В результате анализа авторских текстов практических психологов и анализа психотерапевтического взаимодействия были отмечены следующие результаты: Анализ текстов психотерапевтического жанра показал, что используемое сочетание методологических принципов комплексного подхода позволяет типировать авторские рассказы психотерапевтов. Наряду с выделенными стилями повествования (эпический, комический, бытовой реализм, детектив), можно выделить еще один - призыв к борьбе, действию. Среди архетипических сюжетных линий наиболее часто встречающимся оказался героический жар в сочетании с эпическим повествованием. Сенектический жанр психотерапевтических рассказов оказался на втором месте. Также часто встречался дионисийский жанр литературы в сочетании с комическим стилем повествования. При помощи анализа иррациональных свойств текстов было установлено, что в целом можно разделить психотерапевтические тексты на логичные и семантически сложные (мы назовем их рационально иррациональные - РИ), и текксы, направленные на внутреннее содержание, контекстные и неподдающиеся рефлексии(мы назовем их иррационально рациональные - ИР). Среди первого типа преобладает комический стиль повествования и бытовой реализм, а тексты, условно относящиеся ко второму типу - эпический стиль. У текстов, относящихся к первому типу, преобладает динисийский и героический сюжеты, а у текстов второго типа - сенектический.
Таким образом, выявили, что:
1) клиенты идентифицируют психолога со значимыми людьми из своего окружения;
2) существует перенос личностных особенностей психолога на ситуацию психотерапевтического взаимодействия;
3) у психолога констатируется высокая степень осознанности ситуации взаимодействия.
В целом, анализ структуры личностных конструктов субъектов взаимодействия показал наличие переносов и контрпереносов в ситуации психотерапевтического взаимодействия. Анализ структуры личностных конструктов субъектов психотерапевтического взаимодействия показал, что в результате можно выявить имеется ли психотерапевтический эффект у клиента после встречи с психологом. Также было продемонстрировано, что изменяется адаптационный потенциал всех клиентов, пришедших на терапию, что свидетельствует о наличие психотерапевтического эффекта. Таким образом, нам считается верным следующее теоретическое обобщение относительно психотерапевтического взаимодействия. Системная модель взаимодействия (коммуникации психолога-консультанта и клиента) Коммуникация психолога и клиента - это, прежде всего, одномоментное временное бытие психолога - консультанта и клиента, оказывающее более или менее сильное влияние на последующую жизнь обоих субъектов взаимодействия. Данная коммуникация осуществима в условиях психологической консультации. Это может быть первичный прием, либо первичная консультация. Взаимодействие складывается из трех элементов: пространство личностей двух субъектов взаимодействия (личность психолога и личность клиента), пространство взаимодействия двух личностей (первая и вторая реальности) и динамика изменений: переструктурирование системы
Под пространством личности понимается структура человеческой психики, складывающейся из операциональных компонентов. Это: особенности эмоционально - волевой, познавательной сферы; свойства психики; набор рефлексируемых состояний; социальные свойства человека; бессознательные механизмы действий. Имеет рациональный и иррациональный пласты. Рациональный чаще называется осознанным, а иррациональный - бессознательным.
Личность может определяться либо как: самодостаточная, компенсированная, декомпенсированная и невротическая; либо как: здоровая, сложная, акцентуированная, невротическая, психотическая.
Под пространством взаимодействия двух личностей понимается смысловая сторона системы, т.к. весь поток информации заключен в знаковую форму. Данное пространство подвластно сильным искажениям; находится в культурно-языковой среде. Имеет рациональную и иррациональную подсистемы. Последние практически не изучены. Взаимодействие делится на, так называемые, первую и вторую реальности. Первая реальность характеризуется свойствами: 1) объективность существования двух или более человек;2) время;3) помещение;4) наличие двух субъектов активности: физически, эмоционально, действенно;5) включенность в социальные взаимодействия. (политический режим и соответствующая политическая система; экономическое положение государства, состояние государственной системы; влияние различных малых групп и т.п.).
Под второй реальностью понимается отражение реальной действительности в сознании людей. Делится на вторую реальность клиента (отражение действительности клиентом, видимая клиентом как проблемная и приближенная к действительности) и вторую реальность психолога - консультанта (отражение действительности психологом-консультантом, состоящее из личного опыта человека, его прошлого, настоящего и иллюзорного будущего; отражение действительности, представляющее анализ взаимодействия психолога и клиента, выраженное профессиональными качествами;
Под динамикой изменений понимается переструктурирование пространств личностей, как психолога, так и клиента.
В системе можно выделить субъекта и объекта общения. Первым является психолог-консультант; вторым - клиент.
