ООО «Южный» (супермаркет «Пятерочка») реализует большое количество свежих овощей. У вегетативной группы овощей в пищу используют вегетативные органы растений: корень, стебель, лист или их видоизмененные формы — клубни, корнеплоды, луковицы.
Среди вегетативной группы овощей реализуются следующие:
- клубнеплоды: картофель;
- корнеплоды: морковь, свекла, петрушка, редька;
- капустные: капуста белокочанная;
- луковые: лук репчатый, лук-порей, лук-батун, чеснок;
- салатно-шпинатные: салат, шпинат;
- пряновкусовые овощи: укроп, петрушка листовая, эстрагон, хрен.
У плодовых овощей в пищу используют семена и плоды. Среди плодовой группы овощей реализуются следующие:
- тыквенные (арбузы, дыни, огурцы, тыквы, кабачки, патиссоны);
- томатные: томаты (помидоры), баклажаны, перец стручковый;
- зерновые: кукурузу в молочной стадии зрелости.
Овощи, как правило, неоднородны по форме, размеру, степени зрелости, качеству, поэтому при сборе (если можно) их сортируют и калибруют. Овощи, поступающие на склад ООО «Южный», должны быть проверены на качество и соответствие действующим стандартам и техническим условиям (Приложение 2). Обращается внимание на форму (она должна быть типичная, не уродливая), размер овощей (определяется по наибольшему поперечному диаметру, для капусты — но массе). Допустимый размер для каждого вида овощей устанавливается стандартом. Товарная обработка овощей производится на специальных технологических линиях, имеющих большую производительность. Это сортировочно-калибровочные машины, вибраторы, упаковочные столики. Прогрессивным является использование приемных конвейеров типа Т-236 с рентгеновской установкой.
В ООО «Южный» представлены овощи двух поставщиков: ЧП Веретин И.А. и «Тропик – Тула»(табл.2).
Таблица 2. Поставщики овощей в ООО «Южный» на 01.02.2008год
№п/п | Поставщики овощей | Количество ассортимента овощей | Удельный вес в ассортименте,% |
1 | ЧП Веретин И.А. | 12 | 70 |
2 | «Тропик – Тула» | 8 | 30 |
3 | Итого: | 20 | 100 |
Анализируя данные, приведенные в таблице 2, следует отметить, что в основном представлена продукция ЧП Веретин И.А.Это связано с тем, что поставка овощей от«Тропик – Тула» производится через торговых представителей с оптовых баз расположенных в Туле. Поставка овощей от ЧП Веретин И.А. более выгодна, так как заключен договор поставки, и в случае поставки некачественной продукции легко можно обратится к поставщику в кратчайшие сроки. Стоит расширить ассортимент овощей за счет работы с другими поставщиками. Изучив, имеющихся на рынке овощей поставщиков следует отметить, что товароведам ООО «Южный» стоит заключить договор поставки с «Фруктовым терминалом» расположенным в г.Воронеж. Продукция этих поставщиков качественная и не дорогая и будет пользоваться спросом у покупателей.
Таблица 3. Структура видового ассортимента капусты, реализуемой в ООО «Южный»
№п/п | Вид капусты | Удельный вес в ассортименте,% |
1 | Белокочанная | 40 |
2 | Краснокочанная | 20 |
3 | Цветная | 20 |
4 | Броколли | 5 |
5 | Савойская | 5 |
6 | Брюссельская | 5 |
7 | Кольраби | 5 |
8 | Итого: | 100 |
В ассортименте капусты, реализуемой в ООО «Южный» представлены 7 видов продукции. Большую часть ассортимента занимает капуста белокочанная, ее удельный вес 40%. Данный вид капусты является ведущей овощной культурой России. Это объясняется высокой пищевой ценностью, способностью сохраняться в свежем виде в течение зимнее-весеннего периода, пригодностью для квашения, консервирования и сушки.
Таблица 4ю Объем и структура продажи овощей от « Тропик – Тула» за 2005-2007гг.
