Политика предприятия должна быть изначально направленной на высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.
Брак может быть обнаружен на самом предприятии – производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом его качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.
Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.
При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованную продукцию и расходов на исправление исправимого брака ( ).
Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц-виновников брака и суммы взысканий поставщиков за поставку некачественных материалов ( ).
Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции. ОАО «Нижнекамскшина» постоянно совершенствует политику в области качества, ставит задачи для повышения показателей качества выпускаемых шин.
На ОАО «Нижнекамскшина» нередко бывают потери от брака. Определим абсолютный и относительный размеры брака, абсолютный и относительный размеры потерь от брака на ОАО «Нижнекамскшина» за 2005, 2006 и 2007 года.
Таблица 1 – Расчет показателей брака на ОАО «Нижнекамскшина» за 2005-2007 гг.
1. Показатель, в руб. | 2005г. | 2006г. | 2007г. |
2. Себестоимость окончательного брака | 10963401 | 5833518 | 6239472 |
3. Расходы по исправлению брака | 1662350 | 269852 | 224179 |
4. Абсолютный размер брака (стр.1 + стр.2) | 12625751 | 6103370 | 6463651 |
5. Стоимость брака по цене использования | 1960118 | 2775050 | 3084657 |
6. Суммы, удержанные с лиц-виновников брака | 245127 | 290063 | 174104 |
7. Абсолютный размер потерь от брака (стр.3 –– стр.4 – стр.5) | 10420506 | 3038257 | 3204890 |
8. Валовая (товарная) продукция по производственной себестоимости | 6117636948 | 1790596000 | 2112656930 |
9. Относительный размер брака (стр.3 / стр.7 * *100%) | 0,20638281 | 0,3408569 | 0,30594892 |
10. Относительный размер потерь от брака (стр.6 / /стр.7 * 100%) | 0,170335476 | 0,169678532 | 0,1516995 |
1. Определим абсолютный размер брака на ОАО «Нижнекамскшина» за 2005-2007 гг.:
= 12625751 + 1662350 = 10963401 руб.;
= 5833518 + 269852 = 6103370 руб.;
= 6239472 + 224179 = 6463651 руб.;
2. Определим абсолютный размер потерь от брака за 2005-2007 гг.:
= 12625751 – 1960118 – 245127 = 10420506 руб.;
= 6103370 – 2775050 – 290063 = 3038257 руб.;
= 6463651 – 3084651 – 174104 = 3204890 руб.;
3. Определим относительный размер брака за 2005-2007 гг.:
= 10963401 / 6117636948 = 0,21 %;
= 6103370 / 1790596000 = 0,34 %;
= 6463651 / 2112656930 = 0,30 %.
4. Определим относительный размер потерь от брака за 2005-2007 гг.:
= 10420506 / 6117636948 = 0,17 %;
= 3038257 / 1790596000 = 0,17 %;
= 3204890 / 2112656930 = 0,15 %.
Анализ показателей брака показал, что с 2005 по 2007 года, абсолютный размер брака уменьшился почти в 2 раза, так как ОАО «Нижнекамскшина» в 2006 году начало работать по давальческой схеме поставки сырья. Абсолютный размер брака в 2005, 2006, 2007 годах составил 12625751 рублей, 6103370 рублей, 6463651 рублей соответственно. Абсолютный размер потерь от брака в 2005, 2006, 2007 годах составил 10420506 рублей, 3038257 рублей, 3204890 рублей соответственно. Наибольший абсолютный размер потерь от брака приходится на 2005 год. Относительный размер брака в 2005, 2006, 2007 годах составил 0,21 %, 0,34 %, 0,30 % рублей соответственно. Наибольший относительный размер брака приходится на 2006 год. Относительный размер потерь от брака в 2005, 2006, 2007 годах составил 0,17 %, 0,17 %, 0,15 % рублей соответственно. В 2005 и 2006 годах изменения относительного размера потерь от брака не наблюдается, он составил 0,17 %, но в 2007 году относительный размер потерь от брака составил 0,15 %.
