2.1. Анализ требований к содержанию курса с учётом заявленной цели
Исследуя проблему представления за небольшое количество часов будущим учителям информатики темы «Инженерия знаний», необходимо иметь в виду цель такого изучения. Этот раздел можно считать очень важным именно для будущих учителей информатики по следующим причинам. С одной стороны учитель должен знать, как могут быть структурированы и представлены в формальном виде знания, которые мы традиционно привыкли видеть представленными в виде текстов на естественном языке, или в виде знаний, умений и навыков конкретных людей. С другой стороны особенно важно будет для будущего учителя познакомиться с методами извлечения знаний из эксперта альтернативные педагогическим методам «извлечения знаний из учащегося». Всё это позволит будущему учителю с одной стороны углубить своё понимание в области формирования и приобретения знаний обучаемым, а с другой – даст ему возможность расширить свой педагогический арсенал приёмами выявления и структуризации знаний, применяемыми в инженерии знаний.
Поэтому необходимо разработать курс по выбору по теме «Инженерия знаний» такой, что его изучение позволит обучающимся по специальности «учитель информатики» получить адекватное представление о современном состоянии данного раздела информатики. При этом необходимо избежать излишних технических подробностей.
Содержание курса
Изучая построение курса, выделим темы, подлежащие изучению.
Во-первых, необходимо рассмотреть основы инженерии знаний. В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: данные и знания, базы знаний, основные сферы применения баз знаний – экспертные системы, структура и классификация экспертных систем, этапы разработки экспертных систем, коллектив разработчиков экспертных систем.
Далее необходимо рассмотреть теоретические аспекты извлечения знаний. В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: стратегии получения знаний, психологический аспект, лингвистический аспект, гносеологический аспект.
Следующая тема – когнитивная психология в инженерии знаний. В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: основы когнитивной психологии, семантическая репрезентация знаний, образная репрезентация, восприятие информации, организация памяти.
Основные темы курса начинаются с темы «методы извлечения знаний». В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: классификация методов, пассивные методы, активные индивидуальные методы, активные групповые методы, экспертные игры, текстологические методы.
Далее идёт тема «методология структурирования знаний». В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: поле знаний, стадии структурирования, методы структурирования, психосемантика и методы многомерного шкалирования.
Следующая тема – машинно-ориентированные приобретение и формирование знаний. В данном разделе надо раскрыть следующие понятия: автоматическое формирование знаний, системы автоматического формирования знаний.
2.3. Тематическое планирование и рабочая программа курса
Цель и задачи курса
Цель – дать студентам систематическое представление о возможностях современных методов извлечения и представления знаний для ориентирования в современных информационных технологиях, и проведения аналогий с приобретением знаний у учащихся. Задача – дать студентам умения работы со знаниями, их извлечения и структуризации.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины студенты должны:
· Иметь представление о современных методах извлечения знаний
· Иметь практические умения работы со знаниями
· Иметь умения извлекать знания из экспертов и текстов
· Уметь организовать процесс извлечения знаний различными способами
·
Учебный план
| Тема | Содержание | Часов | |
Лекций | Практических | |||
1 | основы инженерии знаний | данные и знания, базы знаний, основные сферы применения баз знаний – экспертные системы, структура и классификация экспертных систем, этапы разработки экспертных систем, коллектив разработчиков экспертных систем | 2 | 2 |
2 | модели представления знаний | семантические сети, фреймы, логические представления, продукции | 2 | 2 |
3 | теоретические аспекты извлечения знаний | стратегии получения знаний, психологический аспект, лингвистический аспект, гносеологический аспект | 2 | 2 |
4 | когнитивная психология в инженерии знаний | основы когнитивной психологии, семантическая репрезентация знаний, образная репрезентация, восприятие информации, организация памяти | 2 | 2 |
5 | методы извлечения знаний | классификация методов, пассивные методы, активные индивидуальные методы, активные групповые методы, экспертные игры, текстологические методы | 2 | 2 |
6 | методология структурирования знаний | поле знаний, стадии структурирования, методы структурирования, психосемантика и методы многомерного шкалирования | 2 | 2 |
7 | машинно-ориентированные приобретение и формирование знаний | автоматическое формирование знаний, системы автоматического формирования знаний | 2 | 2 |
14 | 14 | |||
Всего часов | 28 |
Всего курсом предусматривается 14 часов лекций, 14 часов практических занятий, и 54 часа самостоятельной работы.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.