VII. Создание Центральных Революционных трибуналов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Закончив законодательное укрепление местных Революционных трибуналов, заложив таким образом мощный фундамент, Советское государство приступило к завершению на данном этапе строительства стройного здания системы Революционных трибуналов.

Создание Революционных трибуналов при ВЦИК

09.05.18 г. коллегия НКЮ постановила: «Поручить товарищу Курскому выработать положение: «...О Всероссийском революционном трибунале»[8]

22.05.18 г. проект декрета «О революционном трибунале при ВЦИК», подготовленный НКЮ был утвержден СНК.[9]

29.05.18 г. проект декрета был обсужден и принят фракцией большевиков ВЦИК. В тот же день он обсуждался во ВЦИК. Было внесено несколько поправок к тексту: (были высказывания «против» из-за отсутствия в проекте заседателей; в коллегии обвинителей видели возрождение прокуратуры, неопределенность подсудности, право досрочного отзыва судей).

Декрет был подписан Свердловым, Лениным и Аванесовым. По существу это был совместный декрет ВЦИК и СНК.

Согласно этому декрету учреждался революционный трибунал при ВЦИК, для рассмотрения важнейших дел, которые будут изъяты из подсудности местных трибуналов постановлениями президиума ВЦИК, СНК или НКЮ. Он избирался сроком на 3 месяца, которые могли быть отозваны и ранее этого срока. На случай отсутствия председателя или членов революционного трибунала избирались на тот же срок 3 кандидата. Сессии трибунала созывались президиумом ВЦИК по собственной инициативе или по предложению СНК или НКЮ.

Для производства расследования по делам, передаваемым на рассмотрения революционным трибуналам при ВЦИК, учреждалась следственная комиссия в составе 3 человек, избираемых ВЦИК.

При Революционных трибуналах при ВЦИК создавалась Центральная коллегия обвинителей в составе 3 человек, избираемых ВЦИК, на которых возлагались те же обязанности, что и на коллегию обвинителей при местных Революционных трибуналах, плюс объединение и руководство деятельностью местных коллегий обвинителей.

В своей деятельности Революционные трибуналы при ВЦИК и состоящие при нем учреждения руководствовались действующими декретами и общими инструкциями революционным трибуналам, издававшимися НКЮ. Расходы на содержание Революционных трибуналов при ВЦИК отнесены декретом в счет сметы НКЮ.

Согласно декрета ВЦИК от 11.06.18 г. об учреждении кассационного отдела при ВЦИК приговоры Революционных трибуналов при ВЦИК ведению кассационного отдела ВЦИК не подлежали, то есть они были окончательными и обжалованию в кассационном порядке не подлежали.

Президиум ВЦИК 13.06.18 г. утвердил состав революционного трибунала при ВЦИК, следственного отдела и обвинительной коллегии. 18.06.18 г. ВЦИК подтвердил свое постановление от 13.06.18 г. и предложил председателю революционного трибунала открыть сессию 19.06.18 г. (председатель - Медведев).

Создание Кассационного отдела при ВЦИК

Декрет о суде № 1, опубликованный 24.11.17 г. ничего не говорил о возможности обжалования приговоров Революционных трибуналов. В «Руководстве» от 28.11.17 г. также ничего не сказано.

Лишь в «Инструкции Революционным трибуналам» от 19.12.17 г. в п.11 появляется некоторая возможность обжалования приговоров Революционных трибуналов.

В принципе: приговор считался окончательным и подлежал обжалованию лишь в случае нарушения установленной инструкцией формы судопроизводства.

25.01.18 г. НКЮ принимает постановление «О кассационном отделении НКЮ», согласно которому при 1-м отделе НКЮ - отделе личного состава и судоустройства организовывалось кассационное отделение из 5 лиц. Оно либо отвергало жалобы на решения Революционных трибуналов или вносило их через НКЮ во ВЦИК.