На ОАО «Нижнекамскшина» качество продукции обеспечивается не только жестким выходным контролем, но контролем всех этапов создания шины, включая этапы проектирования шины, работы с поставщиками сырья, обеспечение точности и стабильности технологических процессов, а также хранения и отгрузки готовой продукции. ОАО «Нижнекамскшина» принимает на себя обязательство соответствовать требованиям потребителя и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством:
- изучения и понимания текущих и будущих потребностей потребителей, стремления превзойти их ожидания;
- совершенствования действующей системы менеджмента для повышения результативности и эффективности производства;
- внедрения новых методов работы и обучения персонала;
- развития взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества с изготовителями сырья и материалов, оборудования, оснастки и запчастей;
- проведения модернизации оборудования и внедрения современных технологий;
- создания и поддержания условий для использования творческого потенциала персонала и повышения его заинтересованности в улучшении результатов труда.
Руководство ОАО «Нижнекамскшина» берет на себя ответственность за реализацию политики в области качества и обеспечение всеми видами ресурсов. Чтобы выпускать качественную продукцию, предприятие должно иметь исправное современное оборудование и нанимать знающих специалистов. Но, к сожалению, не у каждого российского предприятия есть нужная техника и подготовленный персонал. Поэтому зачастую нарушаются установленные ГОСТы и рецептуры, не соблюдаются технические условия, а в результате изготавливается бракованная продукция.
Продукция (изделия, полуфабрикаты, детали, узлы или работы), которая по своему качеству не соответствует установленным стандартам или техническим условиям и не может быть использована по своему прямому назначению, считается браком в производстве.
В зависимости от характера дефектов брак делится на:
- исправимый брак (частичный): продукция после исправления дефектов может быть использована по своему прямому назначению; при этом исправление брака возможно технически и целесообразно экономически;
- неисправимый брак (полный): исправление дефектов технически невозможно или нецелесообразно экономически, поскольку расходы по исправлению брака выше, чем затраты на изготовление новой продукции.
В зависимости от того, где обнаружен брак, выделяют:
- внутренний брак, выявленный на предприятии до отправки продукции потребителям;
- внешний брак, выявленный потребителем в процессе эксплуатации изделия или при использовании для сборки, монтажа и т.п. других изделий.
Обнаруженный брак могут исправить работники отдела технического контроля или другой подобной службы, созданной на предприятии. В этом случае брак называется внутренним. Если же информация о плохом качестве товаров поступит от покупателей, брак считается внешним. Потери предприятия от каждого вида брака будут различными.
Исправления выявленной в процессе производства бракованной продукции влечет за собой непроизводственные потери, которые в той или иной степени влияют на общие результаты деятельности предприятия.
В зависимости от того, правильно ли организован учет брака и его документальное оформление, предприятие оперативно может определить причины брака, его размер и затраты на исправление, анализ которых позволяет принять меры для снижения производственного брака и исключения обстоятельств, влекущих за собой такие непроизводственные затраты.
Рассмотрим и проанализируем потери от брака на ОАО «Нижнекамскшина» за 2005-2007 гг.
Таблица 1 – Брак товарной продукции ОАО «Нижнекамскшина» за 2005 г.
Автошины | Объем производства, шт. | Объем брака, шт. | Удельный вес, % |
Грузовые | 4 055 934 | 5462 | 0,1 |
Легковые | 7 047 545 | 16023 | 0,2 |
С/х шины | 288 780 | 411 | 0,1 |
Прочие | 25627 | 78 | 0,3 |
Итого: | 11 417 886 | 21974 | 0,2 |
Как видно по таблице 1 наибольший удельный вес к 2005 году составляют прочие автошины – 0,3 %.
Таблица 2 – Брак товарной продукции ОАО «Нижнекамскшина» за 2006 г.
