Введение
Отдых - любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами.
Отдых людей в природной среде является сейчас одной из наиболее важных народно-хозяйственных и социальных задач. В этой связи задача изучения рекреационного потенциала территории, выявление и резервирование новых территорий для отдыха, оценка уже существующего природопользования и разработка рекомендаций по его оптимизации приобретает особую актуальность.
К решению проблем организации отдыха и развлечений нужно подходить прагматически. Важно налаживать высокий уровень рекреационного сервиса и добиваться воспроизводимости рекреационных потоков. Говорить об устойчивом развитии рекреации в регионе можно только в том случае, если люди посещают его с целями отдохнуть во второй и третий раз. Для практического достижения подобной воспроизводимости нужно быть в курсе всех тенденций эволюции этого вида человеческой деятельности.
Парки отдыха в рекреационной системе характеризуются прежде всего мерой соответствия потребностям отдыхающих (комфортностью и привлекательностью) и потребностям органа управления - пространственной и временной емкостью и надежностью. Они обеспечивают реализацию многих функций необходимых для нормального функционирования рекреационной системы.
Объект исследования - рекреативные технологии в социально-культурной деятельности.
Предмет исследования - рекреативные технологии в деятельности парков культуры и отдыха.
Цель работы - выявить специфику рекреативных технологий в работе парка культуры и отдыха.
Задачи:
Изучить литературу по данной тематике;
Выявить понятия отдыха и развлечений;
Рассмотреть виды и формы отдыха и развлечений;
Охарактеризовать основные направления деятельности парка отдыха по разработке отдыха и развлечений;
Выявить особенности Центрального парка культуры и отдыха г. Волгограда и его характеристику;
Проанализировать сущность организации отдыха и развлечений в Центральном парке культуры и отдыха.
Глава 1. Особенности рекреационной деятельности в парках отдыха
Основные виды парков отдыха
Парки могут быть компактными, состоящими из одного комплекса и его ландшафтного окружения, и дисперсными, в которых территория парка охватывает несколько близко расположенных сооружений.
Разновидности парков: ландшафтные парки - типичные представители разнообразных природных зон и ландшафтов, специально организованные для прогулок, экологического туризма и проведения научных экологических и ландшафтных исследований; лесопарки - благоустроенный лес, предназначенный для свободного кратковременного отдыха и приведенный путем постепенной реконструкции в определенную ландшафтную систему. Лесопарк является комплексом, сочетающим рекреационные, архитектурно-художественные, санитарно-гигиенические, познавательные и лесохозяйственные функции. В лесопарках возможен свободный отдых - уик-энд, экскурсии и прогулки, тихий отдых, отдых на пляжах и водных станциях, рыбная ловля, лыжный спорт и прогулки, сбор грибов, ягод и лекарственных растений и другие виды рекреационных занятий. Следовательно, лесопарками называют часть леса, предназначенную для массового отдыха населения. Территорию лесопарка организуют, используя правила ландшафтной архитектуры; спортивные парки - специально организованные территории, включающие объекты и местности для тренинга и самостоятельного квалификационного туризма, а также проведения учебно-спортивных туристских мероприятий; рыболовно-охотничьи парки - специально отведенные территории для проведения регулируемой лицензиями охоты и любительского рыболовства, а также проведения экологических, зоологических, ихтиологических исследований и мероприятий; аквапарки - специально организованные на базе аттрактивных акваторий зоны для водного туризма, проведения экологических и ландшафтных исследований и некоторых видов хозяйственной деятельности; агропарки - специальные аттрактивные территории, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности, экспонирования ее экскурсантам; для рекреационных целей широко используется система биосферных заповедников - специально охраняемых территорий, создаваемых в целях сохранения и развития генофонда биосферы, типичного для той или иной природной зоны, проведения научно-исследовательских, экологических и ландшафтных работ, сохранения культурного наследия;
природный национальный парк - изъятая из хозяйственного использования, особо охраняемая природная территория, имеющая экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, место отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения;
природно-исторический рекреационный парк - к паркам данного типа относятся комплексы: монастырские, усадебные, этнографические;
тематический парк - парк, представляющий своим посетителям широкий набор развлечений, объединенных общей темой (Диснейленд, Футуроскоп - г. Пуатье), где главным элементом программы выступает аттракцион. [8]
Заключение
Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называются перекрещивающимися. Если понимать отдых в узкобиологической трактовке как состояние бездеятельности (пассивный отдых), то деятельное по своей природе "развлечение" становится рядоположительным и самостоятельным. Когда речь идёт об активном отдыхе, суть которого составляет изменённая деятельность, развлечение выступает в качестве особой разновидности и средств отдыха. Развитие рекреации в нашем регионе продолжается вследствие высокого спроса на нее и несомненного соответствия потребностям сегодняшнего общества, находящего все меньше и меньше времени для простого семейного или индивидуального отдыха.