05.03.18 г. в газете «Рабочие и Крестьянские правительства» № 39 было опубликовано постановление кассационного отдела НКЮ «О порядке направления жалоб об отмене приговоров Революционных трибуналов».[10] Устанавливался 2-х недельный срок подачи жалобы через тот трибунал, который вынес приговор. Трибунал, если находил нужным, мог вынести постановление о приостановлении исполнения приговора и в 3-х дневный срок передать жалобу в кассационное отделение. Кассационное отделение рассматривало жалобу в 7-ми дневный срок или отвергало ее и возвращало дело в трибунал, или в случае признания приговора, подлежащем отмене, передавало дело через НКЮ в судебном отделе ВЦИК, сообщив об этом трибуналу для приостановления и исполнения приговора, если этого не было сделано при подаче жалобы. Это постановление кассационного отдела пыталось даже регламентировать деятельность ВЦИК. В нем говорилось, что судебный отдел ВЦИК в 2-х недельный срок или отвергал постановление кассационного отделения об отмене приговора, или утверждал его с передачей дела на вторичное и последнее рассмотрение в новом составе трибунала.

В проекте декрета о Революционных трибуналах, подготовленного НКЮ и обсуждаемого в СНК 30.03.18 г. в отношении кассационного обжалования приговоров Революционных трибуналов в п.11 говорилось: «допустить кассации на решения Революционных трибуналов. Жалобы невинно осужденных и просьбы о смягчении этих решений направлять в тот Совет, который учредил этот трибунал».

Первый Всероссийский съезд областных и губернских комиссий юстиции 24.04.18 г. пришел к заключению: «право рассмотрения кассационных жалоб на решения Революционных трибуналов и отмену этих решений предоставить местными Советам, при коих трибуналы состоят».

24.04.18 г. коллегия НКЮ постановила «по поводу возникшего в свое время без декрета и постановления кассационного отдела» упразднить кассационный отдел и восстановить право коллеги впредь до издания декрета о кассации решений Революционных трибуналов.

09.05.18 г. коллегия НКЮ поручила «выработать положение: о кассационной инстанции на решения Революционных трибуналов на началах предоставления кассационных функций коллегии НКЮ».

НКЮ в силу малочисленности аппарата, перегруженности основной своей работой, мало уделял внимания рассмотрению кассационных жалоб на приговоры Революционных трибуналов.

27.05.18 г. ВЦИК принял предложение своего Президиума: «кассации по мелким делам, не имеющие широкого общественного значения, решаются в Президиуме и доводятся до сведения в ВЦИК».

Таки образом, с декабря 1917 г. по июль 1918 г. в РСФСР существовали две системы кассационного обжалования приговоров местных Революционных трибуналов. Одна общереспубликанская, через НКЮ и ВЦИК, другая - местная (местные Советы, особая коллегия исполкома Советов и даже комиссариат юстиции).

После издания декрета СНК от 04.05.18 г. «О Революционных трибуналах», предусматривающего резкое сокращение количества Революционных трибуналов, стало возможным решение проблемы создания единого кассационного органа для всех трибуналов РСФСР.

Необходимость создания такого органа вызывалась еще и тем обстоятельством, что нормы уголовного и уголовно-процессуального права еще не были модифицированы, и кассационный орган должен был решать задачу выработки единой карательной политики в масштабе РСФСР и соблюдения революционными трибуналами принципиальных положений, регулирующих их организацию и деятельность.

13.05.18 г. коллегия НКЮ уже рассматривала проект декрета о кассации приговоров Революционных трибуналов и приняла постановление «принять и внести на утверждение».

В проекте предусматривалось создание особого кассационного отдела при Революционных трибуналах при ВЦИК.

18.06.18 г. Президиум ВЦИК утвердил окончательный текст декрета. Окончательный текст состоял из 8 статей. Статья 4 проекта о том, что приговоры революционного трибунала при ВЦИК ведению кассационного отдела не подлежат, превратилась в приложение к статье 1 окончательного текста.

11.06.18 г. ВЦИК принимает декрет «Об учреждении кассационного отдела при ВЦИК и порядке кассации приговоров Революционных трибуналов».