Автошины | Объем производства, шт. | Объем брака, шт. | Удельный вес, % |
Грузовые | 4 561 313 | 6054 | 0,1 |
Легковые | 7 326 996 | 14289 | 0,2 |
С/х шины | 294 814 | 465 | 0,2 |
Прочие | 23074 | 108 | 0,5 |
Итого: | 12 206 197 | 20916 | 0,2 |
Как видно по таблице 2 наибольший удельный вес к 2006 году также составляют прочие автошины – 0,5 %, но по сравнению с 2006 годом он увеличился на 0,2 %, это обуславливается, тем, что предприятие перешло на давальческую схему поставки сырья.
Таблица 3 – Брак товарной продукции ОАО «Нижнекамскшина» за 2007 г.
Автошины | Объем производства, шт. | Объем брака, шт. | Удельный вес, % |
Грузовые | 4 605 343 | 5945 | 0,1 |
Легковые | 7 516 604 | 12699 | 0,2 |
С/х шины | 269 427 | 423 | 0,2 |
Прочие | 23515 | 40 | 0,2 |
Итого | 12 414 889 | 19107 | 0,2 |
По таблице 3 видно, что к 2007 году удельный вес потерь от брака всех разновидностей шин составил – 0,2 %. Наименьший удельный вес потерь от брака в общем объеме производства наблюдается у грузовых шин к 2007 году – 0,1 % (5945 штук).
По таблицам 1, 2, 3 можно сделать следующие выводы: с 2005 по 2007 года удельный вес потерь от брака в общем объеме производства остался неизменным, так как с каждым годом объем производства автошин увеличивается. В количестве объем потерь от брака в 2005, 2006, 2007 гг. составил 21974, 20916, 19107 соответственно.
В 2006 году резко увеличились потери от брака по прочим автошинам – 0,5 % (108 штук). Но если рассматривать значения потерь от брака в количестве, то анализ показал, что с 2005 по 2007 года идет тенденция к уменьшению количества забракованных автошин. Конечно, если рассматривать удельный вес автошин различных категорий, то в 2005 и 2006 гг. потери от брака сельскохозяйственных шин увеличились с 0,1% (411 штук) до 0,2 % (465 штук). Это объясняется тем, что ОАО «Нижнекамскшина» перешло к давальческой схеме поставки сырья. К 2007 году удельный вес потерь от брака сельскохозяйственных шин в общем объеме производства остался неизменным по сравнению с 2006 годом – 0,2% (423 штуки.). В период с 2005 по 2007 года тенденция к увеличению либо к уменьшению потерь от брака легковых и грузовых шин не наблюдается.
В ОАО «Нижнекамскшина» встречаются случаи рекламации.
Под рекламацией понимают документально оформленную претензию покупателя продавцу с требованием возместить убытки. Поводом к ней может послужить, например, низкое качество продукции или услуг. Допустим, продавец, нахваливая товар, сказал, что тот обладает какой-либо функцией. Покупатель не прочитал техническое описание изделия и купил его. Затем он обнаружил, что обещанная продавцом функция отсутствует. В этом случае покупатель может пожаловаться, но продавец не обязан брать товар и возвращать деньги. Дело в том, что в договорах купли-продажи функции изделий, как правило, не описывают. То есть с правовой точки зрения претензии покупателя будут необоснованными.
Благодаря анализу рекламаций становится ясно, в какой области необходимо улучшать качество работы. Ведь постоянный клиент покидает компанию только в случае, если к ней не осталось никакого доверия. А вот если покупатель, который предъявил рекламацию, будет удовлетворен реакцией фирмы, он становится ее клиентом, причем одним из самых лояльных.
Если в договоре фирма гарантировала бесперебойную работу оборудования на протяжении двух лет, а оно сломалось через месяц, претензия будет правомерной. Это уже рекламация, которую компания должна отработать. Иначе клиент может обратиться в суд.
Рассмотрим удельный вес рекламаций ОАО «Нижнекамскшина».
Таблица 4 – Рекламации товарной продукции ОАО «Нижнекамскшина» за 2005 г.