Поэтому тема рекреации, и ее развития, сегодня так актуальна. Ведь, как мы видим из опроса, парки отдыха и развлечений занимают сейчас одну из первых позиций при выборе человеком места проведения досуга. Рассмотренный нами Центральный Парк Культуры и Отдыха г. Волгограда - яркий тому пример. Мы акцентируем внимание на широком спектре услуг, предоставленном в данном Парке. Это четко организованный отдых детей, подростков и молодежи. Это и семейный отдых. Важно налаживать высокий уровень рекреационного сервиса и добиваться воспроизводимости рекреационных потоков.
Я считаю, что поставленные нами задачи выполнены:
Изучена литература по данной тематике;
Выявлены понятия отдыха и развлечений;
Рассмотрены виды и формы отдыха и развлечений;
Охарактеризованы основные направления деятельности парка отдыха по разработке отдыха и развлечений;
Выявлены особенности Центрального парка культуры и отдыха г. Волгограда и его характеристику;
Проанализирована сущность организации отдыха и развлечений в Центральном парке культуры и отдыха.
Таким образом, выявлена специфика рекреативных технологий в работе парка культуры и отдыха.
Список литературы
1. Багрова Л.А., Багров Н.В., Преображенский В.С. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия). /Известия АН СССР. Серия географическая. 1977. № 2.
2. Большаник П.В. Рекреационная география. Учебное пособие. Омск, 2003.
3. Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. М.: 1992.
4. Веденин Ю.А. Тенденции развития рекреации в России в новых политико-экономических условиях. /Проблемы и прогнозирование туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. М.: 1995.
5. Вендина О.И. Рекреационная среда и пути оптимизации территориальной организации рекреационной деятельности. /Теоретические проблемы рекреационной географии. М.: 1989.
6. Горшкова Л.Ю., Крысанова Т.Д., Пичугина Н.В., Ушакова О.В. Рекреационная география. Словарь-справочник. Саратов, 2003.
7. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. - М.: НГИК, 2004.
8. Современные технологии социально-культурной деятельности. Под ред. Григорьева Е.И. Тамбов: 2002.
9. Игнатенко А.Н. Рекреационные территориальные системы: научные основы развития и функционирования. Учебное пособие. Черновцы, 1999.
10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник - М. МГУКИ, 2004.
11. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.: 2001.
12. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. Пособие. - М.: 1995.
13. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение. М.: 1998.
14. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. М.: 1978.
15. Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2005.
16. Клубоведение под. ред. Иконниковой С.Н. - М. 1995.
17. Курило Л.В. Теоретические основы туристской анимации: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2006.
18. Мироненко Н.С., Эльдаров Э.М. Гуманитарные аспекты исследования рекреационных систем. /Вестник Московского университета. Сер. География. 1998. № 1.
19. Рекреационные ресурсы и методы их изучения. М.: 1981.
20. Рекреация и охраняемые территории. Иркутск. ИГ СО АН СССР. 1988.
21. Русанов И.В. Территориальная организация кратковременного отдыха населения центра рекреационного объединения: Дис. канд. геогр. наук. Л.: 1984.
22. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга - М., 2002 г.
23. Современные технологии социально - культурной деятельности под ред. Григорьева Е.И. - Тамбов, 2002.
24. Теоретические основы рекреационной географии. М.: 1975.
25. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.
26. Чижова В.П. Туризм и национальные парки. М.: 1992.
27. Эльдаров Э.М. Тенденции и перспективы развития экономико-географического аспекта рекреалогии. /География и природные ресурсы. 1990. № 1.
28. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2000.
