Цель и задачи финансового анализа в современных                                                 условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Главная цель торгового предприятия в современных условиях – получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной [13].

Для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа.

Анализ финансово-экономической деятельности предприятия является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. В условиях становления рыночных отношений он имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентно-способного производства и включает различные направления – правовое, экономическое, производственное, финансовое и т.д. [2].

Содержание анализа финансово-экономической деятельности предприятия предполагает всестороннее изучение технического уровня производства, качества и конкурентно способности выпускаемой продукции, обеспеченность производства материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Он основан на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления.

 Главной задачей финансово-экономического анализа является выявление, возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Основным результатом деятельности предприятия являются продукция, затраты; разница между ними – прибыль, которая является источником пополнения средств предприятия, завершающим и начальным этапом нового витка производственного процесса.

Оценка результатов финансово-экономической деятельности предприятия осуществляется в рамках финансового анализа, основной целью которого является обеспечение руководства предприятия информацией для принятия решений по управлению финансовыми ресурсами.

С помощью финансового анализа можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: характеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности предприятия, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

    Финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатов его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатах его деятельности. Таким образом, главной задачей финансового анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее [17].

    Финансовый анализ дает возможность оценить:

    - имущественное состояние предприятия;

    - степень предпринимательского риска, в части возможности погашения обязательств перед третьими лицами;

    - достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;

    - потребность в дополнительных источниках финансировании;

    - способность к наращиванию капитала;

    - рациональность привлечения заемных средств;

    - обоснованность политики распределения и использования прибыли;

    - целесообразность выбора инвестиций и др.

В широком смысле финансовый анализ может использоваться как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных решений, целесообразность инвестиций; как средство оценки мастерства и качества управления; как способ прогнозирования будущих результатов.

Раскрывая сущность финансового анализа, необходимо также выяснить структуру и последовательность его осуществления. В связи с этим не обходимо выделить следующие блоки анализа, составляющие его последовательность:

а) анализ финансового состояния предприятия:

- общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный год;

- анализ ликвидности баланса;

- анализ финансовых коэффициентов;

б) анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

- анализ уровня, структуры и динамики абсолютных показателей финансовых результатов;

- анализ рентабельности и деловой активности предприятия;

   в) анализ эффективности финансово-экономической деятельности предприятия.

Принятые решения по результатам финансового анализа должны быть направлены, прежде всего, на создание финансовых ресурсов для развития предприятия, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, то есть улучшения финансового состояния предприятия.

              1.2. Анализ показателей розничного товарооборота                                            предприятия.

    Розничный товарооборот — это коли­чественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на зак­лючительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы [11].

    Анализ розничного товаро­оборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли.

    Основные задачи анализа розничного товарооборота сво­дятся к следующему:

    - проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического раз­вития торгового предприятия;

    - изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного то­варооборота, комплексная оценка торговой деятельности предприятия;

    - выявление путей и возможностей роста товарооборота, по­вышения качества обслуживания покупателей, эффектив­ности использования экономического потенциала (всех видов ресурсов);

    Анализ розничного товарооборота производится в факти­ческих и сопоставимых ценах в следующей последователь­ности:

    - изучается объем розничного товарооборота по сравнению с планом и в динамике;

    - исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных подраз­делений, по ассортименту, методам продажи;

    - выполняется факторный анализ;

    - выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли.

    Анализ показателей товарооборота производится различными способами. Учитывая, что у нас небольшое торговое предприятие, в данной дипломной работе рассмотрим некоторые из них. А именно:

    - анализ товарооборота по общему объёму и ритмичности торговой деятельности;

    - анализ товарных запасов и товарооборачиваемости предприятия;

  1.3. Анализ материально-технической базы торгового                                                 предприятия.

    Ус­пешное функционирование торговых предприятий невозможно без наличия и укрепления материально-технической базы.

    Под материально-технической базой торговли следует по­нимать совокупность средств и предметов труда, выра­женных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологических процессов (вне зависимости от их ведомственной при­надлежности) [24].

    Для анализа материально-техни­ческой базы (основных фондов) торговли используется система показателей, которая подразделяется на три группы. К первой группе относятся показатели, которые характеризуют наличие, состав, состояние и движение основных фондов и во многом оп­ределяют их использование.

    Эффективность деятельности торгового предприятия за­висит от состояния материально-технической базы, показателями которой являются коэффи­циент износа и процент остаточной стоимости основных фон­дов (коэффициент годности).

