В Перми были восстановлены следующие правительственные учреждения:
Канцелярия управляющего губернией (угол Сибирской и Вознесенской).
Губернское управление (угол Сибирской и Екатеринской)
Отделения Губернского правления:
Врачебное (угол Сибирской и Екатериненской)
Ветеринарное (угол Сибирской и Екатериненской)
Строительное (угол Сибирской и Екатериненской)
Тюремное отделение Губернского правления
По воинской повинности
По фабричным и горно-заводским делам
Пермская Казённая палата
Губернское акцизное Управление
Управление Земледелия и Государственных имуществ
Пермская Контрольная Палата
Губернская Земская Управа
Управление Пермского Почтово-Телеграфного округа
Пермский уездный съезд мировых судей
Пермский Окружной суд
Управление Пермского Уездного Воинского Начальника
Пермское Казначейство
Пермская Уездная Земская Управа
Пермская Городская Управа
Пермское Отделение Государственного Банка
Пермская Губернская Чертёжная
Управление Государственным Земельным Фондом
Губернское присутствие
Пермская межевая комиссия по размежевания башкирских земель
Управление сельского строительства Пермской Губернии.
Совет Министров принял специальное постановление о порядке привлечения государственных служащих. При выборе людей рассматривали степень политической благонадёжности. Данные о служебных и нравственных качествах лиц, принимаемых на государственную службу в правительственные учреждения, надлежит собирать классным чинам и милиции. На должности в восстанавливающихся правительственных учреждениях преимущественно назначались люди, работавшие в них раньше, так как у них был опыт работы и они бы способствовали скорейшему восстановлению учреждения. Что было необходимым в условиях гражданской войны, где промедление смертельно. Так в должности были восстановлены: Пермский Губернский ветеринарный инспектор А.И. Юцевич и на него еще возлагалось временное исполнение обязанностей советника Пермского Губернского правления, бывший горный исправник второго горного полицейского округа Пермской губернии П. Шварц был назначен помощником начальника пермской уездной милиции. Чиновников по статье 354 наказывали за злоупотребление своего положения.
ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Важнейшим звеном городского управления оставались выборные городские думы, состоявшие из выборных гласных. Городской голова А.Е. Ширяев и председатель городской Думы С.Г. Макухин в начале января 1919г. возглавили возобновлённую деятельность этих органов управления. Городская дума на своих заседаниях обсуждала организацию деятельности городской милиции, продовольственное дело, проблемы торговли, финансовые ассигнования и займы. На одном из первых заседаний в начале января 1919 года были поставлены вопросы о возобновлении деятельности жилищно-примирительной камеры, о ревизии ломбарда, о городских аптеках, о направлении своего представителя в комиссию по расследованию преступных деяний большевиков. 26 марта 1919г. приняли постановление об учёте и регистрации всех сдаваемых в городе Перми жилых помещений и выдачи за них справок.
Несмотря на то что органы городского самоуправления занимались многими серьёзными вопросами городского хозяйства, постановления городской Думы могли быть приведены в исполнение лишь в том случае, если управляющий губернией в двухнедельный срок не принесёт протеста в окружной суд. Таким образом опротестованное постановление не вступало в законную силу.
Возрождённая городская управа состояла из 7 лиц, из которых 4 были эсерами, а 3 меньшевиками.
Думы, функционирующие в разных городах Пермской губернии, испытывали острую нужду в средствах. Поэтому взыскивались оценочные сборы по окладным листам, разосланным ещё большевиками, были восстановлены все виды прежних налогов и составлено ходатайство о необходимости единовременного чрезвычайного налога. Городская дума занималась организацией и содержанием милиции, обеспечение нужд армии, борьбой с разгоревшейся тифозной эпидемией, содержанием лечебных учреждений с привлечение средств уездных земств, проблемами народного образования, воссозданием системы судопроизводства – уездных съездов мировых судей.
17 января 1919г. городская управа провела ликвидационное заседание, предполагая функционировать временно, до избрания нового состава городской Думы и назначения новой городской управы. Были организованы выборы гласных городских Дум в Перми.
Подготовительные мероприятия к выборам гласных Пермской городской Думы шли весной 1919г. Под руководством городской головы А.Е. Ширяева делалась разбивка избирательных округов, составлялись избирательные списки, в которых указывалось социальное положение, служебная деятельность и другие данные об избирателях (в число избирателей входило 30 тысяч жителей города) Выборы в Пермскую городскую Думу были назначены на 15 июня 1919г.
Условия военного времени осложняли проведение предвыборной борьбы. В приказе начальника гарнизона от 27 апреля 1919г. отмечалось: «Для предоставления населению возможности обстоятельного определения и всестороннего обсуждения кандидатов в гласные разрешаю предвыборные собрания, на которых, однако, отнюдь не должны подниматься вопросы политического характера, за что целиком отвечают выбранные на собраниях председатели. В один день не может быть разрешено более двух собраний».
