РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра «Социальных технологий и управленческого консалтинга»
Допустить к защите
Зав. Кафедрой:
______________________проф. Н.Г. Рак
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: Социальное положение женщин на рынке труда в условиях современного российского общества
Студентки
Заочного отделения
Дворниченко
Елены Владимировны
Руководитель:
________________________
________________________
Москва 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
Глава 1. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость населения.......................................................................................................................... 6
1.1. Рынок труда и его характеристики. Социально-трудовые отношения в рыночной экономике................................................................................. 6
1.2. Безработица, ее социально-экономические последствия............. 14
1.3. Занятость населения, предпринимательство................................. 19
Глава 2. Социальные проблемы занятости женщин в современной России 22
2.1. Дискриминация женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики.................................................................................................................... 22
2.2. Социальная адаптация безработных женщин на российском рынке труда.................................................................................................................... 28
2.3. Актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России......................................................................................................... 36
Глава 3. Пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда................................................................................................. 42
3.1. Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда..................................................................... 42
3.2. Пути оптимизации роли государства в регулирования женской занятости.................................................................................................................... 50
3.3. Государственная поддержка женского предпринимательства... 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 57
Глава 1. Занятость женщины как важнейшая социальная проблема современности
Глава 2. Социальные проблемы занятости женщин в современной России
Таблица 1.
Занятость женщин
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Занятое население - всего, тыс. чел. | 63082 | 64465 | 64664 | 65766 |
2 | в т.ч. занято женщин - всего, тыс. чел. | 30244 | 31091 | 31229 | 32151 |
3 | в % ко всему занятому населению | 47,9 | 48,2 | 48,3 | 48,9 |
4 | из них в возрасте: до 30 лет | 6511 | 6924 | 7014 | 7307 |
5 | от 31 до 55 лет | 20832 | 21769 | 21949 | 22295 |
6 | Уровень занятости - всего, % | 57,2 | 58,4 | 58,6 | 59,6 |
7 | в т.ч. женщин, % | 52,2 | 53,7 | 53,8 | 55,4 |
Таблица 2.
Безработица среди женщин
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Безработных - всего, тыс. чел. | 9094 | 6999 | 6303 | 6153 |
2 | в т.ч. женщин - всего, тыс. чел. | 4293 | 3219 | 2893 | 2831 |
3 | в % к общему числу безработных (стр.2/1х100) | 47,2 | 46,0 | 45,9 | 46,0 |
4 | Из стр.2: до 30 лет, тыс. чел. | 1513 | 1169 | 1097 | 1151 |
5 | в % к общему числу безработных женщин | 35,2 | 36,3 | 37,9 | 40,7 |
6 | Из стр.2: от 30 до 55 лет, тыс. чел. | 2507 | 1865 | 1653 | 1549 |
7 | в % к общему числу безработных женщин | 58,4 | 57,9 | 57,1 | 54,7 |
8 | Уровень безработицы - всего, в % | 12,6 | 9,8 | 8,9 | 8,6 |
9 | Уровень безработицы женщин - всего, в % | 12,4 | 9,4 | 8,5 | 8,1 |
10 | В том числе в возрасте: до 30 лет | 18,9 | 14,4 | 13,5 | 13,6 |
11 | от 30 до 55 лет | 10,7 | 7,9 | 7,0 | 6,5 |
Примечание: По данным обследований рабочей силы, проведенных Госкомстатом России на последнюю неделю ноября 2006 г.
Таблица 3.
Численность безработных женщин по продолжительности поиска работы в 2005-2006 гг.
2005 г., тыс. человек
. | Всего | Из них ищут работу, месяцев | Среднее время поиска работы, месяцев | |||||
. | . | Менее 1 | от 1 до 3 | от 3 до 6 | от 6 до 9 | от 9 до 12 | 12 и более | . |
Безработные - всего | 6303 | 771 | 1187 | 883 | 537 | 600 | 2326 | 8,2 |
в т.ч. женщины | 2893 | 305 | 446 | 423 | 254 | 295 | 1171 | 8,8 |
в т.ч. мужчины | 3411 | 466 | 741 | 461 | 283 | 305 | 1155 | 7,8 |
2006г., тыс. человек
. | Всего | Из них ищут работу, месяцев | Среднее время поиска работы, месяцев | |||||
. | . | менее 1 | от 1 до 3 | от 3 до 6 | от 6 до 9 | от 9 до 12 | 12 и более | . |
Безработные - всего | 6153 | 605 | 1061 | 927 | 612 | 564 | 2386 | 8,6 |
в т.ч. женщины | 2831 | 255 | 431 | 437 | 295 | 260 | 1153 | 8,9 |
в т.ч. мужчины | 3322 | 350 | 630 | 490 | 316 | 303 | 1233 | 8,3 |
Таблица 4.
