Виды и формы отдыха и развлечений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Отдых - это состояние относительного или абсолютного бездействия, являющееся следствием предыдущего целенаправленного активного двигательного действия (физической работы), целью которого является обеспечение восстановления и повышение функциональных возможностей организма, необходимых для продолжения двигательного действия или физической работы в заданных режимах и без снижения его (ее) эффективности.

На сегодняшний день можно выделить три формы явного отдыха:

активный;

пассивный;

комбинированный.

Под активным отдыхом понимается такой отдых, во время которого человек занимается целенаправленной деятельностью, но по содержанию эта деятельность отличается от предыдущей физической работы. В свою очередь активный отдых может иметь три разновидности, а именно - двигательный, недвигательный и смешанный (т.е. различные взаимосочетания двух предыдущих).

Под пассивным отдыхом понимается такой отдых, во время которого отсутствует целенаправленная двигательная деятельность.

Комбинированный отдых представляет собой определенные взаимосочетания активного и пассивного отдыха, в котором зачастую практически невозможно вычленить тот или иной вид активного или пассивного воздействия.

Существуют ряд видов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важное значение имеют: свободная товарищеская беседа, игра, любительское художественное исполнительство и восприятие развлекательных зрелищ.

Свободная товарищеская беседа. Спокойный, непринужденный разговор с приятелями, со знакомыми или даже незнакомыми людьми, обмен новостями, суждениями по самым различным вопросам - одна из необходимых форм свободного времяпрепровождения. У многих людей ежедневные беседы такого рода вошли в привычку, превратились в устойчивый элемент досуга. Они являются основной разновидностью повседневного отдыха, особенно для тех, кто не любит подвижных и шумных развлечений или может в них участвовать.

Изолированные от таких контактов, люди ощущают это как лишение. Менеджерам СКД нужно учитывать эту важную и распространённую потребность человека.

Повседневные встречи могут проходить вне стен Домов культуры - в гостях, во дворе, на улице и т.д. Но из этого нельзя делать вывод, что люди сами найдут, где встретиться, и тут беспокоиться не о чем. Даже столь бесхитростное занятие, как беседа, требует определённых условий и удобств. Но ещё важнее другое: отсутствие доступного всем "общественного домашнего очага" создаёт предпосылки для возникновения обособленных, не испытывающих на себе общественного влияния микрогрупп. Следовательно, если мы игнорируем потребность людей в повседневных дружеских встречах и беседах, она будет удовлетворяться не всегда в желательной для общества форме.

В домах культуры должны быть постоянно открыты комнаты отдыха, гостиные, холлы, для общения людей. Нужно приучить людей отдыхать в домах культуры повседневно, заглядывать сюда просто так, "на огонёк", - одна из насущных задач.

Возникающая на отдыхе товарищеская беседа всегда обладает для встречающихся определённой информационной ценностью. Люди узнают здесь интересующие новости, обсуждают последние события, делятся впечатлениями. Отличительными чертами товарищеских бесед являются свобода, непринуждённость, внутренняя и внешняя терпимость к позициям собеседника, бескорыстная взаимозаинтересованность, и взаиморасположение. Такие беседы по природе своей не могут и не должны быть тягостными, неприятными. Как только происходит падение взаимного интереса, контакт естественным образом прекращается.

Общение в процессе отдыха накладывает определённые ограничения на содержание бесед. Здесь не следует, по - видимому, вести слишком серьёзных разговоров и долго обсуждать одну и ту же тему. Во время отдыха нежелательно также вступать в острую полемику, усиленно переубеждать собеседника, требовать абсолютного внимания. В таких беседах можно говорить не соблюдая тщательной логики, перескакивая с предмета на предмет, особенно не заботясь о стройной речи. Безупречность отдельных высказываний в данном случае не очень важна: во время отдыха происходит эмоциональное самовыражение, обмен накопившимися впечатлениями. Партнера по такой беседе ценят не только за ум и эрудицию, но и за то, что с ним легко, что он умеет понять и выслушать. Это общение допускает значительные культурные различия, но обязательно требует психологической близости.

