Нарративы и психотерапевтическое взаимодействие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тексты, звучащие во время психокоррекционных сессий, можно определять как особый вид литературы, определившей себя в виде психотерапевтического жанра. В целом терапия - вид применения воображения, где постепенно упорядочиваются события и достигаются реальные цели. Человек, проживая свою жизнь, попутно конструирует ее историю. Родителям принадлежит важнейшая роль в этом процессе на протяжении первых лет после рождения, как основным архетипическим образам, основателям "генеалогического мифа"[2]; впоследствии в написании "личной истории" начинают участвовать другие значимые люди. В ходе индивидуальной психотерапии происходит осмысление и переработка личной истории пациента через диалог с психотерапевтом.

Состав исторических действующих лиц остается прежним, меняется лишь отношение к ним и событиям, в которых они принимали участие, основываясь на происшедших инсайтах. В психологической литературе принято говорить об инсайте в смысле, отличном от того, что означает этот термин в когнитивной психологии. В психоанализе под инсайтом понимается интеграция переживаний пациента в овладении им интеллектуальными формами доступа к собственным внутрипсихическим процессам[40].

Существует предположение, что эффективность психотерапии зависит от рассказа, с которым приходит клиент на психотерапию. Одни из них необходимы для развертывания продуктивного процесса, ведущего к возникновению инсайта, другие же, напротив, тормозят его. Возможно, что форма рассказа несет в себе какой-то определенный конструктивный момент и является вариацией универсального для всего человечества "классического сюжета"[39].

Рассказывание истории само по себе, как особая деятельность, имеет определенный смысл. Рассказываемые истории в ходе диалога можно назвать нарративами, которые являются средством организации и соотнесения личного опыта субъекта, оказываясь встроенными в структуру взаимодействия в целом, и функционируют как эквивалент речевого акта. "Нарратив" происходит от английского слова "narrative", что означает повествующий или рассказ.

Как понятие он понимается различно, как:

а)рассказ пациента о событиях жизни;

б)тематически единая сюжетная линия, охватывающая единый жизненный путь человека;

в)один из модусов психотерапевтического дискурса; либо как (с лингвистической точки зрения) один из способов репрезентации прошлого опыта при помощи последовательности упорядоченных предложений, которые передают временную последовательность событий посредством этой упорядоченности...

Нарративы вводятся при помощи структурного средства, названного резюме, в нем указывается: временя, место, действующие лица и поведенческих характеристик ситуации[39]. Однако в реальности не встретишь нарратив со всеми пятью частями.

Выделяются следующие семантические критерии:

1)репрезентация в рамках рассказываемой истории временной последовательности событий, включая действия "осложнения или разрешения" или "нарушения плана";

2)отчетливое указание на место и время действия, а также на действующих лиц[39].

Исследования в области изучения психотерапевтических нарративов показало, что:

1) не все рассказы пациентов равнозначны в плане продуктивного развития психотерапевтического процесса;

2)в ходе терапевтического процесса огромное значение имеет своевременность и уместность комментариев, которые делает психотерапевт[39].

В книге Дж.Хиллмана "Исцеляющий вымысел" предлагается выделять жанр "терапевтических вымыслов"[2;19], что означает рассказ о человеке, пришедшем на терапию, который записан в его истории болезни. Она является вымыслом в трех значениях этого слова:

1)субъективность материала записанных историй;

2)записи это сообщения о воображаемых внутренних процессах главного героя рассказа;

3)это сообщения, которые нельзя опровергнуть или проверить.

Существует различие между историей болезни и историей души. История болезни представляет собой биографию исторических событий, в которых принимал участие человек; описывает удачи и неудачи жизни в мире фактов. История души формирует вымыслы и описывает переживания, она не испытывает удач и неудач... Нельзя составить историю души на основе истории болезни. Но между душой человека и историей его болезни существует взаимосвязь, т.к. эта история один из способов рассказа души о себе. Дж.Хиллман утверждал, что этот особый жанр литературы, поддается типированию, выделяя сюжеты и действующих героев. Сюжет, по его мнению, строится вокруг проблемы "почему это произошло?", который находит отражение в психологических теориях.

Джеймс Хиллман приходит к выводу, что истории болезни имеют различные литературные стили и написаны в различных литературных жанрах. При этом, терапия приносит максимальную пользу в том случае, если человек помещает свою жизнь в многообразие жанров "без необходимости выбирать один жанр среди других"[2;26]. 2.1.2. Типология текстов психотерапевтического жанра (по Д.ж. Хиллману) Существует четыре способа повествования терапевтических рассказов: эпический, комический, детективный и бытовой реализм[2].

В зависимости от того, какой бог и мифологическая тема звучит в рассказе, выделяют следующие жанры психотерапевтической литературы:

1) алхимический;

2) героический;

3) плутовской или эпизодический;

4) эротический;

5) сатурнический;

6) жанр Анимы;

6) дионисийский.

Алхимический жанр

Рассказ алхимического жанра у Дж.Хиллмана точно не определен. Алхимический или мистический жанр представляет собой повествование о трансформации, происходящей с главным героем. Мистическое проявляется в виде действия колдунов, волшебников, простого чуда.

Героический жанр

Рассказ героического жанра изображает развитие, где преобладает миф о Великой Матери / Герое. Это Сражение за Независимость от Великой Матери (название К.Г.Юнга). Этот жанр находит отражение в таких понятиях, как развитие эго, сила эго и самоопределение. Это архетипическая фантазия, которая имеет сюжет: развитие эго, рядового человека, с которым каждый из нас может идентифицировать себя. Ее убедительность опирается на архетипический фундамент. Это повторение на онтогенетическом уровне героического сражения "за независимость от материнской уроборической клаустрофобии"[2]. Это путешествие эго. Герой способен оказываться в гуще событий любого рассказа, он превращает все в притчу о пути, чтобы пройти этот путь и остаться победителем[2].

Дата: 2019-05-28, просмотров: 186.