Автошины | Объем производства, шт. | Рекламации, шт. | Удельный вес, % |
Грузовые | 4 055 934 | 274 | 0,7 |
Легковые | 7 047 545 | 340 | 0,5 |
С/х шины | 288 780 | 6 | 0,2 |
Прочие | 25627 | 5 | 2,0 |
Итого: | 11 417 886 | 625 | 0,5 |
Как видно по таблице 2 наибольший удельный вес рекламаций к 2006 году составляют прочие автошины – 2,0 %.
Таблица 5 – Рекламации товарной продукции ОАО «Нижнекамскшина» за 2006 г
Автошины | Объем производства, шт. | Рекламации, шт. | Удельный вес, % |
Грузовые | 4 561 313 | 272 | 0,6 |
Легковые | 7 326 996 | 292 | 0,4 |
С/х шины | 294 814 | 10 | 0,3 |
Прочие | 23074 | 3 | 1,0 |
Итого: | 12 206 197 | 577 | 0,5 |
Как видно по таблице 2 наибольший удельный вес рекламаций к 2006 году также составляют прочие автошины – 1,0 %.
Таблица 6 – Рекламации товарной продукции ОАО «Нижнекамскшина» за 2007 г
Автошины | Объем производства, шт. | Рекламации, шт. | Удельный вес, % |
Грузовые | 4 605 343 | 194 | 0,4 |
Легковые | 7 516 604 | 309 | 0,4 |
С/х шины | 269 427 | 1 | 0,04 |
Прочие | 23515 | 0 | 0 |
Итого: | 12 414 889 | 504 | 0,4 |
По таблицам 4, 5, 6 видно, что удельный вес рекламаций с 2005 по 2007 гг. составил 0,5 % (625 штук), 0,5 % (577 штук), 0,4 % (504 штуки) соответственно. В то же время удельный вес рекламационных товаров в общем объеме производства с 2005 по 2006 гг. оставался неизменным, но с 2006 по 2007 года, за счет внедрения давальческой схемы поставки сырья, удалось сократить удельный вес рекламаций до 0,4 %. .
В 2005 году объем рекламаций легковых автошин составлял 340 штук (0,5%), в 2006 году составлял 292 штук (0,4%) то в общем объеме рекламаций за 2007 год объем рекламаций легковых шин увеличился до 309 штук (0,4%).
В то же время уменьшились рекламации грузовых автошин с 2005 по2007 гг., от 274 штук (0,7%), 272 штук (0,6%) до 194 штук (0,4%) соответственно.
Основными причинами рекламаций являются следующие дефекты автошин: расхождение стыка, отслоение протектора, механическое повреждение борта, отслоение боковины, разрежение корда, вздутие по боковине и т.д.
Для характеристики относительной скорости изменения уровня динамического ряда в единицу времени проанализируем показатели темпа роста и темпы прироста потерь от брака за 2005-2007 гг.
Таблица – 1 Темпы роста и темпы прироста потерь от брака за 2005-2007 гг.
Год | Потери от брака, шт. | Темп роста ( ), % | Темп прироста( ), % | ||
Цепные | Базисные | Цепные | Базисные | ||
2005 | 21974 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2006 | 20916 | 95,19 | 95,19 | -4,81 | -4,81 |
2007 | 19107 | 91,35 | 86,95 | -8,65 | -13 |
Темпы роста вычисляются по формулам:
цепной – = * 100, (2.1),
базисный – = *100, (2.2),
где – текущий уровень ряда;
– предыдущий уровень ряда;
– начальный уровень ряда.
Темпы прироста рассчитываются по следующим формулам:
= – 100 %, (2.3),
= – 100 %, (2.4).
Рассчитаем темпы роста потерь от брака с 2005 по 2007 гг.:
= 20916 / 21974 * 100 = 95,19 %,
= 19107 / 20916 * 100 = 91,35 %,
= 20916 / 21974 * 100 = 95,19 %,
= 19107 / 21974 *100 = 86,95 %.
Рассчитаем темпы прироста потерь от брака с 2005 по 2007 гг.:
= 95,19 – 100 = – 4,81 %,
= 91,35 – 100 = – 8,65 %,
= 95,19 – 100 = – 4,81 %,
= 86,95 – 100 = – 13 %.