Деловой мир со свойственными ему функциональными связями зачастую не позволяет нам в полной мере ощутить и выразить то, что относится к сфере эмоциональной жизни. В делах, в спешке люди в какой - то мере теряют свою душевную восприимчивость и отзывчивость. Между тем ответная реакция и доброе сочувствие очень часто не только желательны, но и необходимы человеку. В контактах, осуществляемых на личностном интимно - эмоциональном уровне, человек особенно остро осознаёт свою нужность людям, свою причастность к окружающей жизни. Эмоциональная отзывчивость, способность ощущать чужие радости и беды как свои - одно из повседневных проявлений принципа "Человек человеку - друг, товарищ и брат".[4]

Игра. Игра - социальное педагогическое явление, роль которого в жизни личности трудно переоценить. Долгое время развлекательно - игровые занятия трактовались у нас специфическая детская форма деятельности и исследовались только в связи с задачами формирования подрастающего поколения.

В жизни взрослого игра, разумеется, занимает более скромное место, чем в жизни ребёнка. Существенно изменяются и её мотивы и функции. Однако это не значит, что у взрослых людей совершенно исчезает потребность в этом виде деятельности, а сама игра перестаёт влиять на развитие личности.

Игра социальна по своей природе и по непосредственному насыщению. В процессе игр человек удовлетворяет целый ряд потребностей общественного существа, и, прежде всего потребность самоутверждения. Игра удовлетворяет также познавательные, коммуникативные, эстетические, рекреационные потребности человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются воспитательные задачи, происходит ознакомление с культурными ценностями.

Игре присуща своеобразная мотивация. Включение в нее не диктуется ни практической необходимостью (достижение материальных ценностей), ни общественными обязанностями. Человек рассматривает игру как источник радости и наслаждения. Игровой деятельности чужды сложные опосредования между мотивами и поведением. Она представляет собой совокупность действий, которые интересны для человека в их прямом, непосредственном содержании. Активность рождается из непосредственных побуждений: человек играет не ради какого-то практического эффекта, а потому, что это ему нравится.

Структура любой игры предполагает достижение цели посредством преодоления определённых препятствий. В игре имеется своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя основные действующие лица. У игры есть своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя основные действующие лица. У игры есть своё содержание: в ходе её человек совершает разнообразные умственные операции и производит практические действия. Как и другие виды деятельности, игра предполагает владение определёнными способами действия.

В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определённые качества, приобретаются новые знания и умения. Это и есть основной продукт и результат игровой деятельности, ценный как, в общественном, так личностном плане. Однако для самих играющих интерес и значение имеют и непосредственные результаты игры, понимаемые как победа или проигрыш. Однако, в отличие от житейских неудач, неуспех в игре не грозит внешними неприятностями и не угнетает человека. В этом смысле игра беспроигрышна, в ней всегда больше "получают" чем "теряют".

Содержание и ход игры определяются в основном склонностями и интересами самих отдыхающих. Дело здесь не обходится без определённой регуляции, однако по сравнению с другими видами деятельности она минимальна и осуществляется исподволь.

Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждает тот, кто лучше других сумеет проявить ловкость, силу, быстроту, находчивость, сообразительность, эрудицию, художественную одарённость, техническую смекалку, остроумие, грациозность и т.д. Стремление не оплошать, не оказаться слабее других, не подвести командиру создаёт хорошее спортивное напряжение.

Даже когда игра идёт без зрителей, даже когда человек играет в одиночку, он всё равно состязается - сам с собой, с автором занимательной задачи. В состязательно - игровой обстановке происходит мобилизация физических и духовных сил, возникает эмоциональный подъем. Успех в игре придаёт уверенность в собственных силах, поднимает настроение и повышает общий тонус. Преодолевая трудности, которые всегда возникают в состязании, люди получают физическую, волевую и интеллектуальную закалку.

Современная жизнь с её неуклонно возрастающей регламентацией (это тенденция особенно ощутима в сфере производства) даёт людям мало возможностей для открытого выражения своих внутренних состояний. В этом смысле игра, особенно массовая, - явление поистине исключительное. Игроки и болельщики не только испытывают удовольствие, восторг, досаду, но и открыто их проявляют. Освобождение от многих условностей, необходимы в иных ситуациях, доставляет людям несомненные правила существуют в игре. Но они дают игроку и зрителю гораздо большую свободу, чем в других ситуациях.

В каждой игре ясно определена цель. Однако участники её могут в чем - то отступать от первоначального заданных установок.

