ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Кафедра «Социально-психологических и гуманитарных дисциплин»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ РАБОТА
на тему: Проблемы толерантности в современном обществе
Калуга - 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Методология исследования проблем толерантности
1.1 Сущность понятия «толерантность» и его актуальность в условиях современной России
1.2 Становление педагогики толерантности в зарубежной и отечественной науке
1.3 Исследование проблем толерантности в психологии
Глава 2. Государственно-правовое регулирование проблем толерантности в современном обществе
2.1 Анализ правовых актов по проблемам толерантности
2.2 Роль религии в формировании толерантности
Глава 3. Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе
3.1 Основные направления работы по формированию толерантных отношений
3.2 Методика работы по формированию толерантных отношений
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Формирование гражданского общества в России возможно лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность - непременное условие выживания и развития современной цивилизации. Высокие темпы перемещения и миграции населения привели к социальному взаимодействию представителей разных общин. Проблема толерантности актуальна для современной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории – распада СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма и т.д. Во многом этим объясняются те усилия, которые предпринимаются в настоящее время различными общественными и государственными институтами России для формирования в обществе высокой толерантности. В связи с трансформацией российского общества, его интеграцией в мировое сообщество, снижением согласия и терпимости в социуме возникает потребность в анализе социальных и культурных предпосылок толерантности, а также тенденции её динамики. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, терроризма; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Для решения этой задачи необходимо рассмотрение сущности и особенностей толерантности в полиэтническом российском государстве, изучение которой находится на стыке ряда гуманитарных дисциплин – социологии, истории, психологии, педагогики, политологии. Толерантность в качестве нового типа социальных отношений представляет проблему не только в сфере взаимодействия различных культур и цивилизации, но и внутри последних, особенно в России, находящейся в стадии трансформации. Нерешённость многочисленных социальных конфликтов в российском обществе, в том числе и вследствие отрицания их наличия, имевших место, как на макро -, так и на микроуровне, после разрушения мощного политического и государственного пресса привела к высвобождению огромной социальной энергии разрушения, нигилизма и нетерпимости. Важное значение для развития толерантности представляет нормальное функционирование механизмов интеграции общества. В качестве интеграторов, как правило, рассматриваются религия, государство, культура, территория и т.д. В частности, рост авторитета религиозных институтов пока слабо сказывается на росте терпимости в обществе. Социологические опросы подтверждают низкий рейтинг основных государственных институтов. Культура, существовавшая до начала либеральных реформ, оказалась не готовой ответить на новые вызовы времени (коммерциализация отношений, утрата прежних идеалов и ценностей, глобализация и т.д.).
Попытки вестернизации российской культуры, наряду с другими факторами, оказали влияние на обострение конфликта поколений. Вызывает особую тревогу тот факт, что у 66% опрошенных чрезвычайно низкий уровень терпимости по отношению к людям других национальностей. Конечно, подобное отношение объясняется, в первую очередь, войной в Чечне, и особенно, захватом заложников в театральном центре «Норд Ост». На вопрос: «Если Вы испытываете неприязнь к людям другой национальности, то к каким именно?», получены следующие ответы: к представителям «кавказских национальностей» (чеченцам, грузинам и д.р.) – 66%; к евреям – 17%; к представителям среднеазиатских национальностей (таджикам, узбекам и др.) – 13%; к представителям других национальностей – 4%.
Все указанные выше факторы и послужили причиной выбора темы исследования «Проблемы толерантности в современном обществе».
Объект исследования - социальная толерантность, включающая в себя различные формы терпимости людей во взаимоотношениях друг с другом.
Предмет исследования - проблема формирования толерантности в современном российском обществе.
Цель данной работы – выявить основные проблемы формирования толерантности в поликультурных регионах России для разработки рекомендаций по внедрению установок толерантного сознания в современном российском обществе.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1) изучить современные проблемы толерантности;
2) проанализировать государственно-правовые акты, регулирующие проблемы толерантности;
3) разработать комплексные социально-педагогические меры по развитию толерантности в современном обществе.
Гипотеза исследования: успешность решения проблем толерантности связана с реализацией следующих условий:
1) изучения проблем толерантности в психологии и педагогике;
2) использования государственно-правовых актов по проблемам толерантности;
3) разработанности комплексных мер по развитию толерантности в современном обществе;
Пути и способы решения задач исследования предполагают определение основных методов, которые использовались при проведении исследования. В данной работе использовались методы: метод сравнительного анализа, монографический метод, статистический метод, метод анализа, анкетирование, опросы.
Заключение
Формирование культуры толерантности приобретает особую актуальность в свете происходящей ныне глобализации. Под её воздействием мир становится всё более целостным.
