Сектор малых и средних предприятий является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя уровень научно-технического и производственного потенциала любого развитого государства определяют крупные предприятия, однако основой жизни этих стран являются малые и средние предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Это обусловлено большой социально-экономической значимостью сектора малых и средних предприятий, которые объединяют жизненные интересы основной массы населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Социальная значимость определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Высокая приспособляемость малых и средних предприятий и массовый охват практически всех сфер рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата [47, С. 62-66].
По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования, в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года - 7-8%, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые. Сопоставление данных о выживаемости малых предприятий с относительной стабильностью их общей численности и объемами производства, указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри сектора малых и средних предприятий, способствующих оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. (Приложение 1).
Приведенные данные указывают на фундаментальную роль малых и средних предприятий в социально-экономической и политической жизни каждой страны, т.к. в них действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Так, удельный вес предприятий сектора МСП в таких странах как США, Япония, Германия превышает 99% от их общем количества. Из 880 тысяч промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 - более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью занятых свыше 500 чел. не превышает 12 тысяч.
Рассмотрим государственное обеспечение развития и поддержки малых и средних предприятий во Франции.
Государственная политика направлена на создание и рост новых малых и средних предприятий, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малых и средних предприятий с целью обеспечение их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Эта политика отражена в пятилетних планах и программах, согласованных правительством с регионами и финансируется ими в равных долях, с привлечением средств из фондов ЕС и частного капитала.
Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства отражены в Таблице 1.
Таблица 1 Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства во Франции
Программы | Количество | Содержание программ |
Государственные и региональные программы Гос. гарантиии ?3,7 млрд. Гос. кредиты ?7,3 млрд./ Частный капитал ? 70 млрд. | 44 | 12 прорамм ЕС -11 финансовой поддержки 6 резмещений контрактов 7 специальных и инновационных программ 8 обучение и консультирование |
Региональные отделения ДМСП | 26 | Во всех регионах страны |
Уполномоченные кредитно – финансовые организации | 480 | 228 местных отделений 197 кредитно – финансовых организаций |
Центры развития предпринимательства | Около 600 | оказание услуг в «одно окно» обучение и консультирование техническая помощь и информация |
Консультационные центры | Объединяют 1400 консультантов по всем видам деятельности | |
Бизнес – инкубаторы, технопарки и инновационные центры | 216 | Расположены во всех регионах, крупных городах, промышленных и научных центрах |
Социально – ориентированные центры предпринимательства | 41 | 26 ценров женского бизнеса 15 центров (инвалиды, ветераны и др.) |
Информационные центры | 34 | Оказывают комплекс информационных и коммуникационных услуг |
Экспортные агентства | 26 | Во всех регионах, с отделениями в крупных городах и промышленных цетрах |
Структуры общественной поддержки и защиты интересов малого и среднего предпринимательства | Более 800 | более 200 промышленных ассоциаций 375 ассоциаций потребителей 46 торговых конфедераций 180ТПП и др. |
Программы реализуется государственными и уполномоченными партнерскими организациями. Министерство финансов, экономики и промышленности (МФЭП) решает комплексно вопросы реализации национальной экономической и технической политики. Для этого учрежден "Банк развития малых и средних предприятий" (БРМСП) и в МФЭП создан "Департамент по делам малых и средних предприятий, ремесленничества, индивидуального предпринимательства и связи с потребителями" (ДМСП) (Приложение 2).
Государственная стратегия развития малых и средних предприятий направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач:
1) совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов;
2) стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей;
3) улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития;
4) регулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до ?9 млрд.
5) всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса, как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.
Рассмотрим государственную поддержку предпринимательства в Германии.
Государственная политика осуществляется в рамках структурных реформ "Повестка дня 2010", направленных на ускоренный выход германской экономики из застоя и на усиление сектора малых и средних предприятий, повышение его конкурентоспособности и обеспечение его дальнейшего роста. Приоритетными направлениями поддержки будут инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование. Финансовая поддержка будет в равных долях выделяться на федеральном и земельном уровнях, преимущественно в виде гарантий и поручительств специальных государственных финансовых институтов содействия малым и средним предприятиям. На эти же цели направляются значительные средства ЕС и будут привлечены частные инвестиции [30, С 81-88]
Базовые государственные программы и земельная инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства представлены в Таблице 2.
Таблица 2 Базовые государственные программы и земельная инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Германии
Программы | Количество | Содержание программ |
Государственные программы и множество других земельных и отраслевых программ - объемы кредитов ? 49 млрд. - снижение налогов на ? 15 млрд. | 41 | -технические (обучение и консультация - финансовой инвестиционной поддержки) - инновации и новые технологии - поддержка стартующих предприятий - развитие экспорта - самозанятость, женское и молодежное предпринимательство |
Региональные отделения ДГ VIII и партнерские организации | Во всех землях страны и крупных городах | |
Уполномоченные кредитно – финансовые организации | - банк содействия МСП - общество инвестиций и развития - отделения по всей территории страны | |
Центры содействия передаче новых технологий | 374 | -350 инновационных центров - 24 центра электронной коммерции |
Консультационные центры | 40 пунктов финансового консультирования | |
Бизнес- инкубаторы и технопарки | 182 | Расположены во всех землях, крупных городах, промышленных и научных центрах |
Социально ориентированные центры предпринимательства | 90 | - женского бизнеса - для инвалидов, иммигрантов идр. |
Информационные сети (на федеральном, земельном и муниципальном уровнях) | Взаимодействуют с общеевропейскими и глобальными сетями. Имеют свою специфику: техника, финансы, заказы и др. | |
Центры поддержки экспорта | - расположены в крупных городах - взаимодействуют со 115 агентствами | |
Структуры общественной поддержки и защиты интересов малого и среднего бизнеса | 382 | - 200 промышленных ассоциаций - 55 ремесленных палат - 46 торговых конфедераций - 81 тогово – промышленных палат |
Координация деятельности всех государственных и партнерских организаций по реализация этой политики возложена на "Федеральное министерство экономики и труда". Всеми оперативными вопросами в министерства в отношении МСП, ремесленничества, сферы услуг, индивидуального труда и профессионального образования поддержки МСП занимается "Генеральный Директорат - VIII" (ГД-VIII).(Приложение3).