Диаграмма 1. Наибольшая численность безработных граждан, охваченных услугами социальной адаптации по РФ за 2006 г., тыс. чел.
Глава 3. Пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследовательскую работу, определено, что представляет собой понятие «социально-трудовые отношения», их типы, а также предметы и субъекты. В ходе исследовательской работы проанализировано социальное положение женщин на рынке труда в условиях современного российского общества. Мы рассмотрели наиболее общие и характерные для этого явления особенности. Выделив эти особенности, в результате исследовании были сделаны следующие выводы:
1. Расхождение как с первоначальными ожиданиями, так и с опытом других постсоциалистических стран позволяет сделать вывод о формировании особой российской модели рынка труда. Пока этот вывод не получил всеобщего признания, не говоря уже о его теоретическом осмыслении. Сегодня существует настоятельная потребность как в преодолении неадекватных представлений о том, как устроен и как работает российский рынок труда, так и в более реалистичной оценке перспектив его будущего развития;
2. Не следует преувеличивать специфику женского и мужского лидерства в предпринимательстве. Лидерские качества мужчин и женщин имеют общую природу и не зависят напрямую от половых различий. Это дало основание утверждать в российских исследованиях о том, что успешный менеджмент не имеет пола. Хороший менеджер располагает двойным репертуаром управленческих технологий: и мужских и женских. Одновременно деловые стратегии мужчин и женщин-руководителей имеют и определенную специфику. Женщины, по сравнению с мужчинами-предпринимателями, ориентированы на устойчивые деловые стратегии и ведут свой бизнес более ответственно и осторожно; женщины чаще рассматривают бизнес как возможность самореализации. Взаимодействие с предпринимательницами свидетельствует, что те из них, которые достигают успеха в бизнесе, отличаются определенными личностными особенностями: это вариантность личностной структуры, повышенный психологический темпоритм, высокий уровень работоспособности и др.
3. В качестве насущных первоочередных мер государственной поддержки женского предпринимательства в России необходимы:
- разработка комплексной программы по развитию женского предпринимательства в России, включающей различные модели взаимодействия государственных, общественных и коммерческих структур, реализующих на практике идею социально ответственного бизнеса;
- разработка проекта закона о поддержке женского предпринимательства в Российской Федерации;
- создание единого информационного пространства для визуализации коммерческой и общественно значимой деятельности женщин-предпринимателей как в России, так и в других странах СНГ;
- создание фонда женского предпринимательства, который после окончания проекта будет осуществлять поддержку социально значимых проектов деловых женщин России по развитию негосударственных социальных услуг и мобилизации необходимых ресурсов.
Все большее значение приобретает дискриминация труда. В этом случае актуально привести пример положения и отношение к женщинам в Америке, так как в этой стране женщина стоит на одной ступени вместе с мужчиной в сфере бизнеса. В социально-трудовых отношениях женщина выступает как носитель определенных профессиональных качеств, как партнер, который самостоятельно и независимо принимает решения. Здесь не существует мужчин и женщин, есть только партнеры и коллеги.
На российских предприятиях совсем иное положение женщин. Профессиональные качества иногда не учитываются руководителем-мужчиной, так как женщина представительница слабого пола. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы дать возможность женщинам проявить себя и реализовать свои идеи.
В этой связи, особенности социально-трудовых отношений, а также проблемы социально-трудовых отношений напрямую зависят не только от экономического и социального состояния конкретного предприятия, но и страны в целом. Так как Россия находится в переходном периоде и, многие аспекты и сферы экономики пока еще не совсем сложились, поэтому особенности социально-трудовых отношений будут развиваться и устанавливаться в зависимости от положительного или отрицательного характера изменений в стране.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Текст объявления о вакансии с Интернет-сайта газеты «Работа для Вас»[1]
| id 9258304 | 06 марта 2007 г. |
менеджер по работе с клиентами | 8000 - 35 000 руб |
|
Крупное рекламное агентство проводит набор на конкурсной основе женщин в возрасте от 18 до 30 лет с высшим или н/высшим образованием.
Звонки потенциальным клиентам с предложением ознакомиться с нашими услугами. Клиентская база предоставдяется. Ведение рекламы и рекламных компаний.
