Основные психологические проблемы перехода к профильному обучению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социологические исследования показывают, что большинство пятнадцатилетних отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы дисциплин, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Следует отметить и тот факт, что примерно треть подростков к этому возрасту не готова выбрать тот или иной профиль обучения. Такая ситуация может быть связана как с их личностными особенностями, так и с качеством преподавания.

Чтобы индивидуальный подход к ребенку на научной основе, необходимо, во-первых, знать возрастные особенности, которые в должной мере не используются учителями, во-вторых, не менее важно знать потребности и запросы самого ребенка.

Личностный подход в обучении – не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга. Это последовательное всегда и во всем отношение к ученику как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности.

Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение понять глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Спору нет – и то и другое существенно. Но самый легкий, послушный и покладистый ребенок не всегда самый искрений или самый инициативный. Также мало говорит о характере учащегося его успеваемость. Закона прямой пропорциональности школьной успеваемости и развития индивидуальности не существует, как показали исследования последних лет. Но нет и противоположного правила! Не увидев в ученике чего-то ценного и интересного, свойственного только ему, учитель, в сущности, не может его воспитывать. У педагога нет точки опоры для человеческого контакта с ним. Преодолеть прошлый отрицательный опыт очень трудно, поэтому критические замечания старшеклассников в адрес школы требуют самого серьезного к себе отношения. Во многом этому должно способствовать введение в старшей школе профильного обучения, хотя, как мы понимаем, никакие нововведения в образовательном процессе, ни получение педагогами целого ряда новых психолого-педагогических методик и инструментария не дадут должного результата без построения отношений учителя с учениками на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Кроме того, как уже говорилось, надо знать интересы и склонности учащихся.

Первоначальная направленность интересов возникает очень рано, в неповторимом общении ребенка с родителями и сверстниками, а затем с учителями или теми взрослыми, которые иногда случайно встречаются на его жизненном пути вольно или невольно дают толчок к формированию его интересов. Уже в младшем школьном возрасте достаточно ярко обнаруживается возможность выявления для каждого ребенка оптимальной области знаний или деятельности, в которой он достигает сравнительно высоких успехов и к которой проявляет интерес. Однако выявить интересы учащихся к тому или иному учебному предмету или виду деятельности довольно сложно, и, как свидетельствуют результаты исследований, это невозможно сделать грамотно, основываясь лишь на отметках, получаемых детьми.

Особенно это касается ситуации с подростками. Здесь интерес все больше перемещается с учебных предметов в другую сферу внешкольной деятельности; здесь часто более активно формируются не познавательные интересы, а спортивные, художественные, технические, что, безусловно, с одной стороны, является проявлением возрастных особенностей; а с другой, отражается на школьных занятиях – интерес к ним снижается, успеваемость падает. Даже тогда когда во внешкольной сфере развиваются познавательные интересы – например, к физике, истории и т.д., – они во многих случаях отрицательно отражаются на школьной успеваемости подростков и старшеклассников: читая и делая что-то дополнительно, сверх программы, они не всегда выполняют задания учителя – они им уже не интересны. Поэтому определить интерес учеников по школьным отметкам нельзя, для этого нужна кропотливая работа, неоднократные беседы с учащимися, наблюдения, тестирования, экспериментальные занятия. Это важный период для первичного выбора будущей профессии, основанного на осознании своих интересов и способностей.

Профилизация обучения возможна только на базе усвоения широкого спектра знаний и освоения в различных видах деятельности, когда важно пережить успех и закрепить его. А специализация с учетом выбора ученика при отказе от перегрузок школьных программ – это прерогатива старшей школы, которая будет осуществлять профильное обучение, обеспечивая сохранность психического и физического здоровья учащихся.

Психологи МЦ «Преображение», осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях г. Тулы, проводят мониторинг с целью выявления уровня умственного развития учащихся 9-х классов. Как видно из этих данных, большинство девятиклассников показывает средний уровень выполнения заданий школьного теста умственного развития, разработанного группой научных сотрудников Института психологии РАО.

 

Таблица №2

Уровень

Количество учащихся, %

всего мальчики девочки Высокий 8,4 6,3 10,6 Средний 70,9 68,3 73,6 Низкий 20,6 25,4 15,7

Приведенные данные свидетельствуют о том, что большинство девятиклассников имеют средний уровень умственного развития. Количество подростков с низким уровнем умственного развития больше, чем с высоким.

Сравнивая показатели мальчиков и девочек, можно заметить, что мальчиков с низким уровнем умственного развития больше, чем девочек, среди девочек больше учащихся с высокими и средними показателями.

Анализируя результаты выполнения тестовых заданий, отнесенных к разным школьным предметам, можно отметить, что наиболее усвоенными школьными предметами у девятиклассников являются литература и русский язык, за ними следуют география, математика и физика, биология, история.

Девочки оказываются более успешными в выполнении заданий по всем школьным предметам. Это объясняется более высокой учебной мотивацией девочек, их усидчивостью, более высоким уровнем социализации и, как следствие, более высокой коммуникабельностью и информированностью.

Наиболее успешно учащимся 9-х классов выполняются задания с конкретными понятиями, затем – с абстрактными и менее успешно – смешанные. В выполнении заданий с абстрактными, конкретными и смешанными понятиями девочки опережают мальчиков. Девочки, в отличие от мальчиков, более успешно выполняют задания с абстрактными понятиями, затем – с конкретными и наименее успешно – смешанные. Это говорит о том, что уровень развития мышления девочек более соответствует возрастной норме, чем у мальчиков, так как в подростковом возрасте уже должно быть достаточно хорошо развито абстрактное мышление, у девочек же уровень развития абстрактного мышления несколько выше, чем конкретного.

Все эти данные, безусловно, следует учитывать при формировании профессионально-ценностной мотивации в предпрофильном 9-м классе, а также при организации профориентационной работы с учащимися. Но следует помнить еще и том, что, хотя, безусловно, в условиях школьного обучения очень большое значение приобретают общие умственные способности, их достаточное развитие должно быть не конечной целью, а необходимым фоном, на котором у каждого ученика развиваются способности как личностное качество, ведущее к формированию его индивидуальности, к творческому отношению к различным сторонам жизни.

В психологии способностей главным образом разрабатывался путь выявления наиболее способных детей посредством сравнения достижений их и сверстников. И.В. Дубровина говорит о необходимости изучения и субъективно значимых способностей, что поможет определить способности каждого ребенка независимо от степени достижений. Ведь, как отмечается в Концепции профильного обучения Минобразования РФ, «профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированого учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной, образовательной траектории». Очень важно, с позиции практической психологии, не сравнивать способности ребенка и других учащихся, а определять специфику способностей именно этого ученика – к чему в наибольшей степени он способен.

 



Дата: 2019-04-23, просмотров: 203.