ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему Анализ (характеристика) преступлений против мира: тенденции их изменения и пути разрешения проблем
Студент Четыркин Олег Александрович
Научный руководитель
Дата представления
Дата допуска к защите
Дата защиты
Оценка
Москва - 2009 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1.1 Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества
1.2. Общие положения об ответственности физических лиц за совершение преступлений против мира и безопасности человечества
1.3. Специальные положения об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества
1.4. Давность уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества
Глава 2. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА
2.1. Преступление агрессии
2.1.1. Общие положения о преступности агрессии
2.1.2. Объективная сторона преступления агрессии
2.1.3. Субъективные признаки преступления агрессии
2.2. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
2.2.1. Объективные и субъективные характеристики публичных призывов к развязыванию агрессивной войны
2.3. Незаконный оборот оружия массового поражения
2.3.1.Общие положения о незаконном обороте оружия массового поражения
2.3.2.Объективные и субъективные признаки незаконного оборота оружия массового поражения
2.4. Нападение на лиц и учреждения, пользующиеся международной зашитой
2.4.1.Статус лиц и учреждений, пользующихся международной защитой
2.4.2.Объективная сторона нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой
2.4.3.Субъективные признаки нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МИРА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
Заключение
Примечания
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Нарушения мирных отношений сопровождают племена и государства на протяжении всей истории развития человечества."Человек разумный" постоянно находится в борьбе с себе подобными за лучшие условия своей жизни. И в этой борьбе происходят такие страшные трансформации, которые обязывают задуматься о дальнейшем существовании нашей планеты и о необходимости ограничения возможностей самоуничтожения человека как объекта её населяющего.
Процесс осознания необходимости юридической оценки действий, ставящих под угрозу мир и безопасность человечества, начавшись с принятия Гаагских конвенций в конце XIX века завершился тем, что к концу XX века в международном уголовном праве были сформулированы составы преступлений, посягающих на основы существования человечества на Земле. Конституционное признание приоритета международного права над правом внутригосударственным стало основой появления системы преступлений против мира и безопасности человечества и в Уголовном законе России.
Наше государство определяет приоритетами своей охраны не только жизнь, здоровье, права и свободы человека, общественные интересы и ценности, но и международный мир и безопасность как условия существования самих вышеперечисленных объектов защиты.
Анализу преступлений против мира, как самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны, тенденциям их изменения в российском уголовном праве и посвящена данная работа.
При осуществлении разработки заданной темы была использована литература Самарской областной научной библиотеки и библиотеки самарского представительства Московского института права.
СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Общие положения об ответственности физических лиц за совершение преступлений против мира и безопасности человечества
Под международными уголовными преступлениями понимаются деяния отдельных лиц, прямо связанные с международными преступлениями государств.12
Под "лицом" как субъектом преступления по международному уголовному праву надо понимать любого человека, который: а) сам совершил преступное деяние; б) использовал для совершения преступного деяния другого человека (например, при исполнении незаконного приказа).
В силу принципа индивидуальной ответственности за совершение преступлений против мира и безопасности человечества, ответственности может подлежать только физическое лицо - любой человек, вне зависимости от каких-либо демографических, социальных, имущественных либо иных характеристик. В источниках международного уголовного права указание на минимальный юридически значимый возраст, как правило, отсутствует, и установление возраста уголовной ответственности зависит от национального законодательства государства осуществляющего юрисдикцию в отношении такого лица. В УК РФ этот вопрос решается в ч.1 ст.20,в которой установлено, что лицо, совершившее преступление, подлежит ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Следующая характеристика личности субъекта - вменяемость, то есть способность понимать фактический характер своего деяния и свободно руководить им. Международный Пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. признаёт каждого человека вменяемым, пока не доказано обратное.13
В российском УК понятие вменяемости выводится из определения невменяемости (ст.21).Исходя из конституционного предписания о приоритете норм международного права над национальным, можно говорить о презумпции вменяемости лица, достигшего возраста уголовной ответственности: любой человек, достигший возраста уголовной ответственности, считается вменяемым, т.е.понимающим характер своих действий (бездействия) и руководящим ими, пока не доказано обратное.
Важнейший принцип Нюрнбергского процесса - принцип индивидуальной ответственности за совершение преступлений против мира, предполагает виновное отношение причинителя к содеянному. Основной характеристикой субъективной стороны любого преступления является вина, т.е. определённое психическое отношение лица к своему деянию и возможному результату - последствиям преступления.
Ст.30 Римского Статута определяет субъективную сторону преступления против мира и безопасности человечества двумя признаками - "намеренность" и "сознательность". При этом намеренность, т.е. целенаправленность поведения, определяется в отношении деяния - когда лицо собирается совершить такое деяние, и, в отношении последствия - если лицо собирается причинить это последствие или осознаёт, что оно наступит при обычном ходе событий,- прямой умысел в отечественной доктрине уголовного права.
"Сознательность" в определении субъективной стороны преступления по международному уголовному праву допускается только лишь в отношении последствия: последствие, возможно, наступит при обычном ходе событий, т.е. допущение либо безразличное отношение к событию, что в отечественном уголовном праве характеризует косвенный умысел. Так, в решении Международного трибунала по Югославии № ТТ-94 1-Т.7.05.1997.§657,659 указано, что "осознание может быть следствием обстоятельств, и не обязательно, чтобы причинитель должен был знать, что именно случиться с жертвами".
