ГЛАВА 3. ОЦЕНКА, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для активизации производства и обеспечения экономического роста в регионе при ограниченных финансовых возможностях следует соблюдать принципы государственной инвестиционной политики:

последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета;

совершенствование нормативной базы для привлечения иностранных инвестиций;

значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Не мало важным также является улучшение инвестиционного климата в регионе и привлечения иностранных инвестиций. Для чего требуется ряд мер направленных на формирование в стране общих условий цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

В качестве таких мер можно назвать:

ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом, нацеленным на создание в стране некриминального рынка;

пересмотр налогового законодательства в сторону стимулирования производства;

мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.

Для повышения эффективности развития строительной отрасли в качестве предложений можно отметить следующее:

Повышение обеспеченности производственными программами строительных организаций заказами.

Как показывает практика у половины строительных организаций мощности используются на 55-60%, по причине достаточного обеспечения заказами. Средняя обеспеченность производственными заказами составляет 2,5-3 месяца.

Повышение инвестиционной активности в строительном секторе.

В строительной отрасли неблагоприятно складывается ситуация с инвестициям, доля предприятий, не осуществляющих инвестиции, растет и составляет 70 - 75 %. Рост инвестиций отмечен лишь у 1–2% предприятий.

К числу причин, отрицательно влияющих на создание нормального инвестиционного климата, можно отнести:

недостаток собственных средств у подрядных организаций;

высокие инвестиционные риски;

отсутствие интереса к вложению банковского капитала в производственную сферу;

содержание на балансе строительных предприятий устаревшего изношенного оборудования;

ограниченные финансовые вложения подрядных организаций, а также экономическая нестабильность.

Все это позволяет утверждать, что для повышения инвестиционной активности в строительной сфере требуются особые меры, как на уровне отдельных предприятий, так и на государственном уровне. 4. Различие условий функционирования крупных государственных организаций и субъектов малого предпринимательства.

Сохраняют свою значимость финансовые проблемы.

Отрасль продолжает работать в условиях дефицита собственных финансовых средств. Среди причин, осложняющих финансовое положение, является неплатежеспособность заказчиков. С этой проблемой сталкиваются свыше 60% организаций.

В современных условиях хозяйствования развитие инвестиционного рынка требует его эффективного регулирования. Одним из видов такого регулирования является система контрактно-договорных отношений, переход к которой в проектно - строительном инвестиционном комплексе требует создания механизма поиска и закрепления взаимоотношений действующих в ней сторон улучшение финансового положения строительных организаций. Для этого необходимо:

Снижение ставки основных налогов

Поощрение ориентации на внебюджетные источники финансирования и развитие ипотечного кредитования.

Создание условий для формирования конкурентной среды путем развития подрядных торгов

Разработка и внедрение новых сметных нормативов, позволяющих определить реальную рыночную стоимость объекта.

разработка и внедрение новых стройматериалов и технологий

Привлечение внебюджетных источников.

Для этого уже принят федеральный закон [51], согласно которому в качестве залога принимаются все объекты недвижимости, на которые право собственности оформлено в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Статья 63 данного Закона запрещает залог земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств. Не допускается также ипотека части земельного участка, площадь которой меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования. Часть имущества, раздел которого в натуре невозможен без изменения его назначения (неделимая вещь), не может быть самостоятельным предметом ипотеки. Не допускается ипотека имущества, изъятого из оборота, имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, а также имущества, в отношении которого в установленном федеральным законом порядке предусмотрена обязательная приватизация либо приватизация которого запрещена.

Имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании. Статья 64 гласит, что при ипотеке земельного участка право залога на находящиеся или возводимые на этом участке здания и сооружения залогодателя, в том числе на жилые строения, не распространяется, если договором не предусмотрено иное.

Если на реализацию данного объекта залога необходимо специальное разрешение – такое же разрешение требуется и для его залога.

На территории нашего региона отношения в этой области регулируются областным законом [17], на основе которого Указом Губернатора [48] утверждена концепция развития ипотечного жилищного кредитования. Также в Указе предписано учредить фонд ипотечного кредитования Ивановской области. На практике дело обстоит сложнее.

