Семантический анализ психотерапевтического текста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Теоретический анализ основных методологических принципов психотерапевтического взаимодействия

Смысл и текст

Обратимся к сущности понятия текста. Текст [от лат. textum - ткань, связь] означает единственный в своем роде набор элементов окружающей (в данном случае это набор слов) действительности, объединенных определенным смыслом. Т.е., текст это представление какого-то иррационального содержания в потоке рационального выражения. Лингвисты утверждают, каков бы ни был или мог быть смысл предложения, смысл предложения обязательно должен быть чем-то, что может эффективно найти каждый, кто знает соответственный язык[14]. Но, смысл текста может быть понят индивидом только в случае, соответствия опыта индивида и возможности расшифровать языковую конструкцию представленного текста. Это понятно, если рассматривать смысл, понимая под ним область конкретного дискурса как поля трансиндивидуальной реальности субъекта[10]. Часто, используя выражение "смысл текста", подразумевается его значение, связанное со смыслом. Но использование языка нельзя понимать, как кодировка - декодировка языковых значений, потому что один и тот же смысл может выражаться разными способами. В литературных текстах часто выражаются глубинные пласты психики при помощи определенного прототекста[23]. Этот "прототекст" через ассоциативную связь или скрытое цитирование однозначно адресуется субъекту, знакомому с данным культурологическим кодом. Примером таких литературных текстов служат мифы.

Вывод: Текст - вербализированная форма репрезентации смысла, как ментального содержания, которая имеет близкую аналогию со словом, как элементарная часть вербальной репрезентации смысла.

Двойственность существования смысла порождает проблему соответствия текста и ментального содержания, являющегося его порождающей первоосновой. Смыслообразование и понимание Дихотомия терминов "смысл" и "значение" наглядно рассматривается в процессе смыслообразования, где значение осмысленно - означаемого знаком[35]. выступает его звеном. А.Н.Леонтьев рассматривал процесс смыслообразования как, протекающий в системе "мотив - цель" или "мотив - условие", О.К.Тихомиров, введя понятие операционального смысла, распространил идею смыслообразования на систему " цель - условие ", Б.С.Братусь распространил ее на иерархические отношения между мотивами разной степени общности. Смыслообразование как глобальный процесс подключения новых объектов к существующей системе смысловых связей, в результате чего они приобретают новый смысл, а смысловая система распространяется на новые объекты[27]. Смыслообразование можно определить на языке психологических механизмов как процесс распространения смысла от смыслообразующих структур к частным, периферическим.

Характеристики процессов смыслообразования:

1)общая направленность процессов от полюса субъекта деятельности к полюсу ее объекта;

2)процессы подчинены определенной логике;

3)направление процессов определяется не только рациональным познавательным отражением объективных взаимосвязей объектов, но и иррациональным отражением иных их взаимосвязей.

Различают: осознание смысловых структур и осознание смысловых связей[27]. Первое относится к процессу понимания, второе - к рассмотренному выше процессу смыслообразования. Понимание можно охарактеризовать как процесс согласования, т.е. для адекватного понимания какого-либо сообщения необходимо определенная общность "тезаурусов" отправителя информации и адресата[16]. Более детально сущность процесса понимания раскрывается через обратный процесс - непонимание. Признается существование различного рода барьеров: лингвистических, семантических, фонетических и психологических, поэтому любое сообщение можно не понять[16]. Б.Ф.Поршнев выделил четыре уровня непонимания - фонетический, семантический, стилистический и логический.

Вывод: Процесс понимания напрямую связан со схожестью семантического пространства одного и другого партнера по общению. Но ошибочно представлять использование языка человеком как сугубо информативное.

Резюме:

1. Смысл это прерогатива глубинных пластов психики, идеальная сущность, транслируемая системой значений, легко распознаваемой любым представителем этой социальной группы. Тексты являются формой этой трансляции.

2. Иррациональные по своей природе образы оказывают сильное влияние на бессознательную сферу психики, т.к. образы составляют ее язык. На основе образов строится психотерапевтическое воздействие. Средство выражения образов есть тексты.

3. Речь и мышление представляют собой разные стороны одного и того же явления, одна из них погружена в область смыслов, а другая "материализована" в языковой системе.

4. Текст - вербализированная форма репрезентации смысла, как ментального содержания, которая имеет близкую аналогию со словом, как элементарная часть вербальной репрезентации смысла. Двойственность существования смысла порождает проблему соответствия текста и ментального содержания, являющегося его порождающей первоосновой.