График работы: с 9 до 14 или с 14 до 19 часов. Суббота, воскресение - выходной. Работа только в офисе (без выездов). Система оплаты: оклад+премия. Оклад на испытательный срок - 8000 руб. В среднем 10000-11000 руб. в месяц ЗА ПОЛДНЯ. Дружный, молодой коллектив. Официальное трудоустройство, отпуск, больничный, стаж. Бесплатное обучение. Метро Алексеевская
График: | сменный |
Требования: | от 18 до 30 лет, образование: неполное высшее |
Приложение 2.
Российская женщина и бизнес[2]
На вопросы журнала отвечает президент Российской Академии бизнеса и предпринимательства Ирина Вячеславовна Горбулина. Разговор пойдет о женском предпринимательстве в России.
- Согласно статистике в настоящее время каждая третья работающая россиянка занимается бизнесом, а у 25 процентов женщин уровень доходов выше, чем у их коллег-мужчин. Что касается будущего, то, по оценкам экспертов, к 2010 году около 40 процентов россиянок возглавят частные структуры. Много это или мало?
ГОРБУЛИНА: К величайшему сожалению, тема женского предпринимательства в российском обществе не очень популярна и даже вызывает некоторое раздражение. Потому что цифры и данные говорят о том, что в России бытует некое патриархальное представление о женской доле. Хотя позитивные сдвиги есть и чувствуются. Но существуют и другие цифры, которые не подтверждают столь оптимистичный прогноз. Сегодня Россия находится на 120 месте в мире по числу женщин, занятых в государственном управлении. Что это означает в России? Если в стране женщин больше, чем 50 процентов, а решения в своем большинстве принимаются мужчинами, и женщины не могут повлиять на какие-то государственные решения, то о поддержке женского предпринимательства, о принятии каких-то социальных программ в таком обществе приходится говорить с большой осторожностью. Проблема эта, однако, не только российская, подобное, думаю, существует во всем мире.
- Тем не менее, во многих странах мира существует система государственной поддержки женщин и активно внедряется в жизнь. В России же только и слышно, как женщины возмущаются: работать не дают, душат бумажной волокитой. Но они, несмотря ни на что, продолжают работать. Что может предпринять российская женщина, какие существуют формы поддержки женского предпринимательства, пусть даже не на государственном уровне?
ГОРБУЛИНА: Идет естественный процесс. Российскому бизнесу всего 15 лет. И когда он становился на ноги, у его руля стояли сильные, агрессивные, жесткие мужчины, которые своими способами и методами «расчищали поля» для бизнеса и которые затем захватили командные высоты. А женщина шла следом, очень осторожно и аккуратно.
Интересно, что абсолютных цифр, сколько женщин находится в бизнесе по Российской Федерации, нет, но есть процентное соотношение. На сегодняшний день в России 40,3 процента предприятий возглавляются женщинами.
Еще один интересный момент. Абсолютных цифр тоже нет, но, по данным 49 региональных отделений Российской Академии бизнеса и предпринимательства, последние выборы в законодательные собрания регионов выявили тенденцию: женщины, которые создали свой бизнес, решили все свои личные проблемы, стали активно идти в органы законодательной власти, чтобы обустроить мир вокруг себя. Видимо, это отвечает каким-то их внутренним устремлениям.
Конечно, есть некие отличия между женщинами и мужчинами, и это отражается на том, как они ведут бизнес и как относятся к обществу. Поэтому часто женщины идут в органы власти для того, чтобы решить проблемы не только свои, но и проблемы общества, что очень здорово.
К сожалению, в России не существует система государственной поддержки женского предпринимательства. А вот в США она есть в виде межведомственной комиссии по поддержке женского предпринимательства, существующей при конгрессе. В эту комиссию в обязательном порядке входят представители всех ведущих американских министерств и руководители крупных общественных движений. Существование подобного органа позволяет создать в обществе некое информационное поле в стране, которое помогает в принятии решений. В России в качестве первого шага, может быть, имело бы смысл при Совете Федерации, Государственной Думе или правительстве РФ создать межведомственную комиссию, которая занималась бы только женским предпринимательством.
- Или создать в Госдуме «женскую» фракцию, чтобы лоббировать интересы всех российских женщин. Кстати, в составе партии «Единая Россия» 51 процент составляют женщины.
ГОРБУЛИНА: Но, к сожалению, из 450 депутатов в Госдуме – только 45 женщин.
- Но если 40,3 процента руководителей российских предприятий – женщины, может быть, и не нужно их поддерживать? Однозначно, что мужчины не допустят того, чтобы число женщин-руководителей росло и приближалось к отметке в 100 процентов.