Приложения
Приложение 1
Сценарий проведения детского Хеллоуина "Дня привидений" в парке отдыха
Костюмы и реквизит:
Маски для девочек-ведьмочек. Обычные полумаски, закрывающие верхнюю половину лица, но сделанные в виде ведьминского лица в черной остроконечной шляпе. С этими шляпами возможны различные вариации, в зависимости от характера ведьмочки.
Рожки и пятачки для чертиков-мальчиков. Клоунские носы из поролона на резиночке обрезаются посередине, чтобы получился пятачок. Фломастером рисуются две дырочки. Рожки обычно продаются в цирке или в парках на лотках - обруч с пружинками, у которых на концах поролоновые кружочки. Кружочки обрезаются со всех сторон, чтобы получились прямоугольники.
Для украшения территории:
Паутина, сплетенная из веревок;
Воздушные шарики с нарисованными на них рожицами "нечистой силы";
Игрушечные скелеты, пауки, змейки и т.п.
Действующие лица:
Баба-Яга и Кикимора (или Леший) - ведущие всего представления.
Ведьмы и черти - гости.
У каждой ведьмочки и у каждого чертика свой характер, который обыгрывается маской:
Ведьма-Мисс Лысая гора. На шляпу приклеивается какое-нибудь перо, кусок ваты в виде челки, выкрашенной в какой-нибудь необычный цвет, рисуются длиннющие ресницы и т.п.
Ведьма, пугающая детей во сне. На шляпу приклеивается карикатурное изображение привидения, орущего-плачущего ребенка и т.п.
Ведьма, отбирающая сладости у детей. На шляпе - обертки от конфет, шоколадок, изображение мороженого на палочке и т.п.
Ведьма - любительница диких животных. На шляпе - изображение змейки, мышки, лягушки, пауки и т.п.
Ведьма-растеряха. На шляпе - заплатки, висящие на ушах бусы.
Возможны и другие варианты ведьмочек. Они могут олицетворять собой человеческие недостатки: трусиха, плакса, ябеда, жадина и т.п.
У чертиков маски одинаковые, но характеры разные:
Чертик - мелкий пакостник;
Чертик - хвастун;
Чертик - драчун;
Чертик - обжора.
Прибытие гостей.
Заранее нужно приготовить "визитные карточки", на которых написаны роли, сложить их в большую шляпу или корзину.
Каждый прибывший гость не глядя вытаскивает "визитку", определяющую его роль на время мероприятия и превращается в чертика или ведьмочку. Кикимора помогает ему надеть нужную маску.
Когда все соберутся, Баба-Яга говорит примерно следующее:
"Дорогие черти-ведьмы, мы все слетелись на нашу Лысую гору поздравить мою дочь (сына) с днем рождения. Давайте в честь нее (него) издадим наш чертянско-ведьминский вопль". После вопля Баба-Яга начинает знакомиться с гостями, задает им смешные вопросы:
Ведьме-Мисс Лысая гора: "Я знаю, что ты любишь все самое модное, самое крутое. А какой марки твое новое помело?"
Ведьме, отбирающей сладости у детей: "А у кого лучше отбирать сладости - у девочек или у мальчиков?"
Ведьме, пугающей детей во сне: "А какая пугалка у тебя самая страшная?"
Ведьме-любительнице животных: "Как зовут твоего любимого домашнего паучка?"
Ведьме-растеряхе: "Кто подбирает за тобой потерянные вещи? Что из своих волшебных вещей тебе удалось потерять и найти?"
Чертику-мелкому пакостнику: "Чем отличается большая пакость от мелкой? Одному съесть праздничный торт - это большая или мелкая пакость?"
Чертику-хвастуну: (очень быстро)"ты самый красивый? Самый умный? Самый смелый? Самый хвастливый?"
Ответы детей могут быть самыми неожиданными, можно не ограничиваться одним вопросом, а подхватить тему. Получается очень смешно. Во время интервью Кикимора (Леший) все время пытается влезть в разговор, перебить, ответить вместо детей. Баба-Яга отмахивается от нее: "Отстань, Кикимора, помолчи, не мешай". Кикимора обижается, бормочет себе под нос: "Ладно-ладно, вы меня еще узнаете!" и т.п.
После того, как все "перезнакомились", Баба-Яга говорит: "Ну а теперь мы с моей дочкой-ведьмочкой (сыном-чертиком) хотим подарить вам подарочки за то, что вы пришли к нам в гости." Ищет мешок с подарками, но не находит его. Кикимора (Леший) потихоньку выходит из комнаты. Баба-Яга: "Это, наверное, Кикимора (Леший) украла мешок! Вперед, на поиски!"