5. Процесс понимания напрямую связан со схожестью семантического пространства одного и другого партнера по общению. Но ошибочно представлять использование языка человеком как сугубо информативное.

Метафорическое общение

Тексты, звучащие во время общения психолога и клиента, часто являются метафорами. На консультации клиент рассказывает психологу о своей жизни, о своих мыслях и чувствах. Метафора в этом случае позволяет выразить внутренние переживания, передать глубинные смыслы В лингвистической системе знаний метафора представляется универсальным механизмом семантических изменений, обеспечивающих включение новых объектов в культурно-языковой контекст путем выработки для них номинаций и раскрытия их существенных свойств[24]. В основе метафоры лежит сравнение, соотнесение в личном опыте настоящей информации и пережитой в прошлом. Процесс метафоризации приводит к столкновению смыслов, результатом которого является заимствование понятий одной областью познания из другой области.

Основные психологические механизмы конструирования метафоры:

1)сравнение несравнимого - установление отношения подобия между равными реальностями;

2)возможная невозможность - допущение о возможности подобия несопоставимых в реальности сущностей;

3)несовместимая совместимость - метафора состоит из разнородных объектов;

4)множественное единство - метафора состоит из нескольких планов: буквального словесного выражения и нового смысла.

Выделяются основные функции метафоры:

1)номинативная - универсальный механизм семантических изменений;

2)познавательная - формирование, раскрытие существующих и установление новых смыслов;

3)средство создания образности речи;

4)оценочная;

5)Эмотивно-оценочная - как средство эмоционального воздействия для достижения экспрессивного эффекта.

Метафора - это система, при взаимодействии основного и вспомогательного компонентов которой возникает "системный эффект" - иносказательность[24], появление нового значения. В появлении этого нового смысла - основное отличие метафоры от сравнения.

Алхимический жанр

Рассказ алхимического жанра у Дж.Хиллмана точно не определен. Алхимический или мистический жанр представляет собой повествование о трансформации, происходящей с главным героем. Мистическое проявляется в виде действия колдунов, волшебников, простого чуда.

Героический жанр

Рассказ героического жанра изображает развитие, где преобладает миф о Великой Матери / Герое. Это Сражение за Независимость от Великой Матери (название К.Г.Юнга). Этот жанр находит отражение в таких понятиях, как развитие эго, сила эго и самоопределение. Это архетипическая фантазия, которая имеет сюжет: развитие эго, рядового человека, с которым каждый из нас может идентифицировать себя. Ее убедительность опирается на архетипический фундамент. Это повторение на онтогенетическом уровне героического сражения "за независимость от материнской уроборической клаустрофобии"[2]. Это путешествие эго. Герой способен оказываться в гуще событий любого рассказа, он превращает все в притчу о пути, чтобы пройти этот путь и остаться победителем[2].

Эротический жанр

Рассказы эротического жанра изложены в духе Афродиты. Когда все внимание уделяется чувственным ценностям. Все события проникнуты личностными соотнесенностями главного героя. Главный акцент делается на чувственно-сексуальные отношения[2].

Жанр Анимы

Рассказ в жанре Анимы представляет некую определенную форму, где Анима неразрывно связана с самими образами и фантазиями. Такой рассказ не оформлен в повествовательный сюжет. Реагирование на образы и фантазии выражается в метафорической форме, в которой сознание является одним из косвенных намеков, рефлексий, отражений, тональностей, едва уловимых развитий одной из сюжетных линий[2].

Дионисийский жанр

Дионисийский стиль психотерапевтических рассказов ярко представлен в творчестве К.Г.Юнга, где "особое значение придается потоку событий"[2;30]. Дионис - это не безгласная сила, которая имеет внутреннюю структуру. В психологии она говорит на языке театральной поэтике. Рассказы могут иметь форму представлений, в которых герой всегда участвует. Эти постановки поставлены в реальной жизни и являются архитепическими драмами, где мы - маски (personae), посредством которых говорят боги (personare). Процесс исцеления начинается, когда мы становимся действующими лицами некоего вымысла и, когда возрастает напряжение драмы, наступает катарсис. Задача психолога и клиента в искусном, прочувствованном исполнении роли[2]. Такая терапия использует метод вымысла и другие поэтические средства, в создании которых главную роль играет бессознательное. Оно создает драмы и поэтические вымыслы. Драма имеет следующую структуру: место действия, действующие лица драмы, экспозиция, развитие сюжета, кульминация или кризис, решение кризиса или лизис[2]. В результате психотерапии дешифруются симптомы и символы сновидений. "В итоге невротические нарушения, черты характера, непонятные поступки и навязчивые мысли находят сове объяснение в биографии: они занимают место в индивидуальной истории жизни, это части того целого, которое и должно открыться пациенту"[36].