Из данных нормативов можно вывести, что совершение преступлений против мира и безопасности человечества возможно в формальных составах - только с прямым умыслом; в материальных составах - с прямым или косвенным умыслом.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ АГРЕССИИ
Общие положения о преступности агрессии
Термин "преступления против мира" обычно ассоциируется с совершением преступления агрессии. И это не случайно, так как исторически первой в теории международного права была, определена несправедливость агрессивной войны.
Гуго Греции (1583-1645),"отец международного права", считал справедливой, дозволенной войной лишь такую, которая начата в ответ на нарушение права. По его убеждению: "В случае нападения на людей открытой силой при невозможности избегнуть иначе опасности для жизни дозволена война, влекущая даже убийство нападающего".1 Эту идею закрепила Конституция Франции 1793г., в которой говорилось, что война допустима только как оборона в пользу попранных прав. 2
В международном праве прямой правовой запрет на агрессию был выработан лишь в 1974 году. Выработкой резолюции 3314 от 14 декабря 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла "Определение агрессии как международного преступления", 3 в котором был установлен перечень деяний, считающихся проявлением агрессивной войны. Хотя в этом документе агрессия рассматривается как международное преступление государства против другого государства, именно определение деяний, составляющих агрессию, легло в основу уголовной ответственности физических лиц в уголовных законах европейских государству том числе в Уголовном кодексе РФ. Говоря об актах агрессии как уголовно - правовых деяниях, преследуемых по уголовному закону России, нужно исходить из закрепленного ст.8 УК принципа индивидуальной ответственности лица.
В связи с тем, что статья 4 Определения агрессии оставляет перечень актов агрессии открытым, в российском уголовном праве в соответствии с конституционным принципом приоритета норм международного права он также не является исчерпывающим.Любое из следующих действий, независимо от объявления войны будет квалифицироваться в качестве акта агрессии, в соответствии со ст.З Определения агрессии:
"а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части её;
в) бомбардировка вооруженными силами государства территории
другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
д) нападение на вооруженные силы государства: сухопутные, морские или воздушные вооруженными силами другого государства;
е) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
ф) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
г) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них."
УК РФ формулирует состав агрессии в ст.353 как "планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны11 .Некоторые учёные считают, что ч.2 ст.353 устанавливает квалифицированный состав (ведение агрессивной войны) применительно к ч.1 ст.353. 4
Здесь я полностью соглашусь с Кибальником А.Г., который полагает, что в ст.353 УК РФ содержаться "два самостоятельных состава преступления11, так как непосредственное осуществление акта агрессии в виде ведения агрессивной войны не ставится в зависимость от самостоятельной квалификации действий по планированию, подготовке или развязыванию агрессивной войны. 5 Как указывает Малахова 0.В. "Совершение одним и тем же лицом деяний, предусмотренных в ч.1 и ч.2 ст.353 УК РФ, требует квалификации содеянного по совокупности. 6 "Тем более, с точки зрения законодательной конструкции составов этих преступлений, все они являются формальными - т.е. для наступления уголовной ответственности достаточно совершения любого из деяний, описанных в диспозициях данных норм.
Не вызывает сомнений, что все акты агрессивной войны в российском уголовном законодательстве представляют собой действия. Особенностью объективной стороны является то, что деяния в виде планирования, подготовки, ведения агрессивной войны носят длящийся характер.
Общие положения о незаконном обороте оружия массового поражения
"Незаконный оборот оружия массового поражения" является собирательным понятием, включающим в себя совершение действий в виде разработки, производства, накопления, приобретения или сбыта химического, биологического, токсинного и любого другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации (ст.355 УК РФ в редакции Федерального закона от 19 июня 2001 г. №84-ФЗ).Применение запрещенного вида оружия массового поражения является самостоятельным военным преступлением и влечет ответственность по ч.2 ст.356 УК РФ.
В документах ООН к оружию массового поражения относится такое которое действует "путём взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия".26
Химическое оружие - это отравляющие вещества и средства их боевого применения, поражающий фактор которых основан на токсичных свойствах химических веществ и соединений, которые, находясь в газообразном или жидком состоянии, могут проникать в организм человека через дыхательную систему, кожные покровы, слизистые оболочки или пищеварительный тракт.
Кроме этого, статья 2 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 3 января 1993 г. к химическому оружию относит "любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств", предназначенных для смертельного поражения или причинения иного вреда; а так же "Прекурсоры" - любые химические реагенты, участвующие в любой стадии производства токсического химиката каким бы то ни было способом.
"Каждое государство - участник Конвенции, - говорится в её первой статье, - обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах:
а) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;
б) не применять химическое оружие;
в) не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;
г) не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой Конвенцией государству-участнику".27
Кроме того, в Конвенции установлен ряд обязательств государства-участника по уничтожению своего химического оружия, в том числе и находящегося на территории иностранных государству также любых объектов по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией и контролем.
Положения о незаконности оборота химического оружия и о необходимости его уничтожения в России подтверждены законами "Об уничтожении химического оружия" от 2 мая 1997 г.(в ред. ФЗ РФ от 29 ноября 2001г.) и "О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия" от 5 ноября 1997 г.
