"Преступления, указанные ниже, наказываются как международно-правовые преступления:
A) Преступления против мира:
а) планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений;
аа) участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из действий, упомянутых в подпункте "а".
B) Военные преступления: нарушение законов и обычаев войны и, в том числе, но не исключительно, убийства, дурное обращение или увод на рабский труд или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или дурное обращение с военнопленными или лицами, находящимися в море, убийства заложников или разграбление городов и деревень или разорение, не оправдываемое военной необходимостью.
C) Преступления против человечности: убийства, истребление, порабощение, высылка и другие бесчеловечные акты, совершаемые в отношении гражданского населения, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, если такие действия совершаются или такие преследования имеют место при выполнении какого-либо военного преступления против мира или какого-либо военного преступления, или в связи с таковым. - статья 6 Устава Международного военного трибунала (Нюрнбергского) от 8.08.1945г.
Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. впервые предусмотрел самостоятельный раздел (XII) и самостоятельную главу (гл.34) о преступлениях против мира и безопасности человечества. Впервые преступность данных деяний была сформулирована в нормах международного права. Устав ООН от 26 июня 1945 г. говорит о том, что предотвращение и устранение угроз миру осуществляются путем развития/'международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера". Развивая этот тезис, подавляющее большинство международных документов уголовно-правового характера требуют установить преступность того или иного деяния в национальном законодательстве также и в связи с тем, что положения международного уголовного права имеют малую возможность применения непосредственно. Данная традиция была заложена в ст.5 Конвенции о геноциде, предписывающей государствам-участникам для введения в силу её положений "провести необходимое законодательство... в соответствии со своей конституционной процедурой".
После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООН продолжалась работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества. В 1947 г. в резолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила в этих целях Комиссии международного права составить проект кодекса о преступлениях против мира, и безопасности человечества. В 1991 году на своей 43-й сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса, который через Генерального секретаря ООН был направлен правительствам стран на предмет его обсуждения. Часть первая проекта включает нормы, формулирующие общие вопросы уголовной ответственности за указанные преступления (принципы, судебные гарантии, обстоятельства, исключающие ответственность и др.). Часть вторая формулирует 12 составов преступлений против мира и безопасности: 1)агрессия, 2)угроза агрессией, 3)вмешательства во внутренние и внешние дела другого государства, 4Колониальное господство и др. формы иностранного господства, 5)геноцид, 6)апартеид, 7)систематическое и массовое нарушение прав человека, 8)исключительно серьёзные военные преступления, 9)вербовка, использование, финансирование и обучение наёмников,10)международный терроризм, 11)незаконный оборот наркотических средств, 12)преднамеренный и серьёзный ущерб окружающей среде1.
Такой расширенный перечень преступлений (по сравнению с Нюрнбергом) вызвал замечания, поступившие от 22государств. Так, например, английские юристы справедливо заметили, что понятие "колониальное господство" не обладает четким юридическим содержанием и в настоящее время представляет собой явление, фактически исчезнув -шее из политической жизни. Деяния, совершаемые во время колониального господства, могут войти в качестве составных частей других преступлений (например геноцида).Также юридически неопределенно понятие систематических и массовых нарушений прав человека, охватывающее совершение убийств, пыток, преследование по социальному, политическому, расовому, религиозному или культурному признаку, осуществляемое на систематической основе или в массовом масштабе. Данное определение также "пересекается" с определениями геноцида и апартеида, а также военных преступлений, что нарушает принцип ст.20 Римского статута Международного Уголовного суда и национальных уголовно-правовых систем - "никто не может дважды подлежать уголовной ответственности за одно деяние", - ст.6 УК РФ.
Нечёткие перспективы принятия Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества привели к тому, что проблема ответственности за эти преступления стала превращаться в проблему национального уголовного права. Следует отметить, что и прежний Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. содержал ряд статей об ответственности за такие преступления:Ст.67-1 УК(применение биологического оружия) и ст.67-2 УК(разработка, производство, приобретение, хранение и сбыт, транспортировка биологического оружия);ст.78-1(незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения) "Обгоняя" кодификацию международно-правовых норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, государства объединяют эти нормы в самостоятельные разделы своих национальных уголовных кодексов.
Франция. УК Франции в книге II "О преступлениях и проступках против человека" содержит раздел Т "О преступлениях против человечества "котором расположены глава 1 "О геноциде".2
Германия. В раздел 16 УК Германии "Преступные деяния против жизни" включен §220а "Геноцид"; §§80-80а - "Подготовка агрессивной войны", "Подстрекательство к агрессивной войне"; §102 -"Нападение на лиц, пользующихся международной защитой"; §103 -"Оскорбление лиц, пользующихся международной защитой".3
Испания. Раздел 24 УК Испании ("Преступления против международного сообщества") содержит систему преступлений против мира, - глава 2 "О геноциде" полностью повторяет положение Конвенции о геноциде 1948г.Ст.608 УК -Военные преступления;ст.609 УК - Покушение на жизнь и здоровье"лица, имеющего международную защиту по договору";ст.614 УК - Совершение или приказ совершения во время вооруженного конфликта действия, противоречащего положениям международных договоров, которые подписала Испания4.
