Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2 Основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности

2. Современное состояние государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

2.1 Государственные органы Республики Татарстан, регулирующие предпринимательскую деятельность

2.2 Нормативно – правовое регулирование предпринимательства в Республике Татарстан

2.3 Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса

3. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию программы государственной поддержки предпринимательства

3.1 Программа государственного регулирования предпринимательства в Республике Татарстан

3.2 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

 



Введение

 

Развитие рыночной экономики в России, активизация предпринимательской деятельности требуют соответствующего развития форм и методов ее государственного регулирования. Экономическая наука и практическая хозяйственная деятельность убеждают в необходимости присутствия государства в рыночной системе. Ведутся дискуссии о степени влияния регулирующего воздействия государства на рыночный механизм. Различия позиций экономистов в основном отмечаются в вопросах применения инструментария и методов, форм и масштабов воздействия на определенные сферы предпринимательской деятельности.

Во многих странах с рыночной экономикой государство оказывает существенное воздействие на экономическое и социальное развитие, осуществляет активную налоговую, бюджетную политику, решает проблемы социального характера, вовлекая эти процессы в предпринимательскую среду.

Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает наличие регулируемого воздействия на хозяйственную деятельность предпринимателей. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усилили роль государства в становлении и развитии рыночной экономики. Однако модернизация экономики требует нового подхода к их разработке и реализации. В современных условиях, прежде всего, следует обратить внимание на качество функционирования нормативно — правовой базы регулирования предпринимательской деятельности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что рыночный механизм не может обеспечить условия стабильного и устойчивого развития экономики, положительного социально — экономического климата, защиты частной собственности, конкуренции, ограничения монополистической деятельности без объективного государственного регулирования.

Целью данной работы является изучение государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

1) сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;

2) выделить основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательства;

3) рассмотреть зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности;

4) рассмотреть государственные органы Республики Татарстан, регулирующие предпринимательскую деятельность;

5) изучить нормативно — правовое регулирование предпринимательства в Республике Татарстан;

6) изучить кредитование предприятий малого и среднего бизнеса;

7) проанализировать программу государственного регулирования предпринимательства в Республике Татарстан;

8) оценить перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

Объектом исследования в работе является регулирование предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

Предметом исследования — теоретические и методические аспекты, формы и методы государственного регулирования в Республики Татарстан.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов по проблемам государственного регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно отметить труды Алексеева С.В., Белых В.С., Джобавы Н.А. Кушлина В.И., Лапусты М.Г. и Старостиной Ю. Л.

Основной информационной базой дипломной работы послужили материалы Агентства по развитию предпринимательства Республики Татарстан, Центра экономических и социальных исследований, итоги брифинга, посвященного участию банков республики в кредитовании малого и среднего предпринимательства.

В работе так же использовались нормативно — правовые источники: Закон Республики Татарстан N 679 "Об утверждении Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001—2004 годы", Закон Республики Татарстан от 21 октября 2005 г. N 105—ЗРТ "Об утверждении Программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005—2010 годы" (с изменениями от 17 июля 2006 г.), постановления: от 28.08.2001 г. N 583 "Об утверждении Регламента универсальной процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по принципу "одного окна", от 28.08.2001 г. N 586 "О ведении мониторинга состояния и развития субъектов малого предпринимательства", от 12.11.2002 г. N 640.

Работа состоит из 70 страниц, введения, трех глав, выводов и предложений, приложений, а также списка использованной литературы.

Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов государственного регулирования предпринимательской деятельности, содержит три параграфа. В первом параграфе раскрывается сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности. Второй параграф направлен на рассмотрение основных направлений и инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности. В третьем параграфе рассмотрен зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Вторая глава посвящена анализу современного состояния государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

В первом параграфе главы рассмотрены государственные органы республики Татарстан, регулирующие предпринимательскую деятельность. Во втором параграфе приведено нормативно — правовое регулирование предпринимательской деятельности. Третий параграф посвящен проблемам кредитования малого и среднего бизнеса.

