Формирование экономических районов Великобритании началось со времени промышленного переворота. Раннее возникновение капиталистического способа производства способствовало его распространению по всей стране. Поэтому порайонные различия в уровне развития капитализма в современной Великобритании выражены значительно слабее, нежели в большинстве других промышленно развитых капиталистических государств.
Порайонные различия на ее территории в гораздо большей степени определяются специализацией хозяйства районов, связанной с историческими и природными особенностями, со степенью развития внутрирайонных и внешних экономических связей. Более низким уровнем экономического развития отличаются территории, населенные национальными меньшинствами (Северная Ирландия, Уэльс, Шотландия).
Промышленные районы Великобритании можно сгруппировать по особенностям специализации. Самым мощным промышленным районом с развитым портовым хозяйством является Южная Англия. Здесь размещены мощная агломерация - Большой Лондон, всемирно известные университетские центры Оксфорд и Кембридж, а на побережье - курортные города. Индустриально-аграрной является западная часть этого района с промышленным узлом Бристоль.
В центральной Англии сложились индустриальные районы — Мидленд (Бирмингем), Йоркшир (Лидс) и Ланкашир (Манчестер). Индустриально-аграрный район - Северная Англия (Ньюкасл), Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия - национальные окраины, которые переживают сложную экономическую проблему -проблему занятости.
В Уэльсе на базе каменноугольного бассейна работает металлургическая промышленность, сельское хозяйство специализируется на разведении крупного рогатого скота и овец.
Шотландия имеет судостроение, металлургические заводы, текстильную и электротехническую промышленность (Глазго).
Северная Ирландия (Белфаст) - аграрный район Великобритании. На ее территории бытует острая социальная проблема - противостояние католиков и протестантов. Здесь самые низкие показатели экономического развития. В Северной Ирландии наибольшая в стране занятость в сельском хозяйстве и самый высокий уровень безработицы.
По условиям развития в Великобритании резко различаются юго-восток – так называемая «Зелёная Англия» – и вся остальная территория, где промышленная революция 18в. создала крупные очаги промышленности на базе ресурсов угля и железной руды.
ЮГО -Восточная Англия поныне остается наиболее земледельческой частью страны; ее города и селения в своём внешнем облике носят следы глубокой старины. Удельный вес Юго-Восточной Англии о экономике страны падал по мере роста промышленности на Северо - Западе и на Севере. Исключение составлял Лондон с его пригородами;—разившийся не только как столица страны, но и как центр обширной колониальной империй, крупнейший порт и торгово-финансовый центр.
После войны 1914—18, в связи с упадком «старых» отраслей промышленности В. и развитием электрификации, ослабившей зависимость индустрии от расположения угольных бассейнов, промышленная роль Юго-Восточной Англии значительно выросла. Она стала одним из важнейших районов концентрации новых отраслей промышленности.
В Большом Лондоне имеется значительное число предприятий тяжёлой индустрии—электротехнической, автомобильной, химической и др., сосредоточенных в пригородах. Однако основное хозяйственное значение Лондона по прежнему определяется его обширными торговыми и финансовыми операциями и промышленностью, обслуживающей нужды города.
Рост промышленности в пригородах Лондона сопровождается сокращением населения и промышленности в самом городе. Сельское хозяйство Юго-Восточной Англии специализировано на поставке для Лондона мяса, молока, овощей и фруктов. Исключение составляет район к С. от устья Темзы (графства Норфолк и Суффолк), где видное место занимают пшеница, ячмень, сахарная свекла и кормовые культуры.
Юго-Западная Англия включает гористый п-ов Корнуолл — один из важнейших районов молочного животноводства, развивающегося на базе больших сочных пастбищ. В Корнуолле добываются олово и каолин. На берегу Ла-Манша находится г. Плимут — военный и торговый порт и центр судостроения, образующий одно целое с Девонпортом.. Крупнейший город и порт Юго-Западной Англии Бристоль — значительный центр авиационной и пищевой промышленности.
К северу от «Зелёной Англии» лежат районы тяжёлой индустрии (добыча угля, металлургия, тяжелое машиностроение) и старые районы текстильной промышленности. Они начинаются от полосы угольных и железорудных месторождений, окаймляющих южные отроги Пеннин.
Мидленд — промышленный район, расположенный на центральной равнине, старейший очаг угольной металлургической и машиностроительной промышленности.. Западная его часть, т. н, «Черная страна», примыкающая к Бирмингему, в прошлом была густо насыщена шахтами и металлургическими заводами, а ныне — металлообрабатывающими заводами.