Польша. Ст.117 УК - "Агрессия"; 118 УК - "Геноцид"; Ст.ст.122-126 УК Польши - указаны практически все деяния, считающиеся военными преступлениями по международному праву;ст.136 УК -"Нападение на лиц, пользующихся международной защитой"5
По этому пути пошёл и российский законодатель, предусмотрев в УК 1996г. самостоятельный раздел (главу) об этих преступлениях:
статья 353.Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
статья 354.Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
статья 355.Разработка,производство,накопление,приобретение или сбыт оружия массового поражения
статья 356.Применение запрещенных средств и методов ведения войны
статья 357.Геноцид статья 358.Экоцид статья 359.Наёмничество
статья 360.Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой
Объединение в одну группу преступлений против мира, преступлений против безопасности человечества и военных преступлений обосновано тем, что общим родовым объектом преступлений гл.34 УК являются основы существования жизни на земле, существование значительной части человечества.
Юридическим основанием для выделения трёх категорий преступлений гл.34 УК РФ является их непосредственный объект.
Непосредственным объектом преступлений против мира признаются охраняемые общепризнанными принципами международного права и международным правом интересы соблюдения всеобщего мира и правил мирного урегулирования межгосударственных споров6
Профессор А.В.Наумов не включает в группу преступлений против международного мира преступления, посягающие на безопасность представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой (ст.360 УК). Позволю себе не согласиться с таким утверждением уже потому, что в преамбуле Конвенции о лицах, пользующихся международной защитой указано: государства-участники считают, что преступления против дипломатических агентов и других лиц, пользующихся международной защитой, угрожают безопасности этих лиц, создают серьёзную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, которые необходимы для сотрудничества между государствами7
Достаточно вспомнить "случайное" попадание трёх высокоточных управляемых авиабомб бомбардировщика ВВС США "В-2А" в здание посольства Китая в Белграде 8 мая 1999г. во время бомбардировок Авиацией НАТО Югославии. Погибли три человека, ранено двадцать человек из сотрудников и охраны посольства. Митингующие демонстранты закидали бутылками и камнями посольство США в Пекине. Нападениям подверглись также здания посольств Великобритании, Германии и Албании Китай приостановил двусторонние контакты, прервал консультации с США в области нераспространения ядерного оружия. Только благодаря усилиям международной дипломатии нарождающийся кризис удалось погасить8
Таким образом, преступлениями против международного мира по УК РФ нужно считать ст.ст.353,354,360 и 355.
Юридическое содержание термина "безопасность" определено в ст.1 ФЗ РФ "О безопасности" от 5 марта 1992г."Безопасность"- это "состояние защищенности жизненно важных интересов...от внутренних и внешних угроз".Исходя из целостного понимания преступлений против мира и безопасности человечества, определенных в международном праве, становится ясным, что эти жизненно важные интересы значимы для всего мирового сообщества. С другой стороны, безопасность человечества включает в себя защиту жизни той или иной демографической группы. Следовательно, непосредственным объектом безопасности человечества будет интерес защищенности человечества, в целом либо демографических групп от угроз их физическому существованию, исходящих от субъектов уголовного права. При этом, безопасность человечества не связана наличием военных действий. Это подтверждает и ст.1 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948г.:"Договаривающиеся стороны подтверждают, что геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права..."
Так же и преступление экоцида может быть совершено в мирное время, поставив под угрозу физическое существование неопределенного круга лиц. Так, в Конвенции о воздействии на природную среду установлена обязанность не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду," которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику"(ст.1).Начиная с момента принятия указанной конвенции (1977 г.) экоцид стал рассматриваться в международном праве как преступление, угрожающее безопасному существованию человечества в целом.
Таким образом, преступления против безопасности человечества образуют самостоятельную группу преступлений против мира и безопасности человечества, к которой по УК РФ относятся геноцид (ст357) и экоцид (ст.358).
Позволю ещё раз не согласиться с А.В.Наумовым, который относит данные преступления к группе военных преступлений.9
Женевские конвенции 1949 г. Дополнительные протоколы к ним, ст.5,8,17,20 и 21 Римского Статута все преступления, объединенные следующими юридическими критериями, определяют как "военные":
1.Деяние должно иметь место во время вооруженного конфликта - т.е. при наличии фактического состояния войны между государствами, либо при внутригосударственном вооруженном конфликте. В противном случае деяния, причиняющие вред или угрожающие причинением вреда интересам безопасности человечества, должны быть квалифицированы как соответствующие преступления общеуголовного характера.