Биологическое (бактериологическое) оружие основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов (бактерий, вирусов), способных вызывать массовые заболевания людей, животных и растений. К таким возбудителям относят, например, возбудителей чумы, сибирской язвы, оспы, холеры и прочих смертельноопасных болезней. Разновидностью биологического оружия является токсинное оружие - оружие, поражающим фактором которого являются белковые или полипептидные вещества, представляющие собой продукт жизнедеятельности ряда микроорганизмов, животных и растений и способные вызвать гибель человека и животных.
В соответствии со ст.1 Конвенции о биологическом оружии, 28 каждое государство - участник конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять:
1) микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы то ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей;
2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.
Для Российской Федерации Конвенция о биологическом оружии также вступила в силу.
Ядерное оружие является на данный момент самым разрушительным оружием массового поражения. Оно сочетает в себе несколько поражающих факторов: ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию, электромагнитный импульс, радиоактивное заражение.
В настоящее время действует немалое количество международных договоров и соглашений, направленных на ограничение разработки, производства и распространения ядерного оружия. Уже в 1963 году СССР, США, Великобритания, Франция и другие страны подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В 1968 году был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия. В 1971 году - Договор о запрещении размещения на дне морей, океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. В 1996 году - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Этими соглашениями была заложена правовая основа нераспространения ядерного оружия, как наиболее опасного и разрушительного вида оружия массового поражения. Тем не менее, для Российской Федерации в настоящее время существует жесткий запрет только на сбыт (передачу в любом виде другой стране) ядерного оружия.
В соответствии со ст.1 Договора о нераспространении ядерного оружия, наша страна обязуется не передавать, кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройству также контроля над таким оружием или взрывными устройствами.
НАПАДЕНИЕ НА ЛИЦ И УЧРЕЖДЕНИЯ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТОЙ
2.4.1 Статус лиц и учреждений, пользующихся международной защитой
В диспозиции ст.360 УК РФ в качестве потерпевших от нападения указываются представители иностранного государства и сотрудники международных организаций, пользующиеся международной защитой. Такой защите данные лица подлежат вследствие прямого закрепления их "иммунитета" в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. 29
Согласно ст.1 Конвенции, к таким лицам относятся: 1.Глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи.
Е.Любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, которое "имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту" от любого посягательства на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.
Следовательно, правом на международную защиту обладают главы представители и должностные лица государств, находящиеся в государстве пребывания. Данное право абсолютно и распространено на всё время пребывания перечисленных лиц на территории иностранного государства.
Статус охраняемых международным правом лиц принадлежит персоналу дипломатических представительств: дипломатическим агентам, административно-техническому персоналу, обслуживающему персоналу и дипломатическим курьерам.
В соответствии со ст.29 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г30 "личность дипломатического агента неприкосновенна".Неприкосновенность фигуры дипломатического агента призвана обеспечить особую защиту дипломатического персонала иностранных государств,"более надёжную, чем та, которую принимающие государства обязаны предоставлять частным лицам".
Под дипломатическим агентом понимается, в соответствии с ч.1 ст.1 и ч.1 ст.14 Венской конвенции 1961 г.:
а) глава представительства - лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве; оно должно принадлежать к классу послов и нунциев, либо посланников или интернунциев, либо поверенного в делах;
б) член дипломатического персонала представительства - т.е. член персонала представительства, имеющий любой дипломатический ранг: посла или нунция, посланника или интернунция, временного поверенного.
Согласно ч.1 ст.31 Венской конвенции неприкосновенность персоны дипломатического агента действует в отношении любой его деятельности дипломатического агента, а также распространена на членов его семьи, постоянно проживающих вместе с ним (ч.1 ст.37). Конвенция не оговаривает круг "членов семьи", но в качестве бесспорного положения считается, что такая неприкосновенность распространяется на супруга и несовершеннолетних детей дипломатического агента.
Неприкосновенность персоны дипломатического агента и членов его семьи распространена как на время осуществления им служебных функций, так и на время отдыха - т.е. носит абсолютный характер во всё время пребывания дипломатического агента на территории принимающего государства.
В силу указания ч.2 ст.37 Венской конвенции, аналогичной по объёму и времени действия личной неприкосновенностью и международной защитой пользуются члены административно-технического персонала посольств. Ими признаются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание последнего, и постоянно проживающие с ними члены семей.
Также Венская конвенция устанавливает неприкосновенность дипломатического курьера (в том числе временного) - лица, осуществляющего перевозку дипломатической почты. Часть 6 статьи 27 документа устанавливает, что срок прекращения права на неприкосновенность дипломатического курьера наступает "в момент доставки таким курьером порученной ему дипломатической почты по назначению".
Документы международного права выделяют особый статус личной неприкосновенности членов специальных миссий. Согласно п."а11 ст.1 Конвенции о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г 31 (далее -Конвенция о специальных миссиях) под таковыми понимаются временные миссии, по своему характеру представляющие государство, направляемые одним государством в другое с согласия последнего "для рассмотрения с ним определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи".Статус личной неприкосновенности членов специальных миссий совпадает с таковым статусом для дипломатического агента.
В Конвенции о специальных миссиях закреплена обязанность третьего государства обеспечивать личную неприкосновенность любого члена специальной миссии при транзите через его территорию - ст.36-38 Конвенции.
Международной защитой пользуются представители государств при международных и межправительственных организациях. Изначально данное право было регламентировано в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединённых Наций от 13 февраля 1946 г. 32 и получило дальнейшую детализацию в ряде других соглашений и факультативных протоколах к ним.
В Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН от 21 ноября 1947 г. 33 определены принципы личной неприкосновенности глав представительств и членов дипломатического персонала (ст.30),персонала делегаций государств на конференциях, проводимых в международных организациях (ст.60),которые совпадают с объемом международной защиты дипломатического агента. В ст.36 и 66 определены пределы международной защиты административно-технического и обслуживающего персонала, аналогичные соответствующим для Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Объем права на международную защиту консульского персонала в принимающем государстве определён в Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. (далее - Конвенция о консульских сношениях) 34 и многочисленных двусторонних консульских конвенциях. Правом на международную защиту, согласно п."д" и "е" от Л Конвенции о консульских сношениях, обладают консульские должностные лица (любые лица, в том числе главы консульских учреждений, которым поручено выполнение консульских функций) и консульские служащие (любые лица, выполняющие административные или технические обязанности по обслуживанию консульского учреждения).
Таким образом, можно говорить о существовании следующих категорий лиц, пользующихся правом международной защиты:
1.Главы государств, официальные представители и должностные лица государств, пребывающие на территории иностранного государства,
2.Дипломатический персонал (дипломатические агенты, административно-технический персонал, обслуживающий персонал посольств, дипломатические курьеры, представители государств при международных организациях).
3.Персонал международных организаций.
4.Консульский персонал (консулы, административно технический и обслуживающий персонал консульств, консульские курьеры).
Нормы международного права также устанавливают перечень учреждений и иных предметов, которые пользуются международной защитой. С точки зрения доктрины уголовного права, они являются предметами преступных посягательств.
В диспозиции ст.360 УК РФ, под влиянием актов международного права, указано, что "нападение" может совершаться на служебные или жилые помещения, транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой.
В качестве защищаемых объектов международные документы называют:
1.Официальные помещения, жилые помещения, транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, резиденция главы государства в стране пребывания (ст.1 Конвенции о лицах, пользующихся международной защитой 1973 г.).
2."Помещение" дипломатического представительства - т.е. здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок; а также предметы, предназначенные для официального пользования представительства и предметы, предназначенные для личного пользования дипломатических представителей (ст.1,20,36 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
3."Помещения11 Организации Объединённых Наций "где бы они не находились" и багаж персонала ООН (ст.1 раздел 4,ст.4 раздел 11 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.).
4.Служебные помещения, жилые помещения или транспортные средства любого члена персонала ООН и связанного с ней персонала (ст.9 Конвенции о персонале ООН).
5."Консульские помещения" - т.е. используемые исключительно для целей консульского учреждения здания или части зданий и обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них (ст.1,31 Конвенции о консульских сношениях 1963 г.).
Таким образом, российский законодатель последовательно воспроизводит предписания соответствующих норм международного уголовного права и международных договоров и соглашений об обязательности их имплементации в национальное уголовное законодательство.
2.4.2 Объективная сторона нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой
Состав преступления, предусмотренного ст.360 УК РФ сконструирован законодателем как формальный - его объективную сторону образует факт совершения действия в виде "нападения".
Акт любого нападения представляет собой внезапное проявление агрессии по отношению к кому или чему-нибудь. Главный объективный признак нападения на лицо - насильственное, агрессивное возденет -вне на потерпевшего.При этом насилие, являясь неотъемлемым признаком любого нападения, может быть как физическим, так и психическим.
Нападение как насильственное физическое воздействие может быть следующих видов:
1) направленное на нарушение анатомической целостности человеческого
организма;
2) направленное на нарушение нормального физиологического функционирования человеческого организма;
3) выраженное в ограничении физической свободы человека.
Например,10 июля 2003 г. в Москве было совершено нападение на посла Республики Гана и его водителя. Потерпевшие были избиты группой молодых людей в районе Поклонной горы, когда совершали свою обычную вечернюю пробежку. В результате насильственного физического воздействия посол и его водитель получили многочисленные ушибы лица и тела. 35
Агрессивный характер нападения может проявляться в учинении психического насилия в отношении потерпевшего. Обычно психическое насилие состоит в угрозе причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего - при этом угроза должна быть таковой, чтобы создать у потерпевшего убеждение в её полной реальности, в способности и решимости нападающего немедленно её реализовать при каком-либо противодействии, а также объективно угроза должна быть осуществима -т.е. у нападающего должны иметься возможности её осуществления.
Форма выражения угрозы может быть самой различной - слова, жесты, демонстрация оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия, применение которых может быть опасно для жизни и здоровья потерпевшего.
Например, генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге в ночь на 30 октября 1998 г. подвергся нападению в поезде Таллинн - Санкт-Петербург. Как сообщили в финском генконсульстве в Петербурге, неизвестные, угрожая пистолетом, напали на их шефа У.Ринна. 36
В реальности нападение носит обычно комбинированный характер: в акте нападения переплетаются проявления физического и психического насилия.
Так, например, в Мюнхене 17 сентября 2000г. около 22.00 полицией был задержан атташе Генерального консульства России А.Кудрявцев. Он следовал на автомашине по служебным делам, но был остановлен под предлогом превышения скорости. Полицейские демонстративно подчеркивали, что "не признают никакого дипломатического иммунитета11. Против Кудрявцева была применена грубая физическая сила. Учиняя этот произвол, полицейские постоянно оскорбляли атташе. Телесные повреждения, нанесённые сотруднику консульства, были удостоверены утром 18 сентября в одной из мюнхенских клиник. 37
Последствия нападения могут быть самыми разными, выражаясь в реальном причинении вреда жизни или здоровью потерпевшего.Однако, вполне допустимо, что никаких последствий нападения не наступит. В любом случае нападение должно получить уголовно-правовую оценку как самостоятельное преступное деяние.
