Перед шинной промышленностью России стоит нелегкий выбор: полностью прекратить свое существование в ближайшие пять-десять лет или предпринять решительные меры, чтобы выстоять в конкурентной борьбе с такими всемирно известными компаниями, как «Мишлен», «Бриджстоун», «Гудьир», стремящимися завоевать российский рынок.
В последнее время принято ряд мер, направленных на то, чтобы облегчить финансовое положение ОАО «Нижнекамскшина» и дать ему свободу маневра.
В соответствии с указом президента Татарстана ОАО «Нижнекамскшина» производит отчисления в местный бюджет, исходя из фактической стоимости выпускаемой продукции, а не по действующим нормативам. Ожидается завершение работы над долгосрочной программой развития нефтехимического комплекса Татарстана и есть надежда, что в ней найдет отражение проблемы и ОАО «Нижнекамскшина».
Без тесного взаимодействия с лидерами в этой сфере проблемы повышения качества и конкурентоспособности отечественных шин не решить. Итоги производства шин по технологии «Пирелли» следующие: в ОАО «Нижнекамскшина» изготовляют покрышки не только практически для всех отечественных автомобилей, но и для многих престижных иномарок. Шины рассчитаны на очень высокую скорость.
Очень важными в отечественной шинной отрасли долго оставались зимние шины - более сложные в изготовлении и с повышенными требованиями к качеству. Ныне эта проблема предприятием решена: с конвейера сходят зимние шины нескольких моделей – «Русская зима», «Кама-578», «Кама-503», «Росита», «Кама-501», «Кама-514», «Кама-515». Проведенное журналом «За рулем» тестирование пяти моделей отечественных зимних покрышек показало, что шины "Кама-578" – лучшие.
Для освоения серийного выпуска подобных шин потребуется новое высокоточное автоматизированное оборудование:
- агрегаты по выпуску профилированных деталей из двух и четырех типов резины;
- линии сборки борта шины с высоким наполнительным шнуром;
- линии выпуска гермослоя и дублирования его с деталями каркаса и боковин и др.
Отечественная промышленность, к сожалению, практически не выпускает высокоточное заготовительно-сборочное оборудование для шинной отрасли, поэтому приходится рассчитывать только на импорт – иначе производство конкурентоспособных шин не наладить.
Сейчас основная проблема – резкое отставание подготовительных производств. Причины таковы:
- чрезмерный физический износ большей части агрегатов, многие из которых работают по 20 и более лет;
- несоответствие технических характеристик и технологических возможностей оборудования современным рецептам исходных смесей для изготовления шин;
- необходимость использования для производства новейших конкурентоспособных шин очень сложных смесей, требующих многостадийных процессов их приготовления, причем производство именно таких сложных и трудоемких смесей достигает ныне 50-60% от общего объема производимой резины.
Считается, что состояние основного (вулканизационного) оборудования ОАО «Нижнекамскшина» вполне удовлетворительное: должную производительность оно обеспечивает, поломки и аварии редки. Но все это оборудование давно устарело морально, а четыре из пяти - устарело и физически. Работоспособность агрегатов обеспечивается исключительно за счет самоотверженной работы механических и ремонтных служб.
На имеющемся оборудовании нельзя повысить точность технологических процессов, без чего конкурентоспособные шины не изготовить. Следовательно, техническое перевооружение и основных цехов с каждым месяцем становится все актуальнее.
Сейчас в ОАО «Нижнекамскшина» есть программа дальнейшего совершенствования продукции. Так, в ближайшие годы их вес при тех же технико-эксплуатационных данных уменьшится минимум на 5%, а коэффициент сцепления с мокрым покрытием увеличится на 10-15%. Резко возрастают требования к соблюдению геометрической формы шин, а также к их предельно допустимой неоднородности. У автомобилей, оснащенных такими покрышками, удельный расход топлива снизится не менее чем на 3-5%.
Повышение качества продукции – это обязательное условие конкурентоспособности предприятий комплекса.
Главной целью является постоянное улучшение качества продукции и процессов, действующих на ОАО «Нижнекамскшина», обеспечивающее повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и зарубежном рынках.