Государственная стратегия развития малых и средних предприятий в рамках программы структурных реформ до 2010 г. направлена на достижение следующих важнейших целей:
1) обеспечение условий для развития и роста численности "среднего класса";
2) повышение заинтересованности молодежи в предпринимательской деятельности;
3) создание учебной базы при высших и средних учебных заведениях для обучения и практической подготовки молодежи к активной предпринимательской деятельности;
4) усиление финансовой помощи и технического содействия стартующим предприятиям для обеспечения их устойчивого развития и дальнейшего роста;
5) снижение бюрократических барьеров, облегчение доступа к ресурсам и новым технологиям;
6) стимулирование делового и инновационного потенциала сектора МСП в сфере НИОКР, путем преимущественного применения мер косвенной поддержки.
Рассмотрим государственную поддержку малых и средних предприятий в Японии.
Японский опыт отличается высоким уровнем влияния государства на основные процессы реформирования экономики страны. После окончания II Мировой Войны, Япония оказалась с разрушенной экономикой и без традиционных источников сырья. При содействии США и главным образом при мобилизации всех национальных ресурсов, Япония в относительно короткие сроки восстановила и модернизировала свою промышленность, обеспечив возможность дальнейшего интенсивного развития экономики страны. В настоящее время Япония находится в числе лидеров мировой экономики. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политики, ориентированной на всемерную поддержку и развитие малых и средних предприятий (Приложение 4).
Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержка и развития малого предпринимательства в Японии представлены в Таблице 3.
Таблица 3 Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержка и развития малого предпринимательства в Японии
Программы | Количество | Содержание программы |
Направления финансовой поддержки Всего: $ 2.56 трлн, в том числе: Гос. кредиты $ 39,9 млрд. Гос. средства – 10,5 % Частный капитал – 99,5 % | 23 | - стабилизационная помощь - инновационные мероприятия - техническая помощь - развитие субконтрактации - модернизация и технологическое развитие - другие направления |
Агентство малого и среднего бизнеса | 1 | - 56 отделений в 9 регионах и 47 префектурах - представительства в городах и поселках - 1 институт технологических исследований - 313 центров развития предпринимательства |
Японская корпорация малого и среднего бизнеса | 1 | - 9 институтов менеджмента и технологий - 52 компании гарантирования кредитов - 9 региональных и 24 отраслевых отделения - национальная сеть структур поддержки |
Уполномоченные кредитно – финансовые организации | 5 | -313 кредитных отделени -52 компании гарантирования кредитов - 42 венчурных фондов -3 инвестиционных компании |
Центры развития предпринимательства | 313 | - оказание услуг в «одно окно» - обучение и консультирование - техническая помощь и информация |
Информационные центры | 13 | Оказывают комплекс информационных и коммуникационных услуг |
Информационные сети | 5 | - 4 сети (техника, законы, помощь, партнеры - глобальная сеть информации) |
Система общественной поддержки и лоббирования интересов малого и среднего предпринимательства | -526 местных торгово- промышленных пала - 2801 предпринимательских объединений - 5 национальных союзов предпринимателей региональные и местные ассоциации |
Государственная стратегия развития малых и средних предприятий в Японии, начиная с 2000 г. постоянно корректировалась в целях замедления продолжающегося спада в экономике, сокращения количества предприятий (до 2% в год) и деловой активности сектора малых и средних предприятий. В середине 2002 г. Министерство экономики, торговли и промышленности приняло новую стратегию экономического восстановления и развития страны, а так же следующие меры в отношении малых и средних предприятий:
1) введение системы гибкого управления экономикой;
2) усиление поддержки инновационной деятельности;
3) усиление устойчивости и развитие систем экономической безопасности малых и средних предприятий;
4) улучшение условий труда и социального обеспечения в секторе малых и средних предприятий;
5) списание задолженности по незавершенным займам;
6) увеличение мобильности трудовых ресурсов в сфере услуг;
7) облегчение доступа к финансовым ресурсам и к акционерному капиталу;
8) повышение взаимодействия структур поддержки и развития малых и средних предприятий.
Проанализировав зарубежный опыт регулирования предпринимательской деятельности можно сделать вывод, что каждое государство стремиться поддержать сектор малого и среднего бизнеса. Это обусловлено большой социально – экономической значимостью сектора, его ролью в основной массе производства продукции и развитии экономики.
Государственная политика Франции направлена на создание и рост новых малых и средних предприятий, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малых и средних предприятий с целью обеспечение их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках.
Приоритетными направлениями государственной политики Германии являются инновационная деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование.
В Японии государственная стратегия развития малых и средних предприятий направлена на: введение системы гибкого управления экономикой, усиление поддержки инновационной деятельности, улучшение условий труда и социального обеспечения.
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности большинства стран является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.