Инвестиционно-строительный комплекс и его роль в развитии экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

 

 

Студент:

Сидоров Василий Иванович

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцентв.

Удалова Е.Н.

 

 

Иваново, 2004



ВВЕДЕНИЕ

 

Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономике.

Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ проектов на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с объективными закономерностями выход России на экономический уровень передовых зарубежных стран возможен при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкции техническое перевооружение существующих основных фондов, с опережающим развитием производственного потенциала строительной отрасли и её материально-технической базы.

При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства, на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.

В условиях рынка строительство, как и все отрасли производственной сферы, приобретает новый экономический смысл, связанный со свободной динамикой капитала и свободой деятельности каждого объекта собственности. На смену вертикальным отраслевым связям, преобладающим в административно-плановой экономике, приходят горизонтальные связи инвесторов, поэтому строительство как процесс представляет собой непрерывную инвестиционную деятельность собственников капитала на протяжении жизненных циклов здания или сооружений, в возведение которых этот капитал был вложен.

В связи с изменением принципов хозяйствования изменилась роль государства в экономике: на смену тотальному контролю и фактическому субсидированию отраслей промышленности и, в частности, строительства, пришла необходимость разработки стройной, экономически обоснованной инвестиционной политики. Инвестиционная политика любого государства не должна идти в разрез с основной экономической стратегией страны и обязана придерживаться определенных принципов, которые разрабатываются на основе анализа внешних и внутренних факторов развития национальной экономики. Все эти принципы учитывают основные тенденции и направления экономической жизни страны, а также соблюдение ее национальных интересов и государственную безопасность.

Строительный комплекс очень значим для страны, но в литературе ему уделяется не достаточное внимание: существует мало периодических изданий, описывающих строительную отрасль, подавляющее количество журналов описывает техническую сторону строительства. Недостаточно учебников по экономике строительства, большей частью, это учебники, изданные при социализме, следовательно, они не могут дать полной информации о строительной отрасли, которая теперь существует в новой экономической формации.

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы еще раз заострить внимание на одной из важнейших для экономики страны отрасли. Выявить положительные или отрицательные тенденции в развитии стройиндустрии и попробовать решить их как в общем российском, так и в региональном масштабе.

В дипломной работе предполагается рассмотреть ряд задач, с помощью которых будет проведен полный анализ инвестиционно-строительного комплекса.

В работе представлена теоретическая основа, где рассказывается о значимости строительного комплекса в экономике страны и региона рассмотрены методологические аспекты, позволяющие правильно и полноценно произвести анализ по выявлению позитивных и негативных тенденций в развитии инвестиционно-строительного комплекса.

В практической части работы предполагается провести анализ строительного комплекса на основе статистических данных, которые помогут выявить тенденции в отрасли. После полного анализ будет дана оценка проблемам, которые стоят перед строительной отраслью, а также определены направления для решения существующих проблем.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Строительство

Строительство – одна из крупнейших отраслей народного хозяйства, которая включает в себя строительно-монтажные подрядные организации, проектно-изыскательские, проектно-конструкторские организации, научно-исследовательские учреждения строительного профиля, а также органы хозяйственного управления строительством. Особенность строительства заключается в сооружении недвижимых объектов основных средств; создаваемая продукция неподвижна и используется по месту ее нахождения. Процесс строительства отличается большой длительностью, капиталоемкостью и материалоемкостью, продукция носит индивидуальный характер, поскольку предназначена для определенного заказчика. Каждый объект строительства осуществляется по индивидуальному проекту и привязан к определенной территории, поэтому средства труда и рабочая сила постоянно перемещаются с одного объекта на другой. Весьма разнообразен характер сооружаемых объектов и выполняемых работ, стоимость которых определяется специфической ценой – сметной стоимостью. Конечным результатом строительства является строительная продукция, представляющая собой сданные в эксплуатацию производственные мощности и основные фонды по полной сметной стоимости.

Строительство относится к числу ключевых отраслей, во многом определяющих развитие экономики страны, решение намеченных социальных, экономических и технических задач. Это особенно актуально в нынешний период, когда Россия осуществляет непростой переход от плановой экономики к рыночным отношениям. Тем более возрастает роль строительного комплекса, когда на рубеже столетий предстоит решать комплексные проблемы, связанные с обновлением основных фондов, модернизацией предприятий, решением многолетней жилищной проблемы, касающейся каждого россиянина, размещением вынужденных переселенцев, мигрантов, «чернобыльцев», военнослужащих и т.п. [36]

Комплекс объединяет значительное количество участников, выполняющих многообразные функции, которые взаимообусловлено связаны с осуществлением строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта предприятий и объектов всех отраслей и сфер экономики Российской Федерации.

Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.

Госстрой России, в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, продолжает выполнять многопрофильные задачи и функции, имеющие межотраслевой и межрегиональный характер. В эти функции входят:

– межотраслевая координация по вопросам государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов и стройиндустрии;

– разработка и проведение во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральной жилищной и градостроительной политики;

– контроль и координация деятельности органов государственной экспертизы, лицензирования, ценообразования, сертификации, архитектурно-строительного надзора, жилищных инспекций;

– проведение научно-технической политики в области строительства, разработка и организация внедрения строительных норм, правил и государственных стандартов;

– формирование рыночной инфраструктуры и конкурентной среды в отрасли;

– выполнение обязанностей государственного заказчика по ряду федеральных целевых программ и другие функции [21].

В работе по реализации этих задач и функций осуществлялось постоянное взаимодействие практически со всеми федеральными министерствами и ведомствами, отраслевыми структурами, налажено тесное сотрудничество с субъектами Российской Федерации. Коренные изменения в экономике Российской Федерации в целом находят отражения и в инвестиционно-строительной сфере.

При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства, на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.

В условиях сокращения капитальных государственных вложений проведена значительная работа по привлечению в жилищное строительство внебюджетных источников финансирования. В регионах успешно действуют внебюджетные фонды развития жилищного строительства, используются кредиты коммерческих банков, выделяются субсидии, выпускаются займы, облигации и сертификаты. В результате проводимой работы удалось увеличить объем внебюджетных инвестиций в жилищное строительство, и доля построенного жилья за счет внебюджетных источников финансирования достигла более 85 процентов.[4 с. 56]

Несмотря на сложные экономические условия, строительному комплексу в определенной мере удалось приспособиться к новой экономической ситуации и сохранить свой производственный потенциал. Одним из первых строительный комплекс создал структуру управления, адекватную рыночным отношениям. В настоящее время он представляет собой совокупность подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, стройиндустрии, механизации и транспорта, проектных, научно-исследовательских, инжиниринговых и лизинговых фирм и других формирований, осуществляющих работы по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту предприятий и объектов всех отраслей и сфер народного хозяйства различных форм собственности.

В зависимости от ведомственной и территориальной принадлежности бывшие строительные министерства и территориальные объединения преобразованы в корпорации и акционерные фирмы, строящие свои взаимоотношения с входящими в их состав организациями и предприятиями на экономических принципах и методах управления. Созданы также федеральные территориальные органы государственного управления.

Появление большого числа новых хозяйствующих субъектов в строительстве повышает уровень конкуренции и эффективность использования производственного потенциала отрасли, стимулирует рыночную активность.

Строительный комплекс России объединяет почти 6,5 млн. человек, которые трудятся на начало 2004 года в 113,0 тысячах организаций и предприятий. В 1997 году в строительном комплексе в основном был завершен процесс приватизации. В государственной собственности остались предприятия и организации, приватизация которых запрещена и нецелесообразна. Утвердилось многообразие форм собственности. Доля негосударственного сектора в общем объеме подрядных работ достигла 88 процентов. Частными фирмами выполняется более половины объемов работ. В промышленности строительных материалов государственные предприятия производят лишь 12,4 процента от общего объема производства продукции, а остальная часть производится частными предпринимателями и предприятиями со смешанной формой собственности.

Начиная с 1998 года, наблюдается стабилизация в строительном комплексе. Впервые за годы экономических реформ отмечается ырост объемов инвестиций в основной капитал и подрядных работ.

Сегодня в начале нового тысячелетия строительный комплекс остается одним из немногих реальных секторов экономики, от которого напрямую зависят решение жилищной проблемы, темпы обновления основных фондов, структурная перестройка промышленности и, в конечном счете, эффективность реорганизации всей экономики. Общеизвестно, что любой инвестированный в строительство рубль притягивает за собой 4-5 рублей в смежные отрасли. А это позволяет дать импульс к развитию других отраслей, оживить ситуацию на рынке (особенно, в трудоизбыточных регионах) и, в конечном счете, снизить социальную напряженность в обществе. Доля строительного комплекса в ВВП стабильно в течение десятилетий сохраняется на уровне 10-11 процентов.[14]

В стране устойчиво наращивается объем вводимого жилья со среднегодовым темпом 4-6 процентов. Рост выпуска эффективных конкурентоспособных на мировом рынке строительных материалов устойчиво сохраняется в пределах 10-15 процентов в год. Итоги работы отрасли в 2002 году свидетельствуют о сохранении и нарастании позитивных тенденций в инвестиционно-строительной деятельности.