2.Деяние посягает на установленный в международном гуманитарном праве порядок ведения вооруженных конфликтов. Этот порядок является составной частью интересов мира и безопасности человечества.
3.Перечень военных преступлений как преступлений против мира и безопасности человечества установлен в актах международного уголовного права.
Таким образом, теоретико-юридическим основанием для выделения категории военных преступлений среди преступлений против мира и безопасности человечества является непосредственный объект военных преступлений: охраняемые общепризнанными принципами международного права и международным гуманитарным правом интересы соблюдения правил ведения вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. 10
В.С. Комиссаров и Г.Н. Борзенков относят к группе военных преступлений разработку, производство, накопление приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст.355 УК РФ). 11 Относимость данного преступления к числу "военных", на мой взгляд, необоснована, так как акты международного права определяют военное преступление, как преступление против мира и безопасности человечества, такое, которое совершается только в ходе реально идущего вооруженного конфликта, тогда как незаконный оборот оружия массового поражения возможен и в мирное время.
В соответствии с предложенным определением основного объекта военных преступлений можно выделить в УК РФ военные преступления - применение запрещённых средств и методов ведения войны (ст.356) и наёмничество (ст.359).
Таким образом, Российская Федерация неотступно следует принципу развития международного сотрудничества для поддержания международного мира и безопасности с целью предотвращения либо устранения угрозы миру, имплементируя соответствующие положения международного уголовного права в национальное законодательство.
Общие положения об ответственности физических лиц за совершение преступлений против мира и безопасности человечества
Под международными уголовными преступлениями понимаются деяния отдельных лиц, прямо связанные с международными преступлениями государств.12
Под "лицом" как субъектом преступления по международному уголовному праву надо понимать любого человека, который: а) сам совершил преступное деяние; б) использовал для совершения преступного деяния другого человека (например, при исполнении незаконного приказа).
В силу принципа индивидуальной ответственности за совершение преступлений против мира и безопасности человечества, ответственности может подлежать только физическое лицо - любой человек, вне зависимости от каких-либо демографических, социальных, имущественных либо иных характеристик. В источниках международного уголовного права указание на минимальный юридически значимый возраст, как правило, отсутствует, и установление возраста уголовной ответственности зависит от национального законодательства государства осуществляющего юрисдикцию в отношении такого лица. В УК РФ этот вопрос решается в ч.1 ст.20,в которой установлено, что лицо, совершившее преступление, подлежит ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Следующая характеристика личности субъекта - вменяемость, то есть способность понимать фактический характер своего деяния и свободно руководить им. Международный Пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. признаёт каждого человека вменяемым, пока не доказано обратное.13
В российском УК понятие вменяемости выводится из определения невменяемости (ст.21).Исходя из конституционного предписания о приоритете норм международного права над национальным, можно говорить о презумпции вменяемости лица, достигшего возраста уголовной ответственности: любой человек, достигший возраста уголовной ответственности, считается вменяемым, т.е.понимающим характер своих действий (бездействия) и руководящим ими, пока не доказано обратное.
Важнейший принцип Нюрнбергского процесса - принцип индивидуальной ответственности за совершение преступлений против мира, предполагает виновное отношение причинителя к содеянному. Основной характеристикой субъективной стороны любого преступления является вина, т.е. определённое психическое отношение лица к своему деянию и возможному результату - последствиям преступления.
Ст.30 Римского Статута определяет субъективную сторону преступления против мира и безопасности человечества двумя признаками - "намеренность" и "сознательность". При этом намеренность, т.е. целенаправленность поведения, определяется в отношении деяния - когда лицо собирается совершить такое деяние, и, в отношении последствия - если лицо собирается причинить это последствие или осознаёт, что оно наступит при обычном ходе событий,- прямой умысел в отечественной доктрине уголовного права.
"Сознательность" в определении субъективной стороны преступления по международному уголовному праву допускается только лишь в отношении последствия: последствие, возможно, наступит при обычном ходе событий, т.е. допущение либо безразличное отношение к событию, что в отечественном уголовном праве характеризует косвенный умысел. Так, в решении Международного трибунала по Югославии № ТТ-94 1-Т.7.05.1997.§657,659 указано, что "осознание может быть следствием обстоятельств, и не обязательно, чтобы причинитель должен был знать, что именно случиться с жертвами".
Из данных нормативов можно вывести, что совершение преступлений против мира и безопасности человечества возможно в формальных составах - только с прямым умыслом; в материальных составах - с прямым или косвенным умыслом.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.