Для проверки, проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента, был проведен контрольный эксперимент. Цель: проверка эффективности разработанного комплекса занятий, направленного на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.)
Задача контрольного эксперимента:
- выявить динамику уровня проявления эмоциональной отзывчивости у детей контрольной и экспериментальной групп.
На данном этапе эксперимента использовался тот же диагностируемый материал, что и на констатирующем этапе
Результаты контрольной диагностики в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 4.
Таблица 4. Количественные показатели результатов диагностики на контрольном этапе эксперимента
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | Общее кол-во баллов |
Экспериментальная группа | ||||||
1 | Алия А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
2 | Настя Г. | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
3 | Саша К. | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
4 | Леша К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
5 | Владик М | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
6 | Даша Н. | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
7 | Влада П. | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 |
8 | Алена С. | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
9 | Иван Ш. | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
10 | Данила Ш. | 2 | 2 | 3 | 3 | 10 |
Средний балл по группе | 7,4 | |||||
Контрольная группа | ||||||
1 | Софья Б. | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
2 | Леша К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
3 | Ваня Л. | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
4 | Илья М. | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 |
5 | Никита О. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
6 | Саша С. | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
7 | Катя Ш. | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
8 | Данила Ш. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
9 | Андрей Ш. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
10 | Лера Я. | 2 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Средний балл по группе | 6,6 |
По показателям среднего балла в каждой группе можно проследить изменения. Если на констатирующем эксперименте средний балл контрольной группы был выше, чем средний балл экспериментальной группы, то по результатам контрольного эксперимента можно увидеть обратное.
Анализируя качественные результаты, можно увидеть следующее. (Таблица 5)
Таблица 5. Качественные результаты диагностика на контрольном этапе эксперимента
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Общее кол-во баллов | Уровень сформированности |
Экспериментальная группа | |||
1 | Алия А. | 8 | С |
2 | Настя Г. | 7 | С |
3 | Саша К. | 7 | С |
4 | Леша К. | 12 | В |
5 | Владик М | 8 | С |
6 | Даша Н. | 7 | С |
7 | Влада П. | 10 | В |
8 | Алена С. | 9 | С |
9 | Иван Ш. | 6 | Н |
10 | Данила Ш. | 10 | В |
Контрольная группа | |||
1 | Софья Б. | 7 | С |
2 | Леша К. | 5 | Н |
3 | Ваня Л. | 7 | С |
4 | Илья М. | 9 | В |
5 | Никита О. | 5 | Н |
6 | Саша С. | 7 | С |
7 | Катя Ш. | 7 | С |
8 | Данила Ш. | 8 | С |
9 | Андрей Ш. | 5 | Н |
10 | Лера Я. | 6 | Н |
Сравнивая результаты диагностики на контрольном и констатирующем этапах эксперимента, мы построили графики, на которых можно проследить динамику развития уровня проявления эмоциональной отзывчивости в контрольной и экспериментальной группах. (Приложение 11, 12)
Из данных графиков можно констатировать тот факт, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения. Увеличилось количество детей с высоким уровнем до 3-х человек, со средним уровнем до 6 человек, но по-прежнему остался один ребенок с низким уровнем.
В контрольной группе произошли изменения лишь у трех детей: один ребенок переместился на средний уровень, поэтому с низким уровнем количество детей уменьшилось. У двух детей изменения в уровнях не произошло, но у них улучшились результаты по выполнению отдельных заданий.
Нами был зафиксирован тот факт, что среди испытуемых экспериментальной группы не наблюдалось равнодушных детей. 4 детей данной группы переместились с низкого уровня на средний, что говорит о возросшей эмоциональной отзывчивости детей на музыкальные произведения, а также о том, что ситуация общения с миром музыки вызывает наслаждение, создает эмоциональный комфорт.
Дети, эмоциональная отзывчивость которых были отнесены к высокому уровню, свободно высказывали свои суждения, давали эстетические оценки, в которых широко использовались образные сравнения, метафоры ("Я как будто побывал в сказке, где добрые светлые силы победили злых мрачных злодеев" – Леша К.).
Дети делились своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями. По сравнению с констатирующим экспериментом ассоциации детей относились не только к личному жизненному опыту, но и связывались с воображаемыми ситуациями, которые появлялись под влиянием созвучия мелодии и цвета. "Мне представилось, что я кружусь в небе, в каком-то сиреневом облаке, и там так красиво!" - Влада П). Разнообразные ассоциации, вызванные эмоциональными переживаниями детей, указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими центрами головного мозга, что может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процесса в целом.
Также, дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей.
Дети проявления эмоций соотносили с собственными переживаниями, что говорит о личностной значимости произведений для ребенка. Помимо ориентированности на собственные чувства, эти дети выделяли социальную значимость произведений.
Для ребят был характерен перенос испытываемых эмоций в процессе общения с произведениями в различные виды деятельности. Наиболее распространенным было рисование. Дети самостоятельно выбирали для себя в повседневной жизнедеятельности занятие изобразительной деятельностью, что является показателем поиска способов и форм самовыражения.
В рисунках дети отображали не только определенный сюжет, но и передавали свое настроение. Для этого использовали в основном цвет как ведущее эмоциональное средство. Надо отметить, что в цветовом решении рисунки отличались разнообразием палитры используемых красок. Некоторые дети отображали собственное эмоциональное состояние только посредством цвета, что свидетельствует о выделении детьми данных средств выразительности для изображения переживаний, о творческом характере детской деятельности.
