Основные направления работы по формированию толерантных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В связи с актуальностью комплексного исследования проблем прав человека и толерантности возникает вопрос: существуют ли в стране необходимые системы, механизмы для их обеспечения, защиты? Среди таковых можно выделить следующие: судебная защита, несудебная защита и деятельность неправительственных правозащитных организаций (НПО). Показателен тот факт, что, по оценкам экспертов, лишь около одной трети россиян имеют реальные возможности для защиты своих прав в случае их нарушения. Меньше же всего возможностей для этого у жителей Северо-Западного, центрального, северо-Кавказского регионов страны. Проблема защиты своих прав стоит перед большинством социальных групп, среди которых – коренные малочисленные народы Севера, предприниматели, россияне, проживающие за рубежом, беженцы и вынужденные переселенцы, заключённые, военнослужащие, пенсионеры, женщины и дети, инвалиды и другие социально уязвимые слои населения.

Демократическая система защиты прав человека предполагает возможность для всякого гражданина обращаться в суды различных инстанций. Судебная система является наиболее эффективным механизмом восстановления нарушенных прав; она представляет собой основную структуру для защиты прав человека на национальном уровне.

К механизмам несудебной защиты прав человека относится: институт Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченные по правам человека в субъектах Федерации; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Коллегия адвокатов, министерства и ведомства РФ и др.

Недостающим звеном в механизме обеспечения прав человека в России является деятельность неправительственных правозащитных организаций (НПО). И, прежде всего потому, что в стране нет общего информационного источника в области прав человека, доступного юристам, журналистам, всем заинтересованным лицам и организациям. Базы данных, распространяющиеся на коммерческой основе, не могут решить проблемы, т.к. они не имеют специальной «правозащитной» ориентации, обычно не содержат материалов международного уровня, продаются по высокой цене и не являются, таким образом, общедоступными. Правозащитникам необходимо привлечь внимание к нарушениям прав человека. Во многих странах мира общественные кампании, организуемые НПО, представляют мощный инструмент борьбы за права и свободы человека, серьёзный аргумент для властей. В России такая практика отсутствует.

Немаловажное значение в деле практического осуществления правозащитных мероприятий и установления толерантных отношений в обществе имеет образование и воспитание в семьях, школах, вузах. Воспитание в духе терпимости весьма значимо для поднятия самооценки личности, формирования гражданина, мирного соседствования разных народов, разных национальностей, людей разной веры и разных политических и других убеждений. По оценкам участников социологических опросов, учителей школ и преподавателей вузов, положение с обучением правам человека удовлетворительно лишь отчасти. Прежде всего потому, что не разработаны научные основы такого преподавания. Нет пока и особой заинтересованности со стороны компетентных структур во введении специальных курсов по граждановедению и правам человека, активному изучению международно-правовых документов [42, c.102-110].

Всеобщего уважения и соблюдения прав человека в России невозможно достичь без коренного перелома в распределении знаний о правах человека и кардинального обновления среднего и высшего образования в этой области. Поэтому Комиссия по правам человека при Президенте РФ выступает за создание государственно-общественного Федерального центра информации и содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира – как общероссийского координационного центра по организации эффективного распределения информации о правах человека, разработке концепции и программе подготовки и переподготовки по правам человека для различных категорий госслужащих на всех уровнях формального и неформального обучения.

В связи с рассматриваемой проблемой возникает вопрос о месте и роли тех или иных государственных и общественных структур в обеспечении прав человека и в формировании толерантных отношений. Небезынтересно, что в первую очередь при опросах называются неправительственные правозащитные организации, во вторую – аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, в третью – система школьного и высшего образования. Далее следуют учреждения культуры, СМИ. На ступень ниже – федеральные органы, религиозные организации. И на последнем месте – федеральные органы власти, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ. Очевидно, что последние этими вопросами занимаются крайне мало [42,c.103].

Что касается назревших проблем, которые призваны решать все эти структуры, то среди первоочередных мер возможно следующее:

· ввести в образовательные стандарты знания о правах и свободах человека;

· разработать федеральную целевую программу просвещения и образования в области прав человека;

· подготовить разнообразную информационную и учебно-методическую литературу для педагогов и учащихся;

· подготовить специализированные компьютерные базы данных по правам человека;

· подготовить и распространить информационные материалы для правозащитных и иных общественных организаций;

· разработать примерные образовательные программы для вузов в области прав человека;

· подготовить и распространить информационные материалы для госслужащих;

· ввести и пропагандировать нормативные и законодательные акты, ограничивающие и запрещающие проявления интолерантности (экстремизма, шовинизма, национализма, ксенофобии и пр.), добиваться их принятия;

· особое внимание следует уделить созданию толерантного климата в регионах, в частности в молодёжно-студенческой среде, во взаимоотношениях между представителями различных политических партий и общественных движений.

Интересно, что в ряде регионов уже существуют Целевые программы решения подобных задач, которые стремятся комплексно подходить к проблеме. Так, в Прикамье действует Закон Пермской области о «Целевой программе развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 гг.», который включает раздел «Система мер противодействия политическому экстремизму, формирование в регионе ситуации политической толерантности», предусматривающий: организацию молодёжных дискуссий, интеллектуальных игр и т.п. мероприятий; введение в программу образовательных учреждений специальных учебных курсов, посвящённых религиозным, этническим, гендерным и другим аспектам толерантности; проведение в вузах «круглых столов» по религиозным аспектам политической жизни Прикамья на современном этапе; подготовку печатных материалов (методических, учебных пособий, брошюр и т.п.), содержащих разъяснения принципа толерантности как важнейшего элемента демократической политической культуры и т.д.

Все мероприятия, направленные на установление толерантного климата в российском обществе, в конце концов направлены на обеспечение прав человека. Они неразрывно взаимосвязаны между собой. Сегодня на первый план выдвигаются вопросы чрезвычайно важные и трудные. Наряду с научным анализом необходимы практические действия по внедрению принципов толерантности в политическую жизнь общества, повседневную жизнь граждан. Подобные мероприятия могли бы быть во всех регионах, по всей стане в целом. Тем самым они способствовали бы укреплению правовой и политической толерантной культуры в России, обеспечению прав и свобод человека, а, следовательно, и социальной стабильности.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 181.