ГОРБУЛИНА: Эта цифра, 40,3 процента, означает женщин-руководителей всех российских предприятий, куда входят детские сады, государственно-муниципальные образования с их нищенской зарплатой и прочее. Если же посмотреть на российский крупный и средне-крупный бизнес, то там ситуация иная: мужчины занимают все командные высоты. В этом-то и заключается проблема. Не в том, что существует женский или мужской бизнес, бизнес есть бизнес, его главная цель – извлечение прибыли, поэтому тут главный критерий – профессионализм. А в том, что в обществе существуют некие стереотипы сознания, с которыми и нужно бороться. А женщинам нужно доказывать, что они лучшие, своей работой и профессионализмом.
Для России - обычная ситуация, когда приходят два кандидата устраиваться на работу или идет выбор, кого поставить во главе крупного предприятия, то при всех абсолютно равных условиях выбирают мужчину. Это существует, и примеров тому масса.
- В чем причина, почему, действуя в едином правовом поле, сегодня в России женщинам состояться в бизнесе труднее? Неужели виной только господствующие в обществе стереотипы?
ГОРБУЛИНА: Конечно. Стереотипы – один из ключевых моментов. Когда создавался российский бизнес, то отношение к нему в целом было абсолютно негативным. Подобный же стереотип действует и в отношении женщин. Россия – патриархальная страна, и подобное отношение к женщинам до сих пор существует. И от этого никуда не деться. То есть в России существует какая-то негласная планка карьерного роста для женщин, выше которой предпочтение всегда отдается мужчинам.
- Какие реальные формы поддержки женского предпринимательства уже выработаны РАБиП и внедрены в регионах, как развивается женское региональное движение в России?
ГОРБУЛИНА: Женское движение в России ширится и растет, но ему не хватает объединительного усилия. Российская Академии бизнеса и предпринимательства – это организация, которая объединяет и женщин, и мужчин. Когда в ней пришли к пониманию того, что женское предпринимательство требует особого внимания, это произошло достаточно спонтанно. Года три назад в большом зале Администрации президента проходил форум «Женщины – лидеры новой России», на который съехались представительницы более 70 регионов РФ. И только на нём впервые было обращено внимание на то, что в России, оказывается, такое большое количество успешных женщин. Для всех участников форума это стало настоящим открытием. Потому что по данному вопросу не существует статистики, нет движений, которые этим бы занимались, нет государственной программы, которая изучала бы это. Именно с того момента Российская Академия бизнеса и предпринимательства ведет эту программу, проводит форумы, «круглые столы», учредила первую и единственную в России Национальную премию общественного признания достижений женщин России «Олимпия». И женщины очень благодарно откликнулись на эту инициативу. Многие из них говорили, что впервые в жизни их заметило общество и отметило их труд.
В 2006 году этой первой и единственной в Российской Федерации награде, отмечающей достижения наших выдающихся современниц, исполняется 5 лет. Ее лауреатами уже стали более двухсот женщин, развивающих бизнес, спорт, науку, искусство, занимающихся политикой, очень популярных и не слишком известных.
Летчик-испытатель Марина Попович, гимнастка Светлана Хоркина, финансист Татьяна Парамонова, актриса Людмила Гурченко, академик Наталья Бехтерева, космонавт Валентина Терешкова, балерина Илзе Лиепа, губернатор Валентина Матвиенко, журналист Татьяна Миткова… Участниками конкурса на присуждение званий лауреатов “Олимпия” могут быть россиянки, занятые в любой сфере деятельности. Правда, при соблюдении нескольких условий: выдающиеся результаты деятельности, безупречная деловая репутация и активное участие в социальных и благотворительных программах.
Кто может выдвинуть претенденток?
Помимо постоянного Почетного жюри из 30 наиболее уважаемых россиян – представителей власти, ученых, деятелей политики, искусства и культуры, это могут сделать региональные органы власти, общественные и политические объединения, творческие союзы, каждый трудовой коллектив или бизнес-структура. Интересно, что будущий лауреат вправе предложить себя и сам.
3 марта 2006 года, в Москве, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоится VII Торжественная церемония вручения Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия».
Вы лично или ваша организация можете предложить кандидата в лауреаты Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» за 2005 год. Подробности можно узнать по адресу:
Москва, Новоданиловская набережная, 4а
Тел./факс: (095) 411-8608, 411-5508
E-mail: award2006@ex.ru
Веб-сайт: http://www.ex.ru
Удачи!
1 Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд – 2000 №1
[1] http://www.rabota.ru/vacancy9258304.html
[2] http://www.ex.ru/press_cutting/rip/volgabiz_01_06.shtml - Российская академия бизнеса и предпринимательства
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра «Социальных технологий и управленческого консалтинга»
Допустить к защите
Зав. Кафедрой:
______________________проф. Н.Г. Рак
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.