Дети, эмоциональные проявления которых соответствовали среднему уровню, были сдержаннее во внешнем выражении эмоциональных переживаний. Это объясняется индивидуально-типологическими особенностями данных детей. Но по сравнению с результатами констатирующего эксперимента эмоции стали содержательнее и разнообразнее по форме. Заинтересованность, любопытство, также были присущи дошкольникам, но детей в большей степени интересовала эмоциональная сторона произведений. Дети высказывали предположения, что происходило или, что способствовало созданию конкретного произведения, причем акцент делался на переживания композитора. Именно этот момент, по мнению детей, определял настроение воспринимаемого произведения.
Мимическая экспрессия, выразительные движения детей свидетельствовали об эмоциональном отношении к предложенным произведениям.
Помимо названных эмоциональных состояний для детей было характерно состояние удовольствия, радости от общения с произведениями, со сверстниками и педагогом.
Дети, отнесенные к данному уровню, на констатирующем этапе исследования проявляли эмоциональную отзывчивость, соответствующую низкому уровню. Это свидетельствует о динамике эмоциональных переживаний детей, об обогащении эмоций в процессе общения ребенка с музыкой. Выделенные изменения в проявлении эмоций детей обусловлены ценностным содержанием и разнообразными формами специально-организованной деятельности педагога и детей на основе различных сочетаний музыкальных произведений. Следовательно, при создании соответствующих условий, возможно, обеспечение эффективного развития эмоций и чувств.
Полученные результаты в ходе контрольного эксперимента дают основание выделить положительную динамику изменений проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста (от любопытства и заинтересованности к эстетическому наслаждению и свободному творческому самовыражению). Также подтверждается эффективность обозначенных педагогических условий. Характер проявления эмоциональной отзывчивости свидетельствует о духовном развитии дошкольников, что определяет возможности такого педагогического средства как музыка.
Таким образом, разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе восприятия музыки достаточно эффективен.
Заключение
Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции.
Наша работа была ориентирована на развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.
В связи с поставленной целью в первой части нашей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников и изучены пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки. Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоций в жизни ребенка.
Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил провести экспериментальную работу. Экспериментальная работа по проблеме развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика выявления уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет. Результаты диагностики показали, что на начало экспериментальной работы дети не умели адекватно осознавать свои эмоции, передавать характер музыки в мимических, двигательных реакциях, проявили эмоциональную активность в процессе слушания музыкальных произведений.
Исходя из данных констатирующего эксперимента, нами была организована и проведена работа по развитию эмоциональной сферы детей экспериментальной группы посредством восприятия музыки. Был разработан и апробирован комплекс занятий, направленный на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).
Наиболее существенная зависимость в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста связана с содержанием музыкальных произведений и пространственно-предметной средой, обуславливающей проявление свободы, активности, творчества детей. Эти данные нашли подтверждение на контрольном этапе исследования.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что у детей экспериментальной группы произошли позитивные изменения в эмоциях, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности речевых проявлений, в экспрессии и разнообразии при использовании цвето-ритмических и музыкально-ладовых средств выразительности. Исчезла дисгармония между мимикой лица, движением рук ребенка, оценкой воспринимаемых произведений и выражением собственных эмоциональных отношений.
Исследование позволило установить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей экспериментальной группы от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыкальную импровизацию, игру, рисунок.
Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Эксперимент подтвердил, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки.
Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.
Таким образом, гипотеза о том, что развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при определенных условиях, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Разумеется, наше исследование не является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения опытно-экспериментальной работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать значительную помощь педагогам в развитии эмоциональной сферы дошкольников 6 года жизни.
Список используемой литературы
1. Аромштам. М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников.//Дошкольное образование.- 2006. -№ 8-55-57с.
2. Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. дисс. в 2т. – КГУ, К., 1990.-101с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2000
4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М., 1986.-124с.
5. Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.-240с.
6. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.
7. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред.-сост. В.И. Руденко – М., 2000
8. Выготский А.С. Психология искусства. – М., 1965.-256с.
9. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.
10. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. -1992. -№2.- 51-54 с.
11. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
12. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М., 2003. – 420с.
13. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10, 15
14. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.
15. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5
16. Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ. –СПб.: Питер, 1999.-324с.
17. Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. – 1956- № 5- 53-55 с.
18. Кузьмина Е. Встречаем музыкой весны.//Дошкольное образование. -2006-№ 7-53-55с.
19. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003-176с.
20. Леонтьев А.Н. Осмысленность искусства.// Искусство и эмоции, 1991.- 134с.
21. Линдсли Д.Б. Эмоции. / / Экспериментальная психология.- М., 1960.-128с.
22. Медушевский В.В. О законностях и сроках художественного воздействия музыки. – М., 1976.-236с.
23. Метлов Н.А. Музыка – детям – М., 2005
24. Милнер П. Физиологическая психология.- М.: Мир, 1973.- 246с.
25. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева.- Л.: Музыка, 1970. - 340 с.
26. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988. - 254 с.
27. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.
28. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980;
29. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.- Киев: Музична Украина, 1975. - 286 с.
30. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии.- 1986.- № 1.- 102-104с.
31. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.
32. Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990. - 158 с.
33. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М.: Знание, 1980. - 57 с.
34. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 1972. – 168с.
35. Раппопорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов.- М., 1982.-256с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.-258с.
37. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 2-36-41с.
38. Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М., 1987.-195с.
39. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970.-187с.
40. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.
41. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М., 1985.
42. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. – М. –Л., 1947, вып.11.
43. Урунтаева Г.А. Детская психология.- М.: Академия, 2006.-366с.
44. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. – М., 1975.
45. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.