Третья глава направлена на разработку предложений и рекомендаций по совершенствованию программы государственной поддержки предпринимательства. Для этого было необходимо рассмотреть Программу государственного регулирования предпринимательства в Республике Татарстан и перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

 



Список использованной литературы

 

I. Нормативно – правовые акты

 

1. Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

2. Закон Республики Татарстан N 679 "Об утверждении Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001 – 2004 годы" (далее – Программа на 2001 – 2004 годы).

3. Закон Республики Татарстан от 21 октября 2005 г. N 105-ЗРТ "Об утверждении Программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы" (с изменениями от 17 июля 2006 г.)

4. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 586 от 28.08.2001г. "О ведении мониторинга состояния развития субъектов малого предпринимательства". постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 сентября 2002 г. N 555 "Об основных направлениях стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002 − 2006 годы"

 

II. Специальная литература

1. Абалкина Л.И. Предпринимательский тип хозяйствования. М.: Путь России, 2002. – 345с.

2. Автономов В.С. История экономических учений: Учебное пособие. М.: ИНФРА – М, 2006. – С. 9 – 12.

3. Алексеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2004. – 285с.

4. Андерс Ослунд. Условия развития малого предпринимательства // Человек и труд. – 2005. – № 12. С. 17 -19.

5. Баженов Б.С., Баженов Ю.А. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению предпринимательства - М: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – 104с.

6. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2005. – С. 25-28.

7. Бондаренко В. Как поддерживают предпринимательство в Америке / В. Бондаренко // Малое предприятие. – 2004. – № 11. – С. 8-9.

8. Букамина М. А. Большая забота о малом предпринимательстве: Поддержка предпринимательства "по-американски" / М. А. Букамина // Рос. предпринимательство. – 2005. – № 3. – С. 11 – 17.

9. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник. – М.: Инфра – М, 2000. – 608с.

10. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: Учебное пособие. М,: Финансы и статистика, 2004. – 350с.

11. Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности – Ростов Н/Д: Феникс, 2004. – 288с.

12. Гнилитская Е.В. Институционально – психологические основания успешного развития предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. – апрель. – С. 45-49.

13. Горфинкель В.Я., проф. Поляков Г.Б., проф. Швандар В.А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2004. – 581 с.

14. Государственная политика и предпринимательство в США // Экономика и управление в зарубежных странах. – 2004. – № 9. – С. 38 – 44.

15. Грузков А.П. Региональные программы развития: социально –экономический аспект // Российское предпринимательство. – 2006. – февраль. – С. 32-41.

16. Дацко С.Н. Социальная ответственность предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. – февраль. – С. 18 – 24.

17. Джобава Н. А. Государственное регулирование малого предпринимательства. СПб: Изд-во СпбГУ, 2004. – С. 23 – 29.

18. Ильчиков М.З. Предпринимательская функция и экономический механизм ее осуществления. М.: Изд-во МГУ, 1995. – 268с.

19. Корчагин А. Д. Значение и роль предпринимательства в инновационном процессе / А. Д. Корчагин, Ю. Г. Смирнов // Инновации. – 2004. – №5.С. 23 –29.

20. Курс экономики: Учебник / Под редакцией Б.А. Райзберга. – М.: Высшая школа, 2000. – 226с.

21. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Изд-во РАГС, 2005. – С. 66 – 70.

22. Лапуста М.Г. Старостин Ю.А. Малое предпринимательство. – М: ИНФРА – М, 2000. -– 320с.

23. Лапуста М.Г. Индивидуальный предприниматель. М.: ИНФРА – М, 2006 – 223с.

24. Лебедева И. Тенденции научно – технического развития предпринимательства в Японии / И. Лебедева // Проблемы теории и практики упр. – 2004. – № 3. – С. 74 – 79.

25. Левкин Н. В. Национальные особенности и организационная культура российского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. – апрель. – С. 55 – 59.

26. Малышева Т.В. Малое предпринимательство в Республике Татарстан: проблемы и тенденции развития //Экономический вестник Республики Татарстан – 2005. - №1. – С.17-20

27. Масленников М. Н., Правовое регулирование предпринимательства в Экономике развитых стран // Экономика и жизнь. – 2004. – № 10. – С. 23 – 26.