Из приведенных выше данных видно, что за 2005, 2006, 2007 гг. потери от брака снизились на 13 %. В 2006 году по сравнению с 2005 годом, потери от брака уменьшились на 4,41 %, а в 2007 году потери от брака уменьшились на 8,65 % по сравнению с предыдущим годом.
Среднегодовой темп роста (прироста) можно рассчитать по среднегеометрической формуле:
= , (2.5),
= – 100%, (2.6),
= , (2.7),
где , , – темпы роста за каждый период
Рассчитаем среднегодовой темп роста потерь от брака за 2005-2007 гг.:
= = = =95%,
= 95 – 100 = -5 %.
Анализ среднегодовых темпа роста и темпа прироста показал, что среднегодовой темп роста объема потерь от брака за 2005-2007 гг. составил 95 %, а среднегодовой темп прироста объема потерь от брака составил - 5 % .Это значит, в среднем, за 2005-2007 года объем забракованной продукции снижается на 5 %.
Проанализируем темпы роста и темпы прироста рекламаций на ОАО «Нижнекамскшина» за 2005-2007 года.
Таблица 2 - Динамика рекламаций ОАО «Нижнекамскшина» за 2005-2007 гг.
Год | Рекламации, шт. | Темп роста ( ), % | Темп прироста( ), % | ||
Цепные | Базисные | Цепные | Базисные, | ||
2005 | 625 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2006 | 577 | 92,32 | 92,32 | - 7,68 | -7,68 |
2007 | 504 | 87,35 | 80,64 | - 12,65 | - 19,36 |
Рассчитаем темпы роста объема рекламаций с 2005 по 2007 гг. по формулам (2.1) и (2.2):
= 577 / 625 * 100 = 92,32 %;
= 504 / 577 * 100 = 87,35 %;
= 577 / 625 * 100 = 92,32 %;
= 504 / 625 *100 = 80,64 %.
Рассчитаем темпы прироста объема рекламаций с 2005 по 2007 гг. по формула (2.3) и (2.4):
= 92,32 – 100 = -7,68 %,
= 87,35 – 100 = -12,65 %,
= 92,32 – 100 = -7,68 %,
= 80,64 – 100 = -19,36 %,
Из приведенных выше данных видно, что за 2005, 2006, 2007 гг. объем рекламаций в общем объеме производства снизился на 19,36 %. В 2006 году по сравнению с 2005 годом, рекламационных автошин стало меньше на 7,68 %, а в 2007 году уменьшилось на 12,65 % по сравнению с предыдущим годом.
Среднегодовой темп роста (прироста) можно рассчитать по среднегеометрической формуле:
Среднегодовой темп роста и прироста объема рекламаций автошин за 2005-2007 гг. рассчитываем по формулам (2.5) и (2.6) соответственно:
= = = =93%
= 93 – 100 = -7 %
Анализ среднегодовых темпа роста и темпа прироста рекламаций показал, что среднегодовой темп роста объема рекламаций автошин за 2005-2007 гг. составил 93 %, а среднегодовой темп прироста объема рекламаций автошин составил - 7 % .Это значит, в среднем, за 2005-2007 года объем рекламированной продукции снижается на 7 %, что очень положительно сказывается на деятельности ОАО «Нижнекамскшина». Для большей наглядности динамику потерь от брака и рекламаций можно изобразить графически.
Рисунок 1– потери от брака и рекламации за период 2005-2007 гг.
По рисунку 1 можно заметить, что рекламации уменьшаются намного быстрей, чем потери от брака, это значит, что потребители продукции довольны автошинами ОАО «Нижнекамскшина». Потери от брака продукции уменьшаются медленней, так как брак устраняется во время производства и до конечного покупателя он не доходит. На данный момент, чтобы понизить потери от брака продукции на предприятии, требуется тщательная проверка всех составляющих компонентов продукции на ранней стадии производства.