В процессе консультативной системы происходит предъявление поведенческих паттернов, как психолога, так и клиента. Отличие состоит в том, что клиент, как правило, использует способы неэффективного общения с другими, а психолог в силу своего профессионализма должен быть эффективен в общении, при этом должен обладать навыками рефлексии. Поэтому в процессе взаимодействия психолог, проявляя свою субъектность, управляет поведением клиента поддерживая позитивные (целесообразные) способы и фрустрируя негативные (неадекватные) способы взаимодействия. Так, в процессе взаимодействия может произойти интеграция личности, необходимая для разрешения проблемной ситуации. Каким образом это происходит в психологической науке, точного ответа нет, но изменения диагностировать можно при помощи личностных опросников, делая замеры до и после консультирования. Выделенные элементы взаимосвязаны друг с другом. Личность психолога - консультанта с личностью клиента: взаимодействие осуществляется на уровне сознательного и бессознательного с неотъемлемым влиянием прошлого опыта, Я - концепций обоих, жизненных ресурсов и трансцендентных способностей. Личность психолога - консультанта с пространством первой реальности: принятие всех правил ведения психокоррекционного процесса, соблюдение всех условий консультирования. Личность психолога - консультанта с пространством своей второй реальности: использование профессиональных знаний, умений и навыков для разрешения всех видов проблемностей. Личность психолога - консультанта с пространством вторая реальность клиента: принятие ее таковой, какая она есть (не зависимо от динамики изменений) и целостное влияние на систему отношений клиента. Личность клиента со своей второй реальностью, представляющей для него проблемой: направленность на разрешение проблемностей. Личность клиента со своей второй реальностью, приближенной к действительности: выход на психологические ресурсы. Во взаимодействии психолога и клиента можно выделить подсистемы, составляющие единое целое системы.
Имеется две основных подсистемы, которые можно с уверенностью выделить. Это:
1.) рациональное взаимодействие двух социальных индивидов; всевозможные варианта рациональных процессов;
2.) иррациональное взаимодействие двух индивидуальностей, имеющих энергетический ресурс бессознательного (у одного человека, возможно, котектированный; у другого - флуктуирующий); трансцендентные переживания; всевозможные варианта иррациональных процессов
Подсистемы рационального и иррационального взаимообусловлены. Можно выделить несколько типов их взаимосвязи: конфронтация;
конфликт;
параллельность;
интеграция;
различные формы искажения иррационального в рациональном (фантомные переживания и т.п.);
различные формы искажения рационального в иррациональном (вытесненные события, мысли и т.п.) В зависимости от каждого типа складывается определенная модель взаимодействия клиента и психолога-консультанта. Необходимо отметить, что интеграция рационального и иррационального в психике психолога-консультанта должна быть выше, чем в психике клиента. Учитывая данную модель психологического консультирования, можно сказать, что целью взаимодействия психолога-консультанта и клиента является минимально необходимая интеграция рационального и иррационального. Система взаимодействия психолога-консультанта и клиента может рассматриваться:
1). Как одна из подсистем всего множества взаимодействий людей. Из этого следует, что на систему оказывают влияние всякое изменение отношений между индивидами. Эти изменения касаются как любых макро групп (мировые новости, катастрофы, политические и экономические интриги и т.п.), так и изменения в малых группах, имеющих значение для личности клиента (семейные неурядицы, болезнь родственника и т.п.);
2).Как один из уровней практической психологии. Факторами флуктуации системы психолог-клиент являются: 1) готовность обоих личностей вступать во взаимодействие, которая вытекает из преобладания естественного желания решить сложную ситуацию над различными запретами (личностная защита, социальные страхи и стереотипы);
2) актуальная способность психолога создать условия для преобразования исходной второй реальности двух личностей в новую. Существует механизм отрицательной обратной связи (или по-другому иррациональные механизмы, мешающие развитию системы) - процесс ограничения взаимодействия внутри системы " клиент и психолог-консультант", обуславливающий застой или регресс системы. Этот процесс возникает в результате перевеса чаши весов "желание взаимодействовать - запрет на взаимодействие" в сторону последнего.
Рассматривая каждый элемент системы, можно выделить определенные факторы неэффективного взаимодействия (например, в пространстве личности психолога-консультанта можно обнаружить модели неэффективного общения или неумение решить какую-нибудь жизненную задачу; может возникнуть конфликт ценностных установок и т.д.), которые мешают развитию системы. Под развитием системы взаимодействия " клиент и психолог-консультант" понимается эффективное общение двух личностей, которые прошли путь хотя бы частичной интеграции внутренних пластов психики; проявление субъектности индивидов общения; обеспечение дельты приращения системы при минимальных ресурсных затратах (без ущерба здоровья, разрыва отношений, потери творческих способностей и чувства жизни). Точкой бифуркации системы, максимально неустойчивого равновесия, является момент соединения рациональных и иррациональных пластов в системе взаимодействия психолога-консультанта и клиента. В данной системе присутствуют также факторы стабилизирования системы: включенность рефлексирующего субъекта (психолог-консультант); естественное желание разрешить проблемную ситуацию; необходимый энергетический ресурс бессознательного психолога-консультанта.