Учитывая специфику законодательной конструкции двухобъектных преступлений, к которым относится предусмотренный в ст.360 УК РФ состав (при нападении на лицо дополнительным объектом является здоровье этого лица),вопрос о том, перерастает ли причиненное насилие в самостоятельный состав преступления или охватывается диспозицией ст.360,следует решать в зависимости от тяжести последствий здоровью потерпевшего.Как указывает проф. А.В.Наумов, 38 совокупность преступлений будет налицо в тех случаях, когда санкция уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за совершение одного из этих преступлений, образующих двухобъектное преступление, превышает санкцию, установленную законодателем за совершение двухобъектного преступления. При совпадении санкций вопрос должен решаться аналогично: двухобъектное преступление слагается из посягательств на два и более основных объекта, каждый их которых подлежит самостоятельной уголовно-правовой охране.
Если результатом насильственного нападения стало причинение смерти, тяжкого, или вреда здоровью средней тяжести лицу, пользующемуся международной защитой, то содеянное требует дополнительной квалификации, т.к. верхняя граница санкции за убийство превышает, за причинение тяжкого вреда здоровью также превышает верхнюю границу санкции ст.360 УК РФ (7 лет лишения свободы), а за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью - совпадает с верхней границей санкции ч.1 ст.360 УК РФ (5 лет лишения свободы).
Таким образом, максимально допустимый объем насилия, не требующий дополнительной квалификации со ст.360 УК РФ, может выражаться в реальном причинении лицу, пользующемуся международной защитой легкого вреда здоровью, а также побоев, охватываемых пониманием нападения в ст.360 УК РФ.
"Нападение на ... служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой11 может выражаться, во-первых, в физическом уничтожении данных объектов (как это было с комплексом зданий посольства КНР в Югославии после налета и бомбардировок посольства авиацией НАТО 8 мая 1999 г.), во-вторых, нападение может состоять во вторжении на территорию дипломатического или консульского учреждения, представительства международной организации (как это было 23 февраля 2000 г. на территории Генерального консульства России В Познани (Польша), когда ворвавшиеся на территорию преступники сорвали российский флаг, разорвали и подожгли его. Демонстративное бездействие польских полицейских и властей было расценено в Москве как "фактическое поощрение экстремистов, как нежелание создать нормальные условия для работы российских представительств в Польше со всеми вытекающими отсюда последствиями. 39 Нарушение неприкосновенности транспортных средств и иных предметов, пользующихся международной защитой, можно признать содержательным смыслом "нападения" как уголовно значимого деяния, совершаемого виновным в отношении всех перечисленных предметов.
Таким образом, и физическое вторжение в служебное или жилое помещение, и уничтожение (повреждение) имущества в этих помещениях и взлом или несанкционированный обыск транспортного средства охватываются определением"нападение" на предметы, находящихся под международной защитой.
2.4.3 Субъективные признаки нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой
В ст.360 УК РФ отсутствуют какие-либо указания на специальные характеристики, которыми должен быть наделён субъект, осуществляющий "нападение".И это представляется правильным, т.к. правоохраняемый интерес мирного урегулирования межгосударственных споров должен быть защищен от посягательств любого лица - именно о таком понимании субъектного круга преступлений против мира говорят документы современного международного права. Следовательно, субъект преступления, предусмотренного ст.360 УК РФ,- общий.
Исходя из понимания самого акта "нападения" следует сделать вывод, что данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Местоположение представительских учреждений и международных организаций, их опознавательная символика (в том числе и на транспортных средствах),охрана и специальные документы у представителей иностранного государства или сотрудников международной организации прямо указывают на специальный статус этих лиц и предметов как объектов международной защиты. Лицо или группа лиц желают напасть именно на представителей иностранного государства, и учреждения (предметы),пользующиеся международной защитой. Статья 360 УК РФ сконструирована таким образом, что не допускает возможной ошибки в объекте посягательства со стороны вменяемого субъекта. Наиболее весомым аргументом признания возможности совершения нападения только с прямым умыслом служит законодательное определение целей совершения данного деяния, закреплённых в ч.2 статьи: провокация войны или осложнение международных отношений. 40
Цель провокации войны означает, что виновный, совершая нападение на лицо или учреждение, пользующееся международной защитой, стремится к началу вооруженного столкновения между государствами или группами государств как субъектами международного права. При этом, не имеет значение наступление фактических последствий его посягательства в области мирных взаимоотношений государств.
История знает массу случаев, когда нападения подобного рода являлись отправной точкой самых кровавых войн в человеческой летописи. Достаточно вспомнить убийство в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, положившее начало Первой мировой войне. В настоящее время также имеются примеры, когда нападения на дипломатический корпус служат поводом к развязыванию войны.
Так, в результате убийств боевиками Организации освобождения Палестины, базирующихся в Ливане, израильских дипломатов в Париже -3 апреля 1982 г. и в Лондоне - 5 июня 1982 г.,6 июня 1982 г. израильские войска начали военную операцию против государства Ливан. В результате вмешательства Совета Безопасности ООН эту войну удалось прекратить лишь в июне 1985 г., когда израильские войска покинули Ливан.