Метод Келли

В психологическом знании, несмотря на большое количество психометрических методик, существует достаточно мало методов качественного исследования личности. Одним из них является метод, разработанный Джорджем Келли. Он был одним из пионеров когнитивного направления в психологии со своей теорией личностных конструктов. Он основал свой подход на философии конструктивного альтернативизма, который гласит, что "любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования"[34]. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущим событиям. Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами.

Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Келли создал "теорию, в которой все конструкты имеют определенные формальные свойства: диапазон применимости и проницаемости - непроницаемость"[34]. Келли также описал различные типы личных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой (основной), периферический, жесткий и свободный[34]. Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Он полагал, что не требуется никаких специальных концепций для объяснения мотивации человека. Он высказывал предположения, что люди мотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и желанием прогнозировать события, которые они переживают. Келли рассматривал конструкты как биполярные и дихотомичные. Он также охарактеризовал организацию конструктов в терминах иерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то - подчиненными по отношению к другим частям системы. Эта организация не закреплена жестко, так же как непостоянны сами конструкты[34]. Келли изобрел универсальный метод оценки личности, который в гораздо большей степени известен и популярен, чем его концепция.

Реп-тест оценивает личностные конструкты, которые люди используют в интерпретации ролевых отношений и своего опыта[42]. Первоначально Реп-тест мыслился, как диагностический инструмент для того, чтобы помочь психотерапевту понять систему личностных конструктов клиента, и представить то, как клиент использует ее для оценки своего социального и материального окружения. Существует много форм Реп-теста, индивидуальных и групповых, но одна методика является общей для всех. Испытуемому предлагается список названия ролей - различных обозначений ролей людей, которые предположительно важны или были важны для тестируемого. Испытуемого просят назвать для каждой роли имя лично знакомого ему человека, который больше всего подходит к этой роли. Люди, которых испытуемый внес в список, называют фигурами. После того, как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просят установить "самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей". Данную процедуру повторяют с несколькими другими триадами для того, чтобы определить, как испытуемый классифицирует и дифференцирует перечисленных им людей. Все роли используются в триадах приблизительно в равной степени, чтобы не оказывать выборочное давление на исследование основных конструктов испытуемого. Основываясь на вербальном содержании выведенных конструктов, психолог может сделать предположение о том, как испытуемый воспринимает значимых для него людей и общается с ними. Эта форма Реп-теста называется формой перечня и применяется индивидуально[34].

Келли также разработал технику репертуарной решетки. Определение репертуарная означает, что элементы <группа объектов> выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны определенным образом (контекстом) аналогично репертуару ролей в пьесе[42]. Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике репертуарных решеток часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций, репертуара ролей, но место которых каждый конкретный человек мысленно представляет своих знакомых людей или конкретные предметы[42].

Метод репертуарной решетки состоит в том, что "испытуемому предъявляют специально подготовленную решетку, или матрицу, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры его жизни, а на другой - различные разряды, к которым он их относит. Испытуемый заполняет форму, обозначая людей, которые подходят к ролям. Затем испытуемого просят заполнить первый ряд матрицы под колонками, обозначив трех людей кружочками. Эти кружочки обозначают три фигуры, которых испытуемый считает перворазрядными. Испытуемого просят подумать о важной характеристике, которая делает двух из этих людей похожими друг на друга, и отличает их от третьего человека. Решив, чем эти две фигуры похожи, но отличаются от третьей, испытуемый подчеркивает два кружочка, которые соответствуют двум похожим людям. Третий кружок остается не перечеркнутым. Затем испытуемый пишет слово или короткую фразу, которая показывает, чем эти две фигуры похожи, в колонке "полюс конструкта". В колонке "противоположенный полюс" он пишет слово или короткую фразу, из которой ясно, чем третья фигура отличается от двух других. Наконец, испытуемый проверяет оставшиеся фигуры в первом ряду и делает пометку в клетке, если характеристику полюса конструкта можно использовать для интерпретации этой фигуры. Этот процесс продолжается до тех пор, пока испытуемый не заполнит все оставшиеся ряды. В результате получается решетка с фигурами вверху, различными конструктами в правых колонках и пустыми и помеченными клетками внутри прямоугольника[34].