28. Мельников О.Н., Абрамов Е.Г. Повышение эффективности предпринимательской деятельности как функция эволюции стадий экономического развития организации // Российское предпринимательство. – 2006. – февраль. – С. 38 – 41.

29. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.) – М.: Издательский дом НОВЫЙ ВЕК, 2004.

30. Морозов В. А. Большая забота о малом предпринимательстве: зарубежный опыт поддержки предпринимательства // Рос. предпринимательство. – 2004 . – № 8. – С. 81 – 88; № 10 . – С. 99 – 104.

31. Мягков П., Фесенко Е., Еремина О. Н. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. 2000. – с. 561.

32. Нерсисян Т.Я. Совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2006. – февраль. – С. 13 – 17.

33. Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики упр. – 2004. – № 3. – С. 62 – 67.

34. Оноприенко В. И. Малые предприятия: Опыт, проблемы – М.: Профиздат, 2004. – с. 615.

35. Певзнер А. Г. Новое о малых предприятиях. – Выпуск 2. М.: АО "Факт", 2000. – с. 382.

36. Пивоваров И.С. Организация международного предпринимательства // Экономика XXI век. – 2004. – № 2. – с. 39 – 73.

37. Предпринимательство: Учебник для Сузов / Под редакцией профессора В.Я.Горфинкеля, профессора Г.Б. Поляка, профессора В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 475с.

38. Райан Д. Д. Предпринимательство: Предпринимательство-план предпринимателя / Д. Д. Райан, Г. П. Хидьюк; Пер с англ. под ред. Д. О. Ямпольской. – 6-е изд. – СПб.: Издат. Дом "Нева", 2005. – 608 с. – (Соврем. предпринимательство).

39. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. М.: Инфра – М, 2005 – 457с.

40. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск, 1999. – 688с.

41. Серегин А. С. Эффективность предпринимательства. М.: Экономика, 2000. – с. 417.

42. Свирчевский В.Д. Макроэкономические цели и развитие предпринимательства (к вопросу о роли экономической науки в трансформации общества) // Российское предпринимательство. – 2006. – апрель. – С. 23 – 27.

43. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на- Дону, издательство «Феникс», 1998. – 672с.

44. Современный экономический словарь. 5 – е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА – М, 2006. – С.26.

45. Табурчак П.П. Тумина В.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Ростов на Дону, 2004. – 342с.

46. Тарасов К. М. Малое предпринимательство в системе рыночных отношений. – М.: Экономика, 2005. – 320с.

47. Ходов Л. Г. Типы предпринимательства в России и за рубежом / Л. Г. Ходов // Внешнеэкон. бюл. – 2005. – № 1. – С. 62 – 66.

48. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник. М.: ЭкономистЪ, 2009 – С. 156 – 159.

49. Хоскинг А. Курс предпринимательства, Перевод с английского. М.: Международные отношения, 2005. – 350с.

Шелягина Н. А. Предпринимательство в условиях рынка. - М.: Экономика, 2004. – 567 с.

 

 

Приложение 1

 

Показатели роли малых предприятий (МСП) и систем его государственно-общественной поддержки и развития в 2006 г.

Страна Показатель Франция Япония Германия
Доля МСП в ВВП страны, % 49,8 51,6 57
Доля МСП в общей занятости населения, % 56,6 69,5 69,3
Доля МСП в общем количестве предприятий, % 97,6 99,2 99,3

Объемы ежегодной финансовой поддержки МСП ($ млрд.)

На инфраструктуру поддержки 1,5 1,64 1,8
Кредиты и Гарантии 9,2 4,7 39,9+2480*1 (1-частные кредиты) 61,9 н\д

Инфраструктура услуг для МСП

Кредитно-финансовые услуги

Действует общенациональная разветвленная сеть банков, фондов, инвестиционных и страховых компаний

Центры МСП 600 313 374
Информационные центры 34 13 33
Центры движения экспорта 26 Сеть Сеть
Социальные центры 41 186 90
Общественная поддержка

Лоббирование интересов МСП различными общественными, предпринимательскими и профессиональными объединениями на всех уровнях законодательной и исполнительной власти

Приложение 2

 

 


Рис.1. Структура государственной поддержки малых и средних предприятий во Франции




Приложение 3

 

 


Рис.2. Структура государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Германии


Приложение 5

 

1.1 Перечень министерств, ведомств и других организаций Республики Татарстан осуществляющие контрольные (надзорные) функции за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности.

