Оценка конкурентоспособности овощей, реализуемых в ООО «Южный»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблема конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

Конкурентоспособность товара можно определить, сравнивая товары – конкуренты между собой. Конкурентоспособность определяется теми свойствами, которые интересны покупателям.

Проведем оценку конкурентоспособности капусты белокочанной поставщиков ЧП Веретин И.А.(15 руб) и «Тропик – Тула»(13 руб.).

Для оценки конкурентоспособности привлечем Трех товароведов ООО «Южный» , которые оценят показатели потребительских свойств овощей. Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности, который и покажет какая капуста самая конкурентоспособная.

Алгоритм оценки конкурентоспособности товаров путем расчета интегрального показателя:

Интегральный показатель рассчитывают по следующей формуле:

Кинт=Кком/Э (1)

Кком – комплексный показатель уровня конкурентоспособности по качественным показателям;

Э – общий показатель по экономическим затратам( цена).

1. Для того, чтобы рассчитать Кком необходимо:

- определить весомость показателей (свойств). Для этого проставляем оценку важности каждого показателя по 5-ти бальной системе. Суммируем все оценки важности. Затем каждую оценку важности делим на их сумму. В результате получаем весомость каждого показателя.

- для расчета комплексного показателя умножаем каждую экспертную оценку показателя(свойства) на его вес. Сложив полученные произведения вычисляем комплексный показатель

2. Подставляем полученное значение комплексного показателя в формулу, делим его на цену и получаем интегральный показатель конкурентоспособности.

Порядок проведения расчетов:

- по каждому свойству подсчитывается сумма рангов, поставленных каждым экспертом этому свойству:


R/∑*Sij j=1 (2)

 

Sij – ранг, который присвоен i-му свойству j-м экспертом;

r-количество экспертов.

- подсчитываем общую сумму рангов по всем свойствам каждым экспертом и общая сумма рангов:

 

R/∑*Sij j=1 и n/∑i=1 r/∑* Sij j=1 (3)

 

-рассчитываем коэффициент весомости по формуле:

 

mi=r/∑* Sij j=1/n/∑*r/∑* Sij j=1 i=1 (4)

 

mi-коэффициент весомости ш-го свойства

Сумма коэффициента весомости должна равнятся 1.

- для каждого свойства рассчитываем сумму баллов и средний балл свойства (qi).

Затем определяем комплексный показатель по формуле:

 

Q=n/∑*mi*qi i=1 (5)

 

-завершающим этапом является оценка конкурентоспособности:

 

К=Q/Kэ (6)

 

К-конкурентоспособность(интегральный показатель);

Кэ(Э)-экономический показатель(цена);

Q(Кком)-комплексный показатель.

Чем выше получается интегральный показатель, тем больше конкурентоспособность данной продукции.


Таблица 10. Номенклатура показателей свойств овощей

№п/п Показатели свойств Номер показателя
1 Показатели свойств Х1
2 Физико- химические показатели Х2
3 Дизайн упаковки Х3
4 Маркировка Х4
5 Наличие дополнительной информации Х5
6 Реклама Х6
7 Цена,руб. Х7

 

С учетом номенклатуры показателей свойств конкурентоспособности капусты каждый эксперт проставляет ранги в зависимости от значимости свойств. Результаты ранжирования представлены в следующих таблицах(11,12).

 

Таблица 11. Результаты ранжирования показателей свойств капусты от поставщика «Тропик-Тула»

№п/п

эксперты

свойства

Сумма рангов

Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7
1 1 4 5 4 4 5 3 5 30
2 2 4 4 5 4 4 4 5 30
3 3 4 4 4 4 4 3 5 28
4 12 13 13 12 13 10 15 88
5 mi 0.136 0.148 0,148 0,136 0,148 0,114 0,17 1
6 qi 4 4.333 4 4 4,667 5 4,667 30,667
7 Qi 0,545 0.64 0,591 0,545 0,689 0,568 0,796 4,375

 

Таблица 12. Результаты ранжирования показателей свойств капусты от поставщика ЧП Веретин И.А.

№п/п

эксперты

свойства

Сумма рангов

Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7
1 1 5 5 4 4 5 5 5 33
2 2 5 5 4 4 4 5 5 32
3 3 5 4 4 4 5 5 4 31
4 15 14 12 12 14 15 14 96
5 mi 0,156 0,146 0,125 0,125 0,146 0,156 0,146 1
6 qi 5 4,667 4 4 4,667 5 4,667 32,001
7 Qi 0,781 0,681 0,5 0,5 0,681 0,781 0,681 4,604

 

Теперь рассчитаем для всей капусты интегральный показатель конкурентоспособности. Для этого комплексный показатель( Qi) разделим на экономический показатель (цену).

 

Кинт=4,604/15=0,307 (капуста от Веретина)

Кинт=4,375/13=0,336 (капуста от «Тропик – Тула)

 

Из двух представленных образцов конкурентоспособным является капуста от поставщика «Тропик – Тула», так как ее интегральный показатель выше, чем у Веретина. Эта капуста имеет хорошие показатели и не очень высокую цену. Лучшие показатели имеет капуста от поставщика Веретина, но цена у нее выше, чем у капусты от поставщика «Тропик – Тула».

Центральное место, занимаемое конкурентоспособностью в рыночной политике, определяет ее место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.





Дата: 2019-05-28, просмотров: 259.