Экономическая сущность категории себестоимости. Значение, задачи, основные методы анализа себестоимости продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под себестоимостью продукции, работ, услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.

Себестоимость является одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов и представляет собой совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции, а также служит основой соизмерения произведенных расходов и полученных доходов, т.е. характеризует самоокупаемость конкретного процесса производства.

Как экономическая категория себестоимость продукции:

– выполняет функцию учета и контроля за уровнем затрат по выпуску и реализации продукции;

– служит базой для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения на этой основе прибыли и рентабельности;

– выступает в качестве экономического обоснования любых управленческих и инвестиционных решений предприятия;

– может отражать эффективность использования ресурсов, результатов внедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации и управления производством [33, с. 311].

При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:

– цеховую себестоимость – затраты цеха, связанные с производством продукции;

– производственную себестоимость – помимо затрат цеха включает общепроизводственные расходы;

– полную себестоимость – отражает все затраты на производство и реализацию продукции, которые слагаются из производственной себестоимости и расходов периода – общехозяйственных и коммерческих (расходы на тару, упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы) [33, с. 315].

В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно. Классификация учета затрат на производство приведена в таблице 1.1 [23, с. 22].

 

Таблица 1.1

Классификация затрат на производство

Признаки классификации Подразделение затрат
По экономическим элементам экономические элементы затрат
По статьям себестоимости статьи калькуляции себестоимости
По отношению к технологическому процессу основные, накладные
По составу одноэлементные, комплексные
По способу отнесения на себестоимость продукта прямые, косвенные
По роли в процессе производства производственные, внепроизводственные
По целесообразности расходования производительные, непроизводительные
По возможности охвата планом планируемые, не планируемые
По отношению к объёму производства переменные, постоянные
По периодичности возникновения текущие, единовременные
По отношению к готовому продукту затраты на незавершённое производство, затраты на готовый продукт

 


Наиболее важным признаком для целей анализа является деление затрат по элементам затрат, по статьям затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции.

При расчете себестоимости по элементам затрат в ее состав включаются следующие расходы:

– материальные затраты;

– затраты на оплату труда;

– отчисления на социальные нужды;

– амортизация основных средств;

– прочие затраты [4, с.2].

Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяет структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности она неодинакова, поскольку зависит от специфики отрасли.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и трудовые затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. Это группировка используется для согласования плана по себестоимости с другими разделами планирования. На основе элементов затрат составляются сметы затрат.

Деление затрат по статьям себестоимости позволяет рассчитать затраты на единицу продукции или партию, составить калькуляцию. Данная группировка дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, а также знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Это необходимо для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

В промышленности применяется следующая номенклатура основных калькуляционных статей:

1) сырье и основные материалы, в том числе топливо и энергия на технологические нужды;

2) основная заработная плата производственных рабочих и отчисления на социальные нужды;

3) общепроизводственные расходы, в том числе расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

4) общехозяйственные расходы;

5) коммерческие расходы.

Для предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а, следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные.

Этому делению уделяется большое внимание в западной системе учёта, которая носит название “директ-костинг”.

К постоянным затратам принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёма производства (амортизация, арендная плата, определённые виды заработной платы руководителей организаций и пр.)

Под переменными понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёмов производства (затраты на сырьё, основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на техническую энергию и др.)

Наиболее важные аналитические возможности системы директ-костинг:

– оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции;

– расчет вариантов изменения производственной мощности предприятия;

– оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов;

– оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования.

Таким образом, себестоимость продукции - это один из важнейших качественных показателей, характеризующих эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Исчисление показателя себестоимости необходимо для:

– оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;

– определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

– выявления резервов снижения себестоимости продукции;

– расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;

– обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию [27, с. 202].

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа. На первом исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем – себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги.

При калькулировании себестоимости продукции возможны варианты:

1. Расчет производственной себестоимости единицы продукции, включая только прямые материальные затраты (затраты основных материалов), прямые расходы на оплату труда (основная заработная плата производственных рабочих) и общепроизводственные расходы (расходы в пределах производственных подразделений – цехов). Последние являются косвенными. Общехозяйственные и коммерческие расходы относятся к расходам периода и списываются в полной сумме за отчетный период из выручки от продаж продукции за этот период и не включаются в себестоимость продукции. В данном случае калькулирование ведется по производственной, т.е. ограниченной (или еще называют неполной или сокращенной) себестоимости.

2. Калькулирование полной себестоимости, когда в расчет себестоимости включаются общехозяйственные и коммерческие расходы.

Важно отметить, что калькулирование себестоимости на предприятии может осуществляться различными методами:

– нормативным;

– позаказным;

– попередельным;

– попроцессным (простой).

Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы.