Бирмингем — крупнейший центр военной, автомобильной, авиационной, электротехнической промышленности, вагоно- и паровозостроения, производства качественной стали, сплавов и металлоизделий.
Ковентри — центр автомобильной и авиационной промышленности. К северу расположен т.н. «Горшечный район» с центром Сток – он – Трент, район керамической промышленности; к юго-востоку – Регби – центр электротехнической промышленности. В восточной части Мидленда преобладает земледелие. Промышленность здесь более рассредоточена, она характеризуется значительным развитием отраслей металлообрабатывающей и лёгкой. Большое значение имеет в этом районе добыча железной руды. Наиболее крупные центры восточной части Мидленда – Ноттингем, Лестер и Дерби.
Уэльс – гористый полуостров на западе Великобритании, изобилующий пастбищами для овец. В долинах и на побережье развиты молочное животноводство и садоводство. Южный Уэльс – один из важнейших районов угольной промышленности, а также район чёрной и цветной металлургии (в частности производства белой шерсти) и химической промышленности. Крупнейшие центры: Кардифф, Суонси, Ньюпорт и Потр-Толбот.
Южный Уэльс - один из наиболее пострадавших от упадка промышленности «депрессивных районов». Небольшой угольно-металлургический район имеется в Северном Уэльсе на границе с графством Чешир.
Северная Англия – наиболее индустриальная часть страны. В ней расположены 3 крупных промышленных района – Ланкаширский, Йоркширский и Северо-восточный и менее крупный Камберленский. Все они сформировались на базе каменноугольных месторождений. Ланкашир, вместе с прилегающими частями графства Чешир и Дербишир, - крупнейший район хлопчатобумажной промышленности.
Здесь имеется также каменноугольная промышленность, ряд важных центров машиностроения и химической промышленности. Среди промышленных городов Ланкашира выделяются Ливерпул с Бёркенхедом – второй после Лондона порт, центр судостроения, цветной металлургии, химии и пищевой промышленности, и Манчестер – центр текстильного и тонкого машиностроения, электротехнического производства и исторический центр хлопчатобумажной промышленности; они соединены морским каналом. Основная часть Ланкашира сплошь состоит из городов; расположенное южнее графство Чешир и остров Англси на западе являются сельскохозяйственными районами, обслуживающими Ланкашир.
Йоркшир – главный район шерстяной промышленности, а также важный район каменноугольной, металлургической и химической промышленности. Шерстяная промышленность сосредоточена на Северо-западном, Западном Райдинге. Центры района Лидс и Брэдфорд, наряду с текстильными фабриками, имеют машиностроительные и другие предприятия.
В Южной Йоркшире простирается район угольной и металлургической промышленности с крупным центром качественной металлургии, машиностроения и военной промышленности – г. Шеффилдом. Выходом Йоркшира к морю служит эстуарий (устье реки, расширяющееся к морю) Хамбер, в который впадают реки Трент и Уз. На берегах Хамбера расположены портовые города: Халл – крупный порт по ввозу пшеницы, шерсти и леса и центр рыболовства, Гримсби – рыболовный порт. За исключением района Хамбера, в восточной части Йоркшира преобладает сельское хозяйство.
На северо-востоке, в Нортамберленде и Дергеме, находится крупный угольный бассейн, который пересекает устья судоходных рек Тайн, Уир и Тис, где расположены угольные порты, центры металлургии и машиностроения. Среди них выделяются: Ньюкасл – центр крупного района судостроения и важный порт по вывозу угля, Мидлсборо - центр металлургии и судостроения. На Северо-западе, в Каберленде – небольшой угольно-металлургический район, примыкающий к порту Барроу – центру военного судостроения и машиностроения.
Шотландия. На Средне шотландской низменности расположен район каменноугольной и металлообрабатывающей промышленности; центр его – Глазго с судостроительными верфями, машиностроительными заводами, химическими и текстильными предприятиями.
В восточной части Средне-Шотландской низменности, наряду с угледобычей, развита лёгкая промышленность. Здесь расположены крупные города – Эдинбург (административный центр Шотландии) и Данди. Северная и Южная Шотландия – отсталые, редконаселённые горные районы, где большие площади заняты под пастбища для овец и охотничьи заповедники. На побережье – рыболовецкие порты, важнейший из них – Абердин. В Южной Шотландии, в бассейне р. Твид развито производство шерстяных тканей.
Северная Ирландия занимает северо-восточную часть острова Ирландия. Здесь распространены посевы пшеницы и льна, развиты молочное животноводство и огородничество. Главный промышленный город и порт Белфаст – центр судостроения и производства льняного полотна.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 394.