Например, для того чтобы понизить дефекты к минимуму на ОАО «Нижнекамскшина», может быть предложена программа «Ноль дефектов», которая получила распространение в США.- убеждение сотрудников в важности осуществления программы и личного участия в этом каждого;- определение уровня дополнительных затрат на качество, разработку приемов мотивации качественного труда;- конкретизация методов контроля;- всеобщее обучение методам качественной работы и внедрения принципа «ноль дефектов»;- установление единого «дня размышлений» (дня качества);- разработка индивидуальных программ бездефектной работы, поощрение достигнутых результатов и т.д.Огромное значение в стратегии качества придается четкому определению ответственных лиц, а также контролю реализации программы повышения качества. Но, наиболее важным моментом, считается отношение руководства фирмы к проблеме качества.Также ОАО «Нижнекамскшина» может последовать японской программе повышения качества и управления качеством. В этой программе важным является направление внимания специалистов на предотвращение дефектов, а не обнаружение дефектов путем контроля.В ФРГ, например, незаинтересованность работников в повышении качества выпускаемой продукции рассматривается как свидетельство низкого уровня руководства предприятием. Общепринятыми принципами в управлении качеством продукции считаются, обязательное стимулирование работников, принцип предотвращения дефектов, учет отраслевой структуры производства, общего уровня технологии, степени профессиональной подготовки кадров, четкого взаимодействия сотрудников, наличия специальной группы менеджеров по качеству, в которую включают представителей основных подразделений.На ОАО «Нижнекамскшина» идет тенденция к увеличению заработной платы кадров, это очень стимулирует работников. Но если сравнивать с зарубежными предприятиями результаты неутешительные. Следуя принципам, которые распространены в ФРГ, то есть, заинтересовав работников в повышении качества шин, ОАО «Нижнекамскшина» может существенно повысить показатели качества выпускаемой продукции.ОАО «Нижнекамскшина» постоянно совершенствует политику в области качества, ставит задачи для достижения еще лучших результатов. На предприятии были исключены градации «второй сорт» и «камерные», а также предприятие начало работать по давальческой системе поставки сырья.Таким образом, для успешного приспособления крупных предприятий к требованиям быстро меняющегося рынка с учетом глобализации мировых товарных рынков, особое значение приобретают методы, позволяющие количественно оценить внутренние возможности предприятий, которые позволяли бы им противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, обеспечивать свое экономическое развитие и конкурентные преимущества. Формирование идеологии «всеобщего качества», предполагающей всестороннее развитие систем управления качеством, постоянное улучшение всех бизнес-процессов, непрерывное совершенствование знаний в области управления качеством и их практическое применение, в будущем обязательно обеспечит реальное повышение имиджа ОАО «Нижнекамскшина», а в конечном итоге – качества жизни населения. Для того, чтобы повысить показатели качества шин ОАО «Нижнекамскшина», необходимо оценить влияние множества таких факторов, как развитие отраслевых товарных рынков, уровень внедрения новых технологий и средств труда, пропорциональность изменения цен на все виды ресурсов; уровень инфляции, уровень необходимой кооперации, экономический потенциал самих предприятий и эффективность его использования, возможности предприятий к повышению уровня самофинансирования своего развития и т.д.
Заключение
Для того чтобы конкурировать на рынке, предприятиям необходимо постоянно совершенствовать свое конкурентное преимущество, одним из аспектов, которого является качество. Качество — это не только критерий, но и определяющий фактор для развития и существования многих компаний. На сегодняшний день компании могут выбирать тот или иной путь совершенствования качества продукции или услуги. Но прежде чем рассматривать подходы к управлению качеством необходимо обратиться к определению этого термина. Многие из вышеприведенных факторов, влияющих на качество, постоянно претерпевают изменения, которые в свою очередь становятся объектом внимания эффективно функционирующих систем управления качеством.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из весомых факторов конкурентоспособности предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечественных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация систем качества – важнейшее условие, определяющее возможность заключения контракта и реализации товара цивилизованным путем и по достойным ценам. Стандартизация и сертификация еще недостаточно выполняют свою роль катализатора качества в России. Только каждодневная работа всего предприятия в соответствии с принципами, заложенными в стандарты, обучение персонала и постоянное совершенствование деятельности смогут стать залогом будущего успеха.
На сегодняшний день ОАО «Нижнекамскшина» является самым крупным предприятием по производству шин современных типоразмеров и конструкций, как в России, так и в странах СНГ, обладает современной технологической и доступной сырьевой базой, имеет квалифицированный штат специалистов. ОАО «Нижнекамскшина» ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения СМК, включая процессы постоянного улучшения СМК и обеспечения соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.
ОАО «Нижнекамскшина» обладает испытательной базой, достаточной для полной и объективной оценки качества выпускаемой продукции. Внутренние лаборатории НТЦ аттестованы ТатЦСМ лаборатория испытания шин аккредитована Госстандартом России на техническую компетентность. Соответствие шин государственным стандартам и международным требованиям подтверждено сертификатами соответствия в системе «ЕЭК ООН».
