ПРАВО ОБРАЗОВЫВАТЬ ОБЩЕСТВА И СОЮЗЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организационные нововведения коснулись и общественных организаций: кооперативных и других обществ и союзов, не имеющих целью извлечение прибыли. Их поставили перед необходимостью в жёсткие сроки зарегистрироваться в регистрационных отделениях окружных судов (циркулярное письмо Министерства внутренних дел было направлено 27 января 1919г.) иначе они «потеряют право юридического лица, не могут иметь своих капиталов и отвечать по суду, совершать сделки и т.п.».

Все общественные организации должны были получать в органах краевого и губернского управления разрешение на свои съезды и собрания.

Законом совершенно не было предусмотрено образование профессиональных организаций лиц, стоящих на государственной службе. Потому что очень часто эти организации вмешивались в распоряжение центральных органов.

Кроме того, департамент милиции, ориентируясь на постановление временного правительства от 28 июля 1917г. о разрешение съездов и собраний, требовало от управляющего губернией представлять сведения о желательности и возможности их проведения, о поставленных вопросах, а также об участниках. Ни одно из подобных общественных мероприятий не могло состояться в отсутствие уполномоченных управляющего губернией. Такие жёсткие требования предъявлялись к организациям только тех съездов и собраний, которые не предусматривались уставами обществ и союзов, при этом на первый план ставились интересы государственной безопасности.

ПРОФСОЮЗЫ

Учитывая данную ситуацию, Центральное областное бюро профессиональных союзов Урала поставило перед Министерством юстиции вопрос об обязательности регистрации союзов в окружном суде. Ответ был поставлен на основе закона от 12 апреля 1917г. и содержал следующие указания: «Все без исключения российские граждане имеют право, без особого на то разрешения, образовывать общества и союзы, в целях не противным уголовным законам… Эти общества и союзы, не имеющие своей целью извлечение прибыли, не обязаны регистрироваться в окружных судах». Но, несмотря на такое разъяснение, правительственные учреждения настороженно отнеслись к просьбе Центрального областного бюро профессиональных союзов Урала о кредитовании, направив запрос, «не принадлежит ли Екатеринбургский Центральный совет профессиональных союзов к числу организации большевистского толка».

В первую очередь активизировалась деятельность профсоюзов. Уже 17 декабря 1918г. центральное правление профессиональных технических организаций Урала обратилось с просьбой разрешить провести отчётный годичный делегатский съезд союза 26 января 1919г. Этот союз был образован из Общества уральских горных инженеров и техников и вплотную занимался положение на заводах Урала, рассматривал вопросы организации труда и т.д.

ЖЕНСКИЙ СОЮЗ

Под руководством Ю.В. Курсель в Перми функционировал Женский союз, занимавшийся различной благотворительной и общественно просветительной деятельностью. Союз организовывал в лазарете для раненых воинов культурно-просветительскую секцию, где обучались грамоте солдаты, устраивали концерты и спектакли.

ОБЩЕСТВО НАРОДНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Продолжало действовать созданное в октябре 1918г. Общество народных университетов, ставившее целью развитие культурно-просветительных учреждений на Урале. В числе наиболее активных деятелей данного общества были известные на Урале люди: М.О. Клер, В.Е. Ландсберг, А.В. Ольшван, Я.Н. Чупраков и др.

РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ

27 декабря 1918г. Советом Министров было учреждено Главное управление по делам вероисповеданий во главе с Профессором Пермского университета Н.Н. Фиолетовым. Оно состояло из двух департаментов – по делам православной церкви и инославных и иноверных вероисповеданий. Департамент инославных и иноверных вероисповеданий, в свою очередь, включал в себя отделение по делам христианских вероисповеданий и отделение по делам нехристианских вероисповеданий. Управление было призвано выступать посредником «в сношения правительства и центральными и местными органами православно-церковного управления, школы и хозяйства».

Пермское духовенство встретило белых как своих освободителей. Постановление Высшего Временного церковного управления от 5 января 1919г. временное управление пермской епархией поручили епископу чебоксарскому Борису – викарию Казанской епархии. 14 февраля он прибыл в Пермь.

Сразу же после приезда на площади кафедрального собора епископ провёл архиерейское служение в честь наступления колчаковской власти. Во время служения был поставлен аналой с копией иконы святого Николая чудотворца.

Эта икона была избрана символом борьбы с большевиками. Потому что во время штурма Кремля большевиками надвратную икону Чудотворца завесили красной материей, которую даже прибили на гвозди, а когда проходил митинг на красной площади материя спала, и противники советской власти представили это как знамение свыше о скорой гибели Советской власти.

В положении о Главном управлении по делам вероисповедания предусматривалось содержание православной церкви за счёт правительства. Восстанавливалось преподавание Закона Божьего в школах, формировались штаты духовенства в армии и на флоте. Совет Министров провозгласил возвращение земель церквам и монастырям.