Главная роль в реализации поставленных задач в рамках государственной жилищной политики, как и прежде, отводится рыночным субъектам деятельности как основным производителям товара и услуг в жилищной сфере.

С целью приведения объема и состава, жилищных прав граждан, обязательств государства и местного самоуправления в соответствие с Конституцией Российской Федерации и государственной жилищной политикой в ближайшие годы Госстроем России совместно с регионами намечено разработать новый Жилищный кодекс, внести изменения в федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилья в Российской Федерации», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», в Гражданский кодекс Российской Федерации и др [21].

Достигнутые в отрасли за последние 2-3 года стабильные темпы роста объемов производства и услуг в сочетании с позицией правительства страны, которое рассматривает решение жилищной проблемы в качестве общероссийской задачи, дают все основания надеяться на успешное решение стоящих перед строительным комплексом задач.

 

Инвестиции

Под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской или других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта [50].

Инвестиции в реальные активы можно разделить на следующие группы:

инвестиции в повышение эффективности производства, то есть, затраты на модернизацию оборудования или на перемещение производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;

инвестиции в расширение производства;

инвестиции на создание новых производств;

инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления.

Кроме того, инвестиции обычно делят на краткосрочные и долгосрочные вложения. При высоком экономическом развитии страны и достаточно стабильной ситуации как внутри национальной экономики, так и в общемировом хозяйстве возрастает доля долгосрочных инвестиций. И наоборот, в обстановке экономической или политической нестабильности большинство инвестиций носит краткосрочный характер, так как возрастает риск потерять вложения вообще или получить от них слабую отдачу [13].

Инвестирование – более широкое понятие, чем собственно строительство или реконструкция объектов, поскольку воспроизводство основных производственных фондов в форме капитальных вложений является только частью инвестирования [3].

Это новое понимание инвестиций отражается и в российской системе макроэкономического учета, где произошел переход от системы баланса народного хозяйства к системе национальных счетов (СНС). В СНС выделяются экономические операции и показатели, которые относятся к приобретению, использованию и выбытию такого рода объектов, которые используются в течение длительного времени. Эти операции отражаются в счете операций с капиталом (счет капитальных затрат), которые характеризуют инвестиционный процесс не только в форме реального накопления основных и оборотных фондов, но и нематериальных активов и источников финансирования. СНС предусматривает классификацию субъектов хозяйственной деятельности не только по отраслям, но и по секторам экономики, что открывает дополнительные возможности макроанализа.

Под инвестиционной деятельностью понимается «вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта»

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты [44].



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе рассмотренных теоретический и методологических аспектах развитие инвестиционно-строительного комплекса можно сделать выводы, о том что в рассматриваемом периоде (1998-2002) наблюдается постоянный рост инвестиций в основной капитал (в фактических ценах), как по РФ, так и по Ивановской области.

Совершенствуется видовая структура инвестиций в РФ так за 1998-2002 их доля в здания, сооружения и жилище снизилось на 3,2 п.п., хотя и продолжает оставаться высокой – 41,9%, а доля инвестиций в машины, оборудование, инструменты, инвентарь возросла на 5 п.п., достигнув 33%.

Ивановская область на фоне позитивных изменений в РФ имеет негативную тенденцию по соответствующим показателям, так доля инвестиций в здания, сооружения и жилище возросла за тот же период на 6,1 п.п., а доля инвестиций в машины, оборудование, инструменты, инвентарь снизилась на 14 п.п.

Анализ источников финансирования инвестиций в основной капитал позволяет отметить, что снизилась доля инвестиций за счет собственных средств: с 53,2% до 48% в 2002 году по РФ, а по Ивановской области с 45,8 до 43,5, за счет прибыли и амортизации. Соответственно, намечалась тенденция увеличение доли привлеченных средств на 5,2 п.п. в 2002 году по РФ и на 2,3 п.п. по Ивановской области. Остались практически без изменений бюджетные средства и заемные средства в других организациях, как по России так и по Ивановскому региону.

