Ответственность политической партии за нарушение действующего законодательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно Федеральному закону "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. в качестве таких мер могут применяться санкции в виде приостановления деятельности и ликвидация партии (ее структурного подразделения) по решению суда. Основания, порядок и последствия применения этих санкций регламентированы в ряде статей Закона о партиях.

Как следует из п. 1 ст. 39 Закона "О политических партиях", в случае нарушения партией Конституции РФ и федеральных законов федеральный регистрирующий орган (Министерство юстиции) выносит письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В предупреждении должны быть указаны конкретные основания его вынесения (подпункт "в" п. 1 ст. 38)[15], т.е. те законодательные нормы, которые были нарушены партией. Кроме того, в этом документе должен быть установлен срок для устранения выявленных нарушений. В Законе определен лишь нижний предел такого срока, который не может составлять менее двух месяцев. Если в установленный срок нарушения не были устранены, а полученное партией предупреждение не было обжаловано в суд, ее деятельность может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления Министерства юстиции.

Конституции и федеральных законов. Закон "О политических партиях" не дает перечня конкретных оснований для вынесения такого предупреждения. При этом выделены некоторые составы правонарушений, которые могут дать Министерству юстиции основания не только для вынесения партии предупреждения, но и для обращения с заявлением в Верховный Суд РФ о ликвидации партии без предварительного вынесения письменного предупреждения (выбор той или иной меры воздействия Закон оставляет на усмотрение регистрирующего органа). К таким составам относится прежде всего осуществление деятельности, направленной на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни и нарушение запрета на создание структурных подразделений по производственному признаку. В этих случаях речь идет о весьма серьезных нарушениях закона, и возможность применения такой меры ответственности, как ликвидация партии, минуя стадию приостановления ее деятельности, представляется вполне оправданной.

Важно, что запрет, предусмотренный в ст. 44 Закона "Об общественных объединениях"[16], может применяться как к зарегистрированным, так и к незарегистрированным партиям (напомним, что согласно п. 2 ст. 11 Закона о партиях партия считается созданной не с момента ее регистрации, а с момента принятия соответствующего решения на учредительном съезде партии)[17]. По смыслу Закона "Об общественных объединениях" запрет объединения означает невозможность воссоздания объединения, преследующего те же цели, что и запрещенное объединение. Применительно к партии можно сказать, что речь идет о невозможности воссоздания партии с той же программой и с теми же уставными целями деятельности, что и в запрещенной партии. Такая трактовка положений Закона "Об общественных объединениях" (явно нуждающихся в конкретизации в Законе о партиях) вытекает из общего правового смысла нормы о запрете общественного объединения. По смыслу этой нормы законодатель, устанавливая запрет на деятельность общественного объединения, ставит своей целью пресечь возможность воссоздания объединения с теми же характеристиками деятельности (отраженными в уставе объединения, а в случае с партией - и в ее программе), которые аналогичны деятельности запрещаемого объединения.

Наряду с этим применительно к рассматриваемой ситуации действует п. 2 ст. 7 Закона о партиях, устанавливающий запрет на использование символики партии, деятельность которой запрещена, а также п. 1 ст. 6, запрещающий использовать наименование партии, прекратившей свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением п. 1 ст. 9 данного Закона. При некоторой технической несогласованности формулировок ст. 6 и 7 Закона о партиях речь в них по существу идет об одном и том же, а именно о запрете использования наименования и символики партии, деятельность которой запрещена в соответствии со ст. 13 Конституции РФ[18] и п. 1 ст. 9 Закона о партиях (это деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни).

Кроме того, на партии и их членов распространяются нормы ст. 41 Закона "Об общественных объединениях", согласно которым в случае совершения нарушений законодательства незарегистрированными общественными объединениями ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений, а в случае совершения общественными объединениями деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений, могут нести ответственность как руководители преступных сообществ.

Однако указанные правовые последствия принудительной ликвидации партии не исключают ситуаций, когда после ликвидации партии, нарушившей требования ст. 13 Конституции РФ (а в данном случае речь, по существу, идет о ликвидации и запрете экстремистской организации), будут продолжать свою деятельность фракции ликвидированной партии в законодательных (представительных) органах государственной власти и в представительных органах местного самоуправления либо руководители запрещенных партий вскоре смогут создать и возглавить новую партию, которая хотя и будет иметь иное наименованием, иную программу и иную символику, но в глазах общественности (в силу известной персонификации российской политики) будет связана с именами лидеров запрещенной экстремистской организации и т.п.



Заключение

 

В данной работе я попытался рассмотреть вопрос правового регулирования деятельности политических партий в Российской Федерации. Надо сказать что данный вопрос требует более полного и глубокого изучения так как деятельность данных организаций может нанести серьезный вред деятельность и безопасности государства.

Надо сказать что государство должно и даже обязано контролировать деятельность политических партий и общественных объединений, так как деятельность данных организаций может быть направлена на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Но при этом надо учитывать что данный контроль не должен нарушать конституционные права человека и гражданина закрепленные в ст.13 Конституции РФ[19],а так же другие права связанные с реализацией данного права. Контролирующие органы обязаны более тщательно подходить к изучению программ, уставов и других руководящих и организационных документов данных организаций. Следить что б деятельность политических партий не расходилась с их программами (в частности не имела экстремисткой и другой противогосударственной направленности).

Так же стоит отметить, что для контроля политических партий должен существовать целый комплекс проверочных мероприятий, которые должны осуществлять различные органы не находящиеся в подчинение друг друга.

 



Библиографический список

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.