В отличие от конкретно определённой цели провокации войны, "осложнение международных отношений" как цель данного преступления носит собирательный характер. Преступник желает "накалить" отношения между государствами через разрыв дипломатических отношений последних, срыв различного рода переговоров, свёртывание межгосударственного сотрудничества по различным направлениям также через приостановление участия государства в международном соглашении либо деятельности международных организаций в России.
Так,22 марта 2001 г. Московским городским судом был вынесен приговор по делу А. Сусликова, обстрелявшего посольство США в Москве в марте 1999г. Он осужден по ст.166,205,222 и 360 УК РФ за совершение следующих действий.29 марта 1999 г. Сусликов с сообщником завладели автомобилем, принадлежащим ГУВД Москвы. Затем они подъехали к посольству США на Новинском бульваре, где проходил пикет москвичей против начала натовских бомбардировок Югославии. Преступники выпустили по посольству две автоматные очереди и скрылись с места происшествия. Одним из стрелявших был Сусликов. В обвинительном приговоре суд указал, что обвиняемый предпринял эту акцию с целями "устрашения населения, оказания воздействия на принятие решении органами власти" и "осложнения международных отношении" .
Цель провокации войны или осложнение международных отношений становится одним из главных оснований отграничения преступления, предусмотренного ст.360 УК РФ, от иных преступлений, чья объективная сторона также характеризуется актом насильственного нападения. Наиболее частыми в отечественной практике являются хулиганские цели, а также цель хищения имущества, принадлежащего лицам, пользующимся международной защитой: так, согласно сообщению РТР от 19 мая 2002 г., только за первые месяцы этого года в Москве зафиксировано 81 нападение на иностранцев, среди которых были дипломатические представители Великобритании, Конго, Эфиопии и других стран. Все эти нападения были, по словам начальника ГУВД Москвы,"хулиганскими" -ни по одному из них не возбуждалось уголовное дело по ст.360 УК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная планетарная обстановка, характеризующаяся постоянством возникновения новых очагов напряженности и угроз международному миру обязывает задумываться правительства цивилизованных государств не только о защите своих внутренних границ, но и об укреплении сотрудничества как представителей специальных служб, так и представителей юридической науки для создания эффективной системы поддержания международной безопасности и мира. Успех этой деятельности зависит от того - смогут ли руководители государств соизмерять свои решения и поступки с общепринятыми нормами международного права, с принципами ООН, выработанными для поддержания мира и безопасности на планете. Только коллективное сотрудничество государств на основе права может стать действенным щитом против новых угроз и вызовов международному миру.
Одновременно с этим нормы международного права напоминают нам о том, что обязанностью каждого государства является осуществление его уголовной юрисдикции над лицами, несущими ответственность за совершение международных преступлений. В связи с этим, будем надеяться, что принцип о неотвратимости наказания, провозглашенный в Уголовном кодексе станет действительно работающим.В каких бы чинах и званиях ни оказались виновные в этих преступлениях, наказание должно следовать неотвратимо!
Подводя итог проведенному анализу преступлений против мира, включенных в новый самостоятельный раздел УК РФ необходимо отметить следующий момент. На мой взгляд, постановкой данной системы преступлений в последнюю главу российского уголовного закона, законодатель подчеркивает краеугольное равенство защиты интересов личности и интересов поддержания и сохранения мира на Земле, как основы добрососедских отношений Российской Федерации со всеми государствами мира.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава 1.
1. Организация Объединённых Наций. Генеральная Ассамблея. Комиссия международного права. Сорок пятая сессия.3 мая-23 июля 1993 г. Комментарии и замечания правительств в отношении проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятого в первом чтении комиссией международного права на её сорок третьей сессии, с.3-15.
2. Новый уголовный кодекс Франции.М.,1993. с.56-57.
3. Уголовный кодекс ФРГ.М.,1996.с.134.
4. Уголовный кодекс Испании.М.,199В.с.183.
5. Уголовный кодекс Республики Польша.Минск,1998.с.47-48.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.,Кодекс 2004.с.157-159.
7. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.33.М.,1979.
8. По сообщениям Русской службы Би-Би-Си 11 мая 1999 г.
9. Уголовное право. Особенная часть. Учебник//под ред.профессора А.И.Рарога.М.,ИМПЭ,1996.с.460.
10. Адельханян Р.А. Военные преступления в современном праве. М.,2003.с.51-52.
11. Курс уголовного права. Особенная часть.Т.5/ Под ред. Г.Н. Ворзенкова,В.С. Комиссарова.М.,2002.с.361.
12. Курс международного права.Т.6.М.,1992.
13. Ст.16 Международного Пакта о гражданских и политических правах человека.М.,1966.
14. Российское уголовное право. Общая часть. Учебник./ Под ред.
проф. А.И. Рарога, Том 1.М.,Профобразование.с.377-379.
15. Зимин В.П. Правомерное неисполнение приказа: доктрина
"умных штыков"// Правоведение. 1993.№2.с.35-45.
16. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г.
"О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления"// Ведомости Верховного Совета СССР.1965.№ 10.ст. 123.
Глава 2
1 Гроций Гуго.О праве войны и мира.М.,1956.с.186-188.
2 История государства и права зарубежных стран. Учебник//Под ред. С.А. Чибиряева.М.,Былина.2002.с.281-286.
3Определение агрессии как международного преступления от 14 декабря 1974г.// Официальные документы ООН.Т.1.Нью-Йорк,1975.
