Разработка курса «Инженерия знаний»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1. Анализ требований к содержанию курса с учётом заявленной цели

Исследуя проблему представления за небольшое количество часов будущим учителям информатики темы «Инженерия знаний», необходимо иметь в виду цель такого изучения. Этот раздел можно считать очень важным именно для будущих учителей информатики по следующим причинам. С одной стороны учитель должен знать, как могут быть структурированы и представлены в формальном виде знания, которые мы традиционно привыкли видеть представленными в виде текстов на естественном языке, или в виде знаний, умений и навыков конкретных людей. С другой стороны особенно важно будет для будущего учителя познакомиться с методами извлечения знаний из эксперта альтернативные педагогическим методам «извлечения знаний из учащегося». Всё это позволит будущему учителю с одной стороны углубить своё понимание в области формирования и приобретения знаний обучаемым, а с другой – даст ему возможность расширить свой педагогический арсенал приёмами выявления и структуризации знаний, применяемыми в инженерии знаний.

Поэтому необходимо разработать курс по выбору по теме «Инженерия знаний» такой, что его изучение позволит обучающимся по специальности «учитель информатики» получить адекватное представление о современном состоянии данного раздела информатики. При этом необходимо избежать излишних технических подробностей.



Содержание курса

Изучая построение курса, выделим темы, подлежащие изучению.

Во-первых, необходимо рассмотреть основы инженерии знаний. В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: данные и знания, базы знаний, основные сферы применения баз знаний – экспертные системы, структура и классификация экспертных систем, этапы разработки экспертных систем, коллектив разработчиков экспертных систем.

Далее необходимо рассмотреть теоретические аспекты извлечения знаний. В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: стратегии получения знаний, психологический аспект, лингвистический аспект, гносеологический аспект.

Следующая тема – когнитивная психология в инженерии знаний. В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: основы когнитивной психологии, семантическая репрезентация знаний, образная репрезентация, восприятие информации, организация памяти.

Основные темы курса начинаются с темы «методы извлечения знаний». В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: классификация методов, пассивные методы, активные индивидуальные методы, активные групповые методы, экспертные игры, текстологические методы.

Далее идёт тема «методология структурирования знаний». В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: поле знаний, стадии структурирования, методы структурирования, психосемантика и методы многомерного шкалирования.

Следующая тема – машинно-ориентированные приобретение и формирование знаний. В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: автоматическое формирование знаний, системы автоматического формирования знаний.


2.3. Тематическое планирование и рабочая программа курса


Цель и задачи курса

Цель – дать студентам систематическое представление о возможностях современных методов извлечения и представления знаний для ориентирования в современных информационных технологиях, и проведения аналогий с приобретением знаний у учащихся. Задача – дать студентам умения работы со знаниями, их извлечения и структуризации.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студенты должны:

· Иметь представление о современных методах извлечения знаний

· Иметь практические умения работы со знаниями

· Иметь умения извлекать знания из экспертов и текстов

· Уметь организовать процесс извлечения знаний различными способами

·

Учебный план

 

Тема

Содержание

Часов

Лекций Практических
1 основы инженерии знаний данные и знания, базы знаний, основные сферы применения баз знаний – экспертные системы, структура и классификация экспертных систем, этапы разработки экспертных систем, коллектив разработчиков экспертных систем 2 2
2 модели представления знаний семантические сети, фреймы, логические представления, продукции 2 2
3 теоретические аспекты извлечения знаний стратегии получения знаний, психологический аспект, лингвистический аспект, гносеологический аспект 2 2
4 когнитивная психология в инженерии знаний основы когнитивной психологии, семантическая репрезентация знаний, образная репрезентация, восприятие информации, организация памяти 2 2
5 методы извлечения знаний классификация методов, пассивные методы, активные индивидуальные методы, активные групповые методы, экспертные игры, текстологические методы 2 2
6 методология структурирования знаний поле знаний, стадии структурирования, методы структурирования, психосемантика и методы многомерного шкалирования 2 2
7 машинно-ориентированные приобретение и формирование знаний автоматическое формирование знаний, системы автоматического формирования знаний 2 2
      14 14
    Всего часов

28

 

Всего курсом предусматривается 14 часов лекций, 14 часов практических занятий, и 54 часа самостоятельной работы.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 189.