Различные культуры, религии, цивилизации взаимодействовали и прежде. При этом нередко возникали и острая вражда, и нетерпимость. Однако их основные очаги были разделены территориально, будучи как бы отгороженными друг от друга. Ныне глобальные коммуникационные, финансовые, миграционные потоки пробили огромные бреши в существовавших барьерах, спрессовывая разные культуры и образы жизни в едином пространстве мирового социума. Складывается плотная, всепроникающая сеть общественных взаимоотношений. Нетерпимость в этих условиях генерирует высокие напряжения, способные блокировать жизнедеятельность общественных систем как на национальном, так и на мировом уровнях.
Вместе с тем глобализация наглядно демонстрирует неисчерпаемое многообразие социокультурных традиций и форм общественного устройства, норм взаимоотношений и ценностных ориентаций, присущих разным сообществам. С каждым десятилетием это многообразие не только не уменьшается, но растёт, иногда в геометрической прогрессии, бросая вызов самой способности человеческого рода регулировать возникающие на этой почве противоречия, не допускать их перерастания в острые конфликты и столкновения.
Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодёжи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений к устранению предубеждённости друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Вместе с тем общество выступает за жесткое пресечение любых экстремистских действий, за неотвратимость наказания их вдохновителей и участников.
Повсеместное и полное утверждение атмосферы толерантности и одновременно активного неприятия проявлений экстремизма – долгий процесс. Здесь многое зависит не только от государственных органов и общественных, в том числе молодёжных, организаций, но и от системы образования и воспитания, от средств массовой информации, деятелей культуры, от преодоления ими своего индифферентного отношения к бытующим – далёким от толерантности – позициям и нравам, к рецидивам экстремизма. Значительное воздействие способны оказать также здравомыслие и культура политических деятелей, лидеров общественных, особенно молодёжных, движений современной России.
Список использованной литературы
1. Большой энциклопедический словарь. В 2 т./ Гл. ред. А.М. Прохоров. – Сов. энциклопедия, 1991.-Т.2.
2. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия, 1996.
3. Вебер А.Б. Толерантность в глобальном измерении // Доклад на симпозиуме «Публичная сфера и культура толерантности: общие проблемы и российская специфика» 9 апреля 2002 г. М., 2002.
4. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. - М., 1974.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
6. Галкин А.А. Публичная сфера и культура толерантности. - М., 2002.
7. Гражданские и политические права. Несовместимость демократии и расизма // Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека. Экономический и Социальный Совет ООН. 7 февраля 2002. С. 20-21.
8. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955.
9. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М.; СПб., 2000.
10. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник СПбГУ. 1996. №3. С. 23-27.
11. Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч.1. М., 1997. С. 7-9.
12. Иванов В. В зеркале социологии // Советская культура. 19 сентября. 1989.
13. Иранский дневник. Б. м., б. г.-С. 18-37.
14. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. 1990. №4. С. 48-60.
15. Карлген Ф. Воспитание к свободе/Пер. с нем.М., 1992.
16. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004.
17. Козырева П.М., Герасимова С.Б., Киселева И.П., Низамова А.М. Эволюция социального самочувствия россиян и особенности социально-экономической адаптации (1994 – 2001гг) // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 160-183.
18. Кондаков А.М. Формирование установок толерантного сознания // Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России. М.: Центр развития системы доп. образования детей, 1999. С. 95-97.
19. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс – Энциклопедия, 1994.
20. Лекторский В.А. О толерантности плюрализме и критицизме // Вопросы философии, №11,1997.
21. Львов М.В. Словарь антонимов рус. языка: Более 200 антоним. пар/Под ред. Л.А. Новикова. - М.: Рус. яз., 1988.
22. Монтессори М. Метод науч. педагогики, применяемая к детскому воспитанию в домах ребёнка // История дошк. заруб. педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
23. Нетерпимость в России./ Под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. М.: Моск. центр Карнеги, 1999.
24. Новичков В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда // Педагогика.№4.1997.
25. Ожегов. С.И. Словарь русского языка. - М., 1983.-С. 707.
26. Ондрачек П. принципы действенного воспитания. Вологда,2001.
27. Петрицкий В.А. Толерантность – универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. Спб.; 1993.-С.139-151.
28. Права человека, толерантность, культура мира // Док-ты. М., 2002.
29. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. Мн.: Харвест, 1998.
30. Религия и Закон. Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии: Собрание правовых актов. М.: Юриспруденция, 2002. С. 7-56, 57-203.
31. Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. М., 2001.
32. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
33. Россия: 10 лет реформ. М., 2002. С. 94.
34. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь.№3.1997.
35. Словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. - СПб.: Дуэт,1994.
36. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С. Кона. М.-.: Политиздат, 1989.
37. Словарь рус. языка: в 4-х т./АН СССР, Институт русского языка; Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1981.
38. Сухомлинский В.А.Мудрая власть коллектива // Избр. пед. соч. Т.З. М., 1981.
39. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Избр. пед. соч. Т.З. М., 1981.
40. Сухомлинский В.А. Павлышевская ср. школа // Избр. пед. соч. Т.2.М.,1981.
41. Солдатова Г.У. Межэтническая напряженность. М.: Смысл, 1998.
42. Толерантность. Общ. Ред. М.П. Мчедова.- М.: Изд-во «Республика», 2004.
43. Толерантность: М-лы регион. научн-практ. конф. Якутск. ЯНЦСО РАН, 1994.
44. Толерантность: Сборник научн. статей. Вып. 1. Кемерово: Кузбассвузиздат., 1995.
45. Толковый словарь русского языка. В 4 т./Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.; Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: русские словари, 1994.
46. Толстой Л.Н. Соединить в себе любовь к делу и к ученикам // Учитель: Статьи. Док-ты.-М.,1991.
47. Установление культуры мира: универсальные ценности и гражданское общество. Тверь, 2001. С.66.
48. Уэйн К. образование и толерантность // Высшее образование в Европе.№2.-1997.
49. Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2002г.
50. Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 1997.
51. Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимности в современном мире// Философские науки. №12.1991.
52. Шемякина О. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей // Общественные науки и современность.-1994.-№4.
53. World Conference against racism // Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Дурбан (Южная Африка). 31 августа – 7 сентября 2001.-С. 17-18.
Приложение 1
Типы толерантности
Типы общественного сознания | Типы толерантности | Признаки толерантности |
Мифологическое | «скрытая» толерантность | «Толерантность ещё не осмыслена концептуально. Общество терпимо относится к специфике философского мышления, поскольку оно ещё не ведёт к разрушению образов мифического сознания, но в конечном итоге возникает тенденция подавления философии…» «В структуре абсолютной веры, монотеизма толерантность невозможна в принципе, поскольку она разрушает абсолютность, но религиозные войны, основой которых являлась религиозная нетерпимость, в конечном счёте, и подготовили легимитизацию толерантности…» |
Секулярное | «культурная» толерантность | «В секулярном обществе толерантность становится реальностью в результате признания как истинных универсальных нравственных принципов. На данной основе возможно уважение к иному, принятие этнических и национальных особенностей, раздичий в социальных воззрениях, которые порождаются особенностями условий жизни, профессиональной деятельности, культурных традиций. Толерантность здесь – следствие высокой духовной и нравственной культуры…» |
Научно - общественное | Терпимость в сфере научной ментальности | «Терпимость к чужим мнениям в сфере науки имеет значение лишь там, где вопрос ещё не выявлен окончательно; теоретическая истина, построенная на неопровержимых доказательствах, требует признания. В тех случаях, когда в известном вопросе могут быть представлены доводы pro et contra терпимость имеет место при оценке доводов противника». |
Приложение 2
Модели толерантности
Модели толерантности | Особенности моделей толерантности |
Толерантность как безразличие | «Толерантность при таком её понимании выступает как по существу безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество». |
Толерантность как невозможность взаимопонимания | «Согласно данному пониманию толерантности религиозные, метафизические взгляды, специфические ценности той или иной культуры не являются чем-то второстепенным для деятельности человека и для развития общества. Толерантность в данном случае выступает как уважение к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать» |
Толерантность как снисхождение | «В случае данного понимания толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетающихся с некоторой долей презрения к ним. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, но вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла» |
Терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог | «Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога» |
Приложение 3
Данные опроса 2001 года относительно ряда бытовых ситуаций, где присутствуют этноконфессиональные факторы
Верующие в Бога | Неверующие | |
При знакомстве. При выборе круга друзей. При выборе места жительства. При решении вопроса о вступлении в брак Ваших родственников. При Вашем решении вступить в брак. | 21,4 24,2 33,9 31,2 35,0 | 25,0 25,4 38,3 34,8 39,4 |
Приложение 4
Бланк опросника для упражнения «Черты толерантной личности»
Черты толерантной личности | Колонка А | Колонка В |
1.Расположенность к другим 2.Снисходительность 3.Терпение 4.Чувство юмора 5.Чуткость 6.Доверие 7.Альтруизм 8.Терпимость к различиям 9.Умение владеть собой 10.Доброжелательность 11.Умение не осуждать других 12.Гуманизм 13.Умение слушать 14.Любознательность 15.Способность сопереживать |
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Кафедра «Социально-психологических и гуманитарных дисциплин»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ РАБОТА
на тему: Проблемы толерантности в современном обществе