Конечным результатом Реп-теста является модель конструктов, которые человек использует для интерпретирования своей социальной действительности. При анализе результатов исследователь рассматривает:

1)количество и разнообразие выявленных конструкций;

2)содержание и характер конструктов;

3)связь различных фигур с конструктами и между собой;

4)дополнительные характеристики конструктов, такие как их проницаемость, открытость или закрытость и коммуникабельность.

Келли сознавал, что, используя Реп-тест для измерения личностных конструктов, необходимо принять следующие допущения:

1)выявленные конструкты не ограничиваются людьми, перечисленными в перечне названия ролей (в новых ситуациях у испытуемых будут возникать новые персонажи);

2)люди, упомянутые в тесте, являются лишь представителями тех, с кем, испытуемые общаются в повседневной жизни[34].

Наиболее слабым местом в теории Келли является предположение, что люди могут точно описать конструкты, которые они используют, чтобы объяснить, в чем другие люди похожи друг на друга и в чем различны. Современной модификацией Реп-теста в России стала методика "Ко-терапевтическая компьютерная система "Келли-98"(диагностика и коррекция психической адаптации личности). Она основывается на тех же принципах, что и техники репертуарных решеток Джорджа Келли. В ходе многолетних исследований и апробаций, как считают создатели новой методики, была разработана форма, которая позволяла получить чрезвычайно полезную в рамках последующей психотерапии информацию[33]. Кроме того, уже в процессе тестирования и анализа результатов Методика оказывает на человека первоначальное психотерапевтическое воздействие[33].

Методика обладает универсальностью и может быть использована для решения широкого круга задач, например, оценка социальной адаптации клиента. Для исследования системы отношений личности техника репертуарных решеток удобна тем, что она доступна математической обработке: процедурами корреляционного и факторного анализа. Они позволяют получить вероятностные характеристики систем конструктов, отражающих жесткость или рыхлость системы, сбалансированность или разсбалансированность отдельных элементов системы по содержанию составляющих их конструктов. Техника Келли может надежно измерять определенные адаптивные свойства, присущие конкретному человеку, сигнализировать о динамике состояния его адаптивных систем[33]. В Методике "Ко-терапвтическая компьютерная система "Келли-98" конструктам придается примерно такое же значение, что и у Дж.Келли. Теоретическим основанием данной методики, кроме теории личностных конструктов, являются учение В.Н.Мясищева о личности, как о целостной системе отношений, и теория общения Э. Берна.

Методика мало отличается от Реп-теста Келли. В ней сохранены все атрибуты автора: репертуарный список, персонажи, конструкты, оценки персонажей по конструктам, репертуарная решетка. Не была изменена последовательность процедур, и сохранились рекомендованные способы выявления конструктов по отношению к персонажам. Также ее можно использовать как семантический дифференциал[33]. Данную методику можно использовать для определения успешности или неуспешности психотерапевтической сессии, которая определяется трансформацией системы отношений клиента и повышением уровня адаптации к жизненным условиям[33]. Также данная методика позволила исследовать область представлений друг о друге субъектов по психотерапевтическому взаимодействию.

Резюме

Данная дипломная работа на тему: "Рассказы психотерапевтического жанра: семантический анализ и типология" относится к исследованиям в рамках субъектной парадигмы. Поэтому материалом анализа стали авторские тексты, где главным образом анализировались рассказы, создаваемые психотерапевтом. Наряду с этим были подвергнуты анализу клиентские нарративы и психотерапевтическое взаимодействие. В ходе терапевтических обобщений определилось три направления, позволяющих провести комплексное исследование по анализу и типологии рассказов психотерапевтического жанра. Комплексный анализ позволяет: выделять главную архетипическую идею методом выделения основного мифологического сюжета; выявить семантику переноса и контрпереноса методами выделения центральной конфликтной темы взаимодействия (CCRT) Лестера и Эллен Люборски и репертуарной решетки Келли (в его модифицированном варианте, Ко-терапевтическая компьютерная система "Келли-98"). Кроме того, были рассмотрены несколько клиентских случаев в системе личностных конструктов Келли.

Выводы

Комплексное исследование рассказов психотерапевтического жанра выявило и показало следующее: 1. Семантический анализ и типирование психотерапевтическихз текстов позволяет по-новому отнестись к ситуации взаимодействия психолога и клиента: типирование рассказов психотерапевтического жанра, в зависимости от мифологической темы, звучащей в тексте, и от способа выражения смысла (стили написания, степень иррациональности текста) позволяет определять соответствие или несоответствие текстов психолога и клиента. Совпадение или "полярность" текстов (крайние варианты степени соответствия текстов) обуславливают эффективность психотерапевтического взаимодействия. 2. Оценка психотерапевтического взаимодействия возможна на основе изменения адаптационного потенциала и переструктурирования структуры личностных конструктов клиента. 3. Анализ психотерапевтических текстов показал наличие переносов и контрпереносов у клиента и психолога, при этом степень их осознанности непосредственно влияет на эффективность психотерапии.

