Контрольно-измерительные материалы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По всем темам курса:

· основы инженерии знаний

· модели представления знаний

· теоретические аспекты извлечения знаний

· когнитивная психология в инженерии знаний

· методы извлечения знаний

· методология структурирования знаний

· машинно-ориентированные приобретение и формирование знаний

были разработаны контрольные вопросы.

Например, вопросы по теме «методы извлечения знаний» приведены ниже.

1. Что называется извлечением знаний и в чем состоит его главный аспект?

2. Назовите основные уровни общения. Чем определяются потери информации при общении?

3. Нарисуйте структуру психологического аспекта извлечения знаний.

4. Что такое контактный, процедурный, когнитивный слои извлечения знаний?

5. Назовите основные закономерности проведения процедуры извлечения знаний.

6. В чем состоит лингвистический аспект извлечения знаний?

7. Нарисуйте и объясните схему получения общего кода.

8. В чем заключается неоднозначность проблемы интерпретации?

9. Что такое понятийная структура?

10. Что такое гносеологический аспект извлечения знаний?

11. В чем заключается модальность знаний?

12. Что такое системно-структурный подход к познанию?

13. Нарисуйте структуру познания.

14. В чем состоит установление связей и закономерностей?

15. Для чего необходимо построение идеализированной модели?

16. Назовите пассивные методы извлечения знаний.

17. Назовите активные групповые методы извлечения знаний.

18. Назовите активные индивидуальные методы извлечения знаний.

19. Подготовьте анкету извлечения знаний по лечению простуды народными методами.

20. Назовите текстологические методы извлечения знаний.

21. Что могут потребовать сеансы наблюдений от инженера по знаниям?

22. В чем заключается протоколирование мыслей вслух?

23. Назовите достоинства и недостатки каждого из пассивных методов извлечения знаний.

24. В чем заключается метод анкетирования?

25. В чем заключается метод интервьюирования?

26. Какова схема подготовки к свободному диалогу?

27. Назовите достоинства и недостатки каждого из активных индивидуальных методов извлечения знаний.

28. В чем заключается метод круглого стола?

29. Что такое мозговой штурм?

30. Дайте классификацию экспертных игр.

31. Что такое игры с экспертом?

32. Что такое ролевые игры?

33. Назовите достоинства и недостатки каждого из видов экспертных игр.

34. Нарисуйте схему извлечения знаний из текста.

35. Как образуется семантическая структура текста?

36. Что такое набор ключевых слов?

37. Что называется структурированием знаний?

38. Что представляет собой концептуальная и функциональная струкгура предметной области?

39. Опишите концептуальную структуру для экспертной системы "Как делать подарки".

40. Создайте функциональную структуру, отражающую модель рассуждении эксперта по выбору подарка.



Заключение

В результате выполнения данной работы была исследована возможность построения курса обучения основам инженерии знаний для будущих учителей информатики. Для этого были реализованы следующие задачи:

· Было проведено ознакомление с таким разделом искусственного интеллекта как инженерия знаний.

· Были определены разделы, темы, понятия и методы области «инженерия знаний», представляющие значимость для освоения учащимися и формирования их взгляда на эту область.

· Были собраны материалы по теме «инженерия знаний», имеющие ценность для построения учебного курса и обучения.

· Было определено и найдено программное обеспечение, позволяющее на практике закрепить необходимые знания по инженерии знаний.

· Было разработано тематическое планирование и рабочая программа курса, позволяющие при проведении занятий по ним достичь заявленную цель и доказать заявленную гипотезу.

· Были разработаны лабораторные работы, упражнения и контрольные вопросы по темам курса.

В результате чего было подтверждение положения о возможности построения курса «Инженерия знаний» в поддержку базового курса «Основы искусственного интеллекта» так, что будущие учителя информатики смогут познакомиться с методами и технологиями этой области исследований в искусственном интеллекте.



Литература

1. Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем: Учебник для вузов. СПб: Питер,2001 год, 384 стр.

2. Осипов Г.С. Приобретение знаний интеллектуальными системами. М.: Наука, 1997.