Отраслевой состав инвестиций в основной капитал в 2002 году характеризуется почти пропорциональным соотношением инвестиций, направляемых в отрасли, производящие товары (48,57 %) и отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги в 2002 году (51,3 %) по РФ, а вот по Ивановской области ситуация совсем иная, так в отрасли, производящие товары направленно 68% инвестиций, а в отрасли оказывающие услуги – 32%.

Отраслевая структура инвестиций не претерпела значительных изменений. По-прежнему основные капиталоемкие отрасли в РФ это промышленность (42,7 %), транспорт (19,1 %), и ЖКХ (15,4 %). Они используют вместе порядка 80 % инвестиций ежегодно. В Ивановской области за 1998-2002 года произошли координальные изменения, в промышленность инвестиции снизились с 50% до 27% по другим показателям изменения незначительные, зато в строительство направленно 30% от общего объема инвестиций. При этом состояние ЖКХ остается плачевным: в Ивановской области срочной замены требуют 7,5% мощностей котельных, 31,4% всех тепловых труб и около 40% электрических сетей.

При оценке строительной деятельности следует отметить, что кризисные последствия в экономике, сопровождающиеся сокращением инвестиционной активности, отсутствие непрерывного финансирования, финансовым кризисом (1998 года), до конца ещё не преодолены отечественными строительными организациями. Однако за последние годы положение в строительном комплексе несколько стабилизировалось, что, прежде всего, проявляется в росте объемов подрядных работ

Объём работ, выполненных по договорам строительного подряда по РФ увеличился в 3,8 раза за рассматриваемый период, по Ивановской области в 3,2 раза. Данная тенденция имеет место практически во всех организациях различных форм собственности (приложение 3).

Следует отметить также тенденцию разгосударствления строительного сектора. Если в 1998 году 12% в РФ объём подрядных работ осуществлялись строительными организациями государственной формы собственности, то в 2002 году – 7,9 %, в Ивановской области практически аналогичная ситуация, в 1998 году гос. Предприятиями выполнено 25% объемов подрядных работ, то в 2002 году это 14%

Позитивные изменения происходят в использовании труда. В строительстве численность работающих составляет 7 % от общего числа занятых в экономике. В 2002 году это 5,1 млн. человек в целом по отрасли, в том числе 2,1 млн. человек на крупных и средних предприятиях.

Сокращаются размеры привлечения иностранной рабочей силы для работ в российских строительных организациях. В 1999 году на работу в строительстве при посредничестве миграционной службы было привлечено 211,4 тысячи иностранных граждан, что на 31 тысячу человек или на 12,8 % меньше, чем в предыдущем году.[3 с. 56]

Оплата труда в строительстве не ниже, а по крупным и средним организациям значительно выше, чем в целом по экономике. Так, средняя заработная плата в этих организациях составила в 1999 году 2097,3 руб. и превысила заработную плату по экономике в целом на 27,5 % и даже превысила средний уровень промышленности.

Наблюдается увеличение среднего уровня загрузки производственных мощностей в строительстве. Это характерно для строительных организаций всех форм собственности и различных по величине (крупных и мелких). Во многих организациях использование мощностей достигает 60 - 65 %.

В строительной отрасли как на федеральном, так и на региональном уровне происходит старение парка машин и строительной техники, так удельный вес машин с истекшим сроком службы превышает 50%, это показывает то что через несколько лет вообще нечем будет работать. Плачевное положение со строительной техникой отражается на рентабельности продукции и активов. На фоне сокращения основных фондов и низкой рентабельности наблюдается положительная динамика доли убыточных предприятий с 40,6% до 32,4% в период с 1998по 2002 года.

Отмеченные позитивные тенденции в строительной отрасли подтверждаются результатами изучения деловой активности, показывающими, что доля строительных организаций, оценивающих своё экономическое положение как "благоприятное" и "удовлетворительное" возрастает от опроса к опросу, и превышало в 2002 году 68 %.

Подводя итог дипломной работе можно констатировать о том, что Ивановская область в строительном комплексе страны выглядит довольно таки слабо большинство основных показателей не превышают и 10% в общероссийских, что подтверждается наше положение как депрессионной области, а также то что область была специализирована на текстильной продукции. Это и привело, в какой то мере к тому, что спрос на строительную продукцию мал и наша строительная отрасль развивается пассивно.