Первоначальный взнос составляет от 20%. При средней стоимости квартиры в 300 тысяч рублей соискатель ипотечного кредита должен внести 60–100 тысяч из собственного кармана. При таких условиях ипотекой воспользовалось только 0,1% населения нашего края. И, тем не менее, за оформлением ипотечного кредита уже создалась очередь.

В более выигрышном положении могут оказаться военнослужащие и их семьи. На заседание Правительства РФ 20 мая 2004 года выносится проект Закона о накопительных жилищных счетах. Согласно ему, государство ежегодно начисляет на специальный именной счет определенную сумму (в 2005 году – 35000 рублей), которая будет регулярно индексироваться с учетом инфляции, так что, выйдя на пенсию по выслуге (через 20–25 лет), военнослужащий сможет приобрести квартиру площадью порядка 60 квадратных метров. Предусмотрен вариант досрочного расторжения данного договора: через 3 года военнослужащий может оформить ипотечный кредит на общих основаниях, внеся первоначальный взнос из средств, находящихся на вышеупомянутом счете. В случае гибели военнослужащего при исполнении, все права на его накопительный счет переходят его семье. Ввод в действие данного Закона планируется уже с 1 января 2005 года.

Для улучшения демографической ситуации в Ивановской области разработана программа ипотечного кредитования молодых семей, в которых ни одному из супругов не более 30 лет. В случае рождения у них ребенка им списывается определенная сумма кредита, так что молодая семья может получить квартиру практически бесплатно, то есть, не внося собственных денег.

Также для решения данной проблемы можно предложить такое средство, как накопительный наём недвижимости. Данный способ основан на соотношении цен. На территории Ивановской области снять квартиру, примерно, в 100 раз дешевле, чем купить ее. В то же время, желательным условием коммерческого найма жилплощади является внесение предоплаты за несколько месяцев. Так что семьям приходится выкладывать суммы, превышающие оговоренные размеры. И все же, даже в нашем регионе люди могут себе это позволить. Поэтому предлагается внести в контракт о найме жилья следующий пункт:

Остаток суммы, вносимой арендатором, после удержания суммы, оговоренной в договоре найма, зачисляется в счет выкупа занимаемой жилплощади из расчета стоимость месячного найма за 1% стоимости объекта аренды.

Таким образом, при уплате двойной арендной платы, арендатор получает объект в собственность через  лет, а тройной – через  года. Для повышения заинтересованности арендодателя в данной сделке можно округлить сроки выкупа объекта, соответственно, до 10 и 5 лет, что будет аналогично взиманию комиссии за данный кредит в размере 20% от суммы.

От ипотеки данный механизм отличается большей экономической безопасностью: никто, в том числе и стороны, заключившие данный контракт, до истечения его срока не имеет доступа ко всей оговоренной сумме единовременно, что снижает вероятность ее хищения или преждевременной растраты. Кроме того, в течение срока действия договора можно оговорить индексацию взносов, что снизит потери за счет инфляции.

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

По России в целом планируется ввести новые мощности по производству керамической плитки в Санкт-Петербурге, гипсоволокнистых панелей в Нижнем Новгороде, металлической черепицы в Волгограде и панелей «сэндвич» во Владимире, причем, на импортном оборудовании [19]. Также еще в 2002 году был разработан новый ГОСТ [10], позволяющий выпускать оконные блоки с повышенной теплоизоляцией, превышающей требования СНиПов для наиболее холодных территорий России. В связи с ростом объема строительства и развитием рынка одноквартирных домов, Госстроем России также в 2002 году принят пакет из трех нормативных документов [38]. Это позволяет ускорить строительство и повысить качество вводимых объектов.

На территории Ивановской области планируется наладить производство стеклокерамики и пеностекла. В состав сырья для производства этих видов продукции входит один из самых опасных отходов человеческой жизнедеятельности – бой стекла. Поэтому побочным результатом внедрения данных технологий будет очистка территории нашей области от подобного мусора, что тоже положительно повлияет на дальнейшее развитие нашего региона.

ЭФФЕКТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО РЫНКА

Эта задача уже решается на основе проведения инвестиционных конкурсов и подрядных торгов. В 2001 году заказчиками всех уровней (федерального, субъектов РФ, держателями средств местных бюджетов), проведено 51 тыс. конкурсов, на них заключено свыше 63 тыс. контрактов на сумму 80,8 млрд. руб. в конкурсах участвовало 31,8 тыс. организаций, и в них половина выиграли торги (конкурсы). Нам представляется, что и в дальнейшем необходимо активизировать роль инвестиционных конкурсов и подрядных торгов, повышая экономическую эффективность их проведения. Подрядные торги способствуют созданию условии упорядочить систему ценообразования на рынке строительной продукции.

Несколько по иному эта проблема решается в Орловской области. Там проводятся ярмарки инвестиций, последняя из которых прошла 6 июня 2004 года.

На протяжении ряда лет в Орловской области осуществляется широкомасштабная работа по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику региона. Залогом успешной работы инвесторов является Закон "Об инвестиционной деятельности в Орловской области", предоставляющий льготы в налогообложении для компаний, вкладывающих свой капитал в развитие производства высокотехнологичной продукции.

Целенаправленная работа по привлечению инвестиций дает свои плодотворные результаты. При ежегодном росте привлеченных инвестиций, начиная с объема 1,3 млрд. рублей в 1997, они достигли в 2002 году 5,7 млрд. рублей. Более того, прямые инвестиции, направленные в экономику области, начиная с 1999 года сопоставимы с доходами консолидированного бюджета области.

Результаты проведенных ярмарок инвестиций подтвердили острую необходимость и широкую заинтересованность экономических, политических и деловых кругов в ежегодном проведении подобных мероприятий для обсуждения вопросов, связанных с привлечением инвестиций в регион, создания благоприятных условий для налаживания деловых связей и партнерских взаимоотношений. Прослеживается динамика в сторону постоянного увеличения получаемых инвестиций. Так, если в 1997 году на инвестиционной ярмарке было подписано соглашений по кредитованию представленных проектов на общую сумму 466 млн. руб., то на последней ярмарке "Орел-2002" - на 17 млрд. рублей.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе рассмотренных теоретический и методологических аспектах развитие инвестиционно-строительного комплекса можно сделать выводы, о том что в рассматриваемом периоде (1998-2002) наблюдается постоянный рост инвестиций в основной капитал (в фактических ценах), как по РФ, так и по Ивановской области.

Совершенствуется видовая структура инвестиций в РФ так за 1998-2002 их доля в здания, сооружения и жилище снизилось на 3,2 п.п., хотя и продолжает оставаться высокой – 41,9%, а доля инвестиций в машины, оборудование, инструменты, инвентарь возросла на 5 п.п., достигнув 33%.

Ивановская область на фоне позитивных изменений в РФ имеет негативную тенденцию по соответствующим показателям, так доля инвестиций в здания, сооружения и жилище возросла за тот же период на 6,1 п.п., а доля инвестиций в машины, оборудование, инструменты, инвентарь снизилась на 14 п.п.

Анализ источников финансирования инвестиций в основной капитал позволяет отметить, что снизилась доля инвестиций за счет собственных средств: с 53,2% до 48% в 2002 году по РФ, а по Ивановской области с 45,8 до 43,5, за счет прибыли и амортизации. Соответственно, намечалась тенденция увеличение доли привлеченных средств на 5,2 п.п. в 2002 году по РФ и на 2,3 п.п. по Ивановской области. Остались практически без изменений бюджетные средства и заемные средства в других организациях, как по России так и по Ивановскому региону.

Отраслевой состав инвестиций в основной капитал в 2002 году характеризуется почти пропорциональным соотношением инвестиций, направляемых в отрасли, производящие товары (48,57 %) и отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги в 2002 году (51,3 %) по РФ, а вот по Ивановской области ситуация совсем иная, так в отрасли, производящие товары направленно 68% инвестиций, а в отрасли оказывающие услуги – 32%.

