Региональная политика в Великобритании. Взаимоотношения между центральной властью и регионами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1) регионы с неестественно низким уровнем жизни и значительным уровнем безработицы;

1. Региональная политика.

2) регионы, в которых селективная помощь не окажет отрицательного воздействия на функционирование рыночного механизма настолько, чтобы противоречить интересам стран-членов ЕС;

2. Взаимоотношения

2006 г. был принят новый Акт об управлении в Уэльсе, который значительно реформировал систему управления в Уэльсе. Проведено отделение исполнительной власти от законодательной. Глава правительства (Первый министр) назначается теперь королевой по представлению Национальной ассамблеи Уэльса. Другие министры назначаются Первым министром и утверждаются королевой. Правительство подотчетно Национальной ассамблее.

3) регионы, где британское правительство имеет право выделять прямые дополнительные субсидии предприятиям.

В 30-е годы ХХ века в Великобритании по поручению правительства проводится целый ряд региональных исследований, в результате которых был принят Закон о специальных районах. С принятием этого закона была предпринята попытка решения региональных проблем (прежде всего, региональной безработицы) путем «приближения работы к рабочим». Дальнейшее развитие теории и практики регионального управления привело к тому, что в последствии в указанный закон были внесены многочисленные поправки, позволяющие предоставлять в депрессивных регионах займы для малого бизнеса, крупные кредиты Казначейства для больших компаний, льготные правительственные контракты, налоговые льготы и т.п.

В настоящее время в Великобритании имеется 6 метрополитенских графств, которые охватывают крупные агломерации (исключая Лондон). В каждом из этих графств сгруппировано от 1,2 до 2,8 млн. человек. Метрополитенские графства подразделяются на 36 метрополитенских округов, каждый из которых вобрал в себя бывшие города-графства с населением более 200 тыс. жителей. Остальная территория (главным образом сельские районы Великобритании) разделены на неметрополитенские графства с населением от 110 тыс. до 1400 тыс. жителей. Неметрополитенские графства разделены на 296 неметрополитенских округов, население которых насчитывает от 60 до 100 тыс. жителей. Основой системы территориального управления в Великобритании являются графства, им переданы все важнейшие функции. Часть таких функций закреплена за метрополитенскими округами. Остальные округа наделены лишь второстепенными функциями.

В настоящее время правительство Великобритании также активно осуществляет управление развитием регионов. Основную роль в выработке и реализации британской региональной политики играет Министерство торговли и промышленности, которое занимается уточнением состава и критериев выделения географических единиц – объектов государственной поддержки. Сегодня эта работа проводится в соответствии с учетом аспектов региональной политики Европейского союза (ЕС).

В послевоенные годы правительство Великобритании усилило внимание к региональным проблемам страны. В 1945 г. был принят Закон о распределении промышленности, в котором получающие помощь регионы назывались уже не специальными, а регионами развития. В регионах развития широко использовались такие стимулирующие меры, как преимущества в виде строительных лицензий и сертификатов на промышленное строительство. Принятый в 1960 г. Закон о местной занятости добавил к перечню стимулирующих мер прямые строительные субсидии для создания собственных предприятий в проблемных регионах. Ряд последующих аналогичных законодательных актов (1963, 1966, 1970, 1972 и 1975 гг.) существенно укрепил и расширил стимулы для проблемных регионов, перечень которых уже содержал льготные субсидии на приобретение основных фондов, свободную амортизационную политику, ограничения в размещении учреждений в развитых регионах, прямое планирование регионального развития и др. Динамика прямых затрат Казначейства Великобритании в 1960–1980 гг. на региональную политику свидетельствует о семикратном их увеличении за рассматриваемый период.

В частности, в настоящее время сетка регионов Великобритании, которым оказывается государственная поддержка, включает в себя три их группы:

Великобритания в плане политико-территориального устройства прошла в своем развитии путь от разрозненных королевств через централизацию власти и подчинение монаршей воле присоединенных территорий к современному Соединенному Королевству, состоящему из четырех регионов, три из которых обладают значительной самостоятельностью. Изначально англосаксы объединились в королевство под названием Англия. Затем путем различных внешнеполитических средств к Англии были присоединены Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.

Великобритания имеет весьма давние традиции регионального управления и развития региональной науки в целом. В частности, некоторые исследователи считают, что старт региональной политики в Великобритании был дан в конце 20-х годов прошлого столетия с целью устранения так называемой «петли безработицы» (регионов с весьма низким уровнем занятости населения). В 1928 г. правительство создало специальное Управление по перемещению промышленности, которое занималось в основном депортацией рабочих из депрессивных районов в более развитые.

Местное самоуправление в Великобритании. Система местного самоуправления в Великобритании относится к англосаксонской модели, характеризующейся весьма значительной самостоятельностью органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и разделением функций местного самоуправления и государственного управления на местах. В Великобритании отсутствуют назначаемые сверху представители на местах, так же как и в других странах общего права.

На протяжении всей истории взаимоотношения центра и регионов Великобритании строились на принципе автономии. В Уэльсе и Шотландии изначально автономия хотя и была административной, тем не менее характеризовалась значительной самостоятельностью.

Наряду с Министерством торговли и промышленности решением региональных проблем занимается и Министерство окружающей среды, транспорта и регионов Великобритании, функции которого имеют ярко выраженную региональную ориентацию. Таким образом, анализ практики регионального управления в такой типично рыночной, традиционно либеральной стране как Великобритания, свидетельствует о весьма активном, зачастую прямом государственном регулировании в сфере регионального развития.

По результатам референдума британским парламентом был принят Акт о Шотландии (1998), которым предусматривалось образование в Шотландии парламента и исполнительного совета, наделенного функциями правительства и возглавляемого Первым министром. Исполнительный совет подотчетен шотландскому парламенту.

По форме политико-территориального (государственного) устройства Великобритания – унитарное государство с наличием автономных территориальных единиц.

Система власти на островах имеет свою специфику. Есть собственныезаконодательные собрания, законодательные и административные системы. Законы, принимаемые законодательным органом острова, вступают в силу по получении королевской санкции. Оборона и безопасность, а также представительство в международных отношениях обеспечиваются правительством Великобритании. Монарх представлен на островах лейтенант-губернаторами.

В настоящее время организация и деятельность органов местного самоуправления регулируются Актом о местном управлении (2000).

Центральная власть и местное самоуправление. Отсутствие на местах чиновников, назначаемых правительством, не означает, конечно, что местное самоуправление полностью свободно от правительственного контроля. Обоснование такого контроля выводится английскими юристами из принципиального положения общего права о том, что монарх – единственный источник всей власти, ветви которой подконтрольны ему, министры же, контролирующие муниципалитеты, являются слугами короны.

Управление на местах осуществляется также через систему публичных корпораций, таких как Управление атомной энергии, Управление водных ресурсов, Комиссия по развитию новых городов, Жилищная корпорация и др. В последнее время стали образовываться региональные публичные корпорации, действующие в пределах отдельных территориальных единиц, например Лондонское транспортное управление, региональные больничные управления и др.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 506.