Список литературы

1. Андреев Л.С. Стройбизнес-план при реализации инвестиционных проектов // Экономика строительства - М., 1998 год - № 8.

2. Баталин Ю.П. О некоторых вопросах состояния и развития строительства - М. 1996 год с. 4.

3. Березин В.П. Малое предпринимательство и строительная отрасль - М. 2002.

4. Воронцов Г.И. О разработке мероприятий по преодолению кризиса в строительной отрасли//Экономика строительства,1999, № 2,.

5. Горбунов А.А., Сетдиков Р.А. Об оценки эффективности инвестиционных проектов // Экономика строительства-М.,1999 № 3.

6. Государственный комитет СССР по делам строительства ГОССТРОЙ СССР, Строительные нормы и правила, общие положения, строительная терминология - М., Ч. 1, гл. 2,1980.

7. Гришанова О.А. Организация и финансирование инвестиций - Иваново, 1998.

8. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия - М., 1996.

9. Гусаков А.А. Система техники строительства - М., 1993.

10. Данилов Ю.Я. Современные проблемы развития инвестиционно-строительной деятельности // Экономика Строительства - М., 2000 – №1.

11. Даничев О.А., Волков Г.К. Формирование эффективности системы регулирования инвестиций в регионе // Экономика строительства - М., 1999 год - № 5.

12. Закон Ивановской области от 16.12.99 N 56-ОЗ "О кредитовании жилищного строительства в Ивановской области".

13. Каменецкий М.И. Состояние и перспективы развития строительного комплекса // Экономика строительства - М., 1999 - № 11.

14. Кошман Н.// Строительная Газета №1 – 2003.

15. Краткий экономический словарь /Либман Г.И., Филатов O.K. –М., 1998

16. Лапуста М.Г., Прошнев А.Г. Предпринимательство - М., 2001.

17. Малое предпринимательство в России. Статистический сборник/ Госкомстат России - М., 1999.

18. Малое предпринимательство в России / Госкомстат России - М.,1999.

19. Общая теория статистики/ под ред. А.А. Спирина и др. - М.: Финансы и статистика, 1995.

20. Подшиваленко П.Д. Экономика строительства М., 1999.

21. Путилин В.В. Основы строительного дела - М., 1999.

22. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник / Госкомстат России - М., 2003.

23. Рутковская Е.А. Анализ и прогноз динамики и отраслевой структуры капитальных вложений // Экономика строительства - М., 1999 -№11.

24. Светник Т.В., Богомолова Н.Ю. К анализу рыночной ситуации в строительном комплексе // Экономика строительства - М., 1999 - № 9.

25. Седов М.Г., Кондратов А.В. Экономика и планирование строительства - М., 1999.

26. Славин В. Малому бизнесу посвящается // Иваново - пресс - Иваново, 2002 год - № 23.

27. Статистический сборник деятельности малых предприятий,1999год. - М., Минстат 2000.

28. Стоун П.А. Экономика и организация строительства – М., 1999.

29. Указ Губернатора Ивановской области «Об утверждении концепции развития ипотечного жилищного кредитования в ивановской области» от 03. 10. 2000 № 52-УГ.

30. Устинов А.Н. Методы анализа капитального строительства врайоне (городе) - М. 1972.

31. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ.

32. Федеральный Закон РФ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16.07.98 №102-ФЗ.

33. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики - М., 2001 года № 4.

34. Шолихолов Ф.И., Катилко В.В. Предпринимательство в России - регионально отраслевой аспект - М., 1997.

35. Шрейбер А.К. Строительное производство: энциклопедия том 2-М. 1995.

36. Щекин Г.В. Профориентация в строительстве - М., 1990.

37. Экономика (экономическая теория) /под ред. Б.Д. Бабаева - Иваново, 2000.

38. Экономика Ивановской области, состояния проблемы, развитие / под ред. В.К. Тихонова, Б.Д. Бабаева - Иваново, 2002.

39. Экономика предприятия / под ред. О.И. Волкова - М., 1997 год с. 50. 51. Экономические вопросы статистики 1998 - 2001 годы / Госкомстат России - М., 2000.



Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Доля убыточных предприятий (в процентах от общего числа)

 

Российская Федерация

Ивановская область

Годы 1998 1999 2000 2001 2002 1998 1999 2000 2001 2002
Всего 53,2 40,8 39,8 37,9 43,4 66,1 50,8 45,7 42,3 47,7
Производство стройматериалов 56,6 49,9 47,6 45,7 45,0 57,9 52,0 46,7 58,8 50,0
Строительство 40,6 37,7 37,2 35,4 37,0 49,5 41,1 39,3 35,8 32,4


Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Структура инвестиций в основной капитал по отраслям, производящим товары и оказывающим рыночные и нерыночные услуги (в % к итогу)

 

 

Россия

Ивановская область

  1998 1999 2000 2001 2002 1998 1999 2000 2001 2002
Инвестиции в основной капитал 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Отрасли, производящие товары 40,6 44,3 45,3 46,5 48,7 61 67 70 66 68
Отрасли, оказывающие услуги 59,4 55,7 54,7 53,5 51,3 39 33 30 34 32
Из общего объема инвестиций                    
Промышленность 33,3 37,3 38,5 38,7 42,7 50 31 34 30 27
Строительство 4,1 3,9 3,9 3,8 2,7 4 21 28 27 30
Сельское хозяйство 3,0 2,9 2,7 3,9 3,1 7 15 10 9 10
Транспорт 14,1 18,5 21,1 20,7 19,1 1 1 3 3 2
Связь 3,5 3,2 2,6 2,9 40 7 5 3 4 6
ЖКХ 24,7 20,7 18,0 16,5 15,4 9 12 9 9 8


Приложение 10

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: ОЦЕНКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

 

 

Студент:

Сидоров Василий Иванович

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцентв.

Удалова Е.Н.

 

 

Иваново, 2004



ВВЕДЕНИЕ

 

Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономике.

Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ проектов на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с объективными закономерностями выход России на экономический уровень передовых зарубежных стран возможен при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкции техническое перевооружение существующих основных фондов, с опережающим развитием производственного потенциала строительной отрасли и её материально-технической базы.

При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства, на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.

В условиях рынка строительство, как и все отрасли производственной сферы, приобретает новый экономический смысл, связанный со свободной динамикой капитала и свободой деятельности каждого объекта собственности. На смену вертикальным отраслевым связям, преобладающим в административно-плановой экономике, приходят горизонтальные связи инвесторов, поэтому строительство как процесс представляет собой непрерывную инвестиционную деятельность собственников капитала на протяжении жизненных циклов здания или сооружений, в возведение которых этот капитал был вложен.

В связи с изменением принципов хозяйствования изменилась роль государства в экономике: на смену тотальному контролю и фактическому субсидированию отраслей промышленности и, в частности, строительства, пришла необходимость разработки стройной, экономически обоснованной инвестиционной политики. Инвестиционная политика любого государства не должна идти в разрез с основной экономической стратегией страны и обязана придерживаться определенных принципов, которые разрабатываются на основе анализа внешних и внутренних факторов развития национальной экономики. Все эти принципы учитывают основные тенденции и направления экономической жизни страны, а также соблюдение ее национальных интересов и государственную безопасность.

Строительный комплекс очень значим для страны, но в литературе ему уделяется не достаточное внимание: существует мало периодических изданий, описывающих строительную отрасль, подавляющее количество журналов описывает техническую сторону строительства. Недостаточно учебников по экономике строительства, большей частью, это учебники, изданные при социализме, следовательно, они не могут дать полной информации о строительной отрасли, которая теперь существует в новой экономической формации.

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы еще раз заострить внимание на одной из важнейших для экономики страны отрасли. Выявить положительные или отрицательные тенденции в развитии стройиндустрии и попробовать решить их как в общем российском, так и в региональном масштабе.

В дипломной работе предполагается рассмотреть ряд задач, с помощью которых будет проведен полный анализ инвестиционно-строительного комплекса.

В работе представлена теоретическая основа, где рассказывается о значимости строительного комплекса в экономике страны и региона рассмотрены методологические аспекты, позволяющие правильно и полноценно произвести анализ по выявлению позитивных и негативных тенденций в развитии инвестиционно-строительного комплекса.