    Коэффициент износа (Ки) определяется на годовую дату как процентное соотношение суммы износа основных фондов к их первоначальной (восстановительной) стоимости и выражается формулой

                                                         износ

                                 Ки =    первоначальная стоимость ∙ 100.                   (1.1)

             

    Коэффициент остаточной стоимости (Кос) рассчитывается как процентное соотношение суммы остаточной стоимости основных фондов к их сумме по первоначальной (восстанови­тельной) стоимости и имеет следующий вид:

                                        

                                                                       остаточная стоимость

                                          Кос = первоначальная стоимость         100.          (1.2)

    Показателями, характеризующими процесс воспроизводства и обновления материально-технической базы, являются: коэф­фициент обновления, коэффициент выбытия и процент введения в эксплуатацию фондов, направленных на замену выбывших.

    Коэффициент обновления (Кобн) определяется как процен­тное соотношение стоимости вновь введенных в эксплуатацию новых основных фондов за год или более продолжительный период к их стоимости на конец этого периода (первоначаль­ной или восстановительной) и выражается формулой

                                          стоимость вновь введенных ОФ

                          Кобн =                     ОФ на конец года            ∙ 100.             (1.3)

 

     Коэффициент выбытия (Квыб) рассчитывается как про­центное соотношение суммы выбывших основных фондов по первоначальной стоимости за весь период к их стоимости на начало этого периода:

                                                                         выбывшие ОФ

                       Квыб =    стоимость ОФ на начало года ∙ 100.                    (1.4)

 

    Вторая группа показателей оценки материально-техничес­кой базы характеризует техническую оснащенность торговли. Сюда относятся фондовооруженность труда, техническая во­оруженность труда, удельный вес активной части в общей сумме основных фондов.

    Фондовооруженность — это отношение среднегодовой стои­мости основных фондов к числу работников.

    Но данные показатели в процессе проведения анализа нам не понадобятся. Мы будем использовать третью группу показателей.

    Третья группа показателей оценки основных фондов тор­говли характеризует эффективность их использования. Сюда относятся фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность.

    Фондоотдача определяется путем отношения суммы роз­ничного товарооборота за год к среднегодовой стоимости основных фондов и показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль основных фондов.

    Фондоемкость является обратным показателем фондоотдачи и отражает сумму основных фондов, приходящуюся на один рубль товарооборота.

    Под фондорентабельностью понимается отношение при­были за отчетный период к стоимости основных фондов предприятия.

    Обобщающая оценка материально-технической базы даётся на основе комплексного интегрального показателя фондоотдачи (Iфо), который рассчитывается путём извлечения квадратного корня из произведения показателя фондоотдачи и прибыли в расчёте на 1 рубль [11].

    Интегральный показатель выражается формулой

 

                                                  Iфо = ФО ∙ ФР ,                                 (1.5)

где ФО – фондоотдача;

  ФР – фондорентабельность.

 

    Данный показатель отражает условный средний уровень обобщённого экономического эффекта (результата) в виде товарооборота и прибыли, приходящихся на каждый рубль средств, вложенных в основные фонды торговли.

              1.4. Анализ издержек и прибыли торгового                                                         предприятия

               1.4.1. Издержки обращения торгового предприятия

    Издержки обращения — это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме. Издержки обращения представляют собой общес­твенно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выпол­нение торговлей своих функций и задач [4].

    Издержки обращения условно подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые издержки — это затраты по органи­зации процесса купли-продажи, содержанию административ­но-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные издержки обусловлены продолжением про­цесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразо­ванием производственного ассортимента в торговый.

    Издержки бывают явные и неявные. Явные (бухгалтер­ские) издержки — это издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ре­сурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете и относятся, согласно законодательству, на издержкоемкость реализации продукции. Они делятся:

    - на материальные затраты (стоимость товаров, сырья, ма­териалов, используемых для упаковки, хранения, обес­печения нормального торгово-технологического процесса; сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся пред­метов; стоимость работ и услуг, оказываемых другими предприятиями данному предприятию, топлива всех ви­дов и др.);

    - затраты на оплату труда;

    - отчисления на социальные нужды и другие отчисления;

    - амортизация основных фондов;

    - прочие затраты.

    Неявные издержки — это издержки, связанные с использо­ванием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неяв­ным издержкам можно отнести платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принад­лежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.

    С точки зрения управления издержками обращения важно знать их классификацию на постоянные и перемен­ные (рис. 1.1) [11].

    Во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относи­тельного снижения издержек при росте выручки от реализа­ции. Во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, то есть запас финансовой прочности предприятия. В-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинального дохода (ва­ловой доход минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.

    Анализ издержек обращения направ­лен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального ис­пользования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и ор­ганизации торгового обслуживания потребителей.