Семантический анализ психотерапевтического текста.

Е. Сидоренко.

В настоящее время в психологическом знании существует кризис, связанный с ограниченностью методологических принципов психотерапевтической работы. Проблемность феномена психотерапевтического взаимодействия связана с тем, что психотерапевтическое взаимодействие и психотерапевтический эффект не поддается строгому научному анализу.А это означает, что в настоящее время взаимодействие практического психолога и клиента строится способом проб и ошибок, основываясь только на интуитивных догадках и путем комбинации различных техник. Следовательно, возрастает число психотерапевтических процессов, эффект которых возникает спонтанно в зависимости от сложившейся ситуации. Такое положение вещей делает актуальным исследование, направленное на изучение психотерапевтического взаимодействия. Анализ литературы по проблеме психотерапевтического взаимодействия выявил три методологические проблемы: первая касается неопределенности самого объекта исследования;

вторая связана с проблемой фиксации и вычисления интерпсихических и экстропсихических свойств психики;

третья трудность состоит в несовершенстве существующих диагностических методик при исследовании внутренних пластов психики. Существующие подходы не учитывают иррациональные моменты взаимодействия. Поэтому мы считаем необходимым выделить в рамках проблемы изучения феномен влияния иррациональных моментов на ситуацию взаимодействия психолога и клиента. Мы считаем, что применение юнгиансткой методологии и идея существования рассказов психотерапевтического жанра Дж.Хиллмана позволит в сочетании с психоаналитическими и психосемантическими методами исследовать психотерапевтическое взаимодействие. Данная дипломная работа представляет собой комплексное исследование на тему: "Рассказы психотерапевтического жанра: семантический анализ и типология". Объект исследования: область соединения рациональных и иррациональных компонентов в структуре психотерапевтического взаимодействия, а предмет - тексты психотерапевтического жанра, состоящие из вербализированных клиентских монологов и текстов концептуальной модели психотерапевта (направленные во взаимодействие с клиентом).

Цель исследования: анализ семантической структуры и психологического содержания текстов психотерапевтического жанра. В исследование данной дипломной работы решались следующие задачи:

1). Рассмотреть семантическую структуру текстов психотерапевтического жанра с позиции архетипической психологии;

2). Определить наличие и проявление переносов клиента и контрпереносов психотерапевта в психотерапевтических текстах;

3). Сравнить полученные результаты анализа психотерапевтических текстов со структурой личностных конструктов субъектов психотерапевтического взаимодействия. Данное комплексное исследование представляет собой попытку изучения психологического феномена с позиций альтернативных методологических оснований: психоаналитическая концепция психотерапевтического взаимодействия, глубинно ориентированная психотерапия и семантический анализ текста.

В исследовании использовались следующие методы:

1). Мифологический (глубинно ориентированный) метод анализа текстов в соответствии с мифологическим сюжетом;

2). Психолингвистический метод анализа рациональной и иррациональной структуры текста;

3). Метод Репертуарной решетки Келли (методика ко-терапевтическая система "Келли-98";

4). Метод выявления центральной конфликтной темы (CCRT) Л.Люборски и Э.Люборски.

В основе исследовании лежит гипотеза о том, что эффективность психокоррекционного воздействия зависит от степени осознанности психологом рациональных и иррациональных моментов взаимодействия с клиентом. Рациональная сторона взаимодействия состоит в объяснении происходящих событий и сводится к действию здравого смысла. Иррациональная сторона не поддается осознанию и представлена в непосредственном переживании. Обычно рациональной стороне психотерапевтического взаимодействия придается большое значение, хотя иррациональные моменты являются на менее значимыми. Представленность психотерапевтического взаимодействия была рассмотрена в следующих феноменах: в материале опубликованных и записанных в ходе интервью авторских психотерапевтических текстов, в клиентских нарративах, в личностных конструктах и репертуарах, в представлениях психолога и клиента о конфликтных отношениях (в рамках переноса - контрпереноса). Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предлагается новый способ анализа психотерапевтического взаимодействия психолога и клиента, позволяющий, комбинировать сознательные и бессознательные тенденции взаимодействия.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.