Колчаковское руководство старалось привлечь на свою сторону руководителей всех религиозных направлений. Учитывая большое влияние старообрядцев на Урале и в Сибири, им оказали особое внимание. Старообрядческое духовенство поставили на казённое содержание. Главное управление по делам вероисповеданий в июне 1919г. удовлетворило ходатайство пермского римско-католического костела о выдаче на ремонт костела пособия от казны в размере 5.000 рублей. По этому поводу ожидалось прибытие в Пермь директора департамента инославных и иноверных вероисповеданий. Вопрос о возобновлении деятельности городского национального управления, открывшегося во время Февральской революции и существовавшего до октябрьского переворота, в мае 1919г. поставило пермское мусульманское приходское попечительство.

Лица духовного звания призывались в суд для привода к присяге за это им делалось вознаграждение. 

В военных подразделениях на службе состояли священнослужители. Все лица на эти должности утверждались военными властями. Должность главного священника армии и флота занимал протоирей Николай Шелютто. Обязанности главного военного муллы выполнял Абрахман Силимгареев.

Но особые надежды Колчак возлагал на организацию в системе белой армии добровольческих отрядов «Братство святого креста». Были выпущены листовки с призывами вступить в дружину «Святого креста». В этих листовках указывались цели и особенности новых военных соединений. Во-первых отряды формировались из лиц от 17 до 45 лет и попечителем их были священник, приходской совет или местная епархиальная власть. Во-вторых, в этих отрядах военное обучение сочеталось с укреплением «религиозно-нравственных» основ. В-третьих, все записавшиеся в отряд должны были носить на груди пришитый к одежде восьмиконечный крест белого цвета. Это было сделано для того, чтобы объединит православных и старообрядцев, которые признавали только восьмиконечные кресты. Дружины носили имена своих духовных покровителей: «полк Иисуса», «полк Богородицы», «полк пророка Ильи». Члены дружины называли друг друга братьями: «брат поручик», «брат капитан» и т.д. в бой такой отряд должны были вести командир и священник. В Перми помогал формировать добровольческие отряды Христианский союз молодёжи Урала.

Широко отмечались религиозные праздники. Была восстановлена дореволюционная традиция, когда «общенародные забавы и общественные увеселения, в том числе театральные представления, концерты, маскарады и разные зрелища», запрещались «в субботу первой недели великого поста, в субботу третьей недели, в среду и в пятницу четвёртой недели великого поста, канун крестопоклонной и в течение всей страшной седьмицы, начиная с субботы шестой недели».

Соблюдались не только христианские, но и иноконфессиональные религиозные обряды. Так, начальник Пермского гарнизона 9 апреля 1919г. издал приказ, «что всех солдат евреев следует освободить от занятий для присутствия при богослужении и принятия пасхальной пищи в устраиваемой для них еврейской общественной бесплатной столовой» в определённые дни и часы. Приказ был составлен по просьбе пермского общественного раввина.

В вербное воскресенье на площади перед кафедральным собором был совершён «Его преосвященством епископом Борисом благодарственный Господу Богу молебен по случаю победоносного шествия … молодой армии окончательного освобождения Пермского края от большевиков». Приказ по Пермскому гарнизону приписывал на этом молебне присутствовать учебным командам и оркестру.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Положение прессы было определено приказом Верховного правителя № 57 от 07.12.1918г.:

 «Не желая стеснять печать в своевременном полном осведомлении населения приказываю:

цензуру печати отменить кроме театра военных действий

Возложить на одно из русских цензурных учреждений в каждом данном пункте, а где таковых учреждений не имеется на начальников гарнизонов, обязанность возбуждать уголовные преследования против ответственных редакторов повременных изданий и авторов изданий непериодических за помещение в печати:

Сведений воспрещаемых особым «перечнем» таковых (Временное Правительство о военной цензуре 1917г.)

Всякого рода печатных произведений, подрывающих авторитет Верховной власти.

Призывов, возбуждающих одну часть населения против другой или подстрекающих к вооружённым выступлениям и стачкам.

Злонамеренных слухов, касающихся Русской армии, союзных и Чехо-Словацких войск, с правом конфискации отдельных выпусков периодического издания или же всего произведения теснения, в которых таковые сведения или воззвания помещены.

Представить русским военно-цензурным учреждениям и русским начальникам гарнизонов в случаях п.2 сего приказа входить с представлением к начальнику штаба Верховного главнокомандующего, через военно-цензурное отделение штаба Верховного главнокомандующего о закрытии органов, допустивших помещение вышеперечисленных сведений и воззваний, впредь до воспоследования судебного приговора или прекращения дела в установленном закономерном порядке.

Ответственность за сведения, предварительно представленные на просмотр в военно-цензурные учреждения или начальникам гарнизонов и ими к печати дозволенные, не может иметь места.

О каждом случае, конфискации или возбуждении судебного преследования должно быть немедленно донесено начальнику штаба Верховного главнокомандующего.