Отраслевая структура инвестиций не претерпела значительных изменений. По-прежнему основные капиталоемкие отрасли в РФ это промышленность (42,7 %), транспорт (19,1 %), и ЖКХ (15,4 %). Они используют вместе порядка 80 % инвестиций ежегодно. В Ивановской области за 1998-2002 года произошли координальные изменения, в промышленность инвестиции снизились с 50% до 27% по другим показателям изменения незначительные, зато в строительство направленно 30% от общего объема инвестиций. При этом состояние ЖКХ остается плачевным: в Ивановской области срочной замены требуют 7,5% мощностей котельных, 31,4% всех тепловых труб и около 40% электрических сетей.

При оценке строительной деятельности следует отметить, что кризисные последствия в экономике, сопровождающиеся сокращением инвестиционной активности, отсутствие непрерывного финансирования, финансовым кризисом (1998 года), до конца ещё не преодолены отечественными строительными организациями. Однако за последние годы положение в строительном комплексе несколько стабилизировалось, что, прежде всего, проявляется в росте объемов подрядных работ

Объём работ, выполненных по договорам строительного подряда по РФ увеличился в 3,8 раза за рассматриваемый период, по Ивановской области в 3,2 раза. Данная тенденция имеет место практически во всех организациях различных форм собственности (приложение 3).

Следует отметить также тенденцию разгосударствления строительного сектора. Если в 1998 году 12% в РФ объём подрядных работ осуществлялись строительными организациями государственной формы собственности, то в 2002 году – 7,9 %, в Ивановской области практически аналогичная ситуация, в 1998 году гос. Предприятиями выполнено 25% объемов подрядных работ, то в 2002 году это 14%

Позитивные изменения происходят в использовании труда. В строительстве численность работающих составляет 7 % от общего числа занятых в экономике. В 2002 году это 5,1 млн. человек в целом по отрасли, в том числе 2,1 млн. человек на крупных и средних предприятиях.

Сокращаются размеры привлечения иностранной рабочей силы для работ в российских строительных организациях. В 1999 году на работу в строительстве при посредничестве миграционной службы было привлечено 211,4 тысячи иностранных граждан, что на 31 тысячу человек или на 12,8 % меньше, чем в предыдущем году.[3 с. 56]

Оплата труда в строительстве не ниже, а по крупным и средним организациям значительно выше, чем в целом по экономике. Так, средняя заработная плата в этих организациях составила в 1999 году 2097,3 руб. и превысила заработную плату по экономике в целом на 27,5 % и даже превысила средний уровень промышленности.

Наблюдается увеличение среднего уровня загрузки производственных мощностей в строительстве. Это характерно для строительных организаций всех форм собственности и различных по величине (крупных и мелких). Во многих организациях использование мощностей достигает 60 - 65 %.

В строительной отрасли как на федеральном, так и на региональном уровне происходит старение парка машин и строительной техники, так удельный вес машин с истекшим сроком службы превышает 50%, это показывает то что через несколько лет вообще нечем будет работать. Плачевное положение со строительной техникой отражается на рентабельности продукции и активов. На фоне сокращения основных фондов и низкой рентабельности наблюдается положительная динамика доли убыточных предприятий с 40,6% до 32,4% в период с 1998по 2002 года.

Отмеченные позитивные тенденции в строительной отрасли подтверждаются результатами изучения деловой активности, показывающими, что доля строительных организаций, оценивающих своё экономическое положение как "благоприятное" и "удовлетворительное" возрастает от опроса к опросу, и превышало в 2002 году 68 %.

Подводя итог дипломной работе можно констатировать о том, что Ивановская область в строительном комплексе страны выглядит довольно таки слабо большинство основных показателей не превышают и 10% в общероссийских, что подтверждается наше положение как депрессионной области, а также то что область была специализирована на текстильной продукции. Это и привело, в какой то мере к тому, что спрос на строительную продукцию мал и наша строительная отрасль развивается пассивно.



Список литературы

1. Андреев Л.С. Стройбизнес-план при реализации инвестиционных проектов // Экономика строительства - М., 1998 год - № 8.

