Результаты исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики, широко применяемых в педагогике, физиологии, биологии и медицине для проверки и обоснования выдвинутых гипотез.
1. Среднее арифметическое (xср.) определяется как сумма всех значений измеренного признака, деленная на количество суммированных значений:
n n
xср. = 1/n*∑ xi, где x = 1/n*∑ xi =x1+x2+x3+…хn, (1)
i=1 i=1
где n – количество испытуемых.
2. Среднеквадратическое отклонение (стандартное отклонение), характеризует рассеивание, разбросанность рассматриваемой совокупности:
σ = √σ2 == √ ∑(xi-x)2/n-1 , (2)
где σ – среднеквадратическое отклонение
n – количество испытуемых.
3. Стандартная ошибка среднего арифметического (Sx), характеризует разброс средних арифметических значений выборок относительно среднего генерального совокупностей. Чем ниже Sx, тем выше точность:
Sx = σ/√n, (3)
где Sx – стандартная ошибка среднего арифметического;
σ – среднеквадратическое отклонение;
n – количество испытуемых.
4. Проверка статистической достоверности осуществляется с помощью выдвижения статистической гипотезы. Так выдвигаются две гипотезы, противоречащих друг другу. Одна из низ называется нулевая гипотеза – Н0, другая альтернативная (конкурирующая) – Н1, противоречащая первой. Для проверки выдвинутых гипотез применяют статистические критерии (К). Значение критерия, вычисленное по данным выборки, называют наблюдаемым значением (tнабл.). Найденное значение критерия сравнивается с критическим (граничащим) значением критерия, взятым из таблиц (tкрит.). Результаты сравнивают и делают вывод в пользу одной из гипотез. Совокупность значений критерия, при которых отвергают нулевую гипотезу, называют критической областью. Совокупность значений критерия, при которых нулевую гипотезу принимают, называют областью принятия гипотезы.
Область принятия гипотезы | Критическая область |
К |
Н0 Ккрит. Н1 |
Рисунок 2.1 – Область значений критерия
Таким образом, если наблюдаемое значение критерия принадлежит критической области, нулевую гипотезу отвергают и принимают конкурирующую; если еж оно принадлежит области принятия гипотезы – нулевую гипотезу принимают и отвергают конкурирующую.
Не маловажен здесь и уровень значимости (Р) – вероятность попадания критерия в критическую область, если принимается нулевая гипотеза. Она служит для определения по таблице критических значений критерия, образующих критическую область. Уровень значимости выбирается исследователем. Часто Р = 0,05, это значит, что вероятность ошибочно принять гипотезу Н1 при справедливости гипотезы Н0 равна 5%.
В нашем случае сравнение характеристик будет по критерию Стьюдента для малых независимых выборок:
tнабл.= d √n /σ , (4)
d=∑di/n, di =xi-y I,
где di – разность между результатами первого и второго исследования
для каждого испытуемого;
xi – результат первого исследования;
yi – результат второго исследования;
σ – среднеквадратическое отклонение;
n – количество выборки
tкрит. = 2,37 при уровне значимости (Р) = 0,05
Таким образом,
Н0 – tнабл. ≥ tкрит
Н1 – tнабл. < tкрит.
5. Для оценки прироста результатов в процентном соотношении использовалась формула:
∆ (%) = полученный результат – исходный результат * 100% (5)
Организация исследования
Исследование проводилось на базе УО «Специальное детское дошкольное учреждение для детей с особенностями психофизического развития №3» г. Минска, расположенного по адресу ул. Рафиева, 30а. В данном учреждении проживают дети в возрасте от 3 до 6 лет с различными психоневрологическими заболеваниями. Чаще всего это – детский церебральный паралич, синдром Дауна, умственная отсталость, синдром повышенной нервной возбудимости, задержка психического развития.
Всего в исследовании приняло участие 16 детей (9 мальчиков и 7 девочек) 3-4 лет с диагнозом «синдром Дауна» либо «умственная отсталость» легкой степени тяжести.
Контрольную группу составили 8 детей (5 мальчиков и 3 девочки), экспериментальную группу составили 8 детей (4 мальчика и 4 девочки). Группы приблизительно равны по возрасту, уровню физического развития и степени умственной отсталости.
Таблица 2.1 – Общая характеристика контингента исследуемых
Фамилия, имя | Возраст | Диагноз | Степень умственной отсталости |
Контрольная группа | |||
1 Вавилова Марина | 3 | Сд-м Дауна | Легкая |
2 Кузько Ольга | 4 | Сд-м Дауна | Легкая |
3 Макаров Сергей | 4 | Умственная отсталость | Легкая |
4 Матвеева Екатерина | 4 | Сд-м Дауна | Легкая |
5 Ольшевский Дмитрий | 3 | Умственная отсталость | Легкая |
6 Пыжко Павел | 4 | Умственная отсталость | Легкая |
7 Рубченя Кирилл | 3 | Умственная отсталость | Легкая |
8 Тарасенок Матвей | 4 | Умственная отсталость | Легкая |
Экспериментальная группа | |||
1 Андрушкевич Анна | 4 | Сд-м Дауна | Легкая |
2 Ежешко Томас | 4 | Умственная отсталость | Легкая |
3 Кириллова Екатерина | 4 | Умственная отсталость | Легкая |
4 Климович Артур | 3 | Умственная отсталость | Легкая |
5 Медведева Яна | 3 | Сд-м Дауна | Легкая |
6 Остапенко Екатерина | 4 | Сд-м Дауна | Легкая |
7 Рыжик Николай | 3 | Сд-м Дауна | Легкая |
8 Шершень Тимофей | 4 | Умственная отсталость | Легкая |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 209.