В практической части работы предполагается провести анализ строительного комплекса на основе статистических данных, которые помогут выявить тенденции в отрасли. После полного анализ будет дана оценка проблемам, которые стоят перед строительной отраслью, а также определены направления для решения существующих проблем.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Инвестиционно-строительный комплекс и его роль в развитии экономики

Строительство

Строительство – одна из крупнейших отраслей народного хозяйства, которая включает в себя строительно-монтажные подрядные организации, проектно-изыскательские, проектно-конструкторские организации, научно-исследовательские учреждения строительного профиля, а также органы хозяйственного управления строительством. Особенность строительства заключается в сооружении недвижимых объектов основных средств; создаваемая продукция неподвижна и используется по месту ее нахождения. Процесс строительства отличается большой длительностью, капиталоемкостью и материалоемкостью, продукция носит индивидуальный характер, поскольку предназначена для определенного заказчика. Каждый объект строительства осуществляется по индивидуальному проекту и привязан к определенной территории, поэтому средства труда и рабочая сила постоянно перемещаются с одного объекта на другой. Весьма разнообразен характер сооружаемых объектов и выполняемых работ, стоимость которых определяется специфической ценой – сметной стоимостью. Конечным результатом строительства является строительная продукция, представляющая собой сданные в эксплуатацию производственные мощности и основные фонды по полной сметной стоимости.

Строительство относится к числу ключевых отраслей, во многом определяющих развитие экономики страны, решение намеченных социальных, экономических и технических задач. Это особенно актуально в нынешний период, когда Россия осуществляет непростой переход от плановой экономики к рыночным отношениям. Тем более возрастает роль строительного комплекса, когда на рубеже столетий предстоит решать комплексные проблемы, связанные с обновлением основных фондов, модернизацией предприятий, решением многолетней жилищной проблемы, касающейся каждого россиянина, размещением вынужденных переселенцев, мигрантов, «чернобыльцев», военнослужащих и т.п. [36]

Комплекс объединяет значительное количество участников, выполняющих многообразные функции, которые взаимообусловлено связаны с осуществлением строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта предприятий и объектов всех отраслей и сфер экономики Российской Федерации.

Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.

Госстрой России, в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, продолжает выполнять многопрофильные задачи и функции, имеющие межотраслевой и межрегиональный характер. В эти функции входят:

– межотраслевая координация по вопросам государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов и стройиндустрии;

– разработка и проведение во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральной жилищной и градостроительной политики;

– контроль и координация деятельности органов государственной экспертизы, лицензирования, ценообразования, сертификации, архитектурно-строительного надзора, жилищных инспекций;

– проведение научно-технической политики в области строительства, разработка и организация внедрения строительных норм, правил и государственных стандартов;

– формирование рыночной инфраструктуры и конкурентной среды в отрасли;

– выполнение обязанностей государственного заказчика по ряду федеральных целевых программ и другие функции [21].

В работе по реализации этих задач и функций осуществлялось постоянное взаимодействие практически со всеми федеральными министерствами и ведомствами, отраслевыми структурами, налажено тесное сотрудничество с субъектами Российской Федерации. Коренные изменения в экономике Российской Федерации в целом находят отражения и в инвестиционно-строительной сфере.

При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства, на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.

В условиях сокращения капитальных государственных вложений проведена значительная работа по привлечению в жилищное строительство внебюджетных источников финансирования. В регионах успешно действуют внебюджетные фонды развития жилищного строительства, используются кредиты коммерческих банков, выделяются субсидии, выпускаются займы, облигации и сертификаты. В результате проводимой работы удалось увеличить объем внебюджетных инвестиций в жилищное строительство, и доля построенного жилья за счет внебюджетных источников финансирования достигла более 85 процентов.[4 с. 56]

Несмотря на сложные экономические условия, строительному комплексу в определенной мере удалось приспособиться к новой экономической ситуации и сохранить свой производственный потенциал. Одним из первых строительный комплекс создал структуру управления, адекватную рыночным отношениям. В настоящее время он представляет собой совокупность подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, стройиндустрии, механизации и транспорта, проектных, научно-исследовательских, инжиниринговых и лизинговых фирм и других формирований, осуществляющих работы по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту предприятий и объектов всех отраслей и сфер народного хозяйства различных форм собственности.

В зависимости от ведомственной и территориальной принадлежности бывшие строительные министерства и территориальные объединения преобразованы в корпорации и акционерные фирмы, строящие свои взаимоотношения с входящими в их состав организациями и предприятиями на экономических принципах и методах управления. Созданы также федеральные территориальные органы государственного управления.

Появление большого числа новых хозяйствующих субъектов в строительстве повышает уровень конкуренции и эффективность использования производственного потенциала отрасли, стимулирует рыночную активность.