1) Управление по фармации и медицинской технике Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

2) Государственное ветеринарное объединение: республиканское, городские, районные.

3) Комитет по защите прав потребителей при Министерстве торговли и внешнеэкономического сотрудничества.

4) Государственная инспекция республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции при Министерстве торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан.

5) Специальная инспекция Центрального территориального управления Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РТ.

6) Государственные региональные инспекции при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ.

7) Государственная семенная инспекция Республики Татарстан

8) Государственная инспекция по закупкам и качеству сельскохозяйственной продукции Республики Татарстан.

9) Государственная инспекция труда по РТ при ГК РТ по труду и социальным вопросам.

10) Государственная транспортная инспекция ГК РТ ЗПП.

11) Госкомитет РТ по статистике.

12) Государственная инспекция энергетического надзора РТ

13) Государственная жилищная инспекция РТ.

14) Государственная инспекция по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве информации и печати РТ.

15) Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ.

16) Городские и районные комитеты по земельным ресурсам и земельной реформе.

17) Главное управление архитектуры и градостроительства.

18) Управление государственного надзора за связью в РТ.

19) Государственная инспекция по контролю за рациональным использованием нефти и продуктов ее переработки.

20) Отдел геологического контроля в составе Татарской республиканской комиссии по запасам полезных ископаемых при КМ РТ

21) Инспекция страхового надзора при министерстве финансов РТ.

22) Государственная инспекция по маломерным судам РТ.

23) Татарская республиканская инспекция по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства.

24) Спец инспекция по охране и воспроизводству водных ресурсов малых рек.

25) Инспекторский отдел по контролю за соблюдением режима охранной зоны Волжско – Камского государственного природного Заповедника.

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2 Основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности

2. Современное состояние государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

2.1 Государственные органы Республики Татарстан, регулирующие предпринимательскую деятельность

2.2 Нормативно – правовое регулирование предпринимательства в Республике Татарстан

2.3 Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса

3. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию программы государственной поддержки предпринимательства

3.1 Программа государственного регулирования предпринимательства в Республике Татарстан

3.2 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

 



Введение

 

Развитие рыночной экономики в России, активизация предпринимательской деятельности требуют соответствующего развития форм и методов ее государственного регулирования. Экономическая наука и практическая хозяйственная деятельность убеждают в необходимости присутствия государства в рыночной системе. Ведутся дискуссии о степени влияния регулирующего воздействия государства на рыночный механизм. Различия позиций экономистов в основном отмечаются в вопросах применения инструментария и методов, форм и масштабов воздействия на определенные сферы предпринимательской деятельности.

Во многих странах с рыночной экономикой государство оказывает существенное воздействие на экономическое и социальное развитие, осуществляет активную налоговую, бюджетную политику, решает проблемы социального характера, вовлекая эти процессы в предпринимательскую среду.

Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает наличие регулируемого воздействия на хозяйственную деятельность предпринимателей. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усилили роль государства в становлении и развитии рыночной экономики. Однако модернизация экономики требует нового подхода к их разработке и реализации. В современных условиях, прежде всего, следует обратить внимание на качество функционирования нормативно — правовой базы регулирования предпринимательской деятельности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что рыночный механизм не может обеспечить условия стабильного и устойчивого развития экономики, положительного социально — экономического климата, защиты частной собственности, конкуренции, ограничения монополистической деятельности без объективного государственного регулирования.

Целью данной работы является изучение государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

1) сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;

2) выделить основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательства;

3) рассмотреть зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности;

4) рассмотреть государственные органы Республики Татарстан, регулирующие предпринимательскую деятельность;

5) изучить нормативно — правовое регулирование предпринимательства в Республике Татарстан;

6) изучить кредитование предприятий малого и среднего бизнеса;

7) проанализировать программу государственного регулирования предпринимательства в Республике Татарстан;

8) оценить перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

Объектом исследования в работе является регулирование предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

Предметом исследования — теоретические и методические аспекты, формы и методы государственного регулирования в Республики Татарстан.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов по проблемам государственного регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно отметить труды Алексеева С.В., Белых В.С., Джобавы Н.А. Кушлина В.И., Лапусты М.Г. и Старостиной Ю. Л.