В ОАО «Нижнекамскшина» входят завод массовых шин (ЗМШ), завод грузовых шин (ЗГШ), производство легковых радиальных шин (ПЛРШ). ЗМШ спроектирован с учетом обеспечения шинами Волжского автомобильного завода, Ульяновского автозавода и парка автомобилей, близлежащих к заводу регионов ЗМШ производит шины для легковых и грузовых автомобилей.
Проанализируем статистические данные о дефектах, связанных с качеством, на ЗМШ за 2005-2007 гг.
Таблица 4 – Статистические данные о дефектах на ЗМШ, связанные с качеством за 2005-2007 гг.
№ отклонений | Виды дефектов | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||
Количество, шт. | Удельный вес,% | Количество, шт. | Удельный вес,% | Количество, шт. | Удельный вес,% | ||
0 | Нарушение рецептуры | 485 | 0,078 | 488 | 0,083 | 400 | 0,08 |
1 | Пористая | 305 | 0,049 | 265 | 0,045 | 180 | 0,036 |
2 | Завар | 610 | 0,098 | 540 | 0,092 | 504 | 0,102 |
3 | Недовулкан | 2432 | 0,391 | 2378 | 0,403 | 1700 | 0,343 |
4 | Перевулкан | 1689 | 0,271 | 1763 | 0,299 | 1600 | 0,328 |
5 | Несоответствие пласт. | 471 | 0,076 | 263 | 0,045 | 384 | 0,077 |
7 | Посторонние включения | 450 | 0,072 | 640 | 0,108 | 364 | 0,073 |
8 | Неперемешанная | 401 | 0,064 | 320 | 0,054 | 328 | 0,066 |
9 | Переходная | 265 | 0,043 | 163 | 0,028 | 128 | 0,026 |
10 | Несоответствие по прочности | 624 | 0,1 | 792 | 0,134 | 688 | 0,139 |
13 | Несоответствие по вязкости | 751 | 0,121 | 772 | 0,131 | 652 | 0,132 |
Всего | 8483 | 1,363 | 8384 | 1,422 | 6928 | 1,402 | |
Выработка продукции | 622108 | 589958 | 495704 |
По таблице 4 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес дефектов в общем объеме выработки на ЗМШ приходится в 2006 году – 1,422 % (8384 штук), а самый наименьший, в 2005 году – 1,363 % (8483 штуки). Самый наибольший удельный вес приходится на дефект «несоответствие по прочности». В 2005, 2006, 2007 годах он составил 0,1 %, 0,134 %, 0,139 % соответственно. Самый наименьший удельный вес приходится на дефект «переходная» в 2005, 2006, 2007 годах его удельный вес в общем объеме выработки составил 0,043 %, 0,028 %, 0,026 % соответственно.
На рисунке 1 показана структура о дефектах на ЗМШ, связанных с качеством за 2005-2007 гг.
Рисунок 1 – Структура о дефектах ЗМШ, связанных с качеством за 2005-2007 гг.
По рисунку видно, что наибольший удельный вес приходится на дефект «недовулкан», а самый наименьший удельный вес приходится на дефект «несоответствие по прочности»
Анализ статистических данных ЗМШ за 2005-2007 гг. показал, что на ОАО «Нижнекамскшина» все больше идет тенденция к увеличению качества автошин. Это означает что в период с 2005 по 2007-е гг. предприятие, благодаря использованию мероприятий по повышению качества продукции, уменьшает количество дефектов, связанных с качеством продукции.
Таким образом, делаем вывод, что ОАО «Нижнекамскшина» проводит политику по повышению качества своей продукции. На основании приведенных данных можно сделать вывод, что к концу 2007 года, наибольший удельный вес рекламации в общем объеме производства составляют сельскохозяйственные шины, а самый наименьший удельный вес рекламаций в общем объеме производства имеют прочие автошины.
Контроль качества на ОАО «Нижнекамскшина» заключается в том, что, проверяя специальным образом подобранные данные, обнаруживаются отклонения параметров от контролируемых значений в момент их возникновения, находятся причины их проявления и после устранения причины проверяются соответствие данных стандарту и норме.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.