На ОАО «Нижнекамскшина качество продукции обеспечивается не только жестким выходным контролем, но контролем всех этапов создания шины, включая этапы проектирования шины, работы с поставщиками сырья, обеспечение точности и стабильности технологических процессов, а также хранения и отгрузки готовой продукции.
Продукция (изделия, полуфабрикаты, детали, узлы или работы), которая по своему качеству не соответствует установленным стандартам или техническим условиям и не может быть использована по своему прямому назначению, считается браком в производстве.
Анализ потерь от брака показал, что с 2005 по 2007 года потери от брака в общем объеме производства остались неизменными, так как с каждым годом меняются, и объем производства и потери от брака. Но если брать значения потерь от брака в количестве, то анализ показал, что с 2005 по 2007 года идет тенденция к уменьшению количества забракованных автошин. В 2005 и 2006 гг. потери от брака сельскохозяйственных шин увеличились с 0,1% до 0,2 %. Это объясняется тем, что ОАО «Нижнекамскшина» перешло к давальческой схеме поставки сырья. К 2007 году потери от брака сельскохозяйственных шин остались неизменными. В период с 2005 по 2007 года тенденция к увеличению, либо к уменьшению потерь от брака не наблюдается у легковых и грузовых шин.
Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом его качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.
В ОАО «Нижнекамскшина» встречаются случаи рекламации. Рекламация – это конфликтная ситуация.
Благодаря анализу рекламаций становится ясно, в какой области необходимо улучшать качество работы. Ведь постоянный клиент покидает компанию только в случае, если к ней не осталось никакого доверия. А вот если покупатель, который предъявил рекламацию, будет удовлетворен реакцией фирмы, он становится ее клиентом, причем одним из самых лояльных.
Анализ рекламаций в общем объеме производства показал, что удельный вес рекламации с 2005 по 2007 гг. уменьшился с 0,5 % до 0,4 %. В то же время, объем рекламационных товаров с 2005 по 2006 гг., оставался неизменным, но в 2007 году за счет внедрения давальческой схемы удалось сократить удельный вес рекламаций до 0,4 %. Несмотря на то, что с каждым годом производство автошин увеличивается, благодаря повышению их качества, уменьшается количество рекламационных автошин.
В 2005 году объем рекламации легковых автошин составлял 340 шт (0,5%), в 2006 году составлял 292 штук (0,4%) то в общем объеме рекламаций за 2007 год объем рекламаций легковых шин увеличился до 309 штук (0,4%).
В то же время уменьшилась рекламация грузовых автошин с 2005 по2007 гг., от 274 штук (0,7%), 272 штук (0,6%) до 194 штук (0,4%).
Таким образом, делаем вывод, что ОАО «Нижнекамскшина» проводит политику по повышению качества своей продукции. На основании приведенных данных можно сделать вывод, что к концу 2007 года, наибольший удельный вес рекламации в общем объеме производства составляют сельскохозяйственные шины, а самый наименьший удельный вес рекламаций в общем объеме производства имеют прочие автошины. Основные причины рекламации являются следующие дефекты автошин: расхождение стыка, отслоение протектора, механическое повреждение борта, отслоение боковины, разрежение корда, вздутие по боковине и т.д.
Главной целью ОАО «Нижнекамскшина» является постоянное улучшение качества продукции и процессов, действующих на предприятии, обеспечивающее повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и зарубежном рынках.
Основные задачами политики повышения качества продукции в ОАО «Нижнекамскшина» являются:
- определение приоритетов региональной, отраслевой и корпоративной политики в области повышения качества продукции;
- формирование оптимальных региональных и отраслевых условий обеспечения процессов непрерывного повышения качественных параметров выпускаемой продукции;
- интенсификация деятельности компаний в области повышения качества продукции и услуг; использование ими комплексного подхода к внедрению современных международных и отечественных стандартов систем управления качеством, экологией и охраной труда;
- активизация научно-технического поиска в области повышения качества продукции и услуг;
- формирование дополнительных источников ресурсного обеспечения реализации региональной, отраслевой и корпоративной политики в области повышения качества.
Таким образом, формирование идеологии "всеобщего качества", предполагающей всестороннее развитие систем управления качеством, постоянное улучшение всех бизнес-процессов, непрерывное совершенствование знаний в области менеджмента качества и их практическое применение, обеспечит реальное повышение имиджа ОАО «Нижнекамскшина», а в конечном итоге – качества жизни населения.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.