Основные аспекты учетной политики в бюджетных организациях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В связи с реформированием бюджетной системы в России с 2005 года изменились требования к отчетности, возросла ответственность не только за разумное управление финансами, но и за эффективность бюджетной политики. Данные изменения послужили началом принципиально нового подхода к организации бюджетного учета.

Статьей 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Бюджетные учреждения не являются исключением, поэтому им следует основываться на правилах составления учетной политики, закрепленных в ст. 6 Закона N 129-ФЗ.

Следовательно, законодательство обязывает составлять учетную политику, но вместе с тем ответ на вопрос, как это сделать при такой организационно-правовой форме, как бюджетное учреждение, остается в значительной степени открытым. Более того, имеет место мнение, что бюджетным учреждениям учетная политика нормативно определена п. 2 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н). Именно этим документом им следует руководствоваться, не создавая собственный локальный акт. Вместе с тем, формирование учетной политики бюджетными учреждениями не только законодательно закреплено, но необходимость создания такого документа подтверждена практикой.

В соответствии со ст. 6 Закона N 129-ФЗ существует несколько вариантов организации бухгалтерской службы в бюджетном учреждении:

- бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- введение в штат должности бухгалтера;

- передача ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии.

Отражая один из вышеуказанных видов организации бухгалтерской службы в Положении, необходимо отразить место бухгалтерской службы в системе управления организацией, полномочия главного бухгалтера, структуру бухгалтерии, выполняемые ею функции, права и обязанности главного бухгалтера и ответственность за организацию и ведение бюджетного учета, должностные инструкции специалистов бухгалтерии.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. Порядок, количество и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (п. 1 ст. 12 Закона N 129-ФЗ). В приказе об учетной политике может быть реализовано это право руководителя, конкретизированы перечисленные критерии [с.7;2].

Поскольку отраслевые особенности учета не раскрыты в Инструкции N 25н, в п. 9 документа указано, что органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям [с.3;9].

В виде приложения к учетной политике необходимо составить рабочий план счетов, который представляет собой перечень используемых в бюджетном учреждении синтетических и аналитических счетов, а также их корреспонденцию.

В виде приложения к учетной политике необходимо составить график документооборота, содержащий перечень и формы первичных учетных документов, сроки их составления, перечень должностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение в конкретном бюджетном учреждении.

В п. 8 Инструкции N 25н определены основные условия автоматизации бюджетного учета. Так как в современных условиях бюджетные учреждения имеют широкую возможность выбора программных продуктов для ведения бюджетного учета, используемый программный продукт следует указать в учетной политике [c.2;9].

Унифицированные формы первичных учетных документов и указания по их применению представлены в Приложении N 2 к Инструкции N 25н. Несмотря на это, на практике очень часто приходится применять дополнительные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности. Чтобы не возникало нареканий при проведении многочисленных проверок, бюджетному учреждению целесообразно их отразить в своем локальном акте в виде приложения к учетной политике. При этом следует помнить, что при использовании подобных форм необходимо руководствоваться п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, в котором прописаны обязательные реквизиты для данных документов [с.5;2].

Ведение бюджетного учета в организации с использованием программного продукта, позволяет помимо регламентированных регистров бюджетного учета формировать дополнительные регистры, позволяющие проводить расширенный анализ хозяйственной деятельности организации.

Если организация в силу своей специфики использует дополнительные регистры бюджетного учета, необходимо в виде приложения к учетной политике определить и утвердить их перечень.

Очень важным участком является учет расчетов с подотчетными лицами. От правильной организации этих расчетов зависит признание указанных расходов как для целей бюджетного, так и налогового учета.

В виде приложения к учетной политике руководителю бюджетного учреждения необходимо издать приказ, устанавливающий срок, на который можно выдать наличные деньги в подотчет на хозяйственные нужды учреждения, а также приказ о перечне лиц, имеющих право получать денежные суммы в подотчет. Работник же должен отчитаться за потраченные деньги не позднее чем через три рабочих дня после истечения этого срока.

Во избежание ненужных трений с контролирующими органами во время проверок, бюджетное учреждение должно в обязательном порядке в своей учетной политике указать, что оно наделяет сотрудников правом осуществлять определенные действия от имени организации за свой счет, подробно расписать внутренние, специфические правила по проведению расчетов с сотрудниками - подотчетными лицами [с.5;2].

В виде приложения к учетной политике руководитель бюджетного учреждения издает приказ, закрепляющий перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Кроме перечисленных в указанном локальном акте в качестве приложений целесообразно разработать:

- порядок внутреннего контроля за проведением хозяйственных операций;

- порядок хранения бухгалтерского архива

- номенклатуру дел.

Учетную политику для целей налогообложения бюджетные учреждения формируют на общих основаниях в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Налоговый кодекс РФ обязывает составлять учетную политику только относительно двух налогов - по НДС (п. 12 ст. 167 НК РФ) и по налогу на прибыль организации (ст. 313 НК РФ).

В настоящее время нет нормативных документов, регламентирующих организацию и составление калькуляций на производство товаров, работ и услуг. Учреждения составляют смету доходов и расходов по предпринимательской деятельности, но в ней нет информации о себестоимости выпускаемой готовой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ.

Поэтому в этом разделе Положения об учетной политике необходимо отразить порядок определения себестоимости выпускаемой готовой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ. Если бюджетное учреждение выпускает несколько видов продукции или оказывает различные услуги, выполняет работы, в Положении следует определить порядок распределения накладных расходов.

Помимо этого целесообразно определить учетные моменты, связанные с отраслевой спецификой деятельности учреждения, например организация учета родительской платы, калькулирование и учет себестоимости питания.

Как видим, бюджетнику без учетной политики не обойтись. Она утверждается приказом бюджетного учреждения.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 202.