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО ЗЕМСТВА.
26 декабря 1918 часть бывших служащих Губернского земства собрались в земском доме. Они решали вопрос о возобновлении деятельности Губернского земства.
Законным хозяином города являлась военная власть , и к её представителям была выбрана делегация для переговоров. В кабинете коменданта делегированные лица встретили старого земского гласного Н.А. Вармунда. Начальнику гарнизона возложил организационную часть по восстановлению земской деятельности на Н.А. Вармунда.
Уже 28 декабря состоялось собрание бывших служащих Губернского земства , на котором Вармунд подробно изложил положение вещей.
Огромное значение и необходимость организации земства учитывалось и военной властью и в приказе №1 предлагалось немедленно восстановить деятельность земских и городских самоуправлений в составе до большевистского переворота.
Между тем в Перми не оказалось ни одного лица из состава последней земской управы. Не известно было и место их нахождения.
Было решено организовать временную управу, до созыва Губернского собрания из бывших членов двух управ. Таковых на лицо имелось четверо, из них из состава дореволюционной управы трое: В.Н. Чердынцев и, И.В. Воробьёв, А.Н. Ильин и из промежуточной управы, пополненной демократическим элементом одно - И.Ф– Пономарёв. Все эти лица, за исключением Ильина и Чердынцева, являлись в то же время и губернскими гласными последних земских собраний.
Служащие Губернского земства оценивая работу этих старых земских деятелей, их продолжительный земский опыт, высказывали единогласное одобрение и пожелание видеть их во главе земского дела. Намеченные лица, за исключением отказавшегося Ильина, согласились приступить к исполнению своих обязанностей.
Осталось разрешить вопрос о представителе Губернской управы. Представитель последней управы Ф.Я. Дьяков находился в неизвестной отлучке и необходимо было заместить этот пост. Этот пост занял Н.А. Вармунд
Через несколько дней состав управы пополнился ещё двумя членами последней земской управы И.Ф. Зверевым и И.В. Бабушкиным.
Таким образом временный управляющий аппарат Губернского земства оказался восстановленным. 26 февраля в вечернем заседании сессии Пермского уездного земского собрания были проведены выборы. Председателем управы избран В.И. Павлов, его заместителем – П.И. Сибиряков; членами – В.Г. Покрышкин, Н.Н. Бакланов и П.Г. Пищальников. Содержание им назначено следующее: председатель 1200 рублей в месяц, заместителю – 1100, членам – 1000.
МИЛИЦИЯ.
Милиция была построена по образцу выработанному для воинских частей. При этом директор департамента милиции Министерства внутренних дел в своём циркулярном письме управляющему губернией просил обратить особое внимание на то, что «образование профсоюзов чинам милиции совершенно недопустимо, поскольку вносит в их среду политику, а также приводит к вмешательству в распоряжения начальства».
Милиция была изъята из ведения городских и земских самоуправлений и передана в ведомство Министерства внутренних дел. Однако городская управа по приказу генерала Пепеляева принимала деятельное участие в процессе её организации. В функции органов милиции входили сбор информации о большевиках и других лицах, совершивших противоправительственные преступления, а также подача сведений об убитых, бежавших и задержанных для регистрации преступного элемента. Милиция проводила розыскную и наблюдательную работу по выявлению противоправительственной деятельности организаций и отдельных лиц, исходя из того, что «устраиваются съезды, организуется планомерная пропаганда к восстанию против законной власти, Российского правительства и т.п.»
Весь уезд подлежал веденью уездной милиции. На работу в милиции назначались лица не моложе 21 года. Расходы по содержанию милиции относятся на средства ассигнируемые правительством по смете МВД с отнесением 1/3 расходов на городское самоуправление. Руководство и направленное действие по охране государственного порядка и общественного спокойствия принадлежит временному сибирскому правительству эту задачу оно осуществляет через Министерство Внутренних Дел. В свою очередь МВД может объявить местность на военном положении.
ВОЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Военное управление в Перми было сосредоточено в руках коменданта города и начальника Пермского гарнизона. В каждом уезде губернии имелся воинский начальник. В соответствии с приказом №1 по гарнизону города Перми, изданным начальником 1-й Сибирской стрелковой дивизии генерал-майором Зиневичем 24 декабря 1918г., начальником гарнизона временно был назначен командир 3-го Барнаульского полка подполковник Комбалин. Но уже с 26 декабря – подполковник Эпов, с 7 января – генерал-майор Шаров, с 25 февраля – полковник Николаев. Начальником гарнизона Мотовилихинского завода – командир 2-го Барабинского полка полковник Ивакин. Комендантом города стал полковник Николаев. Весь город был разделён на девять районов с подчинением каждого особому коменданту, имевшему по два помощника.
