Развитие эмоциональной сферы детей посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация комплекса занятий, направленного на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.)

Задачи формирующего эксперимента:

1) разработать комплекс занятий, направленных на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).

2) апробировать разработанный нами комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.

При организации формирующего эксперимента мы опирались на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», пособие И.О. Карелиной «Эмоциональное развитие детей», методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста М.В. Корепановой и Е.В. Харламповой «Познаю себя».

Развивать эмоциональную сферу детей экспериментальной группы мы решили в процессе восприятия музыки, что определено темой исследования. Учитывая, что восприятие музыки идет через эмоции и внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыкального произведения, мы организовали музыкальную деятельность так, чтобы она вызывала у детей эмоциональное отношение к ней.

Восприятие музыки должно вызывать у детей сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождать ассоциации.

Процесс восприятия музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания.

Нами был разработан комплекс из 10 занятий. (Приложение 4)

На занятиях дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково.

Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей мы использовали произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р. Шумана, В. Шаинского и др. Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.

Музыкальные произведения сопровождали ребенка в течение всего времени пребывания в детском саду.

В своей работе по развитию у детей эмоциональной сферы мы использовали художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.

Мы старались как можно чаще обращаться к опыту детей при обсуждении различных ситуаций.

Так как процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, то в музыкальный репертуар мы включили мажорные произведения как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Эти музыкальные произведения звучали в ходе организации всего педагогического процесса. (Приложение 5)

Например, во время утреннего приема детей, мы включали такие произведения, как « Улыбка» ( В. Шаинского, М. Пляцковского), «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладкова, Г. Остера), которые способствовали созданию положительного эмоционального настроя у ребенка на пребывание в детском саду.

Мелодии, пьесы, которые слушали дети, давали им спектр положительных эмоций, ощущений, влияющих на их настроение.

Работа по развитию эмоциональной сферы у детей посредством восприятия музыки проводилась не только на специально организованных занятиях, но и на других занятиях и в самостоятельной деятельности ребенка.

Так как в период дошкольного детства огромная роль принадлежит игровой деятельности детей, мы подобрали и проводили с детьми музыкально-дидактические игры. Проведение этих игр способствовало обогащению словаря детей новыми словами-определениями, выражающими образно-эмоциональное содержание музыки, развитию эмоциональной восприимчивости, умению детей определять настроение музыкального произведения и подбирать подходящий цвет для определённого эмоционального состояния. (Приложение 6)

Воспитателями группы была создана музыкальная зона для слушания музыки, которая содержала музыкальный центр, кассеты и диски с записью музыкальных произведений, портреты известных композиторов, хорошо иллюстрированные детские книги, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.

После организации музыкальной зоны с детьми была проведена беседа на тему «Что нового появилось у нас в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.

Для определения эмоционального состояния ребенка нами была создана фонотека музыкальных произведений. Выбирая из фонотеки музыкальное произведение ребенок мог «сообщить» педагогу о своем эмоциональном состоянии. (Приложение 7)

Очень важная форма эмоционального обогащения маленького слушателя – концерты. В рамках празднования Дня защитника отечества детьми был подготовлен и показан концерт «Слава, Армии родной!», который наполнил впечатления детей положительными эмоциями, создал приподнятое, праздничное настроение.

В процессе формирующего эксперимента мы наладили сотрудничество с ДШИ № 2. Силами школы искусств совместно с детьми подготовительной и старшей групп был проведено развлечение «Вот и масленица!». На этом празднике выступил ансамбль русских народных инструментов ДШИ № 2. Дети эмоционально, бурно реагировали на исполнение музыкальных произведений оркестром школы искусств. Во время звучания музыки некоторые дети придумывали и показывали какие-либо движения.

Обращая особое внимание на эмоциональный отклик детей, активно развивая восприятие музыки, мы использовали народные произведения, такие как веселые плясовые: “Ах, вы сени”, “Камаринская” и другие, и колыбельные - музыку спокойного характера. Предлагая в контрасте эти произведения, музыкальный руководитель совместно с воспитателем, побуждал детей к проявлению эмоций через движения на веселую музыку и на музыку спокойного характера: укачивание, жесты, мимические действия глазами.

Конечно же, вся работа по развитию эмоциональной сферы посредством восприятия музыки проходила в тесном контакте музыкального руководителя с воспитателем, касаясь всех видов музыкальной деятельности.

В рамках темы мы наладили сотрудничество с воспитателями и родителями: разработаны анкеты для родителей (Приложение 8); составлена и помещена в родительский уголок схема сотрудничества музыкального руководителя, воспитателя и родителей по вопросу развития эмоциональной сферы через все виды музыкальной деятельности (Приложение 9). Родителям были даны практические рекомендации по использованию музыкальных произведений дома для развития эмоциональной сферы своих детей. (Приложение 10)

Реализация подхода к развитию эмоциональной сферы посредством восприятия музыки требовала поддержки со стороны родителей. Знакомство родителей на консультациях, с различной наглядной информацией, с теоретическими и методическими вопросами развития эмоциональной сферы посредством восприятия музыки способствовало зарождению у родителей интереса к данной проблеме.

Родители привлекались к изготовлению атрибутов, масок, костюмов для праздников и, конечно же, присутствовали при проведении самих праздников.

Развивая эмоциональную сферу, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками мы объединили усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни детей и в детском саду, и дома.

Специально организованное общение, способствовало структурированию эмоционального мира ребенка, а специально созданные условия - появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения с помощью движений, голосовых реакций, мимики слова.

Ценные те моменты, когда в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок сосредотачивал свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминал событие со всеми деталями и нюансами.

Таким образом, анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки, с использованием программных и современных произведений, привела к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку приобрела новое качество – она стала результатом.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.