Строительный комплекс России объединяет почти 6,5 млн. человек, которые трудятся на начало 2004 года в 113,0 тысячах организаций и предприятий. В 1997 году в строительном комплексе в основном был завершен процесс приватизации. В государственной собственности остались предприятия и организации, приватизация которых запрещена и нецелесообразна. Утвердилось многообразие форм собственности. Доля негосударственного сектора в общем объеме подрядных работ достигла 88 процентов. Частными фирмами выполняется более половины объемов работ. В промышленности строительных материалов государственные предприятия производят лишь 12,4 процента от общего объема производства продукции, а остальная часть производится частными предпринимателями и предприятиями со смешанной формой собственности.

Начиная с 1998 года, наблюдается стабилизация в строительном комплексе. Впервые за годы экономических реформ отмечается ырост объемов инвестиций в основной капитал и подрядных работ.

Сегодня в начале нового тысячелетия строительный комплекс остается одним из немногих реальных секторов экономики, от которого напрямую зависят решение жилищной проблемы, темпы обновления основных фондов, структурная перестройка промышленности и, в конечном счете, эффективность реорганизации всей экономики. Общеизвестно, что любой инвестированный в строительство рубль притягивает за собой 4-5 рублей в смежные отрасли. А это позволяет дать импульс к развитию других отраслей, оживить ситуацию на рынке (особенно, в трудоизбыточных регионах) и, в конечном счете, снизить социальную напряженность в обществе. Доля строительного комплекса в ВВП стабильно в течение десятилетий сохраняется на уровне 10-11 процентов.[14]

В стране устойчиво наращивается объем вводимого жилья со среднегодовым темпом 4-6 процентов. Рост выпуска эффективных конкурентоспособных на мировом рынке строительных материалов устойчиво сохраняется в пределах 10-15 процентов в год. Итоги работы отрасли в 2002 году свидетельствуют о сохранении и нарастании позитивных тенденций в инвестиционно-строительной деятельности.

Главная роль в реализации поставленных задач в рамках государственной жилищной политики, как и прежде, отводится рыночным субъектам деятельности как основным производителям товара и услуг в жилищной сфере.

С целью приведения объема и состава, жилищных прав граждан, обязательств государства и местного самоуправления в соответствие с Конституцией Российской Федерации и государственной жилищной политикой в ближайшие годы Госстроем России совместно с регионами намечено разработать новый Жилищный кодекс, внести изменения в федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилья в Российской Федерации», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», в Гражданский кодекс Российской Федерации и др [21].

Достигнутые в отрасли за последние 2-3 года стабильные темпы роста объемов производства и услуг в сочетании с позицией правительства страны, которое рассматривает решение жилищной проблемы в качестве общероссийской задачи, дают все основания надеяться на успешное решение стоящих перед строительным комплексом задач.

 

Инвестиции

Под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской или других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта [50].

Инвестиции в реальные активы можно разделить на следующие группы:

инвестиции в повышение эффективности производства, то есть, затраты на модернизацию оборудования или на перемещение производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;

инвестиции в расширение производства;

инвестиции на создание новых производств;

инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления.

Кроме того, инвестиции обычно делят на краткосрочные и долгосрочные вложения. При высоком экономическом развитии страны и достаточно стабильной ситуации как внутри национальной экономики, так и в общемировом хозяйстве возрастает доля долгосрочных инвестиций. И наоборот, в обстановке экономической или политической нестабильности большинство инвестиций носит краткосрочный характер, так как возрастает риск потерять вложения вообще или получить от них слабую отдачу [13].

Инвестирование – более широкое понятие, чем собственно строительство или реконструкция объектов, поскольку воспроизводство основных производственных фондов в форме капитальных вложений является только частью инвестирования [3].

Это новое понимание инвестиций отражается и в российской системе макроэкономического учета, где произошел переход от системы баланса народного хозяйства к системе национальных счетов (СНС). В СНС выделяются экономические операции и показатели, которые относятся к приобретению, использованию и выбытию такого рода объектов, которые используются в течение длительного времени. Эти операции отражаются в счете операций с капиталом (счет капитальных затрат), которые характеризуют инвестиционный процесс не только в форме реального накопления основных и оборотных фондов, но и нематериальных активов и источников финансирования. СНС предусматривает классификацию субъектов хозяйственной деятельности не только по отраслям, но и по секторам экономики, что открывает дополнительные возможности макроанализа.

Под инвестиционной деятельностью понимается «вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта»

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты [44].



Дата: 2019-05-28, просмотров: 240.