За всеми справками, разъяснениями и по личным делам населению следовало обращаться к районному коменданту. Районные коменданты находились в подчинении коменданта города, а тот - в подчинении начальника Пермского гарнизона.
Всем жителям города на первых порах запрещалось выходить на улицу без особого разрешения с 19 часов до 7 часов утра. Оружие гражданскому населению надлежало сдать. Не допускалось также проведение собраний и митингов без разрешения коменданта города, который имел право всякие незаконные сборища пресекать силой оружия.
Начальник Пермского гарнизона в своём приказе №1 потребовал, чтобы «все торгово-промышленные предприятия возобновили свою деятельность».
В конце декабря 1918г. была введена так называемая подводная повинность: всем гражданам Перми и пригородов, имеющим лошадей с ломовыми санями, крестьянскими дровнями или кошевами, предлагалось доставить их с рабочими на двор при управлении воинского начальника. Через некоторое время подводы отпускали. Такая повинность была более демократична, чем изъятие комбедами всего скота, имущества, земли.
26 марта 1919г. начальник Пермского гарнизона распорядился в трёхдневный срок зарегистрировать всех проживающих в уезде сапожников, посадчиков и заготовщиков. Каждый сапожник в течение недели должен был изготовить две пары сапог из предоставленного материала, каждый посадчик – 25 пар армейских сапожных крючьев и сдать их в кожевенный отдел за определённую плату.
Жители Пермского уезда привлекались к выполнению и других повинностей. По распоряжению командира 1-го Средне – Сибирского армейского корпуса генерал-лейтенанта Пепеляева 13 апреля 1919г. «всем без исключения проживающим в городе Перми и пригородах плотникам, не состоящим на военной службе», необходимо было явиться для выполнения работ на станции Пермь II. Тот кто не выполнял повинности привлекался к -полевому суду, штрафу или тюремному заключению.
До сведения населения был доведён приказ А.В. Колчака от 7 января 1919 г. об отмене всех отсрочек и свидетельств, освобождающих от военной службы, а также об отчислении из всех учреждений гражданского ведомства офицеров призывного возраста. Таким образом должен был пополниться состав 1-го Средне-Сибирского армейского корпуса. Строгое врачебное переосвидетельствование осуществлялось главным гарнизонным врачом Осиповым.
В Пермской губернии объявлялись мобилизации «всех запасных солдат сроков службы 1909,1910,1911,1912,1913гг., а также досрочный набор новобранцев 1920г. Неоднократно (3 февраля, 4 марта, 3 апреля 1919г и т.д.) проводились дополнительные призывы. Всех военнопленных красноармейцев по приказу Верховного правителя предполагалось разделять на четыре группы; в две первые группы включались добровольцы, а в две последние – мобилизованные в Красную армию. Всех мобилизованных направляли отбывать воинскую повинность с Сибирскую армию, распределяя их равномерно по кадровым полкам и приводя к присяге после обучения. При этом запрещалось образование из них самостоятельных подразделений. Так как такие насильно призванные подразделения очень часто переходили на сторону противника или дезертировали из армии.
Начальник Пермского гарнизона подполковник Эпов 1 января 1919г. создал комиссию «по расследованию преступных деяний большевиков и их сотрудников». В неё были включены: председатель Пермского окружного суда К.В. Соколов, его заместитель Б.Ю. Двужильный, товарищ прокурора суда Д.С. Тихомиров, представитель начальника гарнизона полковник В.Н. Холмогоров, представитель духовенства О.В. Морозов, от Пермского уездного земства – Н.А. Вармунд, от городского самоуправления – В.И. Киснемский, от присяжной адвокатуры – М.Я. Попов, от университета – Н.Н. Фиолетов, от Губернской администрации – В.Э. Андролли. Было отмечено, что «преследованию подлежат только преступные деяния, покушения на таковые … на убеждения и взгляды граждан посягательства быть не должно».
В телеграмме от 22 января 1919г. начальника Уральского края С.С. Постникова на имя заместителя управляющего Пермской губернией М.В. Кукаретина был изложен порядок решения общих и кадровых вопросов. Вариант решения наиболее важных проблем должен быть предварительно согласоваться с начальником Уральского края, а утверждение должностных лиц производилось министром внутренних дел по его же докладу.
