Основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственное регулирование современного предпринимательства осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления предпринимательства к изменяющимся условиям. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

В своих работах Макконел и Брю называют пять основных направлений государственного вмешательства:

1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;

2) защита конкуренции;

3) перераспределение доходов;

4) перераспределение ресурсов;

5) меры по стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости).[36, С. 45]

Опираясь на этот перечень, можно предложить следующую классификацию направлений государственного регулирования рыночной экономики:

1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы:

- гарантирование государством (через принятие соответствующих правовых норм и контроля за их исполнением) права частной собственности, без которой невозможно сформировать рыночную экономику;

- предоставление юридического статуса хозяйствующим субъектам (государственное регламентирование организационно- правовых форм субъектов предпринимательской деятельности);

- государственное регламентирование договорных отношений между субъектами рынка, а также между ними и гражданами; регламентирование государством ответственности сторон за невыполнение (ненадлежащие выполнение) взятых на себя обязательств;

- выполнение государством (его судебными органами) функций арбитража при разрешении споров, возникающих между сторонами в ходе осуществления предпринимательской деятельности;

- поддержание общественного порядка, обеспечение безопасности граждан, защита их собственности;

- охрана окружающей среды;

2) защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности:

- введение запретительных мер в отношении любых действий, направленных на ограничение свободной конкуренции;

- контроль за деятельностью естественных монополий путем государственного регламентирования цен на соответствующие товары и услуги, а также путем регламентирования их качества;

3) перераспределение доходов (трансферты):

- применение прогрессивных ставок налогообложения, предусматривающих рост той их части, которая отчисляется в виде налога государству для удовлетворения общественных нужд;

- установление минимального размера оплаты труда;

4) перераспределение ресурсов:

- в целях финансирования природоохранных мероприятий;

- для финансового обеспечения строительства и эксплуатации маяков и т.д.;

- для финансирования сферы услуг;

5. государственная поддержка отдельных видов бизнеса;

6. государственное регламентирование трудовых отношений, поддержка социального партнерства;

7. государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;

8. регулирование валютного курса;

9. стабилизация макроэкономических процессов.

Для того чтобы осуществлять государственное регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты — правовые, экономические и административные рычаги.[43, С. 525]

Экономические рычаги воздействуют на субъекты предпринимательской деятельности не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но заставляют предпринимателя принимать решения о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.

К таким рычагам можно отнести денежно — кредитную, бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую политики.

Денежно — кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми орудует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по купле — продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке [17, С. 23-29].

Проведение бюджетной политики позволяет реализовывать три основные функции — фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере; распределительная функция несет в себе возможность активного государственного регулирования в социальной сфере.

Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот — налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы

Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования предпринимательской деятельности включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта [19, С. 23-29]

Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:

1) естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);

2) охрана окружающей среды и использование ресурсов;

3) сертификация, стандартизация, метрология;

4) социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);

5) внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т.д.).

К прямым методам регулирования относятся, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.

Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков.

Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке.

Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера.

Лицензирование относится к наиболее действенным методам регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства.

Правовые рычаги регулирования предпринимательской деятельности воплощены с помощью постановлений Правительства, законов, подзаконных актов и других нормативно — правовых документов. К ним можно отнести защиту прав потребителей со стороны государства, осуществляемую через систему нормативно — правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.[28, С. 39]

Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно — техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно — денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Проанализировав основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности можно выделить пять основных направлений:

1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;

2) защита конкуренции;

3) перераспределение доходов;

4) перераспределение ресурсов;

5) меры по стабилизации экономики в целом (поддержание стабильности уровня цен и обеспечение полной занятости).

Для того чтобы осуществлять государственное регулирование предпринимательства, необходимы определенные инструменты — правовые, экономические и административные рычаги.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 158.