Калуга - 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Методология исследования проблем толерантности
1.1 Сущность понятия «толерантность» и его актуальность в условиях современной России
1.2 Становление педагогики толерантности в зарубежной и отечественной науке
1.3 Исследование проблем толерантности в психологии
Глава 2. Государственно-правовое регулирование проблем толерантности в современном обществе
2.1 Анализ правовых актов по проблемам толерантности
2.2 Роль религии в формировании толерантности
Глава 3. Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе
3.1 Основные направления работы по формированию толерантных отношений
3.2 Методика работы по формированию толерантных отношений
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Формирование гражданского общества в России возможно лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность - непременное условие выживания и развития современной цивилизации. Высокие темпы перемещения и миграции населения привели к социальному взаимодействию представителей разных общин. Проблема толерантности актуальна для современной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории – распада СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма и т.д. Во многом этим объясняются те усилия, которые предпринимаются в настоящее время различными общественными и государственными институтами России для формирования в обществе высокой толерантности. В связи с трансформацией российского общества, его интеграцией в мировое сообщество, снижением согласия и терпимости в социуме возникает потребность в анализе социальных и культурных предпосылок толерантности, а также тенденции её динамики. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, терроризма; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Для решения этой задачи необходимо рассмотрение сущности и особенностей толерантности в полиэтническом российском государстве, изучение которой находится на стыке ряда гуманитарных дисциплин – социологии, истории, психологии, педагогики, политологии. Толерантность в качестве нового типа социальных отношений представляет проблему не только в сфере взаимодействия различных культур и цивилизации, но и внутри последних, особенно в России, находящейся в стадии трансформации. Нерешённость многочисленных социальных конфликтов в российском обществе, в том числе и вследствие отрицания их наличия, имевших место, как на макро -, так и на микроуровне, после разрушения мощного политического и государственного пресса привела к высвобождению огромной социальной энергии разрушения, нигилизма и нетерпимости. Важное значение для развития толерантности представляет нормальное функционирование механизмов интеграции общества. В качестве интеграторов, как правило, рассматриваются религия, государство, культура, территория и т.д. В частности, рост авторитета религиозных институтов пока слабо сказывается на росте терпимости в обществе. Социологические опросы подтверждают низкий рейтинг основных государственных институтов. Культура, существовавшая до начала либеральных реформ, оказалась не готовой ответить на новые вызовы времени (коммерциализация отношений, утрата прежних идеалов и ценностей, глобализация и т.д.).
Попытки вестернизации российской культуры, наряду с другими факторами, оказали влияние на обострение конфликта поколений. Вызывает особую тревогу тот факт, что у 66% опрошенных чрезвычайно низкий уровень терпимости по отношению к людям других национальностей. Конечно, подобное отношение объясняется, в первую очередь, войной в Чечне, и особенно, захватом заложников в театральном центре «Норд Ост». На вопрос: «Если Вы испытываете неприязнь к людям другой национальности, то к каким именно?», получены следующие ответы: к представителям «кавказских национальностей» (чеченцам, грузинам и д.р.) – 66%; к евреям – 17%; к представителям среднеазиатских национальностей (таджикам, узбекам и др.) – 13%; к представителям других национальностей – 4%.
Все указанные выше факторы и послужили причиной выбора темы исследования «Проблемы толерантности в современном обществе».
Объект исследования - социальная толерантность, включающая в себя различные формы терпимости людей во взаимоотношениях друг с другом.
Предмет исследования - проблема формирования толерантности в современном российском обществе.
Цель данной работы – выявить основные проблемы формирования толерантности в поликультурных регионах России для разработки рекомендаций по внедрению установок толерантного сознания в современном российском обществе.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1) изучить современные проблемы толерантности;
2) проанализировать государственно-правовые акты, регулирующие проблемы толерантности;
3) разработать комплексные социально-педагогические меры по развитию толерантности в современном обществе.
Гипотеза исследования: успешность решения проблем толерантности связана с реализацией следующих условий:
1) изучения проблем толерантности в психологии и педагогике;
2) использования государственно-правовых актов по проблемам толерантности;
3) разработанности комплексных мер по развитию толерантности в современном обществе;
Пути и способы решения задач исследования предполагают определение основных методов, которые использовались при проведении исследования. В данной работе использовались методы: метод сравнительного анализа, монографический метод, статистический метод, метод анализа, анкетирование, опросы.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.