№ п/п | Вид овощей | годы | 2006год к 2005году,в | 2007год к 2006году,в | |||||||
2005 | 2006 | 2007 | |||||||||
кг | % | кг | % | кг | % | кг | % | кг | % | ||
1 | Капуста | 620 | 27,68 | 675 | 27,89 | 710 | 28,57 | 55 | 0,21 | 35 | 0,68 |
2 | Картофель | 630 | 28,13 | 690 | 28,51 | 725 | 29,18 | 60 | 0,38 | 35 | 0,67 |
3 | Морковь | 500 | 22,32 | 540 | 22,31 | 545 | 21,93 | 40 | -0,01 | 5 | 0,38 |
4 | томаты | 490 | 21,87 | 515 | 21,29 | 505 | 20,32 | 25 | -0,06 | -10 | ,097 |
5 | итого | 2240 | 100 | 2420 | 100 | 2485 | 100 | 180 | 65 |
Как следует из данных таблицы 4 в целом продажа овощей с каждым годом увеличивается. Из всех овощей представленных этим поставщиком лучше продается картофель, на втором месте капуста.
Таблица 5. Объем и структура продажи овощей от ЧП Веретин И.А за 2005-2007гг.
№ п/п | Вид овощей | годы | 2006год к 2005году,в | 2007год к 2006году,в | |||||||
2005 | 2006 | 2007 | |||||||||
кг | % | кг | % | кг | % | кг | % | кг | % | ||
1 | морковь | 5640 | 10,40 | 5665 | 10,36 | 5705 | 10,31 | 25 | -0,04 | 40 | 0,05 |
2 | капуста | 6230 | 11,49 | 6320 | 11,55 | 6345 | 11,47 | 90 | 0,06 | 25 | -0,8 |
3 | картофель | 19245 | 35,48 | 19415 | 35,49 | 19918 | 36,01 | 170 | 0,01 | 503 | 0,52 |
4 | томаты | 6800 | 12,54 | 6850 | 12,52 | 6864 | 12,41 | 50 | -0,02 | 14 | 0,11 |
5 | Лук репчатый | 3250 | 5,99 | 3320 | 6,07 | 3335 | 6,03 | 70 | 0,08 | 15 | 0,04 |
6 | огурцы | 4820 | 8,89 | 4865 | 8,89 | 4875 | 8,81 | 45 | 0, | 10 | 0,08 |
7 | Перец болгарский | 8250 | 15,21 | 8265 | 15,11 | 8275 | 14,96 | 15 | -0,1 | 10 | 0,15 |
8 | Итого: | 5423 | 100 | 5470 | 100 | 5531 | 100 | 465 | 617 |
Как следует из таблицы 5 в целом продажа овощей с каждым годом увеличивается. Из всех овощей представленных этим поставщиком лучше продается картофель, на втором месте перец болгарский.
Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп(сегментов рынка), а с другой, -необходимость обеспечить наиболее эффективное использование торговой площади предприятия, финансовых и иных ресурсов магазина с тем, чтобы работа предприятия была рентабельной.
Суть проблемы формирования ассортимента в магазине состоит в планировании фактически всех видов деятельности направленных на работу с поставщиками, реализацию на рынке продукции и на приведение характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.
Система формирования ассортимента овощей в ООО «Южный» включает следующие основные моменты:
1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей.
2. Оценка существующих поставщиков овощей.
3. Оценка предлагаемого ассортимента продукции конкретным поставщиком.
4. Заключение договора поставки с поставщиком.
5. Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие уменьшить или исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности.
6. Рассмотрение предложений о заключении договора поставки с другими поставщиками.
7. Оценка и просмотр всего ассортимента овощей.
Формирование и реализация ассортимента политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.
Экспертиза качества овощей
Экспертиза (от франц. espertise, от латин. espertus — опытный) — это исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в областях науки, техники, экономики, торговли, права и др., с представлением мотивированного заключения.
