К незавершенному строительному производству относят работы, выполненные подрядной организацией и не сданные заказчикам. Состав незавершенного строительного производства зависит от принятого порядка расчетов с застройщиками-заказчиками. У генерального подрядчика незавершенное производство состоит из затрат на производство строительных работ, выполненных собственными силами, а также стоимости работ субподрядных организаций, принятых и оплаченных генподрядчиками за период с начала исполнения договоров на строительство.
При расчетах с застройщиками-заказчиками по мере выполнения отдельных этапов работ к незавершенному строительному производству относятся работы по этапам до полного их завершения и сдачи.
В субподрядных организациях работы, выполняемые по договорам с генеральными подрядными организациями, учитываются в незавершенном производстве до сдачи им законченного комплекса работ.
Выполненные субподрядными организациями, принятые и оплаченные генеральным подрядчиком комплексы специальных строительных работ учитываются генеральным подрядчиком до их сдачи заказчику по договорной стоимости на счете 20 «Основное производство» в составе незавершенного строительного производства на отдельном субсчете как выполненные субподрядными организациями и не включаются в себестоимость строительно-монтажных работ. Незавершенное строительное производство учитывается на счете 20 «Основное производство» по фактическим затратам. В связи с тем что в затратах генерального подрядчика есть работы, оплаченные им субподрядчикам по договорной стоимости, незавершенное строительное производство генподрядчика числится в смешанных оценках: по работам, выполненным собственными силами, — по фактической себестоимости, а по работам, принятым от субподрядчиков, — по договорной стоимости.
Выполненные объемы строительно-монтажных работ отражаются по сметной стоимости. Такая оценка необходима для расчетов с заказчиками и субподрядчиками, отражения в отчетности выполненных объемов строительно-монтажных работ и для определения финансового результата от реализации работ. Кроме этого, данные о выполненных объемах строительно-монтажных работ по сметной стоимости необходимы нанимателю также для определения плановой численности работников, фонда заработной платы, средней выработки и других показателей работы строительной организации. С этой целью после их выполнения осуществляется документальное оформление этих работ.
Для определения количества выполненных объемов строительно-монтажных работ на каждом объекте строительства ведется журнал учета выполненных работ по форме № КС-6. Журнал учета выполненных работ по форме № КС-6 ведет исполнитель работ (прораб, мастер). Он открывается производственно-техническим (плановым) отделом строительной организации и передается исполнителю работ. Выполненные объемы работ учитываются в этом журнале исполнителями работ на основании замеров в натуре конструктивных элементов или видов работ.
Данные этого журнала используются для определения выполненного объема строительно-монтажных работ, сметной стоимости незавершенного строительного производства, нормативного расхода материалов при их списании с помощью материальных отчетов по форме № М-19 и для осуществления контроля за правильностью объемов работ, указанных в нарядах на заработную плату.
На основании журнала учета выполненных работ по форме № КС-6 ежемесячно составляется справка о сметной стоимости выполненных работ и затрат. Она составляется по каждому объекту строительства в отдельности. Выполненные работы и затраты в справке отражаются исходя из договорной стоимости.
Порядок расчетов за выполненные строительные работы определяется условиями подрядных торгов или соглашением сторон и устанавливается договором подряда. За отчетный период может быть принят месяц либо период времени, необходимый для строительства объекта или выполнения строительных работ, либо выполненный этап (комплекс) строительных работ. Расчеты производятся на основании подписанных заказчиком справок о сметной стоимости выполненных работ и затрат. Строительные организации, выполняющие работы долгосрочного характера и осуществляющие расчеты с заказчиками по законченным этапам или комплексам, имеющим самостоятельное значение, для этих целей могут использовать счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
По дебету счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» учитывают стоимость оплаченных заказчиком законченных организацией этапов работ, принятых в установленном порядке. В бухгалтерском учете ЧУП «Лидская ПМК» делается следующая запись:
Д-т счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам"
К-т счета 90/7 "Реализация работ и услуг в других производствах и хозяйствах".
Одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списываются следующей записью:
Д-т счета 90/7 "Реализация работ и услуг в других производствах и хозяйствах"
К-т счета 20 "Основное производство".
Суммы поступивших от заказчиков средств в оплату законченных и принятых этапов отражают следующей записью:
Д-т счета 51 "Расчетный счет"
К-т счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
По окончании всей работы в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», отражается следующей записью:
Д-т счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
К-т счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам".
Стоимость полностью законченных работ, учтенная на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», списывается на сумму ранее полученных авансов и сумм, полученных от заказчика в окончательный расчет в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств.
Строительные организации для учета расчетов с заказчиками за выполненные строительно-монтажные работы кроме счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» используют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету этого счета отражают причитающиеся с заказчиков суммы за выполненные работы и оказанные услуги, а по кредиту — полученные суммы по оплаченным счетам. На счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» учитываются также суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.
Суммы полученных авансов и предварительной оплаты отражают в учете следующими записями:
Д-т счета 51 "Расчетный счет"
К-т счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 272.