Все бегут искать мешок с подарками. Кикимора бродит по комнате и ехидничает. Но она должна внимательно следить за тем, чтобы мешок, когда будет найден, не попал в руки ведьмочек и чертиков, а остался у нее. Кикимора начинает зловредничать: "Вы меня прогоняли, вы не давали мне говорить, теперь я заполучу все ваши подарочки!" Наконец, после уговоров, соглашается отдать подарки после того, как дети выполнят ее задания, например:
откусить кусок от яблока, висящего на веревочке, не держа его руками,
нарисовать портрет Кикиморы по памяти, с завязанными глазами,
написать поздравление имениннику, стоя спиной к столу и не глядя на листок,
глядя на себя в зеркало, сказать пять раз "Какой я красивый!" с разными интонациями и ни разу не улыбнувшись,
без помощи рук съесть виноградину, лежащую в глубокой миске и залитую взбитыми сливками,
угадать мотив песни, которую споет Кикимора, специально фальшивя,
быстро-быстро сказать какую-нибудь трудную скороговорку три раза,
изобразить закипевший чайник.
Когда все задания выполнены, Баба-Яга приглашает всех к столу.
Примерные названия блюд:
Салат, украденный у директора школы
Ягоды с Ведьминого болота
Лимонад "Слезы малютки привидения"
Приложение №2
Веломобиль "Двухместный"
Веломобиль "Универсал"
Приложение №3
Пейнтбол-клуб "Москит"
[1] Стрельцов Ю.А. Культурология досуга – М., 2002 г. – С. 57.
[2] Русанов И.В. Территориальная организация кратковременного отдыха населения центра рекреационного объединения: Дис. канд. геогр. наук. Л.: 1984. – С. 31-32.
[3] Стрельцов Ю.А. Культурология досуга – М., 2002 г. – С. 61-62.
[4] Современные технологии социально-культурной деятельности под ред. Григорьева Е.И. – Тамбов, 2002. – С. 38-39.
[5] Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика , 1978. – С. 42.
[6] Клубоведение под. ред. Иконниковой С.Н. – М. 1980. – С. 29-30.
[7] Курило Л.В. Теоретические основы туристской анимации: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 195.
[8] Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. М.: 1992. – С. 52.
Введение
Отдых - любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами.
Отдых людей в природной среде является сейчас одной из наиболее важных народно-хозяйственных и социальных задач. В этой связи задача изучения рекреационного потенциала территории, выявление и резервирование новых территорий для отдыха, оценка уже существующего природопользования и разработка рекомендаций по его оптимизации приобретает особую актуальность.
К решению проблем организации отдыха и развлечений нужно подходить прагматически. Важно налаживать высокий уровень рекреационного сервиса и добиваться воспроизводимости рекреационных потоков. Говорить об устойчивом развитии рекреации в регионе можно только в том случае, если люди посещают его с целями отдохнуть во второй и третий раз. Для практического достижения подобной воспроизводимости нужно быть в курсе всех тенденций эволюции этого вида человеческой деятельности.
Парки отдыха в рекреационной системе характеризуются прежде всего мерой соответствия потребностям отдыхающих (комфортностью и привлекательностью) и потребностям органа управления - пространственной и временной емкостью и надежностью. Они обеспечивают реализацию многих функций необходимых для нормального функционирования рекреационной системы.
Объект исследования - рекреативные технологии в социально-культурной деятельности.
Предмет исследования - рекреативные технологии в деятельности парков культуры и отдыха.
Цель работы - выявить специфику рекреативных технологий в работе парка культуры и отдыха.
Задачи:
Изучить литературу по данной тематике;
Выявить понятия отдыха и развлечений;
Рассмотреть виды и формы отдыха и развлечений;
Охарактеризовать основные направления деятельности парка отдыха по разработке отдыха и развлечений;
Выявить особенности Центрального парка культуры и отдыха г. Волгограда и его характеристику;
Проанализировать сущность организации отдыха и развлечений в Центральном парке культуры и отдыха.
Глава 1. Особенности рекреационной деятельности в парках отдыха
Дата: 2019-04-23, просмотров: 265.