В основе любой игры лежит сознательное преобразование реальной ситуации в воображаемую. Игровое занятие немыслимо без некоторого отвлечения от действительности, без фантазии и символики. Игра приподымает над обыденностью, переносит человека в новую необычную обстановку. Тем не менее, игра неразрывно связана с реальностью. Всё, из чего строится её содержание, черпается из жизни и неразрывно связано с жизнью. [5]

Любительское и художественное исполнительство. Наиболее значительное место среди многочисленных форм любительского исполнительства занимают массовые танцы. Они пользуются популярностью у людей самого разного возраста, и особенно у молодёжи.

Можно отметить несколько факторов, которые делают массовой танец привлекательным для человека и способствуют эффективному отдыху и развлечениям.

Танец неотделим от музыки. Танцевальная музыка относительно проста по мелодической структуре, ритмична, легка для восприятия. Одним танцам присущи быстрые, бодрящие ритмы, другим - плавные, размеренные, успокаивающие. И то и другое по - своему благоприятно для психической разрядки.

Участие в танцах практически всегда доставляет людям удовольствие. Это особенно характерно для современных танцев, с их импровизационностью. Танцующие не придерживаются строго заданной композиции, а свободно варьируют основные танцевальные элементы. Это открывает широкий простор для творческого комбинирования танцевальных движений. Человек получает возможность приспособить танец к своему вкусу, самочувствию, желанию. Пластика современных массовых танцев несложна для освоения, рисунок фигур легко запоминается, музыкальное сопровождение подсказывает ритм и в значительной степени характер движений.

В парных, а иногда и в других танцах партнёры почти всегда вступают в специфическое разговорное общение. Прочно утвердившийся обычай предписывает танцующим неторопливую и дружелюбную беседу на легкие, приятные темы. Польза таких бесед, разумеется, не в том, что из них узнают нечто новое, - они способствуют перестройке внимания, отвлекают от обыденных мыслей и забот. Разговор во время танцев и сам по себе становится источником удовольствия: он ведётся на интересную для обоих собеседников тему, даёт возможность блеснуть галантностью, остроумием, подбадривается благожелательным вниманием партнера.

Музыка, движение и разговор создают целостный привлекательный образ танца - одно излюбленных и общедоступных развлечений.

Не менее привлекательный вид любительского исполнительства - массовая песня. В походах, на прогулках, во время праздничных гуляний, на вечерах звучат как народные песни, так и другие песни.

Любительское музицирование - разновидность любительского художественного исполнительства. В данном случае имеется в виду прежде всего тех, кто, не являясь активным участником художественной самодеятельности и не выступая на сцене, берёт в руки инструмент, для того, чтобы доставить удовольствие своим товарищам, и себе. С развитием массового музыкального образования занятия такого рода становятся весьма распространённым явление.

Тоже самое можно сказать и о любительском художественном чтении. В компании всегда найдутся желающие послушать хорошие стихи поэта. Здесь не требуется особого мастерства, необходимого для выхода на эстраду. Любитель поэзии делится радостью встречи со значительным произведение искусства и хочет, чтобы все присутствующие испытали такое же удовольствие, наслаждение, как он сам. После чтения значительных и волнующих стихов особенно часто развёртываются обсуждения, споры, беседы.

Развлекательные зрелища. Рекреационно-развлекательный характер может носить восприятие разного рода зрелищ - художественных, спортивных, игровых. Соприкасаясь с произведениями, имеющими ярко выраженную развлекательную направленность, зрители преследует обычно цель "просто отдохнуть", получить разрядку, отключиться от повседневности.

Развлекательные зрелища могут и не вызывать эстетического наслаждения в высоком смысле слова, но они всегда возбуждают, дают своеобразную эмоциональную встряску. "После утомительного, напряжённого рабочего дня не каждый может слушать серьёзную симфоническую музыку или читать сложный психологический роман. Восприятие больших, сложных произведений искусства тоже своего рода творческий процесс, требующий не только предварительной подготовки, но и большой эмоциональной и интеллектуальной отдачи, на которую переутомлённый мозг не способен. В результате мы порой отступаем от них, питаемся дешёвым чтивом просто потому, что мы устали и нуждаемся в отдыхе.