Овощи могут подвергаться различным видам экспертизы: товарной, технологической, гигиенической, экономической, судебно-правовой и др. На практике в большей степени используется товарная экспертиза.
Товарная экспертиза основана на оценке экспертом основополагающих характеристик продукции, а также их изменений в процессе товародвижения, для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые являются конечным результатом экспертизы.
Проведение экспертизы поручается экспертам — сведущим лицам, независимым от заинтересованных сторон. Субъекта ми товарной экспертизы могут быть физические лица. Экспертиза качества овощей и плодов может быть проведена уполномоченными государственными органами — Государственной торговой инспекцией, органами и учреждениями Госсанэпиднадзора и др.
Цель товарной экспертизы — оценка количественных и качественных основополагающих характеристик товара, а также процессов, влияющих на них, но зачастую не поддающихся непосредственному измерению и основывающихся на суждениях экспертов.
Товарная экспертиза качества овощей начинается с идентификации оцениваемой продукции.
Идентификация продукции проводится органами по сертификации (при проведении работ по сертификации); уполномоченные государственные органы при осуществлении контрольно-надзорных функций; иные организации в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, а также в инициативном порядке (потребители).
Для целей идентификации применяют в основном две группы методов: органолептические и измерительные, при помощи которых определяют органолептические и физико-химические показатели качества, характеризующие потребительские свойства товара.
При приемке и оценке качества продовольственных товаров проводится количественная и качественная экспертиза.
При количественной экспертизе продовольственных товаров определяется количество продукции в товарной партии или количественные характеристики единичных экземпляров или комплексных упаковочных единиц. Наиболее часто количественная экспертиза применяется при приемке товаров по количеству, в случаях возникновения разногласии между поставщиком и покупателем, при значительных расхождениях между количеством товара, указанным в сопроводительных документах, и количеством, установленным получателя. Количественная экспертиза может быть проведена в случаях утраты сопроводительных товарных документов, выявления несоблюдения температурно-влажностного режима при транспортировке товаров, повлекших изменение их количества, а также при перетаривании товаров.
Качественная экспертиза продовольственных товаров проводится, когда возникают сомнения в их качестве, а также при наличии фальсификации. Назначением этой экспертизы является определение качества партии товара при передаче-приемке, реализации или после хранения, при обнаружении скрытых дефектов в процессе хранения, когда сроки предъявления претензий поставщику истекли.
Экспертиза качества товаров, подвергшихся порче в пути следования (железнодорожным транспортом) проводится только при наличии коммерческого акта, выданного представителями железной дороги (станции, отделения).
Одновременно с проведением количественной и качественной экспертизы проводится проверка маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям стандартов.
Экспертиза качества продовольственных товаров проводится сплошным или выборочным методом. На практике чаще используется выборочный метод, при котором эксперт отбирает от товарной партии выборку или объединенную пробу в соответствии с требованиями нормативных документов.
В случае возникновения необходимости исследования физико-химических и микробиологических показателей качества продукции эксперт в присутствии лиц, участвующих в экспертизе, отбирает образцы для испытательной лаборатории. Отбор проб оформляется актом отбора проб (образцов), который в совокупности с отобранной пробой эксперт передает заказчику экспертизы для отправки в аккредитованную испытательную лабораторию или для хранения в качестве арбитражного образца.
Объектом экспертизы выбран картофель (картофель – наиболее популярный у населения продукт), реализуемый в ООО «Южный».