Кассационный отдел при ВЦИК учреждался для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры Революционных трибуналов. Приговоры революционного трибунала при ВЦИК ведению Кассационного отдела не подлежали.

Кассационный отдел создавался в составе председателя, назначаемого СНК и утверждаемого ВЦИК, и двух постоянных членов: один от Коллегии НКЮ, один - представитель ВЦИК. Для дачи заключения по жалобам и протестам в качестве докладчика на заседаниях Кассационного отдела присутствовал представитель Обвинительной Коллегии революционного трибунала при ВЦИК.

Стороны имели право присутствовать при рассмотрении кассационных жалоб лично или через своих представителей. Кассационные жалобы и протесты приносились в Кассационный отдел через те Революционные трибуналы, которыми поставлен приговор, в случае нарушения революционным трибуналом при рассмотрении дела правил о подсудности и установленных форм судопроизводства или вынесения явно несправедливого приговора. Для принесения жалоб и протестов устанавливался 2-х недельный срок. Революционный трибунал обязан был в 3-х дневный срок со дня поступления жалобы или протеста направить жалобу со всем делом в кассационный отдел, причем мог приостановить исполнение приговора до разрешения дела в кассационной инстанции с принятием мер пресечения.

Поступившие в кассационный отдел жалобы и протесты должны были рассматриваться им в 2-х недельный срок после поступления жалобы. Дела передавались для нового рассмотрения в тот же революционный трибунал, откуда они поступали, но с иным составом заседателей и председательствующего или передавались в иной революционный трибунал или направлялись по подсудности. В случае, если приговор кассировался ввиду явного несоответствия наказания деянию осужденного или осуждения явно невинного, кассационный отдел входил с представлением в Президиум ВЦИК, от которого зависело соответственно изменить наказание или прекратить дело без направления его для вторичного рассмотрения. Практическая деятельность кассационного отдела при ВЦИК началась с июня 1918 г.

VIII. Дело французской миссии.[11]

В заключении, хочу привести пример дела, разбираемого Верховным трибуналом.

Члены французской миссии обвинялись в «государственной измене». Но когда дело дошло до предания их суду, то потребовали возвращения всех членов во Францию. Большевики струсили и отпустили миссию на родину. Но так как опять было необходимо доказать всему миру, что не только Англия, но и Франция чинит всякие козни советскому правительству и препятствует наступлению коммунистического рая в России, то суду Верховного Трибунала было предано семь русских граждан, которых обвинили в содействии государственному перевороту. Вина их заключалась в том, что они были знакомы или разговаривали с членами французской миссии.

Председатель Галкин, обратился к обвиняемым с предложением откровенно сказать правду. Обвиняемые стали давать объяснения, которые сводились к признанию знакомства. После объяснения Верховный Трибунал сделал следующие постановление: «Ввиду того, что дело совершенно выяснено объяснениями обвиняемых, Трибунал отказывается от выслушивания речей обвинителя и защитников и удаляется для постановления приговора».

Все вздохнули свободно. Люди понимали, что если трибунал не допустил судебных прений, отказался выслушать защиту, то он сам явится верным защитником обвиняемых.

Минут через десять вышел Галкин и прокричал: «Всех обвиняемых признать виновными в государственной измене и расстрелять в течение 24 часов».

В это же вечер обвиняемые были расстреляны...

Заключение

Итак, проанализировав использованные источники, можно сделать вывод, что на начальном этапе формирования судебной системы в Советской России на местах предпочиталось создание революционных трибуналов, а не народных судов, поэтому ревтрибуналы сначала дополнительно выполняли функции и народных судов. Так как основной задачей революционных трибуналов была борьба с контрреволюцией, то можно сказать, что от успехов этой организации зависела судьба революции, укрепление установленного режима и будущее всего Советского государства. Преобразования, происходившие в судебной системе, описанные в литературе и документах, позволяют судить об изменениях масштабов влияния и значения революционных трибуналов. Создание революционных трибуналов стало первым шагом в развитии всей последующей судебной системы. Советское правительство уделяло особое внимание созданию ревтрибуналов как механизму защиты новой власти. За короткий срок были изданы нормативные акты, регулировавшие организацию, процессуальный порядок, подсудность трибуналов и следственных комиссий. Подобных актов в отношении общих судов за этот период не было издано. Первым актом стало Руководство для устройства революционных трибуналов Наркомюста, затем вышла Инструкция ревтрибуналам. В обоих актах смертная казнь в качестве меры наказаний отсутствовала.

