Научно-теоретические основы развития эмоциональной сферы старших дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение

1  Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников     

1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов

1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников

1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет

2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента

2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки

Заключение

Список используемой литературы

Приложения



Введение

 

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.[11; 177]

Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Это было доказано в работах педагогов Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой и музыковеда А.Н. Сохор.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:

· Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.

· Программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.

· Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

· Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.

Проблема: каковы пути развития эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки

Объектом исследования является педагогический процесс развития эмоциональной сферы у старших дошкольников при восприятии музыки.

Предметом данного исследования является развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.

Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:

· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;

· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:

Ø если воспитатель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе восприятия музыки;

Ø если воспитатель будет обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;

Ø если воспитатель будет обучать детей способам выражения эмоций.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

Ø теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

Ø наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы старших дошкольников;

Ø психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

Ø использование различных педагогических технологий по развитию у детей эмоций средствами восприятия музыки.

Новизна исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс занятий, который направлен на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе слушания музыки в повседневной жизни ДОУ.

Практическая значимость: разработанный комплекс занятий может использоваться воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.



Заключение

 

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции.

Наша работа была ориентирована на развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.

В связи с поставленной целью в первой части нашей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников и изучены пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки. Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоций в жизни ребенка.

Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил провести экспериментальную работу. Экспериментальная работа по проблеме развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика выявления уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет. Результаты диагностики показали, что на начало экспериментальной работы дети не умели адекватно осознавать свои эмоции, передавать характер музыки в мимических, двигательных реакциях, проявили эмоциональную активность в процессе слушания музыкальных произведений.

Исходя из данных констатирующего эксперимента, нами была организована и проведена работа по развитию эмоциональной сферы детей экспериментальной группы посредством восприятия музыки. Был разработан и апробирован комплекс занятий, направленный на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).

Наиболее существенная зависимость в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста связана с содержанием музыкальных произведений и пространственно-предметной средой, обуславливающей проявление свободы, активности, творчества детей. Эти данные нашли подтверждение на контрольном этапе исследования.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что у детей экспериментальной группы произошли позитивные изменения в эмоциях, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности речевых проявлений, в экспрессии и разнообразии при использовании цвето-ритмических и музыкально-ладовых средств выразительности. Исчезла дисгармония между мимикой лица, движением рук ребенка, оценкой воспринимаемых произведений и выражением собственных эмоциональных отношений.

Исследование позволило установить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей экспериментальной группы от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыкальную импровизацию, игру, рисунок.

Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Эксперимент подтвердил, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки.

Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.

Таким образом, гипотеза о том, что развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при определенных условиях, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Разумеется, наше исследование не является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения опытно-экспериментальной работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать значительную помощь педагогам в развитии эмоциональной сферы дошкольников 6 года жизни.



Список используемой литературы

 

1. Аромштам. М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников.//Дошкольное образование.- 2006. -№ 8-55-57с.

2. Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. дисс. в 2т. – КГУ, К., 1990.-101с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2000

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М., 1986.-124с.

5. Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.-240с.

6. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.

7. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред.-сост. В.И. Руденко – М., 2000

8. Выготский А.С. Психология искусства. – М., 1965.-256с.

9. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.

10. Гофман Э. – Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. -1992. -№2.- 51-54 с.

11. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

12. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М., 2003. – 420с.

13. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10, 15

14. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.

15. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5

16. Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ. –СПб.: Питер, 1999.-324с.

17. Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. – 1956- № 5- 53-55 с.

18. Кузьмина Е. Встречаем музыкой весны.//Дошкольное образование. -2006-№ 7-53-55с.

19. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003-176с.

20. Леонтьев А.Н. Осмысленность искусства.// Искусство и эмоции, 1991.- 134с.

21. Линдсли Д.Б. Эмоции. / / Экспериментальная психология.- М., 1960.-128с.

22. Медушевский В.В. О законностях и сроках художественного воздействия музыки. – М., 1976.-236с.

23. Метлов Н.А. Музыка – детям – М., 2005

24. Милнер П. Физиологическая психология.- М.: Мир, 1973.- 246с.

25. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева.- Л.: Музыка, 1970. - 340 с.

26. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988. - 254 с.

27. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

28. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980;

29. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.- Киев: Музична Украина, 1975. - 286 с.

30. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии.- 1986.- № 1.- 102-104с.

31. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.

32. Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990. - 158 с.

33. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М.: Знание, 1980. - 57 с.

34. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 1972. – 168с.

35. Раппопорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов.- М., 1982.-256с.

36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.-258с.

37. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 2-36-41с.

38. Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М., 1987.-195с.

39. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970.-187с.

40. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.

41. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М., 1985.

42. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. – М. –Л., 1947, вып.11.

43. Урунтаева Г.А. Детская психология.- М.: Академия, 2006.-366с.

44. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. – М., 1975.

45. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.

Оглавление

 

Введение

1  Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников     

1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов

1.2 Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников

1.3 Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

2. Экспериментальные исследования по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет

2.2 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента

2.3 Проверка эффективности работы по развитию у детей эмоциональной сферы посредством восприятия музыки

Заключение

Список используемой литературы

Приложения



Введение

 

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.[11; 177]

Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Это было доказано в работах педагогов Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой и музыковеда А.Н. Сохор.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:

· Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.

· Программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.

· Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

· Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.

Проблема: каковы пути развития эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки

Объектом исследования является педагогический процесс развития эмоциональной сферы у старших дошкольников при восприятии музыки.

Предметом данного исследования является развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.

Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:

· изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;

· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

· разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:

Ø если воспитатель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе восприятия музыки;

Ø если воспитатель будет обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;

Ø если воспитатель будет обучать детей способам выражения эмоций.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

Ø теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

Ø наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы старших дошкольников;

Ø психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

Ø использование различных педагогических технологий по развитию у детей эмоций средствами восприятия музыки.

Новизна исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс занятий, который направлен на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе слушания музыки в повседневной жизни ДОУ.

Практическая значимость: разработанный комплекс занятий может использоваться воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.



Научно-теоретические основы развития эмоциональной сферы старших дошкольников

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.