3. Частиков А.П., Гаврилова Т.А., Белов Д.Л. Разработка экспертных систем. Среда CLIPS. BHV-Санкт-Петербург, 2003

4. Дюк В. А., Самойленко А. П. Data Mining (+CD). Учебный курс 1-е издание, 2001 год, 368 стр.

5. Осуга С., Обработка знаний; М., 1989.

6. Уэно Х., Каямо Т.,. Окомото Т. Представление и использование знаний / Под ред. Х. Уэно, М. Исидзухо.- М.: Мир, 1989.- 205 с.

7. Осуга С., Саэки Ю. Приобретение знаний. Пер. с япон. 1990. 304 с.

8. Э.Дзуки Введение в методологию социально-психологического исследования, Милан-Новосибирск, 1997

9. В.А.Дюк "Компьютерная психодиагностика", С.-Петербург, 1994

10. Франселла, Банниствер "Новый метод исследования личности",М., 1987

11. Дж.Келли "Психология личности, теория личных конструктов",С-Петербург, 2000

12. Петренко В.Ф. "Психосемантика сознания", М.,1988

13. Н.Л.Иванова "Репертуарные личностные методики", Ярославль, 1995,

14. Дж.Келли "Психология личности, теория личных конструктов", С-Петербург, 2000,

15. В.В.Семенова Качественные методы в социологии, 1998

16. Р.Л.Солсо Когнитивная психология, 1996

17. Шкуратова И.П, "Руководоство по применнению репертуарного текста Дж.Келли",

18. Алексеевская М.А., Недоступ А.В Диагностические игры в медицинских задачах. Вопросы кибернетики. Задачи медицинской диагностики и прогнозирования с точки зрения врача. 1988. N112.

19. Величковский Б.М. Когнитивная психология. М.: Наука, 1987.

20. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992.

21. Гинкул Г.П. Игровой подход к приобретению знаний и его реализация в системе КАПРИЗ. Проблемы применения экспертных систем в народном хозяйстве. Тез. докл. респ. школы-семинара. Кишинев. 1989.

22. Мицич П.П. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика, 1987.

23. Нейлор К. Как построить свою экспертную систему. М.: Атомиздат, 1991.

24. Ноэль Э. Массовые опросы: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1978.

25. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван: АНАрм.ССР, 1985.

26. Построение экспертных систем / Под. ред. Ф.Хейсс-Рота, Д.Уотермена, Д.Лената., М.: Мир, 1987.

27. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968.

28. Таунсенд К., Фохт Д. Проектирование и реализация экспертных систем на ПЭВМ. М., Финансы и статистика, 1991.

29. Шепотов Е.Г., Шмаков Б.В., Крикун П.Д. Методы активизации мышления. Челябинск: ЧПИ, 1985

30. Шумилина Т.В. Интервью в журналистке. М.: МГУ, 1973.

31. Вассерман Л. И., Дюк В. А., Иовлев Б. В., Червинская К. Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. — СПб.: СЛП, 1997.

32. Гаврилова Т. А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. — М.: Радио и связь, 1992.

33. Коов М. И., Мацкин М. Б., Тыугу Э. X. Интеграция концептуальных и экспертных знаний в САПР//Изв. АН СССР. Техн. кибернетика. — 1988. — №5.- С. 108-118.

34. Минский М. Фреймы для представления знаний. — М.: Мир, 1979. Попов Э. В. Экспертные системы. Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. — М.: Наука.

35. Поляков А. О. Технология интеллектуальных систем: Учеб. пособие. — СПб.: СПбГТУ, 1995.

36. Ю.Попов Э. В. Особенности разработки и использования экспертных систем// Искусственный интеллект. Кн. 1. Системы общения и экспертные системы. — М.: Радио и связь, 1990.

37. П.Поспелов Д. А. Данные и знания. Представление знаний//Искусственный интеллект. Кн. 2. Модели и методы: Справочник/Под ред. Д. А. Поспелова. — М.: Радио и связь, 1990. - С. 7-13.

38. Представление и использование знаний/Под ред. К. Уэно, М. Исидзука. — М.: Мир, 1989.

39. Таунсенд К., Фохт Д. Проектирование и программная реализация экспертных систем на персональных ЭВМ. — М.: Финансы и статистика, 1990.

40. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. — М.: Прогресс, 1987.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.