Основной информационной базой дипломной работы послужили материалы Агентства по развитию предпринимательства Республики Татарстан, Центра экономических и социальных исследований, итоги брифинга, посвященного участию банков республики в кредитовании малого и среднего предпринимательства.

В работе так же использовались нормативно — правовые источники: Закон Республики Татарстан N 679 "Об утверждении Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства на 2001—2004 годы", Закон Республики Татарстан от 21 октября 2005 г. N 105—ЗРТ "Об утверждении Программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005—2010 годы" (с изменениями от 17 июля 2006 г.), постановления: от 28.08.2001 г. N 583 "Об утверждении Регламента универсальной процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по принципу "одного окна", от 28.08.2001 г. N 586 "О ведении мониторинга состояния и развития субъектов малого предпринимательства", от 12.11.2002 г. N 640.

Работа состоит из 70 страниц, введения, трех глав, выводов и предложений, приложений, а также списка использованной литературы.

Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов государственного регулирования предпринимательской деятельности, содержит три параграфа. В первом параграфе раскрывается сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности. Второй параграф направлен на рассмотрение основных направлений и инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности. В третьем параграфе рассмотрен зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Вторая глава посвящена анализу современного состояния государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

В первом параграфе главы рассмотрены государственные органы республики Татарстан, регулирующие предпринимательскую деятельность. Во втором параграфе приведено нормативно — правовое регулирование предпринимательской деятельности. Третий параграф посвящен проблемам кредитования малого и среднего бизнеса.

Третья глава направлена на разработку предложений и рекомендаций по совершенствованию программы государственной поддержки предпринимательства. Для этого было необходимо рассмотреть Программу государственного регулирования предпринимательства в Республике Татарстан и перспективы развития предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.

 



Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

 

С первых дней существования института государства оно занимается экономической деятельностью, вмешиваясь в действия субъектов хозяйственной деятельности, что обеспечивает устойчивость политической власти. Однако степень вмешательства государства в разные периоды времени сильно различалась. Государство выступает орудием политической власти экономически господствующего класса. От степени влияния этого класса, его экономической силы зависит и степень вмешательства государства в хозяйственную деятельность: слабый в экономическом плане господствующий класс вынужден прибегать к силе и мощи государства для удержания своего господства, а сильный уже не нуждается в его явной помощи.[1, С. 298]

Классическая эволюция деятельности государства в области регулирования предпринимательской деятельности — от широкого вмешательства до роли арбитра в разрешении противоречий между предпринимателями и обществом.

В экономиках разных стран и в разные исторические периоды всегда существовали проблемы, решение которых требовало применения не исключительно рыночных методов, а их сочетания с государственным вмешательством в разных формах. Ни одну рыночную систему нельзя охарактеризовать как чисто рыночную — во времена рыночное регулирование дополнялось государственным. Различаются только пропорции государственного регулирования и действия рыночных сил. Можно утверждать, что экономические системы всегда были смешанными. Даже полностью государственная экономика СССР по существу таковой не являлась, так как в ней присутствовали элементы рыночной экономики, влияние которых в целом было не существенным, но в отдельных сферах — весьма значительным.[9, С. 204]

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране [39, C 457].

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

1) разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

2)  повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

3) ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля над деятельностью предприятий;

4) создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

5) обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

6) сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно — инвестиционной политики и научно — технической политики;

7) содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

8) обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

9) поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно — хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

1) осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

2) повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

3) поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

4) укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

5) пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

6) использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики, основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.[13, С. 322]

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.[37, С. 361]

Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, — предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования [5, С. 104].

Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости. [41, C. 310]

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Одна из важнейших функций государственного регулирования — разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны. К этим принципам относятся:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и отсутствие дискриминации участников внешнеторговой деятельности;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

9) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

10) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

В ходе государственного регулирования предпринимательской деятельности используются механизмы кредитования, субсидирования, патентной и внешнеторговой политики.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 173.