Изданием декрета ВЦИК от 11.06.18 г. завершается первый период в истории Революционных трибуналов РСФСР - период становления.

Таким образом сложилась система Революционных трибуналов:

Местные Революционные трибуналы - областные, губернские и трибуналы крупных промышленных центров, узловых станций; революционный трибунал при ВЦИК, и в качестве кассационной инстанции для приговоров местных Революционных трибуналов - Кассационный отдел при ВЦИК.

С ноября 1917 по май 1918 года вся территория РСФСР покрылась сетью трибуналов. Так как они были созданы раньше местных судов, то революционные трибуналы рассматривали и уголовные, и даже гражданские дела, при этом нарушая нормы Декрета о суде №1 о подсудности трибуналов и местных судов.

В мае 1918 года при ВЦИК был создан Революционный трибунал для разбирательства дел общесудебного значения. В июне 1918 года учреждается Кассационный отдел при ВЦИК, рассматривающий кассационные жалобы и протесты на приговоры ревтрибуналов. По мере стабилизации обстановки в стране сеть революционных трибуналов резко сокращалась. Они оставались лишь в столицах, губернских городах, промышленных центрах.

Политическая обстановка напрямую влияла на революционные трибуналы, на широту их власти. Полномочий. В условиях гражданской войны ревтрибуналы стали чрезвычайными специальными судебными органами, что, соответственно, расширяло права трибуналов.

Положение о революционных трибуналах, принятое ВЦИК 12 апреля 1919 года, предоставило ревтрибуналам право определения меры репрессии, что было правом нормотворчества. Положение о ревтрибуналах 18 марта 1920 года подтвердило это право, но лишь в пределах действовавших декретов.

Список литературы

1. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения, М.,1994.

2. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР, М.,1986

3. Д.И. Курский Избранные статьи и речи., М.,1948.

4. В.Е. Рева История государственного и местного правления, Пенза., 1995.

5. Мишунин П. Первые декреты о суде и основные вопросы социалистического уголовного права в период проведения Великой Октябрьской революции., М.,1950

6. Мишунин П. Очерки по истории советского уголовного права., М.,1954.

7. Архив русской революции. Т 7.

8. Газета «Рабочие и крестьянские правительства» № 39 от 15 марта 1918г.

9.Нормативные акты:

- Руководство для устройства Революционных трибуналов.

- Руководство для устройства следственной комиссии.

- Инструкция Московскому Революционному трибуналу.

 


[1] Коржихина.,История государственных учреждений СССР., М.,1986, с.145

[2] Мишунин П., Очерки по истории Советского уголовного права., М.,1954, с.23

[3] Мишунин П., Первые декреты о советском суде и основные вопросы социалистического уголовного права в период проведения Великой Октябрьской революции. М.,1950, с.11

 

[4] Мишунин П., Первые декреты о советском суде и основные вопросы социалистического уголовного права в период проведения Великой Октябрьской революции. М.,1950, с.11

 

[5] Д.И. Курский., Избранные статьи и речи., М.,1948

[6] В.Е. Рева., История государственного и местного управления., Пенза 1995.

[7] Д.И. Курский., Избранные статьи и речи., М.,1948

[8] Коржихина Т.П., История государственных учреждений СССР., М.,1986, с.145

[9] Там же.

[10] Газета "Рабочие и крестьянские правительства" № 39 от 05.03.1918.

[11] Архив русской революции., Т.7, с.246-275


Дата: 2019-04-23, просмотров: 202.