    Задачей полного анализа издержек обращения является определение:

    - динамики и степени выполнения плана издержек по об­щему уровню и отдельным статьям расходов;

    - размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня

издержек обращения по сравнению с их плано­вым уровнем и в динамике;

    - величины экономии или перерасхода средств (по общему уровню издержек и отдельным статьям);

    - изменений размера влияния основных факторов на от­клонение фактических затрат от плановых;

    - уровня затрат на реализацию отдельных видов товаров;

    - различий по сравнению с издержками конкурентов.

Издержки обращения

                                         

Условно-постоянные Условно-переменные

транспортные расходы; проценты за пользование краткосрочными ссудами; расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; потери товаров при переработке, хранении и реализации; расходы по операциям с тарой; платежи по страхованию имущества (в части страхования грузов и риска погашения кредитов); расходы на дополнительную оплату труда; начисления (отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, Чрезвычайный (чернобыльский) налог) на переменную часть заработной платы; налоги и отчисления, ставки которых рассчитываются в процентах к товарообороту     расходы на содержание и аренду зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта; износ посуды, столового белья и малоценного инвентаря и расходы по их содержанию; расходы на рекламу; расходы на ремонт основных средств; платежи по страхованию имущества (кроме страхования грузов и риска погашения кредитов); прочие материальные и приравненные к ним статьи; расходы на постоянную часть оплаты труда; начисления (отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, Чрезвычайный (чернобыльский) налог) на постоянную заработную плату; налоги и отчисления, не зависящие от размеров товарооборота  

           Рис. 1.1. Классификация постоянных и переменных издержек обращения

        

    Абсолютное отклонение (экономия или перерасход) пред­ставляет собой разницу между фактической и плановой сум­мой издержек (или в динамике).

    Изменение уровня издержек обращения рассчитывается как отклонение фактического уровня от плана или данных прошлого периода.

    Темп изменения уровня издержек обращения определяется отношением размера изменения их уровня к базисному уровню, выраженным в процентах.

    Относительная экономия (перерасход) определяется умножением размера изменения уровня издержек обращения на фактический розничный товарооборот и делением произведения на 100.

 

 

     1.4.2. Прибыль, рентабельность и эффективность деятельности                                      торгового предприятия

    При­быль — это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговым предприятием [6].

    При анализе используются следующие показатели при­были: прибыль от реализации, балансовая (прибыль отчетно­го периода), налогооблагаемая, чистая прибыль.

    Прибыль от реализации (торговая прибыль) определяется как разность между валовыми доходами и издержками обра­щения (рис. 1.2) [11].

    Эффективность торгового предприятия можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности.

Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определённый период. Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: объёму товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств и т.п.

Валовой доход от реализации товаров (продукции, услуг) за вычетом 6 % на пополнение собственных оборотных средств

Платежи в бюджет, взимаемые из валового дохода Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия

                                                                               

Прибыль от реализации товаров Издержки обращения

                   Рис. 1.2. Схема формирования прибыли от реализации товаров

        

    Основными задачами анализа при­были и рентабельности торгового предприятия являются:

    - систематический контроль за выполнением плана полу­ченной прибыли;

    - определение влияния объективных и субъективных факто­ров на финансовые результаты деятельности предприятия;

    - выявление резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности;

    - разработка мероприятий по использованию выявленных возможностей увеличения прибыли;

    - оценка работы предприятия по использованию возмож­ностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности.

    В процессе анализа изучается состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценива­ется влияние отдельных факторов на изменение прибыли и рентабельности.

    Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, являются: объем и структура товарообо­рота, уровень валовых доходов и издержек обращения, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.

    Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рассчитывается по формуле:

 

                                  ,                                                  (1.6)

где Пр – прибыль ;

ВР – выручка от реализации.

 

    Оценка эффективности торговой деятельности обычно является завершающим этапом экономического анализа и позволяет выработать стратегию и тактику развития предприятия.

    Экономическую эффективность необходимо изучать сис­темно. В систему ее исследования следует включать показатели оценки рациональности использования средств на оплату труда, основных и оборотных активов, производительности труда, фондоотдачи, рентабельности и пр.

                                                   Глава II

  Анализ и оценка финансово-экономической деятельности           торгового предприятия «Алиса у берёзки»

             

     2.1. Общая характеристика торгового предприятия

                         «Алиса у берёзки» г. Узловая

 

Индивидуальный предприниматель Зайченкова О.В. имеет в своем составе три торговых объекта в городе Узловая Тульской области:

1. Магазин «Алиса» - Беклемищева 44-а;

2. Магазин «Косметика» - Заводская 4/2;

3. Магазин «Алиса у берёзки» - Магистральная 57.