4 Уголовное право. Особенная Часть. Учебник./ Под ред. Профессора А.И.Рарога.М.,ИМПЭ.1996.с.462. Также Курс уголовного права. Особенная часть.Т.5./Под ред. Г.Н.Борзенкова,В.С.Комиссарова.с.356
5 А.Г.Кибальник, И.Г.Соломоненко. Преступления против мира и безопасности человечества. С-Петербург 2004.с.135.
6 См.:Малахова О.В. Указ.соч.С.107-108.
7 Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка.Т.3. М.,1998.
8 История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945.Т.1.М.,1960.с.15-26.
9 Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Т. 7 .М. ,1961.с.367.
10 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть/Под ред.Ю.И.Скуратова,В.МЛебедева.с.353.
11 Великая Отечественная война 1941-1945 гг.в вопросах и ответах. М.,1985.с.17-19.
12 Там же.с.20.
13 Там же.с.22-23.
14 Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками.Т.3.с.250-251.
15 Курс уголовного права. Особенная часть.Т.5./Под ред. Г.Н. Борзенкова,В.С.Комиссарова.с.357-358.
16 Малахова 0.В.Указ.соч.с.139.
17 Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма/Под ред. И.А.Ледях,И.И.Лукашука.с.136.
18 Российское уголовное право. Общая часть. Учебник./ Под ред. проф.А.И.Рарога.М.,2003.с.98.
19 Уголовное право. Особенная часть.Т.2 / Под ред. Л.Д. Гаухмана, С.В.Максимова.с.489.
20 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под ред.Ю.И.Скуратова,В.М.Лебедева.с.560.
21 Уголовное право. Особенная часть. Учебник./ Под ред. А.И. Рарога. М. ,ИМПЭ 1996.с.462.
22 Решения Нюрнбергского трибунала.
23 М.Ю. Рагинский. Милитаристы на скамье подсудимых, М.,1985.
Приложения.
24 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ 1992 г. № 7.ст.300.
25 Российская газета.2003.31 мая.
26 Резолюции и решения Генеральной Ассамблеи ООН, принятые на ХХ11 сессии.Нью-Йорк,1968,с.47.
27 www.un.org/russian
28 Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия от 10 апреля 1972 г.//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.31.М.,1977.
* М.Ю.Рагинский. Милитаристы на скамье подсудимых.М.,1985. с.239.
** А.Г.Кибальник, И.Г.Соломоненко. Преступления против мира и безопасности человечества. С-Петербург,2004.с.172.
29 Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от14 декабря 1973 г.//Сборник действующих договоров соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 33. М. ,1979.
30 Ведомости Верховного Совета СССР.1964.№ 18.Ст.221.
31 Международное публичное право. Сборник документов.Т.1.М.,1996. с.209-221.
32 Там же.с.237-241.
33 Там же.с.279-288.
34 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1989.№ 12.Ст.275.
35 Сообщение ИТАР-ТАСС от 12 июля 2003г.
36 Сообщение ИТАР-ТАСС от 2 ноября 1998г.
37 Смирнова М. В Мюнхене избит российский дипломат//Независимая газета.2000 г. 4 октября.
38 Наумов А.В. Уголовно-правовое значение насилия//Насильственная преступность.М.,1997.с.63-64.
39 Сообщение ИТАР-ТАСС от 24 февраля 2000 г.
40 Сообщение ИТАР-ТАСС от 23 марта 2001 г.
Глава 3
1 Адельханян Р.А. Признаки террористического преступления по международному праву./Российская юстиция $ 8.2002.с.47.
2 Там же.с.47.
3 См.: Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд М.,1998.с.85-90.
4 С.А. Глотов. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека.Саратов.1999. с.86,с.330.
5 В.И.Попов, ВЛ.Исраэлян. ООН как инструмент по поддержанию и укреплению мира.М.,1980.с.170.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. М.,Инфра-М 2007 г.
2. Устав Организации Объединенных Наций, принятый на Конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. / Яндекс.ру.
3. Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского) от 8 августа 1945 г./ Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1955.Вып.11.
4. Римский Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 Г. //www.un.org/russian
5. Определение агрессии как международного преступления от 14 декабря 1974 г.// Официальные документы ООН.Т.1.Нью-Йорк, 1975.
6. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.//Ведомости Верховного Совета СССР.1954.№ 12.Ст.244.
7. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него ОТ 30 ноября 1973 Г.// www.un.org/russian
8. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия от 10 апреля 1972 г.//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.31.М.,1977.
9. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 3 января 1993 Г.// www.un.org/russian
10. Конвенция о лицах, пользующихся международной защитой - Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 33. М.,1979.
11. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества//Российская юстиция.1995.№ 12.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации.М.,2008.
13. Уголовный кодекс Франции.М.,1993.
14. Уголовный кодекс ФРГ.М.,1996.
15. Уголовный кодекс Испании.М.,1998.
16. Уголовный кодекс Республики Польша.Минск,1998.
17. Закон СССР от 12 марта 1951 г. "О защите мира".//СПС "Консультант".
18. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г. "О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлениям/Ведомости Верховного Совета СССР № 10 1965 г.Ст.123
19. Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г.//СПС "Консультант".
20. Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991г.//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ 1992г. № 7.Ст.300.
21. Закон РФ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г.//Российская газета.31 мая 2003 г.
22. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.//Ведомости Верховного Совета СССР.1964.№ 18.Ст.221.