2. Баталин Ю.П. О некоторых вопросах состояния и развития строительства - М. 1996 год с. 4.

3. Березин В.П. Малое предпринимательство и строительная отрасль - М. 2002.

4. Воронцов Г.И. О разработке мероприятий по преодолению кризиса в строительной отрасли//Экономика строительства,1999, № 2,.

5. Горбунов А.А., Сетдиков Р.А. Об оценки эффективности инвестиционных проектов // Экономика строительства-М.,1999 № 3.

6. Государственный комитет СССР по делам строительства ГОССТРОЙ СССР, Строительные нормы и правила, общие положения, строительная терминология - М., Ч. 1, гл. 2,1980.

7. Гришанова О.А. Организация и финансирование инвестиций - Иваново, 1998.

8. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия - М., 1996.

9. Гусаков А.А. Система техники строительства - М., 1993.

10. Данилов Ю.Я. Современные проблемы развития инвестиционно-строительной деятельности // Экономика Строительства - М., 2000 – №1.

11. Даничев О.А., Волков Г.К. Формирование эффективности системы регулирования инвестиций в регионе // Экономика строительства - М., 1999 год - № 5.

12. Закон Ивановской области от 16.12.99 N 56-ОЗ "О кредитовании жилищного строительства в Ивановской области".

13. Каменецкий М.И. Состояние и перспективы развития строительного комплекса // Экономика строительства - М., 1999 - № 11.

14. Кошман Н.// Строительная Газета №1 – 2003.

15. Краткий экономический словарь /Либман Г.И., Филатов O.K. –М., 1998

16. Лапуста М.Г., Прошнев А.Г. Предпринимательство - М., 2001.

17. Малое предпринимательство в России. Статистический сборник/ Госкомстат России - М., 1999.

18. Малое предпринимательство в России / Госкомстат России - М.,1999.

19. Общая теория статистики/ под ред. А.А. Спирина и др. - М.: Финансы и статистика, 1995.

20. Подшиваленко П.Д. Экономика строительства М., 1999.

21. Путилин В.В. Основы строительного дела - М., 1999.

22. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник / Госкомстат России - М., 2003.

23. Рутковская Е.А. Анализ и прогноз динамики и отраслевой структуры капитальных вложений // Экономика строительства - М., 1999 -№11.

24. Светник Т.В., Богомолова Н.Ю. К анализу рыночной ситуации в строительном комплексе // Экономика строительства - М., 1999 - № 9.

25. Седов М.Г., Кондратов А.В. Экономика и планирование строительства - М., 1999.

26. Славин В. Малому бизнесу посвящается // Иваново - пресс - Иваново, 2002 год - № 23.

27. Статистический сборник деятельности малых предприятий,1999год. - М., Минстат 2000.

28. Стоун П.А. Экономика и организация строительства – М., 1999.

29. Указ Губернатора Ивановской области «Об утверждении концепции развития ипотечного жилищного кредитования в ивановской области» от 03. 10. 2000 № 52-УГ.

30. Устинов А.Н. Методы анализа капитального строительства врайоне (городе) - М. 1972.

31. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ.

32. Федеральный Закон РФ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16.07.98 №102-ФЗ.

33. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики - М., 2001 года № 4.

34. Шолихолов Ф.И., Катилко В.В. Предпринимательство в России - регионально отраслевой аспект - М., 1997.

35. Шрейбер А.К. Строительное производство: энциклопедия том 2-М. 1995.

36. Щекин Г.В. Профориентация в строительстве - М., 1990.

37. Экономика (экономическая теория) /под ред. Б.Д. Бабаева - Иваново, 2000.

38. Экономика Ивановской области, состояния проблемы, развитие / под ред. В.К. Тихонова, Б.Д. Бабаева - Иваново, 2002.

39. Экономика предприятия / под ред. О.И. Волкова - М., 1997 год с. 50. 51. Экономические вопросы статистики 1998 - 2001 годы / Госкомстат России - М., 2000.



Приложение 1

Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.