ИП Зайченкова О.В. действует на основании свидетельства об индивидуальном предпринимательстве от 10 апреля 1994 года, выданного Администрацией города Узловая и Узловского района.

    ИП Зайченкова проводит розничную торговлю товарами бытовой химии, парфюмерно-косметической продукцией и бельевым трикотажем.

    1 декабря 1997 года был зарегистрирован 1 торговый объект (магазин «Алиса» с торговой площадью 29 кв. метров) с балансовой стоимостью примерно в 465 тыс. рублей. Торговая площадь под магазин «Алиса» арендуется в торговом центре «Маяк» без последующего выкупа. Источниками финансирования для открытия данного магазина послужили собственные средства. Наемный персонал: 2 человека (продавцы).

    В 2000 году был приобретён автомобиль ВАЗ 21111. Его стоимость составила 180 тыс. рублей.

Как следствие благоприятной экономической обстановки было принято решение о строительстве второго магазина. 1 июля 2004 года был открыт магазин «Косметика» с торговой площадью 32 кв. метра. Балансовая стоимость магазина составила примерно 524 тыс. рублей. Источниками финансирования, как и в первом случае, послужили собственные средства, полученные от прибыли магазина «Алиса». Наёмный персонал: 4 человека (продавцы) + 1 человек (уборщица).

    В августе 2004 года был заложен фундамент магазина «Алиса у берёзки» общей площадью 135 кв. м. Уже в январе 2005 года магазин был принят в эксплуатацию Государственной комиссией. Балансовая стоимость данного магазина составила примерно 1,2 млн. рублей. Источником финансирования были собственные средства, полученные от прибыли уже двух существующих магазинов. Наёмный персонал магазина: 5 человек (продавцы) + 1 человек (уборщица).

    С 1 февраля 2006 года был открыт отдел детской одежды в этом же здании. Торговая площадь отдела: 14 кв. метров. Наёмный персонал: 2 человека (продавцы).

    С этого момента вся прибыль вкладывалась в оборотные средства, направляемые на закупку детской одежды, поскольку увеличение оборотных средств для остальных товарных групп не имело смысла.

    Экономической службы планирования и анализа на предприятии не существует.

    Вся отчётность для проверяющих органов, в т.ч. налоговой инспекции, ведётся единственным бухгалтером, которому помогает руководитель предприятия.

    Рост товарооборота за последний год происходил в основном за счёт расширения ассортимента белья и одежды. По товарам бытовой химии и парфюмерии увеличение оборота не происходило по причине жёсткой конкуренции (открылось много новых магазинов этого профиля в непосредственной близости) и насыщения рынка товарами данной группы.

    Средний стаж работающих на данном предприятии более 3-х лет. Повышение заработной платы производится за счёт увеличения товарооборота и, следовательно, за счёт повышения производительности труда. Новые работники были приняты на работу в связи с открытием отдела детской одежды, находящегося в изолированном помещении с отдельным выходом.

    Издержки данного магазина (за месяц) включают в себя:

1. заработную плату рабочим,

2. налоги,

3. коммунальные платежи,

4. транспортные расходы,

5. аренда земельного участка под магазин.

    Налогообложение предприятия осуществляется посредством уплаты единого налога на вменённый доход, который прямо пропорционален площади торгового зала магазина.

    Службы маркетинга на предприятии не существует, но поставщики товаров оказывают некоторые услуги с целью продвижения своих товарных групп.

    Ассортимент товаров подвержен некоторым колебаниям, обусловленным различными потребностями покупателей в разные периоды. В основном это сезонные колебания, например, летом продаётся заметно больше стиральных порошков, туалетной воды и дезодорантов для тела. Зимой больше пользуются спросом средства для ухода за кожей лица и рук, а также духи. В каждой товарной группе есть свои «летние» и «зимние» товары. В течение месяца колебания в продаваемом ассортименте объясняется наличием, либо отсутствием у покупателя необходимого объёма денежных средств.

    Предприятие работает в условиях жёсткой конкуренции. В радиусе 500 м. от магазина «Алиса у берёзки» расположены 8 магазинов данного профиля, в том числе 2 супермаркета и 1 минимаркет, работающие в формате самообслуживания. Такое месторасположение заставляет руководство магазина работать в постоянном поиске оптимального ассортимента с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей.

    Магазин «Алиса у берёзки» рассчитан на широкий круг потребителей, но в основном это женщины, многие из которых имеют детей. На этом факте и основывается выбор новых направлений в развитии предприятия.

 

2.2. Анализ показателей розничного товарооборота торгового                          предприятия «Алиса у берёзки»

Дата: 2019-05-28, просмотров: 155.