23. Конвенция о специальных миссиях 1969 г.//Международное публичное право. Сборник документов.Т.1.М.,1996.С.209-221.
24. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.//Между народное публичное право. Сборник документов.Т.1.М.,2007.С.237-241.
25. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждениях ООН 1947 г.//Международное публичное право. Сборник документов.Т.1.С.279-288.
26. Венская конвенция о консульских сношениях 2008 г.//Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1989.№ 12 Ст.275.
27. Адельханян Р.А. Военные преступления в современном праве. М.,2008.
28. Влищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. М., 2008.
29. Великая Отечественная война в вопросах и ответах (1941-1945) М.,2007.
30. Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека.Саратов.2007.
31. Гроций Гуго. О праве войны и мира. М.,2007.
32. Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка.Т.3. М.,2008.
33. Зимин В.11. Правомерное неисполнение приказа: доктрина "умных штыков"//Правоведение.2007.№ 2.
34. История государства и права зарубежных стран. Учебник//Под ред.С.А.Чибиряева.М.,2007.
35. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945.Т.1.М.,2008.
36. Кибальник А.Г. Соломоненко И.Г. Преступления против мира и безопасности человечества. С-Петербург,2008.
37. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть./Под ред. Ю.И.Скуратова ,В.М.Лебедева.М.,2008.
38. Курс международного права.Т.6.М.,2008.
39. Курс уголовного права. Особенная часть.Т.5.//Под ред.Г.Н.Бор-зенкова,В.С.Комиссарова.М.,2008.
40. Международное публичное право. Сборник документов.Т.1М.,2008.
41. Независимая газета от 4 октября 2006 г.
42. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в 7 томах. Под ред. Р.А.Руденко. М.,2006.
43. Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма. Под ред. И.А.Ледях,И.И.Лукашука.М.,2006.
44. Признаки террористического преступления по международному праву. Р.А. Адельханян./Российская юстиция № 8. 2006.с.47.
45. Попов В.И. Исраэлян В.Л.ООН как инструмент по поддержанию и укреплению мира.М.,2005.
46. Панов В.П. Международное уголовное право.М.,2005.
47. Рагинский М.Ю.Милитаристы на скамье подсудимых.М.,2004.
48. Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия -тягчайшее международное преступление.м.,2007.
49. Ромашкин П.С. Преступления против мира и человечества. М., 2001.
50. Российское уголовное право. Общая часть. Учебник. Под ред.проф. А.И.Рарога.М.,2007.
51. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник. Под ред.проф. А.И.Рарога.М.,2007.
52. Уголовное право. Особенная часть. Учебник. Под ред. Л.Д. Гаухмана С.В.Максимова.М.,2008.
53. Новое уголовное законодательство стран СНГ и Балтии. Сборник научных статей под ред. Л.Л.Кругликова и Н.Ф.Кузнецовой.М.,2008.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему Анализ (характеристика) преступлений против мира: тенденции их изменения и пути разрешения проблем
Студент Четыркин Олег Александрович
Научный руководитель
Дата представления
Дата допуска к защите
Дата защиты
Оценка
Москва - 2009 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1.1 Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества
1.2. Общие положения об ответственности физических лиц за совершение преступлений против мира и безопасности человечества
1.3. Специальные положения об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества
1.4. Давность уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества
Глава 2. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА
2.1. Преступление агрессии
2.1.1. Общие положения о преступности агрессии
2.1.2. Объективная сторона преступления агрессии
2.1.3. Субъективные признаки преступления агрессии
2.2. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
2.2.1. Объективные и субъективные характеристики публичных призывов к развязыванию агрессивной войны
2.3. Незаконный оборот оружия массового поражения
2.3.1.Общие положения о незаконном обороте оружия массового поражения
2.3.2.Объективные и субъективные признаки незаконного оборота оружия массового поражения
2.4. Нападение на лиц и учреждения, пользующиеся международной зашитой
2.4.1.Статус лиц и учреждений, пользующихся международной защитой
2.4.2.Объективная сторона нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой
2.4.3.Субъективные признаки нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МИРА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
Заключение
Примечания
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Нарушения мирных отношений сопровождают племена и государства на протяжении всей истории развития человечества."Человек разумный" постоянно находится в борьбе с себе подобными за лучшие условия своей жизни. И в этой борьбе происходят такие страшные трансформации, которые обязывают задуматься о дальнейшем существовании нашей планеты и о необходимости ограничения возможностей самоуничтожения человека как объекта её населяющего.
Процесс осознания необходимости юридической оценки действий, ставящих под угрозу мир и безопасность человечества, начавшись с принятия Гаагских конвенций в конце XIX века завершился тем, что к концу XX века в международном уголовном праве были сформулированы составы преступлений, посягающих на основы существования человечества на Земле. Конституционное признание приоритета международного права над правом внутригосударственным стало основой появления системы преступлений против мира и безопасности человечества и в Уголовном законе России.
Наше государство определяет приоритетами своей охраны не только жизнь, здоровье, права и свободы человека, общественные интересы и ценности, но и международный мир и безопасность как условия существования самих вышеперечисленных объектов защиты.
Анализу преступлений против мира, как самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны, тенденциям их изменения в российском уголовном праве и посвящена данная работа.
При осуществлении разработки заданной темы была использована литература Самарской областной научной библиотеки и библиотеки самарского представительства Московского института права.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.