Особое место среди развлекательных зрелищ занимают произведения приключенческого жанра. Речь идёт прежде всего о фильмах, спектаклях, телевизионных постановках, прямо рассчитанных на удовлетворение потребностей зрителей в развлечении и не ставящих сколько - ни будь крупных задач в плане интеллектуального обогащения личности. Проигрывая произведениям большого искусства по ряду содержательно - художественных позиций, они обладают ярко выраженными рекреационными возможностями, помогают снять напряжение, доставить человеку, может быть, мимолётное, но живое и непосредственное удовольствие.

Действие таких произведений развёртывается чаще всего в необычных условиях и отличается динамичностью, остротой коллизий, насыщено загадками, тайнами, внезапными поворотами сюжета. Фабула в них максимально уплотнена, исход событий неизвестен до последней минуты, характеры раскрываются в активных, полных драматизма положениях.

Несомненной рекреационно-развлекательной ценностью обладают зрелища комедийного плана, в которых на первый план выдвигаются веселье, юмор. Эмоциональная реакция на смешное принадлежит к наиболее глубоким и сильным: она даёт основательную нервную разрядку. Хорошая доза смеха - один из лучших способов снять напряжение, усталость, утомление. Благодаря мажорному тону, жизнеутверждающему пафосу весёлые зрелища придают бодрость, пробуждают ощущение радости, укрепляют общее оптимистические отношения к жизни.

Качественным своеобразием отличаются спортивные и спортивно - игровые зрелища. Они демонстрируют образцы силы, ловкости, показывают красоту, безграничные возможности физического и интеллектуального совершенства человека.

Спорт обладает неповторимой эстетической привлекательностью. Восхищение вызывают высокая техника, твёрдая воля и устремлённость к победе, гибкость изощрённость игровых решений, остроумие. Психологический секрет благотворного воздействия спортивно - игровых зрелищ заключается и в том, что они несут людям поток необычных и сильных раздражителей, контрастирующих с повседневными ощущениями. Эти свойства в высокой степени присущи физкультурным парадам, коллективным гимнастическим номерам.

Особое удовольствие человек получает от восприятия спортивно - игрового состязания. Такое зрелище неизменно собирает большую аудиторию, зрители с неослабевающим интересом следят за ходом борьбы, горячо реагируют на все её перипетии.

Отметим, что развлекательные зрелища, как специфический вид отдыха, имеют как достоинства, так и недостатки.

Восприятие зрелищ не требует сколько - ни будь значительных усилий и, следовательно, не может физически утомить человека. Зрелища, как правило, обладают немалой, познавательно - воспитательной ценностью. (Так хорошая комедия, доставляя человеку приятные минуты и обеспечивая основательную психическую разрядку, в то же время исподволь, ненавязчиво способствует нравственному совершенствованию личности). Зрелища сравнительно просты в организационном плане и вместе с тем дают отдых и развлечение сразу большому числу людей.

Однако зрелища ни в коем случае не могут рассматриваться как основное и даже преобладающее на досуге занятие. Более того, при злоупотреблении зрелищами в недостатки превращаются даже их достоинства.

Зрелища дают очень мало простора для активности. По сравнению с другими отдыха двигательная активность здесь ничтожна. На зрелищах откровенно развлекательного характера слаба и умственная активность человека сведения, содержащиеся в них, особым образом препарированы, предельно легки для восприятия и усваиваются без особых мыслительных усилий. А это при злоупотреблении таким видом отдыха может постепенно отучить человека от умения и привычки серьёзно напрягать ум, привести к своеобразной лености мысли. Некоторые люди привыкают отожествлять себя с действующими лицами фильма, спектакля, представления. Такое явление далеко не всегда положительно. Фанатичный любитель остросюжетных детективов, сентиментальных мелодрам, не столь уж редких на наших экранах со временем приучается жить чужими чувствами и страстями, развлекательные зрелища превращаются для него в своеобразный наркотик и не обогащают, а обедняют личность. Аналогичной опасностью чревато и неумеренное увлечение спортивными зрелищами. Многие рьяные болельщики всю жизнь остаются не более чем сторонними наблюдателями спортивных состязаний. Таким образом, приверженность к зрелищам как к почти единственному виду развлечений лишает человека интеллектуальной, эмоциональной и физической активности, столь необходимой для полноценного развития личности. [6]

Дата: 2019-04-23, просмотров: 202.