Таблица 6. Сведения об образцах, отобранных для экспертизы качества
Показатели | Характеристики образцов | |
Образец №1 | Образец №2 | |
Вид изделия | картофель | картофель |
поставщик | ЧП Веретин И.А. | «Тропик – Тула» |
Нормативная документация | ГОСТ Р 51808 - 2001 | ГОСТ Р 51808 - 2001 |
Цена, руб. | 11,00 | 10,00 |
Таблица 7. Результаты оценки качества образцов №1 и №2 по органолептическим показателям
Наименование показателя | Требования к качеству ГОСТ Р 51808-2001 | Характеристика образца №1 | Характеристика образца №2 | Заключение |
Внешний вид | Клубни целые, чистые, здоровые, без излишней внешней влажности, непроросшие, без повреждений с/х вредителями. Клубни зрелые, с плотной кожей | Клубни целые, чистые, здоровые, без излишней внешней влажности, непроросшие, без повреждений с/х вредителям Клубни зрелые, с плотной кожей | Клубни целые, чистые, здоровые, без излишней внешней влажности, непроросшие, без повреждений с/х вредителям. Клубни с неокрепшей кожурой | Соответствует требованиям ГОСТа |
Вкус и запах | Свойственные данному ботаническому сорту, без постороннего вкуса и запаха | Свойственные данному ботаническому сорту, без постороннего вкуса и запаха | Свойственные данному ботаническому сорту, без постороннего вкуса и запаха | Соответствует требованиям ГОСТа |
Рассмотрим результаты таблицы 7. По органолептическим показателям образцы под номером 1 и 2 соответствуют требованиям ГОСТа, но образец №2 имеет клубни с неокрепшей кожурой. Из двух представленных образцов лучшие показатели качества имеет образец№1, под которым скрыт картофель поставщика ЧП Веретина И.А.
Рассмотрим 2 образца капусты белокочанной, реализуемой ООО «Южный».
Таблица8. Сведения об образцах, отобранных для экспертизы качества
Показатели | Характеристики образцов | |
Образец №1 | Образец №2 | |
Вид изделия | капуста | капуста |
поставщик | ЧП Веретин И.А. | «Тропик – Тула» |
Нормативная документация | ГОСТ Р 1724 - 1985 | ГОСТ Р 1724 - 1985 |
Цена, руб. | 15,00 | 13,00 |
Таблица 9. Результаты оценки качества образцов №1 и №2 по органолептическим показателям
Наименование показателя | Требования к качеству ГОСТ Р 1724 - 1985 | Характеристика образца №1 | Характеристика образца №2 | Заключение | |
Внешний вид | Кочаны свежие, целые, здоровые, чистые, вполне сформировавшиеся, непроросшие, без повреждениями с/х вредителями | Кочаны свежие, целые, здоровые, чистые, вполне сформировавшиеся, непроросшие, без повреждениями с/х вредителями | Кочаны свежие, целые, здоровые, чистые, вполне сформировавшиеся, непроросшие, без повреждениями с/х вредителями | Соответствует требованиям ГОСТа | |
Вкус и запах | Свойственные данному ботаническому сорту, без постороннего запаха и привкуса | Свойственные данному ботаническому сорту, без постороннего запаха и привкуса | Свойственные данному ботаническому сорту, без постороннего запаха и привкуса | Соответствует требованиям ГОСТа | |
плотность | Различной степени плотности, плотные или менее плотные, но не рыхлые | плотные | плотные | Соответствует требованиям ГОСТа | |
Длина кочерыги, см, не более | 3,0 | 2,0 | 2,5 | Соответствует требованиям ГОСТа | |
Рассмотрим результаты таблицы 8. По органолептическим показателям образцы под номером 1 и 2 соответствуют требованиям ГОСТа, но образец №2 имеет длину кочерыги 2,5см. Из двух представленных образцов лучшие показатели качества имеет образец№1, под которым скрыта капуста поставщика ЧП Веретина И.А.
Чтобы покупатели получали качественные овощи, товароведам ООО «Южный» следует:
1. Соблюдать правила приемки овощей. Принимать продукцию только по товарно-транспортной накладной.
2. Принимать продукцию только в сопровождении со сводным удостоверением качества и безопасности.
3. Иметь на всю продукцию сертификаты качества.
4. Следить за температурным режимом хранения и сроками годности овощей.
5. проводить экспертизу качества овощей.
6. Сообщать поставщикам обо всех выявленных нарушениях поставки и качества овощей.
Все овощи, реализуемые в ООО «Южный» соответствуют требованиям ГОСТов и являются качественными.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 289.