Выбор предприятием того или иного калькуляционного метода зависит от различных факторов:

– типа производства;

– сложности производственного процесса;

– длительности производственного цикла;

– наличия незавершенного производства;

– номенклатуры вырабатываемой продукции (производимых работ, выполняемых услуг).

Таким образом, учет затрат и анализ себестоимости продукции являются основными элементами системы управления предприятия.

Важно отметить, что объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

– полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

– затраты на рубль товарной продукции;

– себестоимость отдельных изделий;

– отдельные статьи затрат [23, с. 27].

В задачи анализа себестоимости входят:

1) оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

2)  установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

3)  определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;

4)  анализ себестоимости отдельных видов продукции;

5)  выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Анализ себестоимости занимает одно из центральных мест в экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятия.

В целом сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Его содержание заключается в использовании научных методов для обоснования решений.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Рассмотрим основные методы экономического анализа.

1) Сводка и группировка – важные элементы экономического анализа. Путем сводки можно подвести общий итог действия различных факторов на выпуск продукции, на снижение себестоимости, на повышение рентабельности и т.п. Группировкой называют метод, при котором совокупность изучаемых явлений делится на группы и подгруппы по однородным признакам. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц и располагаются так, чтобы из анализа легко было сделать вывод.

2) Абсолютные величины. С помощью абсолютных величин характеризуются размеры (уровни, объемы) экономических явлений и показателей. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость.

3) Относительные величины - используются для характеристики степени выполнения планов, измерения темпов (относительной скорости) развития производства и т.д., то есть показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах.

4) Средние величины используются для обобщения характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений. Средняя величина выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает наиболее типичные черты этой совокупности. Степень колеблемости признака необходимо изучить, чтобы получить более полное представление об изучаемом объекте. Некоторое представление о степени колеблемости дает вариационный ряд, в котором отражаются все уровни с указанием, насколько часто встречается каждый уровень. Простейшей мерой колеблемости является размах вариации – расстояние между наибольшим и наименьшим вариантом. Для более точного отражения степени колеблемости используют также среднее линейное отклонение, среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации. Способы расчета средней величины различны.

5) Ряды динамики. Рядом динамики называется ряд данных, характеризующих изменение явления, показателей во времени. Каждое отдельное значение показателя ряда динамики называется уровнем. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляют абсолютный прирост и темпы роста и прироста.

6) Индексы – относительные показатели сравнения таких явлений, которые состоят из элементов, непосредственно не поддающихся суммированию. С помощью индексов можно рассчитать изменение отдельно количества материальных ресурсов и изменение цен на эти ресурсы.

7) Детализация – метод анализа, заключающийся в последовательном расчленении изучаемых экономических явлений, показателей и факторов. Детализация позволяет упорядочить анализ, содействует комплексному рассмотрению всех факторов, влияющих на показатель, указывает значимость каждого фактора, является основой математического моделирования взаимной зависимости различных показателей и факторов. Детализировать можно по различным признакам. Так, себестоимость продукции можно раскрыть по видам продукции и по факторам формирования затрат.

8) Балансовый метод - это анализ структуры, пропорций, соотношений.

9) Сравнение – важнейший метод экономического анализа. Сравнение – это прием, позволяющий выразить характеристику явлений через другие однородные явления. В широком смысле слова сравнение присуще каждому экономическому расчету.

Основные виды сравнения:

 – сравнение отчетных показателей с плановыми;

 – сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодом;

 – сравнение со среднеотраслевыми данными;

 – сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики.

10) Графический метод – изображение взаимозависимости показателей при помощи диаграмм и графиков.

11)  Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Под экономическим факторным анализом понимаются постепенный переход от исходной факторной модели (результативный показатель) к конечной факторной модели (и наоборот), раскрытие полного набора количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

Основные методы факторного анализа:

– метод дифференциального начисления;

– индексный метод;

– метод цепных подстановок;

– интегральный метод.

Наибольшее число задач экономического анализа решается методами факторного анализа.

При анализе себестоимости продукции могут использоваться все вышеперечисленные методы.

Однако для наибольшей эффективности анализа они используются в комбинации друг с другом. При этом факторный анализ занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

При анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам.

Важно отметить, что для проведения анализа необходимы определенные источники информации.

Основными данными для анализа себестоимости будут являться данные бухгалтерского учета предприятия, так как именно учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются центральным звеном системы бухгалтерского учета предприятия. Поэтому важно, чтобы данные бухгалтерского учета были достоверны и сформированы в соответствии с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Таким образом, анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

При этом главная задача анализа себестоимости продукции заключается в том, чтобы дать объективную оценку фактического уровня использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявить возможности более рационального использования этих ресурсов и снижение на этой основе себестоимости продукции, повышение прибыли и рентабельности. Снизить затраты на производство продукции за счет внешних факторов в настоящее время представляет особую сложность, поэтому очень многое зависит от внутренних возможностей предприятия.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 159.