Начальнику штаба Верховного главнокомандующего предоставить право в тех случаях, когда это потребуется обстоятельствами, брать под предварительную цензуру органы печати, о которых последует ходатайство местных военных властей.

Верховный правитель и Верховный главнокомандующий Адмирал Колчак». 

Департамент общих дел и отделение по делам печати Министерства внутренних дел настаивали на необходимости издания губернских ведомостей с расширенной неофициальной частью, с превращением их в ежедневные печатный орган и доведением тиража газеты до таких размеров, чтобы не только волостные земские управы имели по одному экземпляру, но и сельские старосты. По представленным сметам выделялись денежные средства.

Контроль над печатными изданиями осуществлял управляющий Министерством внутренних дел В. Пепеляев, который в своём циркулярном письме «категорический предлагал управляющим губерниями посылать в отделение печати департамента общих дел по одному экземпляру всех печатных произведений».

С января 1919г. представители местной интеллигенции начали издавать газету «Свободная Пермь». В работе редакционной коллегии принимали участие Б.А. Броневский , профессор Л.А. Булаховский, Н.В. Устрялов, П.Н. Фиолетов, А.И. Сырцов и др. В июне вместо этой газеты стала выходить большая военно-общественная, литературная газета «Отечество» под редакцией Н.С. Григорьева с участием М.М. Кузнецова и члена Всероссийского национального собрания А.А. Рукина. Газета издавалась при штабе Сибирской армии.

При газете «Освобождение России» в Перми в первой половине 1919г. печатался литературно-художественный журнал «Русское Приволье». Его редакция выпускала книги «Художественной научно-политической библиотеки». В этой серии вышли рассказы Б. Броневского «Сад цветёт», стихи В. Яковлева, брошюры с биографией А.В. Колчака и генерала А.Н. Пепеляева, систематический указатель руководящих узаконений и распоряжений правительства. Организатором литературно-издательской деятельности был Б. Броневский, редактировавший газеты «Освобождение России», а также, совместно с М. Арнольд, журнал «Русское Приволье».

Журнал выходил при поддержке пермской интеллигенции раз в две недели. В каждом номере публиковались стихи и рассказы М. Вериго, Ф. Чудновского, И. Чернышева, В. Яковлева и других местных авторов. Помещались в журнале карикатуры художника В. Машуткина – «Роковая шуба, или способ избавиться от коммунистов», «Чудеса экономии» и др.

В журнале большое место занимали рассказы о дореволюционном быте дворян и интеллигенции, стихи о природе и другие произведения, пронизанные ностальгией о прежнем образе жизни. Помещались здесь также рассказы, посвящённые животрепещущим реалиям времени. Например, в рассказе      Н. Бердяева «Замученный». Рассказ С. Лурье «На позиции».

Издавались и правительственные газеты «Пермские Губернские Ведомости», «Сибирские Стрелки» и др.

РАДИО

Кроме периодической печати большую пропагандистскую роль играли радиостанции. Начальник Пермской радиостанции штабс-капитан Мешень с конца мая 1919г. одновременно выполнял функции старшего начальника группы радиостанций Сибирской армии.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Власти стремились привлечь к сотрудничеству деятелей изобразительного искусства. В Перми планировалось создание памятника воинам, павшим при взятии города. С этой целью городской управой было собрано более 14.000 рублей.

В городе уничтожались памятники ,оставленные большевиками. В Перми был разрушен памятник Борцам революции. Также расправлялись с праздничными арками, монументальными панно, воздвигнутыми в городе к первой годовщине октябрьских событий. В редакционной статье газеты «Освобождение России» сообщалось: «Жители города удостоились удовольствия присутствовать при уничтожении последних остатков оскверняющих город «триумфальных арок» и тому подобных большевистских памятников, а также продолжительное время развевавшихся на колокольне местной протестантской Мариинской церкви красных флагов».

Эти действия производились в соответствии с приказом начальника гарнизона подполковника Эпова, предписывавшего « всем домовладельцам города Перми в трёхдневный срок снять украшения и вывески советского правительства». В случае неисполнения приказа он угрожал арестом.

Художественное училище в Перми открыло приём прошений для поступающих в подготовительные и другие классы. Со 2 по 17 марта в городе работала выставка картин художника И.П. Чирикова. Центром экспозиции стало монументальное полотно «Сибирские орлы», прославлявшее героизм Сибирской армии.

На вечере в губернском земском управлении 7 мая 1919г. состоялся аукцион, умело проведённый артистом Люмиловым. Среди прочих лотов на продажу был выставлен портрет А.Н. Пепеляева. 

Власти заботились о том, чтобы создать образ положительного героя, образец для подражания. Вероятно, исходя из этой цели, Верховный правитель приказал объявить педагогическому совету Мариинской женской гимназии, что ему разрешается присвоить лазарету больных и раненых воинов, размещённому в здании гимназии, имя Пепеляевых.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.