимкин Н.В., Коробков П.В., Лехтман Я.Б., Эголинский Я.А., Яродский А.И. Физиологические основы физической культуры и спорта. – М., 1955.

7. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. М. 1974, с.94.

8. Китманов В.А., Шпичко А.М., Сычев А.В. методические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ (для студентов факультета физической культуры). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 31 с.

9. Михайлов В.В. – Теория и практика физ. культуры. – М., 1968. – №1. – с. 55 – 62.

10. Мотылянская Р.Е. – В кн.: Выносливость у юных спортсменов. – М., 1969. с. 74 – 75.

11. Перхунов А.М. Принципы построения функционально-диагностического исследования спортсменов, имеющего донозологическую направленность (Методическое пособие для врачей кабинетов функциональной диагностики и врачей по спорту). – М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2007, 76 с.

12. Пярнат Я., Виру А., Нурмекиви А. Оценка различных методов для определения аэробной работоспособности у спортсменов. В кн.: тез. IV науч. – метод. Конф. По вопросам спортивной тренировки. Таллин, 1972, с. 72 – 75.

13. Роженцев В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования: монография / В.В. Роженцев, Полевщиков М.М. – М.: Советский спорт, 2006. – 280 с.

14. Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б., Холодняк Д.Б., Обухов С.М. Физиологические механизмы и методы определения аэробного и анаэробного порогов. Теория и практика физической культуры, 1991, №10, с. 10 – 18.

15. Современная система спортивной подготовки. Издательство «СААМ». Москва, 1995. 448 с.

16. Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни: XXI век. Сборник научных трудов, посвященный 30-летию кафедр нормальной анатомии и спортивной медицины МГАФК/ Под ред. П.К. Лысова. – М.: Советский спорт, 1999. – 272 с.

17. Спортивная физиология: Учебник для институтов физ. культ. /Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с.

18. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Фис, 1976.

19. Федотова Е.В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. – М.: Компания Спутник+, 2001. – 245 с.

20. Физиология: Методическое пособие. М.: Фис, 1962, с. 190

21. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. М.: физкультура и спорт. 1986

22. Фомин Н.А. Физиология человека. М.: просвещение, 1982, с.320.

23. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: физкультура и спорт, 1991.

24. Чусов Ю.Н. Физиология человека. М.: Просвещение, 1981.

25. Н.Н. Биохимия спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 288 с.

26. Янсен Петер ЧСС, лактат и тренировки на выносливость : Пер. с англ. – Мурманск: Издательство «Тулома», 2006. – 160 с.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ВЕЛОСИПЕДИСТОК РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ КИСЛОРОДООБЕСПЕЧЕНИЯ

Исполнитель: Клушина Ольга Васильевна

студентка 5 курса заочного отделения

института физической культуры и спорта

Руководитель: Кузнецов С.А.

к.п.н., ст. преподаватель кафедры ТиМСД

 

 

Тамбов, 2009

 



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1 Общая характеристика выносливости как физического качества

1.2 Методы и средства воспитания выносливости у юных велосипедистов-шоссейников

1.3 Медицинские аспекты в проблеме развития выносливости юных спортсменов

1.3.1 Обоснование целесообразности применения лабораторных моделей нагрузок для изучения работоспособности и показателей адаптации организма к упражнениям на выносливость

1.3.2 Спирографические исследования выносливости велосипедистов, различных по возрасту

1.3.3 Возраст и показатели аэробной работоспособности организма при нагрузках на выносливость

1.3.4 Газообмен у юных велосипедистов при определении выносливости в естественных условиях спортивной деятельности

1.4 Некоторые особенности врачебного контроля за юными велосипедистами

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель исследования

2.2 Задачи исследования

2.3 Методы исследования

2.4 Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

Понятие «выносливость» употребляется в обыденной речи в очень широком смысле для того, чтобы охарактеризовать способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической (мышечной) деятельности. Характеристика выносливости как двигательного физического качества (способности) человека относительна: она относится только к определенному виду деятельности. Иначе говоря, выносливость специфична – она проявляется у каждого человека при выполнении определенного, специфического вида деятельности [2,4,10].

В зависимости от типа и характера выполняемой физической (мышечной) работы различают:

1) статическую и динамическую выносливость, т.е. способность длительно выполнять соответственно статическую или динамическую работу;

2) локальную и глобальную выносливость, т.е. способность длительно осуществлять соответственно локальную работу (с участием небольшого числа мышц) или глобальную работу (при участии больших мышечных групп – более половины мышечной массы);

3) силовую выносливость, т.е. способность многократно повторять упражнения, требующие проявления большой мышечной силы;

4) анаэробную и аэробную выносливость, т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения.

В спортивной физиологии выносливость обычно связывают [5, 9, 21] с выполнением таких спортивных упражнений, которые требуют участия большой мышечной массы (около половины и более всей мышечной массы тела) и продолжаются непрерывно в течение 2-3 мин и более благодаря постоянному потреблению организмом кислорода, обеспечивающего энергопродукцию в работающих мышцах преимущественно или полностью аэробным путем. Иначе говоря, в спортивной физиологии выносливость определяют как способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно или исключительно аэробного характера.

При выполнении упражнений преимущественно аэробного характера скорость потребления кислорода (О2 л/мин) тем выше, чем больше мощность выполняемой нагрузки (скорость перемещения). Поэтому в видах спорта, требующих проявления большой выносливости, спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями: 1) высокой максимальной скоростью потребления кислорода, т.е. большой аэробной «мощностью», и 2) способностью длительно поддерживать высокую скорость потребления кислорода (большой аэробной «емкостью») [5,11,12,17,26].

Выбор темы дипломной работы был обусловлен тем, что в велосипедном спорте основными критериями выносливости являются показатели кислорообеспечивающих систем. Так как, после окончания института физической культуры и спорта планирую работать тренером-преподавателем по велосипедному спорту, знание общих физиологических и педагогических закономерностей в тренировочном процессе является особенно важным.



ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.