Все перечисленные факторы стабилизации системы "клиент и психолог-консультант" трудно поддаются диагностики и могут быть выработаны в процессах обучения и личностного становления. Резюме: Комплексное исследование рассказов психотерапевтического жанра показало, что практические психологи и психотерапевты, используя в своей работе разные типы психотерапевтических текстов, отличаются друг от друга. Эффективность психотерапевтического процесса зависит от способности клиента отслеживать иррациональные проявления, возникающие во время психотерапии. Результаты исследования позволяют предположить, что в зависимости от личностных особенностей психолога формируется "клиентура" данного специалиста, но, т.к. данное исследование было ориентировано в основном на анализ психотерапевтических текстов, то по результатам данного исследования нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу. Заключение В заключении хотелось бы подчеркнуть, что данная дипломная работа представляет собой комплексное исследование текстов психотерапевтического жанра, которая объединяет альтернативные методологические принципы. Это: юнгианский, мифологический подход к анализу текста; психоаналитический подход и выделение переноса и контрпереноса в психотерапевтическом взаимодействии; психолингвистический подход и семантический анализ текста.
Кроме этого, хотелось бы отметить, что на данный момент времени выделяются два абсолютно разных в методологическом отношении направления практической психологии. Это так называемая Эго-психология, бурно развивающаяся до 20-х годов, и Self-психология, развивающаяся быстрыми темпами в настоящее время. Терапия, основывающая на методологических принципах Эго-психологии, в целом направлена на персону человека, отражающую социальную представленность эго в социуме. Такая терапия ориентирована на коррекцию социальных отношений, на изменение социальных ролей. Эго-психология направлена на изменение эго-сознания человека. Ее эффективность оценивается изменением социальной адаптации клиента, пришедшего на терапию, которая достигается сознательным анализом поведения, чувств и мыслей.
Терапия в рамках Эго-психологии ориентирована на рациональные моменты взаимодействия людей. Self-психология начала развиваться на основе глубинной психологии К.Г.Юнга. Его последователи (С.Грофф, Р.Ассаджиолли, М.Эриксон и др.) внесли огромный вклад в развитии новых методов психотерапии. Разработанные методы и теоретические обобщения имеют большое значение для психотерапии. В рамках Self-психологии рассматривается не социальная идентификация, а социальная идентичность, способность проявлять внутреннюю сущность. В целом Self-психологии ориентирована глубинные пласты психики и их иррациональное проявление. Такая терапия учитывает иррациональные моменты взаимодействия.
Таким образом, на данный момент существуют 2 взаимоисключающих друг друга принципа построения и объяснения психотерапевтического взаимодействия (терапия, центрированная на рациональной стороне взаимодействия, и терапия, центрированная на иррациональной стороне взаимодействия). Интеграция этих 2-х направлений позволила бы преодолеть их методологическую ограниченность. Т.к. иррациональные моменты изучены в меньшей степени, то данная дипломная работа была ориентирована именно на эту сторону взаимодействия. Таким образом, результатом данной работы является сама попытка проанализировать иррациональное в процессе взаимодействия двух личностей, психолога и клиента. При этом, если говорить о возможности такого исследования, то она практически сводится к нулю, т.к. нет методов, позволяющих исследовать неосознанные проявления психики. Все существующие на сегодняшний день методики способны диагностировать лишь то содержание души, которое переработано разумом. В данной дипломной работе предлагается выделять психотерапевтические тексты, как единицу анализа взаимодействия. Выделение именно такого структурного элемента позволяет одновременно анализировать сознательные и бессознательные проявления души.
Кроме этого в рамках данной дипломной работы обнаружилась несостоятельность существующих методологических принципов и диагностических методик исследования межличностного взаимодействия и взаимовлияния. В частности, выявилась ограниченность методов, использованных для изучения рассказов психотерапевтического жанра. Метод Келли, не смотря на всю универсальность идеи, положенной в его основу, не позволяет выявить иррациональные проявления поведения человека. Он может лишь выявлять несоответствия вербальных репрезентаций внутренних смысловых структур. Метод Келли это лишь повод для сотрудничества психолога и клиента, точка соприкосновения внутреннего (не проговоренного) и внешнего (презентируемого). Метод выявления центральной конфликтной темы (CCRT) позволяет, также как при использовании Реп-теста, структурировать поток выражения, редуцируя и обобщая конкретику частного случая. В заключение, хотелось бы сказать, что те результаты, которые были получены представляют субъективный взгляд на проблему взаимодействия человеческих душ, бытия. Возможно, такой взгляд ограничен и не конструктивен, но то, что было отмечено в данной дипломной работе представляет собой результат пятилетнего становления психолога.
Выводы
Комплексное исследование рассказов психотерапевтического жанра выявило и показало следующее: 1. Семантический анализ и типирование психотерапевтическихз текстов позволяет по-новому отнестись к ситуации взаимодействия психолога и клиента: типирование рассказов психотерапевтического жанра, в зависимости от мифологической темы, звучащей в тексте, и от способа выражения смысла (стили написания, степень иррациональности текста) позволяет определять соответствие или несоответствие текстов психолога и клиента. Совпадение или "полярность" текстов (крайние варианты степени соответствия текстов) обуславливают эффективность психотерапевтического взаимодействия. 2. Оценка психотерапевтического взаимодействия возможна на основе изменения адаптационного потенциала и переструктурирования структуры личностных конструктов клиента. 3. Анализ психотерапевтических текстов показал наличие переносов и контрпереносов у клиента и психолога, при этом степень их осознанности непосредственно влияет на эффективность психотерапии.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.