Военные власти оказывали сильное влияние не решения гражданских властей. Командующий группой войск, дислоцированных в том или ином районе, являясь в тоже время уполномоченным по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Военнослужащие, чувствуя своё особое положение, часто допускали такие действия, которые можно оценивать как произвол. Начальник Пермского гарнизона полковник Николаев 25 марта 1919г. был вынужден издать приказ по городу, гласивший: «Мне известны случаи некорректного и грубого отношения военнослужащих Пермского гарнизона с лицами технического персонала Пермской городской электрической станции при требовании от последних работ по освещению войсковых помещений. Признавая это совершенно недопустимым … приказывая начальникам всех войсковых частей … недопустимость такого поведения разъяснить». Но очень часто такие приказы не выполнялись. Некоторые историки, например Селядинова Г.Д., пишут о зверских расправах белогвардейцев с пленёнными красноармейцами и невозможности оправдать ничем подобные факты белого террора, сеявшего смерть и страдания. Расправы были, но они были не по приказу Верховного правителя и его государственного аппарата. Плохое отношение с большевиками было причиной субъективной: многие кто расправлялся с коммунистами пострадали от несправедливости советской власти в большинстве это был командный состав армии, начиная от офицеров, и интеллигенция. И такое отношение было своего рода местью. Но тем не менее власти всяческий боролись с произволом военного управления.
Из приказа №56 от 30 марта 1919г уполномоченного командующего Сибирской армией генерал-майора Домонтовича: «Военные коменданты при разрешение некоторых вопросов применяют иногда огульную порку, вмешиваются в разрешение дел, не входящих в круг их обязанностей, обостряют отношения с представителями гражданской власти, реквизируют без надлежащего разрешения или основания у граждан имущество, производят обыски без установленных на этот счет правил, разрешают дела, подлежащие ведению судебных установлений и т.п. <…> призываю в своей деятельности руководствоваться исключительно законными основаниями и распоряжениями, строго ограничив свою деятельность от действий гражданской власти, способствуя укреплению последней путём оказания всемерной поддержки в деле выполнения её законных мероприятий… Порку как наказание не применять. Немедленно наладить взаимное сотрудничество и полную солидарность с гражданской властью. <…> настроение масс подавленное во время большевизма всевозможными произвольными деяниями советских работников будет на стороне теперешней власти».
Весной – летом 1919г. велась борьба с начавшимся моральным разложением в войсках. Так, по Сибирской армии в целом, и по Пермскому гарнизону в частности, был издан приказ генерал-лейтенанта Гайды о наказаниях за пьянство, за появление в пьяном виде в публичном месте.
Если говорить о законах военного времени, то следует отметить, что на фронте с 1 февраля 1919г. действовало постановление Совета министров, утверждённое верховным правителем А.В. Колчаком, разрешающее усиливать временно строгость наказания, в законе положенных до смертной казни включительно, объявляя о том предварительно во всеобщее сведение.
Военные власти не только регулировали вопросы охраны общественного порядка, военного призыва, но вторгались и в экономическую жизнь. Именно главный комендант города сотник Рымашевский 22 января 1919г. сообщил населению о введении свободной торговли.
БОРЬБА С БОЛЬШЕВИКАМИ.
Белые не расстреливали на месте людей обвинённых кем-нибудь в большевизме. По законодательству следовало в начале вину доказать. Если доказывалось, что субъект не принадлежит к большевикам его отпускали: «Прошу под расписку на сём же Дмитрию Маркеловичу Саломонову, проживающему в селе Васильевском, Пермского уезда, что дело об обвинении его в большевизме прекращено и что подписка о неотъезде снимается. Приложенное при сём удостоверение прошу вручить под расписку о. дьякону Саломонову».
Многие говорят, что белые арестовывали по доносам. Безусловно, этот факт отрицать невозможно. Но большевики производили аресты исходя из классового признака и просто так: «Аресты в Перми продолжались. Движение по улицам прекращалось засветло. Мода на ночёвки на чужих квартирах усиливалась. Считалось, что если придут то дома не застанут…» Белый приказ об аресте звучал так: «Начальнику Пермской уездной милиции. Прошу распоряжение о розыске, аресте и доставлении в моё распоряжение (то есть к начальнику Пермского гарнизона) со всем отобранным (так например по такой бумаге от 6 февраля 1919г подлежали розыску):
Алексей Александрович Смольников бывший Председатель совета делового алапаевского округа.
Василий Рябов бывший член того же совета.
Николай Павлович Говорин бывший председатель алапаевской следственной комиссии.
Пётр Константинович Старцев той же комиссии
Пётр Александрович Зырянов.
Владимир Афанасьевич Спиридонов.
Иван Павлович Абрамов бывший член алапаевского совета рабочих и крестьянских депутатов.
Михаил Иванович Гасников (тоже)
Михаил Леонтьевич Заякин (тоже)
Василий Петрович Постников алапаевский народный судья.
Евгений Леонтьевич Серёдкин председатель Верхнесинячихинского совета рабочих и крестьянских депутатов.
Иван Емельянович Иеропаев (тоже)
Пётр Яковлевич Кайгородов. Верхнесинячихинский военный комиссар.
Василий Павлович Говырин красноармеец.
Иван Дмитриевич Масков (тоже)
Иногда арестованных отпускали после следствия, если вина не была доказана.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 323.