Элективные курсы в профильном обучении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Элективные курсы – факультативные курсы, направленные как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности; способствующие углублению индивидуализации профильного обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся.

Курсы по выбору являются обязательной частью содержания профильного обучения.

Учащимся предлагается не менее трех курсов по выбору на одно учебное полугодие. Количество учебных часов, отводимых по учебному плану на каждый из этих курсов, колеблется от 15–16 до 48.

Курсы по выбору могут завершаться как экзаменационными испытаниями, так и защитой выполненного проектного или исследовательского задания.

Курсы по выбору в профильном обучении предполагают заметное сокращение преподавания в классно-урочно-предметной системе за счет использования таких методов, как:

· самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации;

· обзорные и установочные лекции;

· лабораторные и лабораторно-практические работы;

· семинары, собеседования, коллоквиумы, дискуссии, творческие встречи и др.

· информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, Интернета и др.;

· проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов;

· проведение эвристических контрольных работ;

· экскурсии на предприятия, специализированные выставки;

· практики на оплачиваемых и учебных рабочих местах;

· самостоятельное трудоустройство и выполнение оплачиваемой работы;

· работа в третьем секторе экономики, волонтерство и др.

Элективные курсы могут быть весьма разнообразными и выбираются, исходя из конкретных условий.

Элективные курсы незаменимы для достижения основных целей образования на старшей ступени школы.

Ограниченное сочетание базовых профильных и элективных предметов позволит достичь целей профильного обучения и реализовать следующие принципы:

1. Принцип региональности определяется существенным различием занятости, рынков труда и образовательных услуг, социальных ожиданий выпускников школы.

2. Принцип вариативности. Развитая вариативная часть профильного обучения условно делится на две – на гимназическое и углубленное реальное.

Гимназическое образование предназначается в первую очередь для тех, кто планирует получать высшее образование в университетах, ведущих целенаправленную подготовку научных кадров.

Углубленное реальное образование предназначается для тех, планирует продолжение образования в высших и средних специальных учебных заведениях, осуществляющих подготовку по массовым профессиям.

3. Принцип индивидуализации предполагает, во-первых, свободу выбора учащимся старших классов профиля обучения, во-вторых, реальную возможность смены профиля на любом этапе обучения, в-третьих, самостоятельное определение целей и задач своего образования с учетом возможностей и способностей, изменений жизненных и профессиональных планов.

4. Принцип продуктивности учебной деятельности предполагает эскалацию проектной деятельности учащихся в профильном обучении.

5. Принцип доступности связан с проблемой представления содержания профильного обучения.

 


Таблица №1

Цели образования Примерная тематика элективных курсов
1 Формирование функциональной грамотности 1.1 Работа с книгой 1.2 Графическая грамотность 1.3 Культура общения 1.4 Культура умственного труда 1.5 Развивающие интеллектуальные игры 1.6 «Я» – знания 1.7 Вероятностно-статистический характер современного знания
2 Формирование технико-технологического мышления 2.1 Основы техники 2.2 «Сумма технологий» материального производства 2.3 Основы материального производства 2.4 Техники решения изобретательских задач 2.5 Основы проектирования и конструирования 2.6 Подготовка материального производства 2.7 Фундаментальная и прикладная науки 2.8 Наука – техника – производство – общество
3 Формирование экономического мышления 3.1 Основные представления о реальном секторе экономики 3.2 Организация материального производства 3.3 Основы производственного менеджмента 3.4 Экспертирование качества товаров и услуг 3.5 Предпринимательство, малый и средний бизнес 3.6 Основы экономической демократии 3.7 Национальные трудовые ресурсы 3.8 Национальная экономическая безопасность
4 Формирование имиджа и культуры поведения 4.1 Психология общения 4.2 Культура поведения 4.3 Стиль личный и фирменный 4.4 Психология отношений «руководитель – подчиненный» 4.5 Деловая карьера 4.6 Здоровье 4.7 Самоимиджирование
5 Развитие гуманитарной образованности специалиста 5.1 Труд людей в зеркале литературы и искусства 5.2 История развития технических идей и техники 5.3 Философия техники 5.4 Популяризация науки и техники 5.5 Педагогические технологии профессионального образования 5.6 Профессионально важные качества личности специалиста 5.7 Индустриальный дизайн 5.8 Инженерная психология 5.9 Инженерное обеспечение архаичных производств



Дата: 2019-04-23, просмотров: 172.